Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
КудрявцеИ.А. (г. Москва)
Проведен психосемантический анализ особенностей нормативного сознания у 20 ограниченно вменяемых правонарушителей с пограничными психическими расстройствами (основная группа -ОГ). В качестве контрольной группы (КГ) исследованы 50 лиц без психической и социальной патологии (успешные студенты-заочники и менеджеры). Группы были сопоставимы по полу (все мужчины), возрасту (20-32 года и 20-38 лет соответственно) и образовательному уровню. В качестве заданных конструктов преимущественно использовались моральные максимы (29 шт.), специально разработанные на основе тезауруса нравственных качеств личности. В качестве элементов были взяты 10 понятий: «Я до ареста»; «Я сейчас»; «Я после выхода на свободу»; «Известный мне человек, который является моим идеалом» и т. п.
Факторный и кластерный анализ, а также построения многомерных семантических пространств по данным матрицы репертуарной решетки 40x10 позволили установить фундаментальные различия в организации смысловой структуры сознания в группах. В отличие от ОГ, у лиц КГ выявилось гармоничное сочетание позитивных ценностей, которые дополняли и раскрывали друг друга на всех уровнях организации смыслового пространства: от полностью осознаваемого до базовых архетипических. Такая структурно-содержательная архитектоника маркировала просоциальную направленность личности, стабильность ее конвенциального поведения. В противовес этому, данные ОГ свидетельствовали о различных вариантах деформации личности. Респонденты ОГ имели меньшую когнитивную сложность, внутреннюю неупорядоченность и конфликтность нравственных шкал оценки, антисоциальное содержание представлений об идеале «Я». Саморегуляция криминального поведения этих лиц осуществлялась преимущественно на индивидуально-психологическом целевом
156
з-н
уровне по ведущему критерию достижения успеха «любой ценой» с осознанным игнорированием нравственных принципов и правовых норм. Во многом это было детерминировано разным содержательно-смысловым наполнением базовых экзистенциальных понятий «Счастье», «Свобода» и «Ответственность», задающих глубинные различия «образов Миров» и вытекающих из них оснований про- или анти- социальной активности. Установленные семантические маркеры могут быть использованы как критерии прогноза вероятности повторения преступного поведения во времени. Они предоставляют экспертным, правоприменительным и исправительным инстанциям важную психологическую информацию о личности, актуальных и перспективных тенденциях (направлении) ее развития, что позволяет более дифференцированно и адекватно определять меру (форму и срок) наказания, выбирать меры медицинского характера и дополнительные корригирующие воздействия.
Психологические особенности триады нарушений социализации, коммуникации
и воображения как основа для исследований в области детского аутизма
Кузенко С. С. (г. Ростов-на-Дону)
Детский аутизм- достаточно распространённое явление, встречающееся не реже, чем слепота и глухота. Но, к сожалению, это особое нарушение психического развития недостаточно известно в нашей стране даже профессионалам. И семьи, имеющие аутичных детей, зачастую годами не могут получить квалифицированную помощь. Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребёнка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, во вспомогательной школе и в престижном лицее. И всюду та кие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации и требуют специальной поддержки.
Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в собственном мире. Неконтактность, однако, может проявляться в разных формах и по разным причинам. В большинстве случаев нарушения коммуникации оказываются прямым и понятным следствием основной недостаточности: малой потребности в общении, трудностей восприятия информации и понимания ситуации.
Мы не можем с полной уверенностью констатировать, насколько примитивна структура их личности. Но в отличие от слабоумных детей, реакции которых тоже недостаточно сформированы для их возраста, личность аутичного ребёнка может достичь колоссальных вершин совершенства. И если в результате лечения такое в конце концов происходит, то это случается уже в более старшем возрасте, и дети либо могут рассказать нам о происходящем с ними, либо могут дать обилие подсказок, благодаря которым мы можем больше узнать об особенностях их развития и о факторах, влияющих на ход этого развития.
Между тем это нарушение психического развития недостаточно известно специалистам и семьям, в которых есть дети, больные аутизмом. Длительное время на Украине и в России диагноз «ранний детский аутизм» не ставили, обходясь диагнозами «олигофрения» и «шизофрения». Мы придерживаемся мнения, что ранний детский аутизм - это отдельное заболевание, имеющее более благоприятный прогноз при лечении и последующей адаптации больных этим расстройством в отличие от невозможности лечения олигофрении и ограничениях в лечении шизофрении.
Триада нарушений социализации, коммуникации и воображения образует основу для исследований в области аутизма, поскольку она очерчивает проблемы и вопросы, которые нуждаются в объяснении и решении. Таким образом, психологическая теория аутизма должна, как минимум, объяснять сочетание этих трёх видов нарушений. На сегодняшний день основу диагностики аутизма составляют три ключевых признака, известные кактриада Лоры Винг:
качественное ухудшение в сфере социального взаимодействия;
качественное ухудшение в сфере вербальной и невербальнойкоммуникации и в сфере воображения;
крайне ограниченный репертуар видов активности и интересов.
Существует, однако, нарушение общения, при котором все эти трудности связаны в один особый странный узел, где сложно разделить первопричины и следствия и понять: не хочет или не может ребёнок общаться; а если не может, то почему.
Каждый шаг, отдаляющий ребёнка от мира, как правило, ослабляет присущее ему стремление наблюдать за внешней средой и воздействовать на неё. Но без этого стремления личностное развитие человека попросту невозможно. Это истощает и без того ещё слабое Эго, только что вышедшее из стадии недифференцированное™, и только усугубляет психический дисбаланс.
Серьёзность и глубина этого дисбаланса будет зависеть от природы и степени проблем, возникающих в общении с внешним миром. Те элементы реальности, которые представляются наиболее обманчивыми и бездушными, будут подвергнуты действию защитных механизмов или заменены воображаемыми аналогами, сулящими большее удовлетворение; слишком интенсивные внутренние реакции будут вытеснены. Иначе говоря, все усилия будут направлены на то, чтобы сохранить определённый контакт с миром и сделать безопасной хотя бы небольшую его часть. Но когда ситуация выходит из-под контроля и весь мир начинает казаться деструктивным, человек отказывается от дальнейших усилий. Попытки совладать с отдельными аспектами реальности,а сдругими «заключить мирное соглашение», прибегнув к использованию защитных механизмов, прекращаются. Вся энергия уходит на возведение защитных сооружений, и процесс формирования личности оказывается в условиях «энергетической блокады». В основе всего происходящего лежит убеждение, что любая попытка быть или делать неизбежно обернётся самыми деструктивными последствиями.
Нарушение коммуникации может обусловливаться разными причинами и принимать всевозможные формы. Неадекватность реакции человека может объясняться тем, что он, будучи ослеплён своей тревогой или враждебностью, неверно интерпретирует полученные сигналы.
И наоборот, когда улучшение условий или терапевтическое вмешательство даёт человеку возможность познакомить других со
157
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
своими мыслями и чувствами, научиться адекватно воспринимать процесс и содержание коммуникации, в его состоянии намечается заметный прогресс.
Жизнь с аутичными детьми, попытки изучать и лечить их-всё это можно рассматривать как эксперимент. Но комплексность проблем, широта различий между индивидами (ни один из них не пребывает в статичном состоянии, а постоянно изменяется), дистанция между наблюдателем и наблюдаемым - это и многое другое убеждает нас в том, что подобный эксперимент должен быть самым тщательным образом спланирован и проработан до мельчайших деталей. Невозможно наблюдать статику «научного» эксперимента, поскольку мы должны следовать всем превратностям жизни, непредсказуемость которой является её главной неотъемлемой особенностью.
Мозговое обеспечение поведения при формировании аналогичных навыков
Кузина Е. А., Горкин А. Г., Александров Ю. И.
(г. Москва)
Данная работа поддержана грантом РФФИ
№ 05-04-49851 и грантом Президента РФ
по поддержке ведущих научных школ НШ-4455.2006.6.)
Особенности использования ранее сформированного индивидуального опыта при обучении новому поведению остаются пока относительно неисследованной областью психологии и психофизиологии.
Теоретической основой настоящего исследования служил подход, разработанный В. Б. Швырковым и его коллегами. Согласно этому подходу опыт состоит из функциональных систем поведенческих актов, сформированных на разных этапах развития и обучения, которые являются элементами этого опыта. А системы отдельных поведенческих актов представлены нейронами, специализированными относительно этих актов. Исследование активности специализированных нейронов на протяжении обучения дает возможность выявить закономерности взаимодействия ранее сформированного и вновь формируемого опыта.
В данном исследовании мы сравнивали паттерны (конкретный состав систем и количественное соотношение нейронов, принадлежащих к разным системам) поведенческой специализации нейронов в задней цингулярной коре крыс при последовательном обучении двум аналогичным навыкам поведения. Крыс сначала обучали нажимать на педаль для получения пищи (кусочка сыра) на одной стороне клетки, а затем - аналогичному поведению (нажатию на вторую педаль и пробежке ко второй кормушке) на противоположной стороне экспериментальной клетки. При этом наблюдался выраженный перенос навыка: обучение второй педали проходило значимо быстрее (WilcoxonT=3,Z=3,7,n=19,p<0,0003), у некоторых животных - сразу после нескольких пробных актов.
В первой серии экспериментов регистрацию активности нейронов проводили стеклянными микроэлектродами, во второй - использовалась запись тетродами, которая позволяет регистрировать активность нейронов в течение длительного
времени: «хронически». В первой серии из 179 нейронов, зарегистрированных после обучения нажатию на первую педаль, 25 клеток (14%) специфически активировались в актах, сформированных при обучении в экспериментальной клетке. Проведено сравнение выявленных наборов нейронов с аналогичными данными, полученными в других экспериментах послеобучения второй педали (Gavrilovetal, 1998,1999). В этом исследовании из 196 клеток цингулярной коры относительно актов выученного поведения были специализированы 72 нейрона (37%), что достоверно отличалось от доли «новых» нейронов (14%) после обучения одной педали. Следовательно, формирование аналогичного навыка - обучение нажатию на вторую педаль-требует специализации новой группы нейронов.
В экспериментах с хронической регистрацией нейрональной активности у семи крыс в сессиях обучения подходу и манипулированию педалью на второй стороне экспериментальной клетки, аналогичного поведению на первой стороне, из зарегистрированной тетродами мультиклеточной активности были выделены потоки активности 33 нейронов. Из них специфически активировались на отдельных этапах сформированного поведения 10 клеток. Большинство этих нейронов активировались во вновь формируемом поведении на второй стороне (девять нейронов) и лишь один был специализирован относительно захвата пищи в кормушке на первой стороне. Активность этого нейрона на второй стороне была равномерно низкой. Из девяти нейронов, специализированных относительно актов на второй стороне, у трех на первой наблюдались выраженные активации при манипулировании с педалью (две клетки) и у кормушки (один нейрон). Наличие таких активаций может отражать использование систем прошлого опыта при формировании нового.
Таким образом, системы, сформированные при обучении первому навыку, используются при формировании аналогичного поведения, но научение последнему требует и образования новой системы.
К реальной психологии реального труда
Кузнецов И. Ю. (г. Магадан)
Стремление к анализу реальных трудовых процессов и к повышению их эффективности на основании такого анализа -естественная задача психологии труда. Но на этом пути возникает ряд препятствий, которые, на наш взгляд, требуют дополнительной рефлексии. Что же такое реальная психология и что может мешать психологии быть таковой? 1. Реальная - это, прежде всего, конкретная, в том смысле,
который придавал этому понятию Л.С. Выготский, когда писал:
«моя история культурного развития - абстрактная разработка
конкретной психологии».
То есть, наука не о человеке вообще, а о конкретном человеке. В отличие от других наук, существенным свойством объекта, по которому можно делать в психологии адекватные обобщения, является его конкретность или уникальность. Реальный человек
158
з-н
в силу своей субъектной позиции (в этом смысле, равенства с исследователем), требует от исследователей и практиков в психологии конкретного к себе отношения. Неоднократные попытки игнорировать это «требование» со стороны «объекта» исследования приводят только к редукционизму и новому разрыву между теорией и практикой.
2. Это психология человека, а не наука о психике, не «зоопсихология», a «homopsychologie» (Л.С. Выготский). Следовательно,эта психология социальная и экзистенциальная, культурно-историческая и деятельностная.
Трудовая или профессиональная деятельность не есть деятельность отдельного индивида. Не только генетически, но и реально трудовая деятельность - это социально распределенная структура, носителем которой является не один человек. Это касается и случая интериоризации такой структуры отдельной личностью - она остается социальной. Человек всегда часть социальной деятельностной структуры. «Труд - это когда трудно» (Ю. К. Стрелков), а делать трудное -надо заставлять. Есть и интерес, но ведь не только призвание. Здесь открывается большой простор для исследования форм принуждения, социальных воздействий, санкций,организации активности человека в нужном обществу направлении через страх и интересы.
3. Это психология обычного человека, а не успешного или выдающегося. Мода на исследования «высокого» в человеке уводитот реальности. Успех - категория конкретно-социальная, а непсихологическая. Включая ценностное измерение в психологические понятия, психологи невольно смешивают научные имировоззренческие вопросы. Традиционно это проявляется врассуждениях о личности: вместо решения вопросов о личности как обычной характеристике человека, акценты смещаютсяна «настоящую личность». Такая имплицитная оценочностьнередко содержится и в акмеологических исследованиях, впонятиях поступка, воли, профессионала и т. д.Определенным приближением к реальной конкретной психологии труда является метод инцидентов, анализа ошибок. Нередкопредполагается, что в остальном деятельность соответствует норме,и в качестве ошибок и инцидентов изучаются ситуации с серьезными последствиями, а сколько реальных проблем втруде не привелик таким последствиям? В определенном смысле можно сказать, чтореальная трудовая деятельность только из ошибок вся и состоит.Любой индивидуальный феномен «ошибочен» по отношению кнорме и абстракции.
4. Это психология реального человека, а не должного. Нередкожелаемая или ожидаемая норма принимается за реальность,результаты мыслительных операций выдаются за действительность, а в силу единства «аффекта и интеллекта» - за желаемуюдействительность. Если речь идет о социально желаемом - мыполучаем замещение реальности нормами, удобными дляконкретного общества представлениями, если личностножелаемое - это лучше всего описано в психоанализе.
Такая тенденция ярко проявляется при изучении ведущей деятельности (учебной, профессиональной). Здесь важно понимать, что ведущее положение определенной деятельности есть социально желательный вариант развития, а реальность в лучшем случае взаимодействует с социальными требованиями и ожиданиями, а никак не тождественна им. Естественно, для понимания человека необходимо знать нормы как часть социальной ситуации развития, но нельзя забывать, что это разные явления. «Сведение» реальности к норме особенно наглядно проявляется при изучении
и диагностике развития человека. Фиксируемая в определенной экспериментально-диагностической ситуации сформированность отдельных функций и умений - не есть повседневная реальность. Генерализация и распространение регистрируемой функции на различные ситуации не происходит автоматически. Развитие человека гетерохронно и, можно сказать, гетеро-пространственно (гетеротопно). Здесь имеются в виду различные социальные пространства: деятельности, разные системы ролей, в том числе и внутриличностная система отношений. Важно, в каких социальных пространствах может реализоваться та или иная функция. 5. И, наконец, это психология «настоящего», а не прошлого человека. Здесь мы имеем в виду проблему «времени» в психологии. То есть нужно найти способы изучать человека в его актуальном настоящем, человека живущего. Основная проблема состоит не в изучении времени в психологии, что естественно немаловажно, а в преобразовании психологического познания с учетом этой характеристики. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев психолог исследует прошлое человека, уже ставшее явление, эссенцию, говоря слова ми экзистенциалистов. И на этом основании строит теоретические модели. Любой анализируемый материал - есть прошлое, любые данные самоотчета испытуемого - есть вдвойне прошлое. Мы не только работаем с данными, полученными в прошлом, а еще и испытуемый, отвечая на вопросы, ориентирован на свой прошлый опыт, то есть, рассказывает нам про себя бывшего. Таким образом, мы получаем в исследованиях «мертвый» препарат и на основании его анализа делаем выводы о живом человеке. Проблема в том, как схватить эту живую длительность настоящего, это открытое пространство свободного выбора человека в каждый конкретный момент времени. Частично эта проблема решается в некоторых терапевтических практиках, а в исследованиях перспективными могут быть варианты метода прерывания деятельности.
Психологические модели отношения к отдыху в профессиональной деятельности
Кузнецова А. С.,ЛузянинаМ. С. (г. Москва)
Изучение организации, планирования и осуществления отдыха должно занять ключевую позицию в круге актуальных задач психологии труда ввиду существования внушительного списка психологических проблем современного человека, требующих безотлагательного решения: роста утомляемости и напряженности, повышенной чувствительности к внешним раздражителям. В настоящее время практически отсутствует интерес исследователей к психологическим аспектам отдыха работающего человека. Остается открытым вопрос о положении отдыха в ценностно-смысловой структуре личности и о том, насколько от этого зависит характер организации отдыха и его эффективность.
Выполненное исследование, целью которого было изучение представлений о месте отдыха в структуре ценностно-смысловых ориентации личности, позволило выявить ряд фактов, которые могут служить основой разработки психологических моделей отдыха (Лузянина, 2005; Кузнецова, Лузянина, 2006). В исследовании
159
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
приняло участие 96 респондентов в возрасте от 19 до 61 года (33 мужчины и 63 женщины), представители разных профессиональных групп. Результаты позволили сделать следующие выводы.
Рекреационная сфера рассматривается как достаточно значимая в плане обеспечения эффективной труда, но положение отдыха в системе жизненных и профессиональных ценностей - подчиненное. Отдых можно отнести к ряду инструментальных ценностей, способствующих реализации жизненных планов и достижению глобальных профессиональных целей.
Отношение к отдыху различно у представителей разных типов профессий. Вместе с тем основная направленность респондентов на отдых может быть охарактеризована как реактивная: думать об организации отдыхе человек начинает только тогда, когда актуализируется необходимость в нем.
Несмотря на то, что для большинства опрошенных отдых позитивно эмоционально окрашен и является процессом, доставляющим удовольствие, можно говорить о неумении респондентов организовать свой отдых так, чтобы он не только давал восстановительный эффект, но и способствовал удовлетворению иных потребностей. При этом наиболее эффективным является отдых тех респондентов, у которых структура ценностно-смысловых ориентации более развита.
Расположение понятий в двухосном семантическом пространстве, образованном категориями эмоционального отношения и активности, показывает степень неоднородности представлений о психологическом содержании отдыха. Наиболее позитивную оценку получило понятие «отдых»; далее по степени убывания позитивности располагаются понятия «покой», «восстановление сил» и «досуг». При этом, собственно отдых рассматривается как сбалансированная система по фактору «активность-пассивность».
Проведенное исследование, реализованное как начальный этап разработки проблематики изучения отдыха в контексте трудовой деятельности, позволило собрать значительное число фактов о специфике отношения к отдыху. Накопление сведений о психологических закономерностях формирования такого отношения может стать научной основой для разработки обоснованных рекомендаций по планированию профессионального жизненного пути.
По результатам первичного анализа данных были намечены перспективные направления дальнейшей разработки проблемы отдыха. Среди них можно выделить главное: исследование факторов, способствующих развитию проактивной направленности по отношению к отдыху - ориентации на целенаправленную организацию собственного отдыха как специальной деятельности, предназначенной для поддержания психологических и физиологических ресурсов.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.