logo
psicho T2

Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков

КорочинцеваА. В.,Лабунская В. А. (г. Ростов-на-Дону)

В социальной психологии политической деятельности об­ращается особое внимание на усиление роли визуальных образов политиков, конструируемых, например,телевидением, и на сниже­ние значимости их политических программ, реальной политической деятельности в формировании отношения к ним электората (0. П. Березкина, 1999; Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин, 2004; Г.В. Голосов, 1997; О.А. Малаканова, 2000; О.А. Феофанов, 1991).

Визуальный образ политика является объектом интерпретации. Об этом пишут как отечественные психологи и политологи (С.Г. Кли­мова, ТВ. Якушева, 2000; Е.Б. Перелыгина, 2002; Т.Н. Пищева, 2000; В.М. Поголыиа, 1998; A.M. Цуладзе, 1999),так и за рубежные [Е. Вису и D. Bradley, 2004; U. Dimberg, 1982; I. D. Laird, 1994; G. J. McHugo и J. T. Lanzetta, 1985). По их мнению, электорат, наблюдая за политиком по телевидению, оценивает различныехарактеристики его внешнего облика и на их основе определяет его состояние и отношение к по­литическим событиям.

В исследованиях констатируется, что электоратом фиксируются характерные особенности лица, взгляда, мимики, поз и интона­ций известных политиков (С.А. Гильманов, 2005; С.. Климова, ТВ. Якушева, 2000; Л.А. Соколова-Сербская, М.В. Топлаканян, 2005; Н.П. Шелекасова, 2000; Е.Б. Шестопал, 1996). Имеются данные о том, что экспрессия определенных политиков сыграла важную роль в предвыборной гонке, что различные компоненты внешнего облика имеют значение при восприятии политика электоратом (Г.Г. Дилигенский, 1996; Е.А. Киктева, 2000; М.Е. Кошелюк, 2004; П.И. Николаев, 2002; Т.Н. Пищева, 2000; Д.Е. Слизовский, 2002; Н.П. Шелекасова, 2000).

Особое внимание различным компонентам внешнего облика политика уделяется в работах, посвященных имиджу политических деятелей (Н.А.Ананьева, 2005; О.П.Березкина, 19994; Г.Г.Дили­генский, 1996; Е.В. Егорова-Гантман, 1994; Ю.О. Скуднова, 2005; A.M. Цуладзе, 1999; А. Н. Чумиков, 2001).

Несмотря на то, что многие политические психологи отме­чают значимость внешнего облика политика для формирования представлений о нем, для определения направления социально-психологической интерпретации личности политика, данная пробле­ма еще недостаточно изучена. Из работ, рассматривающих проблему «внешний облик и личность», следует, что у каждого человека в

128

з-н

процессе обыденного общения фиксируются устойчивые связи между внешним обликом, экспрессивным поведением и стоящими за ними психологическими и социально-психологическими характе­ристиками личности, которые превращаются в различные эталоны и стереотипные представления (Е.В. Белугина, 2003; И.И. Дроздова, 2004; Е.В. Кузнецова, 1989; В.А. Лабунская, 1986,1999; В.Н. Панфе­ров, Е.А. Петрова, 2000,2003; Д.И. Тулинова, 2005).

В психологии социального познания (Г.М.Андреева, 2005; П. Бергер, Т. Лукман, 1995; Т.П. Емельянова, 2001; Е.В. Якимова, 1996) подчеркивается, что знания о другом человеке систематиче­ски обобщаются и превращаются в весьма устойчивые структуры, что «ядром» этих структур, как правило, являются представления о физических, экспрессивных и социальных компонентах внешнего облика человека. Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, что эталоны, представления, интерпретационные схемы, которые сформировались у субъекта познания, актуализируются в результате воздействия различных компонентов внешнего облика политика. Они определяют социально-психологическое содержание представлений о его личности, на основе которого формируется отношение к нему. Исходя из данного теоретического положения, была разработана программа эмпирического изучения визуальных образов политиков, а также методические процедуры, направлен­ные на диагностику формальных и содержательных компонентов этого образа.

С целью изучения визуальных образов политиков нами была разработана методика «Визуальные экспрессивные паттерны по­ведения», включающая 56 изображений, различных элементов экспрессивного поведения человека. Каждый участник исследова­ния конструирует экспрессивные паттерны поведения нескольких известных политиков. Затем на основе частотного анализа выбора изображений экспрессии создается обобщенный визуальный экс­прессивный паттерн поведения каждого из политиков. В нашем исследовании на основе полученных данных были сконструированы визуальные паттерны экспрессивного поведения пяти действующих политиков.

В дальнейшем с целью определения социально-психо­логического содержания визуальных паттернов экспрессивного поведения пяти политиков, участникам исследования предлагалось назвать, какие социально-психологические и психологические характеристики присущи человеку с таким экспрессивным пове­дением (в процессе предъявления сконструированных паттернов экспрессивного поведения не указывалось, кому из политиков они принадлежат). Затем устанавливались взаимосвязи между представлениями участников исследования о личностных осо­бенностях политиков на основе их экспрессивного поведения и теми социально-психологическими, психологическими характе­ристиками экспрессии, которые зафиксированы отечественными и зарубежными исследователями невербального общения. На заключительном этапе исследования его участники должны оценить свое отношение к политику на основе визуальных экспрессивных паттернов поведения и описания его внешнего облика. Для этих целей применяется методика «Оценка отношений к личности», созданная на основе «трехкомпонентной структуры отношений» В.В. Сталина. В нее входят три шкалы: «симпатия-антипатия», «уважение-неуважение», «доверие-недоверие». Результаты про­веденного исследования подтверждают, что визуальные образы политиков, ядром которых является экспрессивное поведение, формируют определенное отношение к ним.

Личностно-развивающие возможности супружества

КорсунИ.В. (г. Ростов-на-Дону)

К настоящему времени понятие «развитие личности» стало одним из наиболее широко употребляемых в отечественной и зарубежной психологии, несмотря на его недостаточную теоре­тическую и практическую проработку и операционализацию, а также на его нечеткое разграничение с понятием «формирование личности». Девальвация идеи развития личности в ряде последних десятилетий XX века была остановлена ее трактовкой как «феномена субъектное™», как особой формы целостности, включающей в себя ее следующие проявления: как субъекта жизненного отношения к миру, как субъекта предметного отношения, как субъекта общения и как субъекта самосознания. При этом обращается внимание на то, что, развиваясь какличность, человек формируети развивает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг «значимых других», проявляет себя перед самим собой (В. А. Петровский).

Субъект-объектное членение реальности стало одной из самых фундаментальных оппозиций, укоренившейся в массовом сознании и в мышлении профессиональных психологов. Начался поиск отнесения феноменов личности к «Я» или «Не-Я», к попытке квалификации «субъектного» и «объектного» в личности. Однако граница, отделяющая субъекта от объекта, оказалась более сложной и динамичной, чем ожидалось.

Втечение длительного времени развитиеличности традицион­но связывали с образовательным процессом, в котором «другие», взаимодействующие с нею субъекты осуществляли деятельность «развивания». Гораздо реже в психологии рассматриваются дру­гие детерминанты, обусловливающие развитие личности или ее деструкции. Между тем влияние семьи и досуговой деятельности способно произвести личностные изменения, влияние которых на жизнедеятельность человека может быть неоспоримым и мас­штабным. Так, заключение брака (реального и даже гражданского) является эпохальным событием вжизни каждого человека,тем бо­лее, что чаще всего в брак вступают молодые, растущиелюди. Страх потерять свободу, необходимость налаживания совместного бытия, адаптация к новому статусу, потеря привычного и обретение нового круга общения, изменение стиля и стратегии жизнедеятельности, выбор варианта жизни - вот тот неполный перечень трансформа­ций, который стоит за этим значимым для человека событием.

Однако влияние супружества может быть не только развиваю­щим, но и деформирующим. Да и само отношение к супружеству у субъектов брака зачастую оказывается амбивалентным. Многие молодыелюди не хотят вступать в брак, приводя в качестве доводов потерю свободы, сужение круга общения и личностного простран­ства, ограничение возможностей взаимодействия с референтным окружением, излишние экономические и временные затраты, необходимость отказа от привычного образа жизни.

129

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

Пути развития детского инструментального творчества

Кор чал о века я Н. В (г. Ростов-на-Дону)

Искусство музыки в силу своей природы благоприятствуетакти-визации творческих способностей, формированию художественно-образного мышления и воображения. Значение творчества в музыкальном развитии детей определяется тем, что оно - прямой путь вовлечения их в музыку, активный способ познания законо­мерностей музыкального языка, эффективный метод формирования комплекса музыкальности в целом.

Детское музыкальное творчество, как и лежащее в его основе творческое музыкальное мышление, формируются в онтогенезе поэтапно (К. В. Тарасова). Последовательность становления соот­ветствует этапам общего психического и музыкального развития детей. Самый доступный для детей вид музыкального творчества -импровизация, когда сочинение и исполнение музыки происходят одновременно, а содержанием служат непосредственно возникаю­щие эмоциональные состояния, образы, музыкальные «мысли».

Разработанная нами система работы по развитию у детей творческих проявлений в игре на детских музыкальных инстру­ментах выстраивалась на основе методики обучения детей под­бору мелодий на слуховой основе (К. В. Тарасова, М. А. Трубникова). Подбор мелодий по слуху рассматривался нами как основа для формирования у детей инструментального творчества. При этом в педагогическом руководстве использовались методы, необходимые для формирования творческих навыков и умений, развития эмо­циональности детей, их креативности, интереса к музицированию.

Основу метода активизации творческих проявлений ребен­ка составляло умело направляемое педагогом детское музи­цирование. Важнейшим средством данного метода выступает импровизационно-творческая игра в самых разнообразных формах, сочетающих музыку, речь, движение и рисование. Творческое му­зицирование да вало возможность каждому ребен ку вы разить себя и заявить о себе в придуманной интонации, озвучивании сказок и стихов на музыкальных инструментах.

Метод моделирования элементов музыкального языка по­зволял познакомить ребенка в доступной для него форме с выра­зительными средствами музыки и их особенностями. Данный метод использовался для облегчения восприятия и осознания детьми закономерностей строения музыкальной речи.

Моделирование художественно-творческого процесса вклю­чало определенную последовательность действий ребенка, направ­ляемых педагогом: выбор творческой задачи; определение логики развития сюжета; выбор средств музыкальной выразительности и способов их воплощения; практическую реализацию творческого замысла в инструментальном музицировании.

Таковы первые практические подходы к проблеме развития детского инструментального творчества, которое детерминируется общим психическим и музыкальным развитием ребенка и связано с накоплением жизненных и музыкальных впечатлений, создающих почву для творческой фантазии и воображения.