Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
Котова И. Б.
(г. Ростов-на-Дону)
Шиянов Е.Н.
(г. Ставрополь)
Человек живет в различных, значащих для него областях, включая впечатления от качества жизни и качества пищи. Каждая из этих областей имеет свою особую детерминацию. Разнообразие вкусовых впечатлений, усложняясь, трансформируется, складываясь в индивидуальные интенции. Стабильность полученных вкусовых впечатлений складывается в чувственную картину мира, образуя экзистенциальную плотность, характерную как для отдельныхлюдей, так и для отдельных народов. Наличие в жизни каждого человека вкусовых пристрастий не вызывает удивления, потому что принятие пищи не эпизодично, а системно и каждодневно.
Вкусовые пристрастия существуют в нашей реальности, они бытийствуют в ней, будучи встроены в повседневную жизнь и предоставляя возможность специфического человеческого существования, человеческого отношения к своему бытию. Потому не требуется доказательства их значимости, ибо ресторанная сфера связана с онтологическим обеспечением жизни человека, очень соразмерна ему, так какона влияет на его «энергийные» восполнения. Тело человека - чувствующее, волящее, хотящее, требует не только социальных, но и физических, биологических условий для своего существования. Мы постоянно ощущаем нашу физическую телесность, свое нахождение в теле - голодном, сытом, удовлетворенном, возбужденном и т. д. И потому мы не можем не беречь, нехолить наше тело и не доставлять ему удовольствия. Не следует сбрасывать со счета, что человек имеет не только сознание, но и жаждущее тело. Еда - значимая составляющая его витальности.
Ресторанный бизнес и сервис не являются традиционными и базовыми объектами психологических исследований. Являясь новым предметом психологической рефлексии, они обусловливают поиск своего проблемного поля и определения исследовательских векторов. Это объясняется тем, что психология достаточно поздно включилась в изучение и осмысление многих социальных сфер, в том числе сферы ресторанных услуг и гостеприимства в целом. Между тем ресторанная сфера таит в себе большие личностно-развивающие возможности. Ресторан дает возможность посетителю объединить две своих основных ипостаси: «человека индивидуального» и
«человека общественного». Ресторан - уникальный культурный объект, который является средоточием гедонистических устремлений человека, предназначенный для получения наслаждений.
В основе ресторанной культуры лежат базовые черты культур. Содержательное сравнение особенностей национальных ресторанных культур еще ждет своих исследователей. Жители различных стран имеют определенные вкусовые коды, резко отличающиеся друг от друга. В каждой стране наряду с национальными кодами резко выделяются региональные, которые иногда отодвигают их на передний план.
Ресторан является местом разрешенного удовольствия и наслаждения едой. Именно ресторан способен возвратить еде функцию самоценности. Он связан с непосредственной жизненностью человека, с его телесными потребностями и возможностями, с развитием телесного сознания. Еда дает человеку возможность получения приятных, здоровых ощущений. Контакт со своими ощущениями помогает человеку принять различные составляющие своего «Я», зачастую полярные по своему содержанию, понять свою природу и определить по своему усмотрению направление своей жизни. Ресторанная еда устраняет в различных этнокультурных средах несоответствие между перцептивными и личностными сторонами развития. Именно высокая ресторанная культура способствует воспитанию в личности гурмана. Ресторан дает человеку возможность ощутить себя в особом времени и в особом пространстве. Прежде всего - это время, разрешенное человеком для себя, и пространство, в котором человек позволяет ощутить себя желанным гостем и хозяином одновременно. Такое сладостное совпадение возможностей человек рефлексирует уже на этапе выбора Места, в котором неопределенность ощущений замещается предвкушением.
Вкусовые чувствования оказывают осознаваемое и неосознаваемое воздействие на физическое и психическое развитие человека. В процессе исторического обособления того или иного народа, нации, общества изменялись пищевые традиции и вкусовые предпочтения, которые затем закреплялись в пищевых кодах и транслировались в другие страны и континенты. Нельзя игнорировать и то, что питание влияет на состояние тела и телесные функции, на уровни сознания человека, включая телесное сознание, которое не может рассматриваться вне контекста развития человека в целом как личности. Нельзя сбрасывать со счетов, что оптимальное сочетание микроэлементов в воде и пище, обеспечивает «очистку» организма, влияет на экологическую уравновешенность и продолжительность жизни человека. Разумное питание обеспечивает психологический комфорт, эмоциональный тонус, психосоматическую гармонию и является необходимым условием для поддержания процесса регенерации тканей и оптимальной энергетической активности.
Сегодня трудно найти работы, в которых бы выявлялась роль вкусовых ощущений в жизнедеятельности человека, в формировании зрелого сознания. Приобретаемый опыт вкусовых ощущений всегда «работает» внутри жизненного контекста и влияет на организацию поведения и жизнеобеспечения человека. Скудный вкусовой опыт сужает сознание человека и «не рассвечивает» жизнь гастрономическими удовольствиями. Человек «чувствующий» организовывает свою жизнь продуктивнее и вносит в нее разнообразие и красоту, становится более функциональным. Эстетика еды одухотворяет нашу самость, делает человека более утонченным и культурным. Культура еды может рассматриваться как один из критериев интеллигентного человека, который придает его жизни естественность и полноценность.
138
з-н
Психологическое содержание понятия интолерантности
Кравцов О. Г. (г. Москва)
Интолерантность личности, как правило, понимается как результат определенных социальных воздействий. Распространение интолеранотной информации в СМИ, тиражирование соответствующих установок, предрассудков, порождение определённого настроения в обществе и т. д. рассматривается как основа для появления асоциальных поступков, девиантного поведения, ксенофобии и т. п. При этом не учитывается, что интолерантность не менее важна для психического и личностного развития человека, как и ее противоположность-толерантность. Накопленные в современной психологии данные свидетельствуют, что в некоторых случаях интолерантность позволяет человеку противопоставить себя какому-то человеку или сообществу и таким образом обеспечивает ему сознательную личностную позицию. Более того, можно сказать, что именно интолерантность, способность субъекта противостоять внешним влияниям, не соглашаться с ними, не принимать их и т. п. обеспечивает подлинную толерантность личности.
Такое понимание интолерантности противоречит сложившейся в нашей культуре отрицательной оценке в противоположность толерантности, которую принято оценивать только положительно. Для настолерантность/интолерантность - это личностная характеристика, которая в реальности существует как континуум. Сложно представить себе человека, который относился бы интолерантно абсолютно ко всем другим людям. Как правило, есть какие-то люди, представители собственной семьи, родители, друзья и т. п., которые воспринимаются талерантно. Также сомнительно выглядит противоположный вариант: человек, относящийся абсолютно ко всем толерантно. В этом контексте можно сказать, что для человека с нормальной социализацией существует некоторый баланс толерантности и интолерантности.
Интолерантность/толерантность может выступать и как свойство личности, и как форма поведения. Как личностная характеристика она меняется на протяжении жизни человека: изменяется ее содержание, соотношение ее сторон, формы проявления, и объекты, на которые она направлена. Эти изменения связаны с возрастными особенностями развития человека, с его социальным статусом и индивидуальными особенностями. Так, для младших подростков характерен определённый уровень интолерантности по отношению к сверстникам противоположного пола. Для старших подростков интолерантность позволяет четко проводить различия между «своими» и «чужими» в социальном мире и, тем самым, определять собственную позицию и отношение к окружающему миру.
Анализ литературы по проблемам толерантности/интоле-рантности позволяет говорить о разных уровнях их проявления. Приведенные выше примеры свидетельствуют не о интолерантной личности подростков, а лишь об интолерантном поведении, поступках и т. п. В то же время, в некоторых случаях эти интолерантные/ толерантные поступки и поведение приводят к тому, что формируется толерантное/интолерантное самосознание личности. Именно в этом случае можно говорить о соотношении толерантности/ интолерантности как основе социального поведения или, наоборот, возможности совершения противоправных поступков.
Толерантности нельзя просто научить, она не может быть усвоена как определенный набор правил поведения и хорошего тона. Толерантность, равно как и интолерантность, является сложной личностной характеристикой, которая формируется под влиянием разнообразных факторов и условий.
На наш взгляд, толерантность связана с личностной зрелостью, тогда как интолерантность часто соотносится с определённой инфантильностью. Толерантность способствует развитию личности, тогда как несбалансированная интолерантность зачастую препятствует личностному росту. С этих позиций создание условий для становления личностной зрелости способствует развитию толерантности и может быть фактором, препятствующим различным проявлениям противоправного поведения, ксенофобии и т. п.
Исследования, направленные на изучение становления самосознания толерантной личности, позволяют, во-первых, глубже понять особенности личностного развития в онтогенезе, во-вторых, корректировать развитие людей с высоким уровнем интолерантности и, в-третьих, способствовать профилактике некоторых видов противоправных действий.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.