logo
psicho T2

Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования

КаверникЕ.А. (г. Севастополь)

В современной практике психологической диагностики ин­дивидуальных особенностей человека зачастую наблюдается дивергенция изначально родственных методов: клинического и психометрического. Проблема обостряется в связи с ростом количества пользователей психометрическими тестами при их не­достаточной клинической подготовке. Актуальность классической проблемы предпочтения клинического или психодиагностического подхода с нашей точки зрения возрастает.

В нашем исследовании предполагается, что интеграция всей доступной информации об испытуемом (формализованной и нефор­мализованной), а также профессиональных знаний и длительного опыта психодиагностической работы с применением психометри­ческих и клинических методик позволяет психологу сформировать у себя способность реконструировать в процессе личного контакта с испытуемым структуру его индивидуальных особенностей и эмоционального состояния. Испытуемыми выступали психологи лаборатории клинической психологии Севастопольской городской психиатрической больницы с опытом индивидуальной психодиаг­ностической работы не менее 15 лет, владеющие как клиническими, так и психометрическими методами диагностики. Процедура исследования включает в себя клиническую беседу с реальным испытуемым (клиентом, пациентом), после которой психологу на стандартном бланке предлагается построить гипотетический про­филь MMPI (СМИЛ) данного клиента. После тестирования клиента

172

з-н

его личностный профиль вычерчивается на том же бланке. Анализ пар профилей (предполагаемый и результат тестирования) по­казывает, что психологи наиболее точно воссоздают конфигурацию и уровень шкал коррекции (L, F и К). По основным шкалам близкие значения (средняя разница 5 Т-баллов) предполагаемого и реально­го профиля получены по 0 шкале (социальные контакты), по 1 шкале (соматизация тревоги), 2 шкале (депрессивные тенденции) и 7 шкале (фиксация тревоги). Напротив, менее соответствуюттестовым показателям предполагаемые оценки по 5 шкале (выраженность мужских и женских черт): разница достигает 28 Т-баллов.

Таким образом, в личном контакте в рамках клинической беседы с испытуемым психолог прежде всего способен определить отношение испытуемого к обследованию, а также степень его эмоционального напряжения и тревоги, показатели интро- и экс­траверсии.

Цель дальнейшего исследования, проводимого в сотрудни­честве с лабораторией социально-психологических исследований Черноморского филиала МГУ- дифференцировать данные, которые предпочтительнее получать при клиническом или психометриче­ском исследовании, и разработать практические занятия к курсам «психодиагностика» и «дифференциальная психология».

К исследованию личности студента в экономическом пространстве

Казанская В.Г. (г. Санкт-Петербург)

Еще в XIX веке вопросы заработка, реального экономического поведения, затрат, выгод, культуры потребления и др. привели к введению психологических понятий в сферу экономики (Тард Г.). В исследованиях современных экономистов ставится акцент на психологию денег, жизненные ценности и накопления, коллективное экономическое действие и пр. (Заславская Т.И., Канеман Д., Катана Дж.,Ли С, Майталь Ш. Мишкин Ф. и др.), что приводит к интеграции экономики и психологии (Дружинин В.Н., Журавлев А.Л., Скворцов В.Н., Хайек фон Ф. и др.). Данное обстоятельство диктует необходи­мость решения пограничных проблем в социальной, педагогиче­ской, возрастной психологии и психологии высшей школы.

Жизнь в условиях рынка, в новом экономическом простран­стве, предъявляет к личности иные требования, чемэто было ранее. От нее требуется мобильность и чувствительность к социальным и экономическим переменам. Научное понимание экономического поведения студентов, имеющих «энергию старта» (Ананьев Б.Г.), значимо для формирования знаний и социальных навыков в условиях рынка.

Общая цель исследования - формирование экономического мышления будущих специалистов. На диагностическом этапе выяснялась готовность студентов заниматься бизнесом в своей профессиональной деятельности. Задачи исследования состояли в выявлении уровня экономической компетентности и отношения студентов к рынку и деньгам. Предполагалось, что жизнь в условиях

рынка действует на их потребности, прогнозируя экономические стратегии и формируя, в частности, меркантилистское поведение.

В исследовании принимали участие 120 студентов второго-четвертого курсов, будущая профессия которых связь с обще­ственностью и менеджмент. В соответствии с целью и задачами исследования была использована батарея различных методов и методик, позволившая получить разнообразный эмпирический материал. Преподаватели экономических дисциплин оценивали экономические знания студентов, обращая внимание на готов­ность к предпринимательству, работу в частных предприятиях и акционерных обществах, при фанд-рейзинге. На учебных занятиях обсуждались вопросы рынка, денег, рисков, экономического подъема, спада, инфляции одновременно с анализом поведения «экономического человека».

Результаты исследования показали, что 40 % опрошенных смутно представляют, чем они могут заниматься или вовсе не желают иметь собственное дело, 30 % представляют себе, чем могут заниматься в дальнейшем в области бизнеса, имеют для этого элементарные знания, а 30% работают «на хозяина» или выполняют работу помощника менеджера, имея определенный уровень эконо­мических знаний. Не все студенты активны, но те, кто работает или прошел производственную практику, хотят получить практические навыки, особенно в сфере организации своего собственного дела. Примером является следующее высказывание: «Открою агентство, которое будет представлять рекламные и PR-услуги. Мы будем работать на 3 направлениях: 1 .консалтинг (по всем вопросам в сфере бизнеса); 2.имиджмейкинг; З.медиа-рилейшинз. Вагентстве можно будет получить информацию по волнующим вопросам, помощь в кризисной ситуации, в рекламных объявлениях, в создании образа фирмы и руководителя. По желанию заказчика агентство может полностью организовать PR-акцию и провести социологическое исследование, провести оценку их эффективности. Будут открыты филиалы в России и за рубежом. Только я очень слаба в мировой экономике. Но если мы будем предоставлять постоянным клиентам скидки за услуги, мы добьемся положительных результатов. Мне во многом помогла практика». (4 курс, О.Б.). Противоположное суждение имеет Е.Ж.( 2 курс): «Я бы открыл свое дело, если бы по­нимал, с чего начинать. Какие экономические навыки надо иметь, слабо представляю, наверно, уметь предвидеть».

Ответы всех опрошенных свидетельствуют о положительном отношении к рынку, однако более половины плохо подготовлены к жизни в рыночных условиях. В ихличности вместо мотива стремле­ние к успеху чаще всего проявлялось стремление избегать неудачи высокого уровня (более 60 %).Эти факты можно объяснить осто­рожностью, осмотрительностью вне анализа конкретной ситуации, где нужна адекватная оценка нетолько потерь, но и приобретений. Боязнь иметь собственное дело опосредована социальной безот­ветственностью некоторых бизнес-структур и непродуманной на государственном уровне системой кредитования.

Меркантилистское поведение, где мотив имущества и денег определяет статус и формирует престиж, обнаружен у 20% обследо­ванных. В отношении к деньгам преобладает нравственная позиция («Лучше всего к деньгам относиться спокойно, строить что-то для своего города, как это было в России раньше. Хочется верить, что все в твоих руках. Но все прогнозы делать очень сложно, ведь мы живем в современной России».

173

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

Психологические службы в библиотеках

Казаринова И.Н. (г. Санкт-Петербург)

Психологические ибиблиотерапевтическиеслужбы в библиоте­ках- распространенная форма библиотечной библиотерапевтиче-ской работы. В 90-е годы психологические службы начинают созда­ваться практически во всех типах библиотек. В детских и школьных библиотеках психологические службы чаще всего ориентированы на оказание психологической помощи юным читателям в разрешении различных конфликтных проблем, проблем межличностного обще­ния, профориентации, готовности к школьному обучению. Работа в таких службах осуществляется по таким направлениям: сбор информации о психологических службах города и предоставляе­мых там услугах; консультации по профориентации подросткам по компьютерным программам, беседы с психологом, предоставление информации по учебным заведениям; консультирование о готов­ности к обучению в школе для родителей,предусматривающее такие формы, как: консультации родителей, подбор литературы для родителей, а также демонстрационные и рекомендательные материалы для занятий с ребенком; составление специального каталога психологической литературы для читателей. Другая модель психологической службы - служба социально-психологической помощи. Основные формы работы с читателями - индивидуальное консультирование, заочное консультирование по телефону «До­верие», очные занятия по практической психологии, в частности, компьютерная диагностика свойств личности; трени нги личностного роста и эффективного общения старшеклассников в рамках «Школы библиотекаря». Содержательно все библиотечные мероприятия ориентированы на обучение пониманию другого человека, про­гнозирование поведения другого человека, умения выражать свои чувства, управление межличностными конфликтами, психоло­гическая адаптация в трудных жизненных ситуациях. Такие типы психологических служб успешно действуют в РГДБ, в Московской областной юношеской библиотеке. Программы повышения ква­лификации библиотечных работников ориентированы на усвоение социально-психологических знаний, умений и навыков в формах лекций, тренингов, группового тестирования, деловых игр. Другое направление развития психологических служб - педагогическое, базирующееся на педагогических принципах, как, например, в Липецкой областной юношеской библиотеки, где основная цель -поддержка развивающего чтения осуществляется на принципах «вальдорфской педагогики», на идее развития личности в игре. Особое внимание уделяется тем, кто выпадает из процесса чтения, из библиотек и пополняет криминальные структуры. Третье направ­ление развития психологической службы в библиотеках совмещает социально-психологические и библиотечные цели, как в Саратовской областной библиотеке, где приоритетное направление- социальная адаптация детей, подростков и юношества. Аналогичные формы работы в эти годы существуют для детей и юношества в РГДБ, Ар­хангельской областной детской библиотеке, Саратовской областной детской библиотеке, Ярославской областной детской библиотеке, областной детско-юношеской библиотеке г. Мурманска, во Вла­димирской областной детской библиотеке, Тюменской областной национальной библиотеке, Новгородском библиотечном центре «Читай-город». Четвертое направление развития психологических служб осуществляется как чисто библиотерапевтическое мощное

средство читательского развития в непростой и для детей и для их родителей социально-экономической ситуации. Не случайно наряду с такими направлениями работы психологических служб, как: информационная поддержка родителей и подростков по ре­шению психологических проблем и психологическое просвещение, пропаганда психолого-педагогических знаний, библиотекари в эти годы решают задачи компенсации эмоционально теплого общения, недополученного детьми и подростками в семье и проблему от­торжения от чтения. Предлагаются модели создания объединенных психологических служб. В ЦБС психологические службы развиваются как по направлениям работы, например: социальная адаптация, эстетические развитие и т.п., так и по приоритетным читательским группам.

Один из вариантов модели библиотерапевтической службы читательского развития личности, разработанный и внедрен­ный автором доклада был реализован первоначально в одном из филиалов Кировской ЦБС Санкт-Петербурга. Предлагалось первоначальное повышение квалификации библиотекарей по библиотерапии, ориентированное на три углублённых специализа­ции: библиотекарь-психолог чтения, библиотекарь-конфликтолог, библиотекарь-библиотерапевт. Цель службы - через средства библиотечной работы способствовать успешному читательско­му развитию личности, преодолению последствий социально-экономических реформ, адаптации в изменяющихся условиях жизнедеятельности человека, коррекции и самокоррекции раз­личных кризисов и деформаций личности, состояний и условий. Направлена на различные читательские группы. Ориентирована на совершенствование читательской деятельности, показе читателю возможностей библиотеки в этом направлении

Основные направления работы.

  1. Библиотерапевтическое. Предполагает работу с различнымикатегориями читателей (индивидуальную, групповую, фрон­тальную), содействия читательскому развитию.

  2. Собственно библиотерапевтическое. В 2-х формах:

а) библиотечное - через библиотечные мероприятия ииндивидуальный подход, направленных на показ читателюспособов саморегуляции читательской деятельности.

б) медико-психологическое. Предполагает привлечениепсихологов-психотерапевтов различных направлений.Включает индивидуальное консультирование и мероприя­тия на платной основе Рассчитано на те группы читателей,которые ощущают необходимость преодолевать раз­личные дискомфортные и депрессивные состояния, но немогут справиться самостоятельно.

3. Реабилитационно-рекреационное. Предполагает объединения

читателей, испытывающих потребность в межличностном и межчитательском общении, для самосовершенствования, удо­влетворения эмоциональных потребностей, информационно-психологической защите, поддержке на основе интересов и потребностей читателей. Предусматривает переход от условных групп к конкретным группам разного типа (схема такой мето­дики изложена в тексте диссертации).

  1. Развивающее (творчески-прогностическое). Предусматри­вает индиви- дуальную и групповую работу с читателями поуглублению знаний о выявлении творческих резервов почитательскому развитию личности.

  2. Библиотерапия библиотекарей. Предполагает как собствен­ную читательскую саморегуляцию, так и аккумулирование

174

з-н

читательского опыта своих читателей в кризисных ситуациях, овладение способами самозащиты для общения с такими читателями в процессе проведения библиотерапевтической работы. Предусматривает проведение тестирования, цикл лекций, семинаров и практических занятий по психологии личности, эффективному общению, преодолению конфликтов, обучение совершенствованию читательской деятельности на разных её этапах. В дальнейшем в этой службе доминируют такие направления работы: информационно-психологическая безопасность читателей и библиотерапия пожилых читателей. Разработана модель акмеолого-психологической службы, совмещающая возможности и методы библиотечной работы с акмеологическими по вектору многовершинного развития читателя с учетом требований нового века. Основным препятствием успешного функционирования психо­логических служб в библиотеках является нестыковка целей, форм и методов работы и подготовки специалистов. В вузах культуры готовят специалистов для работы в таких службах, но в библио­теках официально нет таких официально утвержденных штатных должностей, идет определенное старение кадров библиотекарей. Специалисты с «чисто психологическим» или педагогическим обра­зованием не знают специфики разных читательских групп, методов работы с читателями, способов читательского развития. Молодых специалистов к тому же изрядно отпугивает низкая зарплата. Меж тем, психологические службы могли бы стать перспективной фор­мой для укрепления читательского здоровья нации, возвращению статуса самой читающей страны.

Соотношение характеристик образа