logo
psicho T2

Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием

Максудова ЕЛ. (г. Москва)

В сегодняшнем, сложноорганизованном обществе, когда оно стремительно меняется, увеличивая число стрессогенных ситуаций, повышая риск возникновения нарушений психической адаптации, развития невротических, психосоматических расстройств, алкого­лизма, наркомании, одиночества, появился социальный заказ на психологические услуги, особенно по вопросам семьи и брака. Для многих людей именно семья является универсальным средством преодоления одиночества и решения многих жизненных проблем. Возникла потребность в специалистах в области семейного кон­сультирования. Профессия «психолог-практик» стала массовой. Но в тоже время большинство психологических вузов при достаточно высоком уровне теоретической подготовки не дают своим вы­пускникам достаточно практических навыков, необходимых для оказания квалифицированной психологической помощи. Все это обостряет проблему достижения профессиональной идентичности психологами-практиками, что несомненно негативно влияет на процесс консультирования в целом.

Каждый консультант имеет собственную систему ценностей, которая определяет его решения, и то, как он воспринимает окру­жающий мир и других людей. Безусловно, личность консультанта определяет исходные предпосылки консультирования и выбор под­хода. Консультант должен иметь четкую позицию по важнейшим сферам человеческой жизни, и прежде всего - это семья. Хорошо осознаваемые профессионалом представления о семье составляют эксплицитную теорию семьи и брака. В этой теории зафиксирован субъективный опыт профессионалов, она является инструментом для работы с семьёй, а также коммуникативным средством для передачи информации другим представителям профессиональной среды.

Вместе с тем, кроме эксплицитных представлений, живые представители профессии руководствуются в своей деятельности своими не вполне осознаваемыми представлениями, т. е. им­плицитными теориями семьи. Эти представления неоднородны, плохо рефлексируются, но реально влияют на наше повседневное функционирование.

Целью нашего исследования являются реконструкция импли­цитной концепции семьи психологов-семейных консультантов. В качестве гипотезы можно предположить, что формированию профессиональной идентичности семейных психологов, а значит и успешности профессиональной деятельности, могут препятство­вать имплицитные модели семьи профессионала, содержащие конфликтные личностные смыслы. Научные знания становятся личным достоянием сознания человека лишь втой мере, в которой они были предметом его пристрастной активности. Поэтому в своей практической работе семейный психолог нередко руководствуется не столько научно разработанной системой ориентиров, сколько самостоятельно выработанной им в течение жизни. В этой связи адекватным подходом является использование методов психо­семантики. Они основаны на использовании психосемантических закономерностях, при которых самоописание и его содержательные основания не задаются априорно, а выявляются у конкретных испы-

324

з-н

туемых. Результаты же интерпретируются не путем соотнотнесения с «нормой», а соотносятся с другими характеристиками тех же испытуемых.

Изучение имплицитных представлений о семье у психоло­гов, занимающихся семейным консультированием, позволяет получить доступ к смысловым структурам личности психолога, определяющим способ восприятия жизненных событий, а значит и оказывающих существенное влияние на стратегию психологи­ческого консультирования, что в свою очередь, в значительной мере определяет успешность профессии, а в конечном итоге, более полную личностную идентичность и зрелость.

Неполная семья как фактор развития зависимого поведения личности

Ма куши на О. П. (г. Воронеж)

Проблема зависимого поведения является крайне актуальной на современном этапе развития нашего общества. Колоссальное распространение какхимических(наркомании,алкоголизма, токси­комании), так и нехимических (игромании, интернет-зависимости, трудоголизма, межличностной зависимости и др.) видов аддик-тивного поведения привлекает огромное внимание специалистов различного профиля и требует специального изучения.

Наше исследование было посвящено изучению межличностной и химической зависимостей молодых людей, воспитывавшихся в условиях полных и неполных семей и оставшихся без попечения родителей. В исследовании приняло участие 155 старшеклассников школ г. Воронежа в возрасте 16-17 лет, среди них 42 человека из полной семьи, 40 человек, воспитывавшихся без отца, 38 человек -без матери, 35 человек, оставшихся без попечения родителей.

В качестве диагностического инструментария использовались две методики:

  1. тест профиля отношений (Relationship ProfileTest) R Борнштейна(адаптация О.П. Макушиной), нацеленный на выявление трехпараметров - деструктивной межличностной зависимости(проявляющейся в стремлении к получению помощи, под­держки, защиты со стороны значимого лица при отсутствииреальной необходимости в этом), здоровой зависимости (т.е.умения устанавливать долговременные эмоциональные от­ношения) и деструктивного отделения (избегание длительныхмежличностных отношений, неспособность человека устанав­ливать тесные отношения привязанности) и

  2. опросник «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Мен-делевича, позволяющий диагностировать психологическуюсклонность личности к

а) наркомании;

б) алкоголизму.

Статистическая обработка полученных данныхс использовани­ем t-критерия Стьюдента позволяет говорить о наличии значимых различий в степени выраженности различных параметров межлич­ностной и химической зависимостей в группах испытуемых. Старше­классники, не имеющие обоих родителей, отличаются от молодых

людей из полных семей значимо более высокими показателями как химической (особенно алкогольной), так и межличностной зависимостей, за исключением параметра здоровой зависимости, по которому значимых различий не установлено.

В группе испытуемых из неполных семей по типу «материнских» (в которых отсутствует отец) обнаружены достоверные различия в показателях склонности к химической зависимости - наркомании и алкоголизму.

Для группы испытуемых из неполных семей по типу «от­цовских» (в которых отсутствует мать) характерны значимо более низкие показатели деструктивной и здоровой зависимости, склон­ности к наркомании и алкоголизму и достоверно более высокий уровень деструктивного отделения в сравнении с испытуемыми из полных семей.

Таким образом, проживание без родителей создает очень мощную основу для развития разных видов зависимости - как межличностной, так и химической. По всей видимости, тотальное нарушение семейной структуры, отсутствие и матери, и отца принци-пиальнымобразом искажает развитиеличности ребенка, нарушает естественные механизмы формирования здоровой зависимости, следствием чего выступает чрезмерно выраженная потребность в зависимых отношениях как с людьми, так и с психоактивными ве­ществами. Причем данные отношения зависимости одновременно актуализируют деструктивное стремление к отделению от других людей, что указывает на конфликтный характер межличностной зависимости у таких юношей - одинаково сильные параллельные стремления как к сближению с людьми, так и к отдалению от них. Данный внутренний конфликт, скорее всего, подтолкнеттакую лич­ность в сторону вы бора хи ми ческого препа рата ка к заместителя ро-дительских фигур, поэтому, с нашей точки зрения, молодой человек, рано лишившийся родителей, обладает повышенным «фактором риска» развития химической зависимости.

Воспитание в неполной семье без отца выступает важнейшей основой для развития склонности к наркомании. Отметим, что полученный нами факт согласуется с имеющимися в литературе данными о принципиальной роли фигуры отца в развитии склон­ности подростка к наркотической зависимости. В.Д. Менделевич вводит такое понятие, как «наркогенный отец», утверждая, что равнодушное, холодное отношение отца к подростку выступает предпосылкой развития у него тяги к наркотикам. Продолжая данную логику, можно заметить, что холодное отношение отца к ребенку немногим отличается (в субъективном ощущении ребенка) от его физического отсутствия в неполной семье, поэтому неполная «материнская» семья также может характеризоваться как «нар­когенная». Можно предположить, что наркотическим веществом подросток пытается найти замену отцовской фигуре (наркотик представляет собой наиболее мощный объект зависимости, вы­зывающий стабильно сильные изменения в ощущениях, а сила и стабильность - это те проявления, которые часто ассоциируются у него с фигурой отца).

Воспитание в семье без матери создает очень интересную кар­тину, на первый взгляд, относительно неопасную - показатели всех видов зависимостей у испытуемых данной группы снижены. Однако, обращает на себя внимание факт чрезмерно высокого уровня де­структивного отделения - по всей видимости, воспитание ребенка в семье без матери вызывает у него не столько необходимость в заместительных зависимых отношениях, сколько создает проблемы в области развития межличностных отношений в целом. Можно

325

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

предположить, что отсутствие возможности у ребенка общаться с матерью жестко блокирует естественную потребность человека в общении и неестественным образом усиливает стремление к деструктивному отделению.

Таким образом, воспитание ребенка без участия родителей, в условиях неполной семьи является крайне неблагоприятным сточки зрения вероятности развития у него психологической склонности к зависимому поведению. Данные категории подростков и молодых людей требуют самого пристального внимания психологов, ибо своевременная работа с зависимой личностью имеет колоссаль­ное профилактическое значение, позволяет предотвратить выбор человека в пользу развития зависимого поведения.

организации. Изучено также становление систем речи, характери­зующих возрастную динамику.

Ближайшие перспективы мультидисциплинарного исследо­вания детской речи связаны с выявлением соотношения форм речи (речевых жанров) и синтаксических структур предложения. Возможно исследование имплицитных неконвенциональных знаний детей о правилах коммуникации, использовании речи, о языке, также определяющих продуцирование высказывания. Кроме этого, возможно включение нейропсихологических данных, что требует специальной организации исследования.

Мультидисциплинарное исследование детской речи: результаты и перспективы

Мал а н чу к И.Г. (г. Красноярск)

Актуальность мультидисциплинарных исследований речи, удерживающих в качестве приоритетного психологическое зна­ние, для современных гуманитарных наук трудно переоценить: только они могут обеспечить исследователя научным аппаратом, адекватным сложности феномена, создать многомерную картину изучаемого явления, максимально снизить риск субъективной интерпретации данных.

Разработанная и реализованная программа мультидисципли­нарного изучения речи в динамике раннего онтогенеза человека предполагала согласование аппаратов различных дисциплин, раз­рабатывающих речевую проблематику, а также первичный анализ данных по параметрам социальным (возраст, пол, социальные роли автора и адресата); социально-психологическим (содержание конситуации, коммуникативный статус говорящего, тип прагма­тический ситуации); психологическим (типы коммуникативно связанных потребностей в их множественности); параметрам речи и языка (типы речевых жанров, речевая и языковая рефлексия, уровень связности вербального текста, а также языковые, речевые, логические ошибки), коррелирующим с актом речи в его жанровой оформленное™.

В процессе анализа детских высказываний потребовалось выделение минимальных коммуникативно-значимых единиц вы­сказывания, представляющих особые речевые жанры. Последние в составе целостного высказывания образуют иерархию речевых жанров в зависимости от упорядочения ребенком множества част­ных целей высказывания и формиирования им коммуникативного фокуса высказывания. Одновременно синтагматическое утройство речи заставляет говорить о «синтаксисе речи», с которым в случаях использования языка интегрируется синтаксис предложения.

Исследовано психологическое содержание форм речи, со­ставляющее развернутое целостное динамическое представление о коммуникативной ситуации, что позволило выявить закономер­ности и факторы, определяющие продуцирование речи участниками речекоммуникативного акта, в том числе с учетом восприятия предшествующего текста, и относящиеся к разным уровням его

Новые диагностические технологии