logo
psicho T2

Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития

Либерман А.А. (г. Набережные Челны)

В последнее время многие отечественные психологи об­суждают редукцию и распад форм возрастного развития детей в современном обществе, что, на наш взгляд, становится все более ощутимым препятствием в развитии интеллектуального потенциала нашей страны.

В связи с этим средства и понятия деятельностного подхода вообще, и понятие ведущей деятельности (далее ВД) в частности, становятся весьма актуальным и мощным ресурсом выхода из сложившейся ситуации, потому что создавались они не столько для диагностики и описания особенностей возрастного развития, сколько для задания и формирования высших достижений развития в детском возрасте.

Ниже мы кратко опишем собственные представления об исторически сложившемся месте и назначении ВД, как средства теоретического понимания и психолого-педагогического оформ­ления этапов возрастного развития в отечественной психологии, а также его особенности и ограничения:

Понятие о ВД создавалось, прежде всего, как средство объ­яснительное и формирующее, поэтому исследовательские, диа­гностические функции ВД ограниченны рамками деятельностного подхода в понимании его А.Н. Леонтьевым Т. е. в качестве средства диагностики понятие ВД уместнее использовать для оценки эффек­тивности работ по реализации того или иного проекта ВД, а не для исследования естественно сложившихся особенностей разных эта­пов возрастного развития. Соответственно, в процессе возрастного развития регулярно появляются периоды, для которых, по тем или иным причинам отсутствуют соответствующие формы ВД.

Два типа ВД - ВД в которой«.. .идет преимущественное усвоение задач, мотивов и норм человеческой деятельности и развитие мотивационно-потребностной сферы» и ВД в которой «... происходит преимущественное усвоение способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможно­стей» обязательно должны обсуждаться в связке, «эпохой». Отсюда, без задания и описания ВД первого типа, формирующих у детей ориентацию в действительности «основных смыслов человеческой деятельности и задач, мотивов и норм отношений между людьми» в качестве основы, проектировать и (или) строить ВД второго типа, в том числе и любые формы УД, в рамках этой периодизации нельзя, за ее границами некорректно.

Субъектом ВД являются не дети и не взрослые - это всегда «совместная» по Д.Б. Эльконину или «совокупная» по В.П. Зин-ченко и Б.Г Мещерякову деятельность, субъект которой сложно организован, «совокупен». В начале разворачивания ВД ее цели и задачи в основном воспроизводят взрослые, включая в этот процесс детей, и только к концу того или иного такта возрастного развития субъектом ВД могут стать дети, освоившие соответствующую сферу деятельности.

Не менее важно то, что количество «эпох» не постоянно, зависит от исторически сложившейся структуры того или иного взрослого общества, примером чего может редукция и распад форм возраст­ного развития у современных нам дошкольников и подростков.

269

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

Также не постоянно время протяжения, сложность и содержа­ние каждого типа ВД в одной и той же «эпохе» и эти особенности ВД зависят от места взросления детей в стратовой и классовой структуре взрослого общества. В качестве примера может служить фиксация самим Д.Б. Элькониным качественно различных осо­бенностей возрастного развития на одном и том же возрастном этапе детей из разных социально-экономических классов взрослого общества капиталистического типа.

Таким образом, для формирования ВДлюбого этапа возрастно­го развития сначала необходимо создать проект соответственной ВД и реализовать его в практике образования. Только после реализации такого проекта понятие ВД может использоваться как средство исследования. Иначе говоря, для того, чтобы самый квалифици­рованный исследователь мог «увидеть» ВД того или иного этапа возрастного развития она (ВД) должна быть сначала «назначена», т. е. спроектирована и запущена в педагогическое «производство». Причем обязательно в качестве «совокупной», предлагаемой взрослыми и принимаемой детьми.

В связи с этим, многочисленные, в последнее время, поиски ВД современных подростков выглядят достаточно странно, как минимум не корректно, в пределе напоминают попытки «пожи-нания несеяного».

Более того, если мы собираемся не только исследовать и опи­сывать особенности возрастного развития на том или ином этапе, но и заниматься проектированием норм возрастного развития и реализацией этих проектов в практике современного образования, то в качестве основания такой работы именно Эльконинско - Давы-довское понимание ВД незаменимо, а самые сложные структуры действий заведомо недостаточны.

Соответственно, именно понятие ВД, в сложившейся на данный момент ситуации (редукция форм возрастного развития детей в современном обществе) может стать эффективным и актуаль­ным средством развития интеллектуального потенциала нашей страны.

Социально моделирующая игра как ведущая деятельность современных подростков

Либерман А.А. (г. Набережные Челны)

За последние 15-20 лет произошел распад социальной структуры взрослого общества советского образца и начали скла­дываться новые, отличные от советских, структуры взрослого общества. Социальные и психолого-педагогические цели и задачи возрастного развития в подростковом возрасте полностью потеряли определенность.

Отсюда востребованность не только исследований жизни со­временных подростков, но и средств проектирования психического развития в этом возрасте.

Рамкой наших последующих рассуждений будет позиция В.В. Давыдова, предполагающая необходимость формирования

наиболее высокого уровня психического развития в каждом воз­расте. Соответственно сам подростковый возраст будет выступать для нас некалендарно (как периоде... до... лет), а как отдельная стадия психического развития, задаваемая своей, особой «ведущей деятельностью» (далее ВД). ВД будет обсуждаться как средство, проектирования форм возрастного развития.

Для того чтобы дальше двигаться в идеологии проектирова­ния возрастного развития современных подростков посредством задания соответствующей ВД, необходимо выполнить следующие условия:

В современной практике образования этот возрастной период связан с переходом к следующей ступени образования - профиль­ной школе и предполагает у старшего подростка наличие мотива-ционной готовности к учебно-профессиональной деятельности по аналогии с мотивационной готовностью к начальному обучению у дошкольников, описанному Д.Б. Элькониным и его учениками.

Механизм складывания любых мотивов по А.Н.Леонтьеву свя­зан с тем, что потребность находит свой предмет. Одной из основных социальных потребностей подростков является потребность во взрослении. Для ее превращения в мотив необходимо, во-первых, чтобы общество представило педагогически оформленные предме­ты деятельности, способные удовлетворить потребность во взросле­нии, иначе говоря, идеальные формы взрослости, во-вторых, чтобы был организован процесстакой деятельности, в которой потребность во взрослении может встретиться со своим предметом. Иными сло­вами, в этой деятельности должно быть адекватно смоделированы основные особенности идеальной структуры (достаточно сложной) современного общества.

Вместе с тем, эта деятельность должна задавать своеобразное пространство проб, в котором подростки могут попробовать себя в тех или иных общественно значимых ролях и позициях. Только за счет такого моделирования в ней появляется возможность скла­дывания и оформления практического сознания (вспомним, что именно переживание является единицей сознания;то, что не пере­жито, вряд л и может быть осозна но). Отметим, что модели роваться должна именно идеальная структура нашего будущего общества, согласно Конституции — демократического и либерального.

Важным условием разворачивания такой деятельности явля­ется наличие особых, специально организованных развивающих пространств.

Мы считаем, что ведущая деятельность современных отече­ственных подростков должна быть игровой по типу, социально-моделирующей по форме и общественно значимой по содержа­нию.

На данный момент сотрудники нашей лаборатории смогли спроектировать и выстроить развивающие пространства для подростков трех масштабов — межшкольного, городского и республиканского.

270

з-н

Работа была начата в 1998 г. с создания «Межшкольного клуб­ного пространства» (МКП) на базе трех гимназий. В августе 2003 г. был разработан и запущен проект «Детская городская Дума» (ДГД). В марте 2007 г., на «Республиканском управленческом форуме» Татар­стана, депутатами ДГД (под нашим руководством и при поддержке городских и республиканских властей) была начата реализация проекта «Детская республиканская Дума» (ДРД).

Основной задачей, которая решается при этом, является, по В.В. Давыдову, «формирование у детей нового круга способ­ностей», - способностей к социальному самоопределению и ответственному выбору.

Приведенные примеры демонстрируют саму возможность и эффективность задания ВД для современных подростков как обще­ственно значимой, социально моделирующей игры. Для первичной диагностики результатов мы использовали опросы и анкетирование. Во всех случаях обнаружены существенные различия в уровне воз­растного и социального развития подростков, участвующих в работе МКП, ДГД, ДРД от общей массы школьников такого же возраста.

Мы уверены, что если современная система образования не предложит подросткам развивающие пространства с игровыми моделями значимых и перспективных сфер жизнедеятельности взрослого общества, то начавшаяся редукция форм возрастного развития сделает перспективы нашего общества незавидными,хотя и интересными с исследовательской точки зрения.