Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
Либерман А.А. (г. Набережные Челны)
В последнее время многие отечественные психологи обсуждают редукцию и распад форм возрастного развития детей в современном обществе, что, на наш взгляд, становится все более ощутимым препятствием в развитии интеллектуального потенциала нашей страны.
В связи с этим средства и понятия деятельностного подхода вообще, и понятие ведущей деятельности (далее ВД) в частности, становятся весьма актуальным и мощным ресурсом выхода из сложившейся ситуации, потому что создавались они не столько для диагностики и описания особенностей возрастного развития, сколько для задания и формирования высших достижений развития в детском возрасте.
Ниже мы кратко опишем собственные представления об исторически сложившемся месте и назначении ВД, как средства теоретического понимания и психолого-педагогического оформления этапов возрастного развития в отечественной психологии, а также его особенности и ограничения:
Понятие о ВД создавалось, прежде всего, как средство объяснительное и формирующее, поэтому исследовательские, диагностические функции ВД ограниченны рамками деятельностного подхода в понимании его А.Н. Леонтьевым Т. е. в качестве средства диагностики понятие ВД уместнее использовать для оценки эффективности работ по реализации того или иного проекта ВД, а не для исследования естественно сложившихся особенностей разных этапов возрастного развития. Соответственно, в процессе возрастного развития регулярно появляются периоды, для которых, по тем или иным причинам отсутствуют соответствующие формы ВД.
Два типа ВД - ВД в которой«.. .идет преимущественное усвоение задач, мотивов и норм человеческой деятельности и развитие мотивационно-потребностной сферы» и ВД в которой «... происходит преимущественное усвоение способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей» обязательно должны обсуждаться в связке, «эпохой». Отсюда, без задания и описания ВД первого типа, формирующих у детей ориентацию в действительности «основных смыслов человеческой деятельности и задач, мотивов и норм отношений между людьми» в качестве основы, проектировать и (или) строить ВД второго типа, в том числе и любые формы УД, в рамках этой периодизации нельзя, за ее границами некорректно.
Субъектом ВД являются не дети и не взрослые - это всегда «совместная» по Д.Б. Эльконину или «совокупная» по В.П. Зин-ченко и Б.Г Мещерякову деятельность, субъект которой сложно организован, «совокупен». В начале разворачивания ВД ее цели и задачи в основном воспроизводят взрослые, включая в этот процесс детей, и только к концу того или иного такта возрастного развития субъектом ВД могут стать дети, освоившие соответствующую сферу деятельности.
Не менее важно то, что количество «эпох» не постоянно, зависит от исторически сложившейся структуры того или иного взрослого общества, примером чего может редукция и распад форм возрастного развития у современных нам дошкольников и подростков.
269
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Также не постоянно время протяжения, сложность и содержание каждого типа ВД в одной и той же «эпохе» и эти особенности ВД зависят от места взросления детей в стратовой и классовой структуре взрослого общества. В качестве примера может служить фиксация самим Д.Б. Элькониным качественно различных особенностей возрастного развития на одном и том же возрастном этапе детей из разных социально-экономических классов взрослого общества капиталистического типа.
Таким образом, для формирования ВДлюбого этапа возрастного развития сначала необходимо создать проект соответственной ВД и реализовать его в практике образования. Только после реализации такого проекта понятие ВД может использоваться как средство исследования. Иначе говоря, для того, чтобы самый квалифицированный исследователь мог «увидеть» ВД того или иного этапа возрастного развития она (ВД) должна быть сначала «назначена», т. е. спроектирована и запущена в педагогическое «производство». Причем обязательно в качестве «совокупной», предлагаемой взрослыми и принимаемой детьми.
В связи с этим, многочисленные, в последнее время, поиски ВД современных подростков выглядят достаточно странно, как минимум не корректно, в пределе напоминают попытки «пожи-нания несеяного».
Более того, если мы собираемся не только исследовать и описывать особенности возрастного развития на том или ином этапе, но и заниматься проектированием норм возрастного развития и реализацией этих проектов в практике современного образования, то в качестве основания такой работы именно Эльконинско - Давы-довское понимание ВД незаменимо, а самые сложные структуры действий заведомо недостаточны.
Соответственно, именно понятие ВД, в сложившейся на данный момент ситуации (редукция форм возрастного развития детей в современном обществе) может стать эффективным и актуальным средством развития интеллектуального потенциала нашей страны.
Социально моделирующая игра как ведущая деятельность современных подростков
Либерман А.А. (г. Набережные Челны)
За последние 15-20 лет произошел распад социальной структуры взрослого общества советского образца и начали складываться новые, отличные от советских, структуры взрослого общества. Социальные и психолого-педагогические цели и задачи возрастного развития в подростковом возрасте полностью потеряли определенность.
Отсюда востребованность не только исследований жизни современных подростков, но и средств проектирования психического развития в этом возрасте.
Рамкой наших последующих рассуждений будет позиция В.В. Давыдова, предполагающая необходимость формирования
наиболее высокого уровня психического развития в каждом возрасте. Соответственно сам подростковый возраст будет выступать для нас некалендарно (как периоде... до... лет), а как отдельная стадия психического развития, задаваемая своей, особой «ведущей деятельностью» (далее ВД). ВД будет обсуждаться как средство, проектирования форм возрастного развития.
Для того чтобы дальше двигаться в идеологии проектирования возрастного развития современных подростков посредством задания соответствующей ВД, необходимо выполнить следующие условия:
определить основные новообразования задаваемой ВД;
выявить механизм разворачивания ВД;
задать тип, содержание и формы искомой ВД;
описать условия, необходимые для разворачивания ВД.Основные новообразования ВД определяются: сферой задаваемой ВД, особенностями перехода к следующему типу ВД изапросами современной общественной практики образования.ВД подростков, относится к мотивационно-потребностной сфере.Отсюда следует, что одним из необходимых новообразованийдолжны быть мотивы.
В современной практике образования этот возрастной период связан с переходом к следующей ступени образования - профильной школе и предполагает у старшего подростка наличие мотива-ционной готовности к учебно-профессиональной деятельности по аналогии с мотивационной готовностью к начальному обучению у дошкольников, описанному Д.Б. Элькониным и его учениками.
Механизм складывания любых мотивов по А.Н.Леонтьеву связан с тем, что потребность находит свой предмет. Одной из основных социальных потребностей подростков является потребность во взрослении. Для ее превращения в мотив необходимо, во-первых, чтобы общество представило педагогически оформленные предметы деятельности, способные удовлетворить потребность во взрослении, иначе говоря, идеальные формы взрослости, во-вторых, чтобы был организован процесстакой деятельности, в которой потребность во взрослении может встретиться со своим предметом. Иными словами, в этой деятельности должно быть адекватно смоделированы основные особенности идеальной структуры (достаточно сложной) современного общества.
Вместе с тем, эта деятельность должна задавать своеобразное пространство проб, в котором подростки могут попробовать себя в тех или иных общественно значимых ролях и позициях. Только за счет такого моделирования в ней появляется возможность складывания и оформления практического сознания (вспомним, что именно переживание является единицей сознания;то, что не пережито, вряд л и может быть осозна но). Отметим, что модели роваться должна именно идеальная структура нашего будущего общества, согласно Конституции — демократического и либерального.
Важным условием разворачивания такой деятельности является наличие особых, специально организованных развивающих пространств.
Мы считаем, что ведущая деятельность современных отечественных подростков должна быть игровой по типу, социально-моделирующей по форме и общественно значимой по содержанию.
На данный момент сотрудники нашей лаборатории смогли спроектировать и выстроить развивающие пространства для подростков трех масштабов — межшкольного, городского и республиканского.
270
з-н
Работа была начата в 1998 г. с создания «Межшкольного клубного пространства» (МКП) на базе трех гимназий. В августе 2003 г. был разработан и запущен проект «Детская городская Дума» (ДГД). В марте 2007 г., на «Республиканском управленческом форуме» Татарстана, депутатами ДГД (под нашим руководством и при поддержке городских и республиканских властей) была начата реализация проекта «Детская республиканская Дума» (ДРД).
Основной задачей, которая решается при этом, является, по В.В. Давыдову, «формирование у детей нового круга способностей», - способностей к социальному самоопределению и ответственному выбору.
Приведенные примеры демонстрируют саму возможность и эффективность задания ВД для современных подростков как общественно значимой, социально моделирующей игры. Для первичной диагностики результатов мы использовали опросы и анкетирование. Во всех случаях обнаружены существенные различия в уровне возрастного и социального развития подростков, участвующих в работе МКП, ДГД, ДРД от общей массы школьников такого же возраста.
Мы уверены, что если современная система образования не предложит подросткам развивающие пространства с игровыми моделями значимых и перспективных сфер жизнедеятельности взрослого общества, то начавшаяся редукция форм возрастного развития сделает перспективы нашего общества незавидными,хотя и интересными с исследовательской точки зрения.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.