Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
Карпенко Л. А. (г. Москва)
работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №06-06-00171а
Многолетний опыт работы по созданию словарно-энциклопедических изданий по психологии привёл нас к выводу, что для концептуальной их разработки нужен структурно-аналитический подход. Суть его в том, что, прежде всего, необходимо определиться (1) является ли проектируемый словарь монопредметным, т. е. отражающим терминологию конкретного направления психологии (например, по социальной психологии, по психофизике и т. п.) или полипредметным, т. е. включающим терминологию многих направлений психологии, при этом отдельно, в качестве полипредметных, выделяются энциклопедические издания, которые должны охватывать понятийный аппарат всех направлений психологии, а также персоналии ведущих учёных. Этот выбор определяет сложность последующей аналитической работы составителя. (2) Далее, в зависимости от предметности и концепции словаря необходимо определиться со структурой, полнотой и уровнем сложности словника. Сложность работы связана с глубиной аналитической проработки текстов данного направления психологии, извлечением соответствующих категорий, понятий, конкретных терминов, выстраиванием общей структуры словника, а также решением - какой степенью полноты словника может ограничиться данное издание. Чаще всего при создании словарей используется накопительный принцип - собирается любая терминология по профилю издания и располагается в алфавитном порядке. В этом случае не нужно заботиться о полноте представления терминологии, всегда есть отговорка, что в следующем издании добавим упущенное. В концептуальных же словарях для повышения справочно-научной ценности издания составителю необходимо предварительно изучить, какими понятийными полями описываются разные направления психологии и как эти поля соотносятся между собой. (3) При соблюдении описанных выше требований конкретная аналитическая работа составителя включает несколько этапов. Прежде всего, выявляется иерархическая связь между категориями, понятиями и терминами данного направления психологии, т. е. выстраивается его понятийное поле. При этом может выявиться ряд понятий, которые используются в разных направлениях психологии, но имеют в них несколько отличающееся толкование. Подобные понятия сводятся в отдельные группы (кластеры), располагающиеся между иерархически выстроенными понятийными полями, и представляют собой особый тип горизонтальных связей в этих понятийных полях. Сравнительный анализ разных толкований понятия в конкретном кластере позволяет создать более полное в смысловом отношении содержание этого понятия. В результате, помимо смыслового уточнения, некоторые понятия могут переводиться в разряд категорий. Как правило, для концептуальных словарей основная аналитическая работа по созданию словника на этом заканчивается, но для энциклопедий структурно-аналитический подход включает ещё ряд операций, усложняющих структуру их понятийных полей. В частности выстраиваются кластеры второго
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
порядка, включающие пересекающиеся понятия, используемые не только различными направлениями психологии, но и другими, смежными с психологией, дисциплинами (например, в биологии, физиологии, философии, языкознании и т. п.). На этом этапе выявляется, какие понятия заимствованы психологией у других наук и как они содержательно трансформированы. Сравнительный анализ понятий в кластерах второго типа позволяет:
изучить, какие аксиоматические основания и принципы заимствованы психологией у гуманитарных и естественных наук(и, в свою очередь, этими науками у психологии);
как этот процесс влияет на возникновение того или иного направления данной науки;
как в смысловом отношении меняется содержание заимствованных понятий;
что дает проверка их практикой и т. д.
По существу данный этап предполагает методологический уровень работы со словником, заключающийся в построении ме-татезауруса словарного издания. Подобная работа способствует:
уяснению методологических (в том числе аксиоматических)оснований психологии и ее направлений;
прояснению исторического контекста смены аксиоматики иисследовательских целей психологии;
прояснению причин возникновения кризисных состоянийпсихологии, позволяющих, в конечном итоге, видеть проблемные (кризисные) зоны, на разрешение которых должныбыть направлены исследовательские силы ученых;
построению тезауруса психологии не только в информационно-лингвистической, но и в графической форме, что облегчаетвосприятие терминологических связей каждого научногонаправления;
5) созданию концептуального и теоретически выверенного энциклопедического издания (4).
Помимо аналитической работы, связанной с построением понятийных полей, к структурно-аналитическому подходу относятся - разработка требований к содержанию и оформлению текстов словарных статей и персоналий, а также разнообразный справочный аппарат, облегчающий работу по поиску необходимой информации в конкретном справочном издании. Например, для словаря персоналий («История психологии в лицах». Психологический лексикон, энциклопедический словарь в шести томах (2005, с. 570-766) был разработан специальный информационно-аналитический указатель, позволяющий отразить научный вклад отечественных и зарубежных учёных в развитие психологической науки и, кроме того, выстроить модельную структуру психологического знания, разбив её на три базовых раздела:
Развитие психологии как науки;
Направления психологии. Дифференциация психологическогознания;
Развитие прикладных практико-ориентированных направленийпсихологии.
Применительно к конкретным монопредметным словарям, помимо понятийных полей, могут быть разработаны историко-аналитические указатели, содержащие хронологию и персонологию введения в психологию тех или иных понятий.
Метасистемные процессы как предмет психологического исследования
Карпов А. В. (г. Ярославль)
Развитие психологии в последних четвертях двух последних столетий характеризуется одной - достаточно интересной и общей особенностью, на которую, вероятно, обратят внимание будущие историки психологии и сделают ее предметом специального анализа. Известно, что конец XIX в. - это период трансформации психологии в собственно экспериментальную науку, то есть период коренных, - парадигмаль-ных изменений ее метода. Однако и конец XX в. также сопровождался аналогичными, то есть также принципиальными трансформациями, но уже не в области методологии, а в плане развития представлений о самом предмете психологических исследований.
Главную роль в этом сыграло, разумеется, возникновении и бурное развитие в русле когнитивной психологии особого направления- метакогнитивизма. Он поставил, в определенной степени решил вопрос о существовании нового - особого и качественно специфического класса психических процессов- метакогнитивных (например, метапамяти, метамышления и др.). Эти процессы, которые нередко обозначаются понятием «вторичных процессов», образуют новое и во многом специфическое содержание психического, поскольку их «предметом» выступает не внешняя - объективная реальность, а реальность «внутренняя»- субъективная. В связи с этим появляются основания для дифференциации «двух систем отражения» (точнее- порождения): «внешне-ориентированной» и «внутренне-ориентированной», а сам предмет психологии существенно обогащается и расширяется. Показательно и то, что исследования «вторичных процессов», привели в дальнейшем к необходимости выделения не только метакогнитивных, но и мета-регулятивных, а также метаэмоциональных, метамотивационных процессов. Все они имеют сходное функциональное предназначение, поскольку направлены на соорганизацию «первичных процессов». Составляя неотъемлемую часть психики «как системы», они, Вместе с тем делают ее саму в целом и ее отдельные компоненты (психические процессы) предметомактивныхвоздействий и преобразований,а потому в известном смысле «выходят за ее пределы». И именно в этом смысле их следует рассматривать как метасистемные процессы.
Выполненные нами экспериментальные исследования данной категории процессов позволили установить ряд их закономерностей; отметим некоторые из них.
1. Известно, что по отношению к «первичным процессам» существует стабильная и закономерная, прямая связь уровня их развития с так называемым «внешним критерием» -эффективностью деятельности, степенью адаптированное™ и др. По отношению к «вторичным процессам» (и метаког-нитивным, и метарегулятивным) установлено, однако, что данная связь имеет принципиально иной характер. Она подчиняется не «закону максимума», а «закону оптимума». Это означает, что, например, эффективность деятельности или степень адаптированное™ являются наибольшими не при максимальном (но, разумеется, и не при минимальном), а при некотором, хотя и достаточно высоком, но все же не самом высоком уровне их развития. Одна из важнейших причин этого заключается в том, что «вторичные процессы», являясь по самой своей сути произвольно, субъектно-
92
з-н
контролируемыми, носят поэтому во многом субъективный характер. Их чрезмерная выраженность приводит к тому, что они начинают интерферировать с теми объективными закономерностями, по которым развертывается психическая регуляция деятельности и поведения, что негативно сказывается на качестве последней.
Эксперименты показали, далее, что существует и еще одна,более имплицитная причина отмеченной выше закономерности. Так, сравнительному анализу были подвергнуты дваследующих показателя. Первый - это общая, интегральнаямера развитости всех метакогнитивных и метарегулятивныхпроцессов (использовалась «батарея» из 17 методик). Второй - степень структурной организации диагносцированныхметапроцессов. В результате оказалось, что мера структурнойорганизации системы метапроцессов является наибольшейопять-таки не при максимальной (но и не при минимальной)степени ее интегральной выраженности, а при некоторойсредней (оптимальной) ее степени. Вместе с тем известно,что именно степень структурной организации любой системыявляется решающим условием ее эффективности. Таким образом, данный результат позволяет объяснить отмеченнуюв п. 1 закономерность именно на уровне механизмов структурной организации всей совокупности метапроцессов.
При исследовании одного из типов метапроцессов- мета-когнитивных была установлена еще одна закономерность.Традиционно считается, что обобщенным показателем степениих развития является уровень рефлексивности, а она, В своюочередь, рассматривается обычно как унитарное свойстволичности. Однако эксперименты показали, что отдельныекомпоненты рефлексии (то есть метакогнитивные процессы)далеко не всегда имеют сопряженный друг с другом уровеньразвития, а нередко отрицательно коррелируют между собой.Так, например, обнаружена отрицательная корреляция мерыразвития метапамяти и мета мышления, степени выраженностиауто- и социорефлексии. Следовательно, в общей структуререфлексивности может сочетаться высокий уровень развитияодних метакогнитивных процессов с низким уровнем других.Все это свидетельствует о том, что рефлексивность не являетсяунитарным качеством, а обладает свойством парциальное™.
Факторизация матрицы интеркорреляций уровней развитияосновных метакогнитивных процессов (как компонентоврефлексии) показала, что достаточно отчетливо дифференцируется один фактор, в который с высокими «весами»входит большинство из них. Причем, очень показательно,что данный фактор наиболее выражен именно в группе«среднерефлексивных» индивидов (то есть тех, у которых,как можно видеть из представленных выше результатов,степень структурной организации метакогнитивных процессов является наибольшей). Следовательно, появляютсяоснования для дифференциации общего («генерального»)фактора рефлексивности. Синтезируя данный результат срезультатами, представленными в п. 3, можно заключить,что рефлексивность, по-видимому, структурирована аналогично тому, как структурирован интеллект: она имеет свойобщий («генеральный») фактор- как аналог «G-фактора»интеллекта; однако, она же имеет и свои «специфические»факторы (аналоги «S-факторов» интеллекта), что обусловленоприсущей ей особенностью - парциальностью.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.