Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
Магомедова Н.Т. (г. Махачкала)
Сторонники атрибутивного подхода к мотивации достижений утверждают, что в стремлении к достижениям, престижу, статусу, в желании преодолевать трудности, препятствия в достиженческой деятельности, в ожидании будущих успехов большое значение имеет то, как люди истолковывают себе причины успехов и неудач, т.е. представлениями индивида о причинах достигнутых ими успехов и неудач. Если человек верит в свои силы, в собственные способности, если ощущает контроль над ситуацией, то вероятность достижения успехов существенно повышается. В том случае, если человек не ощущает контроля над ситуацией, не верит в собственные возможности, а наличные успехи связывает со случайностью или везением, то это с большей вероятностью будет способствовать снижению мотивации достижения. Эта зависимость была экспериментально продемонстрирована Б. Вайнером, М. Селигманом и рядом других ученых на материале большого числа профессий.
В связи с этим возникает закономерный вопрос, в чем же источники такого объяснения собственных достижений, откуда берется ощущение контроля или, наоборот, бесконтрольности над ситуацией? Для ответа на эти вопросы необходимо изучение факторов, детерминирующих проявление, функционирование и развитие каузальной атрибуции достижений.
Теоретический анализ работ ряда исследователей косвенно свидетельствуете том, что каузальная атрибуция достижений в той или иной мере определяется личностными свойствами индивида. При объяснении психических явлений необходимо исходить из того, что любые внешние воздействия (в деятельности, ориентированной на достижения, это успехи и неудачи) вызывают психический эффект опосредованно через личность, преломляясь через совокупность внутренних условий.
Таким образом, одним из возможных и существенных факторов могут являться личностные особенности субъекта деятельности. На материале студенческой молодежи нами была исследована связь между каузальными атрибуциями достижений и индивидуально-психологическими ососбенностями их личности, и было обнаружено ел едущее.
У студентов-интровертов с низкой активностью в деятельности (психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной) с эмоциональной неустойчивостью, высокой тревожностью, боязнью социальных контактов чаще наблюдается пессимистический атрибутивный стиль.
У студентов-экстравертов с высокой активностью в деятельности, смелостью в социальных контактах, эмоциональной устойчивостью и низкой тревожностью наблюдается пессимистический атрибутивный стиль.
317
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Самоактуализация личности и успешность педагога
Магомедов П.Ш. (г. Махачкала)
Исследование самоактуализации личности, рассматриваемой как стремление к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей (К. Роджерс), стремление человека стать тем, кем он может быть (А. Маслоу), истинное самовыражение (Ф. Перлз), - в аспекте профессионального развития личности выдвигает на передний план проблему соотношения самоактуализационных характеристик и профессионально важных качеств личности.
Исследование уровня самоактуализации педагогов показывает, что здесь различия между успешными и неуспешными педагогами не имеют однозначного характера, т. е. успешные педагоги не обязательно превосходят других учителей в выраженности самоактуализационных качеств. Так по основной шкале Самоактуализационного теста - Компетентности во времени - успешные педагоги уступают неуспешным, а в Поддержке самоактуализации между ними нет значимых различий.
Такие результаты на первый взгляд кажутся озадачивающими, однако всесторонний анализ показывает, что в этом есть определённая закономерность. Она обнаруживается при рассмотрении социального портрета педагога, который сегодня представляет в большей степени экономически неактивную и материально неблагополучную прослойку общества, недостаточно адаптированную к изменившимся условиямжизни. Какследствие, актуализированная потребность в социальной защите или в безопасности приводит его к отказу от самосовершенствования, для которого требуются определённые социальные условия.
Вместе с тем по дополнительной шкале Самоактуализаци-онного теста - Познавательные потребности - успешные учителя превосходят неуспешных. Именно со шкалой Познавательные потребности, а также со шкалами Самоуважение, Самопринятие, Представления о природе человека и Креативность, наиболее тесно связана успешность учителя.
Таким образом, отсутствие значимых различий между учителями, относящимися к разным группам успешности, по показателям большинства шкал самоактуализации может быть объяснено доминированием в обеих группах мотивации безопасности, как это подтвердили данные нашего исследования. Сравниваемые группы учителей не различались по шкалам CAT, отражающим стремление к уединению и независимости от окружающей их среды и культуры. Как следует из полученной иерархии личностных ценностей учителей, им, напротив, свойственно выраженное стремление к общности с другими людьми. Успешные учителя не только проявляют больше интереса к познанию вообще, или бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей, но и познают точнее - других людей, их состояния, что очень важно для успешности педагогической деятельности
Умственное развитие и обобщение у старших дошкольников
Магомедханова У.Ш. (г. Махачкала)
Дошкольный возраст таит в себе огромные возможности. Для выявления и реализации всех резервов психики необходимо обучать и воспитывать детей с учетом возрастных особенностей, половых и индивидуальных различий.
Нами проведено эмпирические исследование с целью выявления возрастных особенностей и половых различий в развитии и формировании мыслительной операции обобщения у старших дошкольников, а также влияния этих особенностей на общий уровень умственного развития
Гипотезой исследования было предположение о том, что в развитии мыслительной операции обобщения у старших дошкольников имеются возрастные особенности и половые различия. Формирование операции обобщения с учетом половозрастных особенностей влияет на общий уровень умственного развития старших дошкольников.
Для проведения эмпирического исследования мы воспользовались блоком методик, включающих: методику для определения уровня умственного развития старших дошкольников и младших школьников (Э.Ф. Замбицявичене); методику «Обобщение геометрических фигур» (М.М. Кешов); методику «Формирование обобщений», разработанная автором; детский вариант методики «Классификация» (A.M. Шуберт, А.Я. Иванова).
Результаты исследования подверглись качественному и количественному анализу с использованием методов математической статистики.
Данные эмпирического исследования свидетельствуют о наличии половых различий и возрастных особенностей, а также взаимосвязи между общим уровнем умственного развития и обобщением у старших дошкольников.
Возрастные изменения у детей дошкольного возраста от пяти к шести годам процесса выделения существенных свойств объекта носят качественный характер и показывают развитие способности осуществлять обобщение в соответствии с существенными характеристиками исходных условий, ориентировки в задаваемом контексте, переходе к более высоким уровням обобщения. В пятилетнем возрасте объединение происходит на основе значимого признака, но не исключено присоединение случайных объектов. Обобщение группы признаков образа предмета находит свое выражение в обобщающем слове. Появляется понимание необходимости установления конкретной связи между признаками предметов. Выделяют множество признаков в объекте, но не удерживают избранный признак для данного класса. Дети шести лет понимают, что выделение того или иного признака зависит от задаваемого контекста. Обобщения, построенные на основе стойкого удержания признака, становятся доминирующими. Появляется способность осознанно устанавливать взаимоисключающие отношения в предметах и явлениях. Характерным в этом возрасте является осознанное называние признаков, на основе которых составляются классы.
Существуют определенные половые различия в обобщении геометрических фигур (х2 =3,91; х2=0,8; х2=3,67; х2=3,46): в выборке девочек преобладают обобщения по цвету, по форме и
318
з-н
цвету, а в выборке мальчиков - обобщения по форме, по форме и величине;
Экспериментальные данные на констатирующем этапе исследования обнаруживают преобладание низкого уровня умственного развития, который проявляется в недостаточном запасе знаний, в слабой дифференциации существенных и несущественных признаков. После формирующего эксперимента с использованием интеллектуальных техник, направленных на активизацию обобщений, значительно повышается общий уровень умственного развития старших дошкольников. Контрольные замеры обнаруживают высокий уровень умственного развития, который заключается в способности устанавливать логические связи и отношения между предметами и явлениями, в повышении уровня развития обобщений. Возрастной переход к более высоким уровням умственного развития может быть ускорен с помощью психокоррекционной программы, обеспечивающей формирование необходимых компонентов умственной деятельности.
Установлена взаимосвязь между уровнем сформированное™ операции обобщения и общим уровнем умственного развития старших дошкольников. Полученные коэффициенты корелляции: 0,478; 0,552; 0,650; 0,657 подтверждают достаточно высокую линейную зависимость между сравниваемыми характеристиками. Построение операции обобщения на основе выполнения ориентировочных действий с объектами, выделения их сходных и отличительных признаков, определения существенного признака с опорой на слово-знак обусловливает повышение общего уровня умственного развития детей дошкольного возраста.
В исследовании подтвердилось значительное влияние операции сравнения на операцию обобщения. Выполнение в процессе группировки ориентировочных действий собъектами, умение детей выделить сходные и отличительные характеристики образа объекта, а также выделить из них существенные признаки является важным условием ориентировки в задаваемом контексте и перехода к содержательным обобщениям.
Показана возможность целенаправленного формирования мыслительной операции обобщения (х2=16,7) и повышения общего уровня умственного развития (<р=26,85) старших дошкольников по специальной программе. Психокоррекционная программа включает в себя интеллектуальные техники (специально подобранные задания) на определенном материале и обучение детей выделению сходных и отличительных признаков образа объекта, отбор существенного признака через его противопоставление остальным, перенос сформированного способа обобщения в новые условия и его стойкое удержание. Уровень развития мыслительной операции обобщения существенно различается в экспериментальной и контрольной группе (х2=1б,7).
Педагогическую работу с детьми необходимо вести с учетом их возрастных особенностей, индивидуальных и половых различий. При обучении девочек желательно учить их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам. Обучая мальчиков, рекомендуется опираться на их поисковую активность и развитие пространственного мышления.
Интегративные тенденции в методологии психологической науки
Мазилов В.А. (г. Ярославль)
Интегративные процессы в психологии происходили особенно интенсивно в начале XX столетия, когда «простые», «одномерные» подходы не оправдали возлагавшихся на них ожиданий. Затем эти процессы интеграции то усиливались, то ослабевали.
Новая волна интеграционного движения началась совсем недавно. Остановимся на ней несколько подробнее. Как справедливо отмечает А.В. Юревич, интегративные настроения явно отражают не личные ощущения и намерения тех или иных психологов, а внутреннюю потребность современной психологической науки и неудовлетворительность ее многолетнего развития по «конфрон-тационному» пути (Юревич, 2005).
Методология психологии имеет конкретно-исторический характер. Вте или иные моменты времени на повестку дня перед психологией встают новые задачи. Соответственно требуется разработка новых аспектов методологии, проработка новых методологических вопросов. По нашему мнению, в настоящий момент на первый план выходит разработка интегративной методологии психологической науки.
Разработка отдельных вопросов методологии (даже таких воистину судьбоносных для психологии как проблема предмета, метода, объяснения и т. д.) взятых сами по себе не позволяет принципиально изменить ситуацию в методологии. Это привело к выводу, что методологические проблемы должны решаться в комплексе, что ставит на повестку дня разработку интегративной методологии. Под интегративной методологией понимается общая методология психологии как непротиворечивая концепция, трактующая проблемы предмета, метода, объяснения, теории и т. д. в их взаимосвязи. Вне учета подобной взаимосвязи не может быть достигнуто существенное дальнейшее продвижение в разработке этих (и многих других) важнейших методологических вопросов современной психологии. Прогресс в разработке тех или иных методологических вопросов приводит к необходимости возвращения на новом уровне к новому анализу уже обсуждавшихся вопросов. Это предполагает наличие некоторой общей модели, что мы и называем интегративной методологией (или концепцией общей методологии психологии). Интегративная методология предполагает построение общей методологической концепции, в которую должны быть включены методологические концепции предмета психологии, ее метода, психологической теории, объяснения и т. д.
Понятно, что разработка интегративной методологии психологии представляет собой сложную задачу, требующую значительного времени и усилий. В этой связи возникает важнейший вопрос: может ли быть предложена в настоящее время какая-то модель, каковую можно рассматривать в качестве основы при попытках разработки интегративной методологии? Очевидно, что интегративная методология психологии должна, как минимум, удовлетворять следующим требованиям:
должна быть достаточно широкой, т.е., как минимум, включатьвсебя основные названные компоненты методологии (предмет,метод, теория, объяснение и др.);
должна иметь достаточно универсальный характер в томсмысле, что должна быть приложима к широкому кругу психологических концепций.
319
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Как нам представляется, на основе предложенной модели становится возможной разработка интегративной методологии. Как нам представляется, интегративная методология психологии представляет собой прообраз новой общей методологии психологической науки. Отметим, что необходимость разработки общей методологии вытекает из того, что разработка отдельных вопросов методологии наталкивается на существенные трудности. В рамках целостной модели эти отдельные вопросы трактуются совершенно по-иному. В рамках такой модели становится очевидным, что метод, к примеру, должен рассматриваться непременно как имеющий уровневое строение, что между предтеорией как системой исходных представлений исследователя и теорией как результатом научного поиска существуют совершенно определенные отношения, что определенная трактовка предмета психологии обязательно (через предтеорию) представлена в рамках этой модели и т. д. По нашему мнению, такое понимание методологии будет способствовать дальнейшей продуктивной разработке конкретных методологических проблем и вопросов.
Специально подчеркнем, что интегративная методология никоим образом не отрицает коммуникативной методологии (В.А. Мазилов, 2001). Напротив, интегративная методология позволяет углубить проработку коммуникативной методологии. Интегративная методология, по нашему мнению, составляет ядро всех составляющих методологии: когнитивной, коммуникативной и практической. Вышеназванные составляющие методологии представляют специально ориентированные под решение определенных задач приложения интегративной методологии.
Как нам представляется, разработка интегративной методологии является на настоящий момент наиболее актуальной задачей в области методологии психологической науки.
Алкогольные семьи и некоторые
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.