Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
КорочинцеваА. В.,Лабунская В. А. (г. Ростов-на-Дону)
В социальной психологии политической деятельности обращается особое внимание на усиление роли визуальных образов политиков, конструируемых, например,телевидением, и на снижение значимости их политических программ, реальной политической деятельности в формировании отношения к ним электората (0. П. Березкина, 1999; Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин, 2004; Г.В. Голосов, 1997; О.А. Малаканова, 2000; О.А. Феофанов, 1991).
Визуальный образ политика является объектом интерпретации. Об этом пишут как отечественные психологи и политологи (С.Г. Климова, ТВ. Якушева, 2000; Е.Б. Перелыгина, 2002; Т.Н. Пищева, 2000; В.М. Поголыиа, 1998; A.M. Цуладзе, 1999),так и за рубежные [Е. Вису и D. Bradley, 2004; U. Dimberg, 1982; I. D. Laird, 1994; G. J. McHugo и J. T. Lanzetta, 1985). По их мнению, электорат, наблюдая за политиком по телевидению, оценивает различныехарактеристики его внешнего облика и на их основе определяет его состояние и отношение к политическим событиям.
В исследованиях констатируется, что электоратом фиксируются характерные особенности лица, взгляда, мимики, поз и интонаций известных политиков (С.А. Гильманов, 2005; С.. Климова, ТВ. Якушева, 2000; Л.А. Соколова-Сербская, М.В. Топлаканян, 2005; Н.П. Шелекасова, 2000; Е.Б. Шестопал, 1996). Имеются данные о том, что экспрессия определенных политиков сыграла важную роль в предвыборной гонке, что различные компоненты внешнего облика имеют значение при восприятии политика электоратом (Г.Г. Дилигенский, 1996; Е.А. Киктева, 2000; М.Е. Кошелюк, 2004; П.И. Николаев, 2002; Т.Н. Пищева, 2000; Д.Е. Слизовский, 2002; Н.П. Шелекасова, 2000).
Особое внимание различным компонентам внешнего облика политика уделяется в работах, посвященных имиджу политических деятелей (Н.А.Ананьева, 2005; О.П.Березкина, 19994; Г.Г.Дилигенский, 1996; Е.В. Егорова-Гантман, 1994; Ю.О. Скуднова, 2005; A.M. Цуладзе, 1999; А. Н. Чумиков, 2001).
Несмотря на то, что многие политические психологи отмечают значимость внешнего облика политика для формирования представлений о нем, для определения направления социально-психологической интерпретации личности политика, данная проблема еще недостаточно изучена. Из работ, рассматривающих проблему «внешний облик и личность», следует, что у каждого человека в
128
з-н
процессе обыденного общения фиксируются устойчивые связи между внешним обликом, экспрессивным поведением и стоящими за ними психологическими и социально-психологическими характеристиками личности, которые превращаются в различные эталоны и стереотипные представления (Е.В. Белугина, 2003; И.И. Дроздова, 2004; Е.В. Кузнецова, 1989; В.А. Лабунская, 1986,1999; В.Н. Панферов, Е.А. Петрова, 2000,2003; Д.И. Тулинова, 2005).
В психологии социального познания (Г.М.Андреева, 2005; П. Бергер, Т. Лукман, 1995; Т.П. Емельянова, 2001; Е.В. Якимова, 1996) подчеркивается, что знания о другом человеке систематически обобщаются и превращаются в весьма устойчивые структуры, что «ядром» этих структур, как правило, являются представления о физических, экспрессивных и социальных компонентах внешнего облика человека. Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, что эталоны, представления, интерпретационные схемы, которые сформировались у субъекта познания, актуализируются в результате воздействия различных компонентов внешнего облика политика. Они определяют социально-психологическое содержание представлений о его личности, на основе которого формируется отношение к нему. Исходя из данного теоретического положения, была разработана программа эмпирического изучения визуальных образов политиков, а также методические процедуры, направленные на диагностику формальных и содержательных компонентов этого образа.
С целью изучения визуальных образов политиков нами была разработана методика «Визуальные экспрессивные паттерны поведения», включающая 56 изображений, различных элементов экспрессивного поведения человека. Каждый участник исследования конструирует экспрессивные паттерны поведения нескольких известных политиков. Затем на основе частотного анализа выбора изображений экспрессии создается обобщенный визуальный экспрессивный паттерн поведения каждого из политиков. В нашем исследовании на основе полученных данных были сконструированы визуальные паттерны экспрессивного поведения пяти действующих политиков.
В дальнейшем с целью определения социально-психологического содержания визуальных паттернов экспрессивного поведения пяти политиков, участникам исследования предлагалось назвать, какие социально-психологические и психологические характеристики присущи человеку с таким экспрессивным поведением (в процессе предъявления сконструированных паттернов экспрессивного поведения не указывалось, кому из политиков они принадлежат). Затем устанавливались взаимосвязи между представлениями участников исследования о личностных особенностях политиков на основе их экспрессивного поведения и теми социально-психологическими, психологическими характеристиками экспрессии, которые зафиксированы отечественными и зарубежными исследователями невербального общения. На заключительном этапе исследования его участники должны оценить свое отношение к политику на основе визуальных экспрессивных паттернов поведения и описания его внешнего облика. Для этих целей применяется методика «Оценка отношений к личности», созданная на основе «трехкомпонентной структуры отношений» В.В. Сталина. В нее входят три шкалы: «симпатия-антипатия», «уважение-неуважение», «доверие-недоверие». Результаты проведенного исследования подтверждают, что визуальные образы политиков, ядром которых является экспрессивное поведение, формируют определенное отношение к ним.
Личностно-развивающие возможности супружества
КорсунИ.В. (г. Ростов-на-Дону)
К настоящему времени понятие «развитие личности» стало одним из наиболее широко употребляемых в отечественной и зарубежной психологии, несмотря на его недостаточную теоретическую и практическую проработку и операционализацию, а также на его нечеткое разграничение с понятием «формирование личности». Девальвация идеи развития личности в ряде последних десятилетий XX века была остановлена ее трактовкой как «феномена субъектное™», как особой формы целостности, включающей в себя ее следующие проявления: как субъекта жизненного отношения к миру, как субъекта предметного отношения, как субъекта общения и как субъекта самосознания. При этом обращается внимание на то, что, развиваясь какличность, человек формируети развивает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг «значимых других», проявляет себя перед самим собой (В. А. Петровский).
Субъект-объектное членение реальности стало одной из самых фундаментальных оппозиций, укоренившейся в массовом сознании и в мышлении профессиональных психологов. Начался поиск отнесения феноменов личности к «Я» или «Не-Я», к попытке квалификации «субъектного» и «объектного» в личности. Однако граница, отделяющая субъекта от объекта, оказалась более сложной и динамичной, чем ожидалось.
Втечение длительного времени развитиеличности традиционно связывали с образовательным процессом, в котором «другие», взаимодействующие с нею субъекты осуществляли деятельность «развивания». Гораздо реже в психологии рассматриваются другие детерминанты, обусловливающие развитие личности или ее деструкции. Между тем влияние семьи и досуговой деятельности способно произвести личностные изменения, влияние которых на жизнедеятельность человека может быть неоспоримым и масштабным. Так, заключение брака (реального и даже гражданского) является эпохальным событием вжизни каждого человека,тем более, что чаще всего в брак вступают молодые, растущиелюди. Страх потерять свободу, необходимость налаживания совместного бытия, адаптация к новому статусу, потеря привычного и обретение нового круга общения, изменение стиля и стратегии жизнедеятельности, выбор варианта жизни - вот тот неполный перечень трансформаций, который стоит за этим значимым для человека событием.
Однако влияние супружества может быть не только развивающим, но и деформирующим. Да и само отношение к супружеству у субъектов брака зачастую оказывается амбивалентным. Многие молодыелюди не хотят вступать в брак, приводя в качестве доводов потерю свободы, сужение круга общения и личностного пространства, ограничение возможностей взаимодействия с референтным окружением, излишние экономические и временные затраты, необходимость отказа от привычного образа жизни.
129
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Пути развития детского инструментального творчества
Кор чал о века я Н. В (г. Ростов-на-Дону)
Искусство музыки в силу своей природы благоприятствуетакти-визации творческих способностей, формированию художественно-образного мышления и воображения. Значение творчества в музыкальном развитии детей определяется тем, что оно - прямой путь вовлечения их в музыку, активный способ познания закономерностей музыкального языка, эффективный метод формирования комплекса музыкальности в целом.
Детское музыкальное творчество, как и лежащее в его основе творческое музыкальное мышление, формируются в онтогенезе поэтапно (К. В. Тарасова). Последовательность становления соответствует этапам общего психического и музыкального развития детей. Самый доступный для детей вид музыкального творчества -импровизация, когда сочинение и исполнение музыки происходят одновременно, а содержанием служат непосредственно возникающие эмоциональные состояния, образы, музыкальные «мысли».
Разработанная нами система работы по развитию у детей творческих проявлений в игре на детских музыкальных инструментах выстраивалась на основе методики обучения детей подбору мелодий на слуховой основе (К. В. Тарасова, М. А. Трубникова). Подбор мелодий по слуху рассматривался нами как основа для формирования у детей инструментального творчества. При этом в педагогическом руководстве использовались методы, необходимые для формирования творческих навыков и умений, развития эмоциональности детей, их креативности, интереса к музицированию.
Основу метода активизации творческих проявлений ребенка составляло умело направляемое педагогом детское музицирование. Важнейшим средством данного метода выступает импровизационно-творческая игра в самых разнообразных формах, сочетающих музыку, речь, движение и рисование. Творческое музицирование да вало возможность каждому ребен ку вы разить себя и заявить о себе в придуманной интонации, озвучивании сказок и стихов на музыкальных инструментах.
Метод моделирования элементов музыкального языка позволял познакомить ребенка в доступной для него форме с выразительными средствами музыки и их особенностями. Данный метод использовался для облегчения восприятия и осознания детьми закономерностей строения музыкальной речи.
Моделирование художественно-творческого процесса включало определенную последовательность действий ребенка, направляемых педагогом: выбор творческой задачи; определение логики развития сюжета; выбор средств музыкальной выразительности и способов их воплощения; практическую реализацию творческого замысла в инструментальном музицировании.
Таковы первые практические подходы к проблеме развития детского инструментального творчества, которое детерминируется общим психическим и музыкальным развитием ребенка и связано с накоплением жизненных и музыкальных впечатлений, создающих почву для творческой фантазии и воображения.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.