Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
КаверникЕ.А. (г. Севастополь)
В современной практике психологической диагностики индивидуальных особенностей человека зачастую наблюдается дивергенция изначально родственных методов: клинического и психометрического. Проблема обостряется в связи с ростом количества пользователей психометрическими тестами при их недостаточной клинической подготовке. Актуальность классической проблемы предпочтения клинического или психодиагностического подхода с нашей точки зрения возрастает.
В нашем исследовании предполагается, что интеграция всей доступной информации об испытуемом (формализованной и неформализованной), а также профессиональных знаний и длительного опыта психодиагностической работы с применением психометрических и клинических методик позволяет психологу сформировать у себя способность реконструировать в процессе личного контакта с испытуемым структуру его индивидуальных особенностей и эмоционального состояния. Испытуемыми выступали психологи лаборатории клинической психологии Севастопольской городской психиатрической больницы с опытом индивидуальной психодиагностической работы не менее 15 лет, владеющие как клиническими, так и психометрическими методами диагностики. Процедура исследования включает в себя клиническую беседу с реальным испытуемым (клиентом, пациентом), после которой психологу на стандартном бланке предлагается построить гипотетический профиль MMPI (СМИЛ) данного клиента. После тестирования клиента
172
з-н
его личностный профиль вычерчивается на том же бланке. Анализ пар профилей (предполагаемый и результат тестирования) показывает, что психологи наиболее точно воссоздают конфигурацию и уровень шкал коррекции (L, F и К). По основным шкалам близкие значения (средняя разница 5 Т-баллов) предполагаемого и реального профиля получены по 0 шкале (социальные контакты), по 1 шкале (соматизация тревоги), 2 шкале (депрессивные тенденции) и 7 шкале (фиксация тревоги). Напротив, менее соответствуюттестовым показателям предполагаемые оценки по 5 шкале (выраженность мужских и женских черт): разница достигает 28 Т-баллов.
Таким образом, в личном контакте в рамках клинической беседы с испытуемым психолог прежде всего способен определить отношение испытуемого к обследованию, а также степень его эмоционального напряжения и тревоги, показатели интро- и экстраверсии.
Цель дальнейшего исследования, проводимого в сотрудничестве с лабораторией социально-психологических исследований Черноморского филиала МГУ- дифференцировать данные, которые предпочтительнее получать при клиническом или психометрическом исследовании, и разработать практические занятия к курсам «психодиагностика» и «дифференциальная психология».
К исследованию личности студента в экономическом пространстве
Казанская В.Г. (г. Санкт-Петербург)
Еще в XIX веке вопросы заработка, реального экономического поведения, затрат, выгод, культуры потребления и др. привели к введению психологических понятий в сферу экономики (Тард Г.). В исследованиях современных экономистов ставится акцент на психологию денег, жизненные ценности и накопления, коллективное экономическое действие и пр. (Заславская Т.И., Канеман Д., Катана Дж.,Ли С, Майталь Ш. Мишкин Ф. и др.), что приводит к интеграции экономики и психологии (Дружинин В.Н., Журавлев А.Л., Скворцов В.Н., Хайек фон Ф. и др.). Данное обстоятельство диктует необходимость решения пограничных проблем в социальной, педагогической, возрастной психологии и психологии высшей школы.
Жизнь в условиях рынка, в новом экономическом пространстве, предъявляет к личности иные требования, чемэто было ранее. От нее требуется мобильность и чувствительность к социальным и экономическим переменам. Научное понимание экономического поведения студентов, имеющих «энергию старта» (Ананьев Б.Г.), значимо для формирования знаний и социальных навыков в условиях рынка.
Общая цель исследования - формирование экономического мышления будущих специалистов. На диагностическом этапе выяснялась готовность студентов заниматься бизнесом в своей профессиональной деятельности. Задачи исследования состояли в выявлении уровня экономической компетентности и отношения студентов к рынку и деньгам. Предполагалось, что жизнь в условиях
рынка действует на их потребности, прогнозируя экономические стратегии и формируя, в частности, меркантилистское поведение.
В исследовании принимали участие 120 студентов второго-четвертого курсов, будущая профессия которых связь с общественностью и менеджмент. В соответствии с целью и задачами исследования была использована батарея различных методов и методик, позволившая получить разнообразный эмпирический материал. Преподаватели экономических дисциплин оценивали экономические знания студентов, обращая внимание на готовность к предпринимательству, работу в частных предприятиях и акционерных обществах, при фанд-рейзинге. На учебных занятиях обсуждались вопросы рынка, денег, рисков, экономического подъема, спада, инфляции одновременно с анализом поведения «экономического человека».
Результаты исследования показали, что 40 % опрошенных смутно представляют, чем они могут заниматься или вовсе не желают иметь собственное дело, 30 % представляют себе, чем могут заниматься в дальнейшем в области бизнеса, имеют для этого элементарные знания, а 30% работают «на хозяина» или выполняют работу помощника менеджера, имея определенный уровень экономических знаний. Не все студенты активны, но те, кто работает или прошел производственную практику, хотят получить практические навыки, особенно в сфере организации своего собственного дела. Примером является следующее высказывание: «Открою агентство, которое будет представлять рекламные и PR-услуги. Мы будем работать на 3 направлениях: 1 .консалтинг (по всем вопросам в сфере бизнеса); 2.имиджмейкинг; З.медиа-рилейшинз. Вагентстве можно будет получить информацию по волнующим вопросам, помощь в кризисной ситуации, в рекламных объявлениях, в создании образа фирмы и руководителя. По желанию заказчика агентство может полностью организовать PR-акцию и провести социологическое исследование, провести оценку их эффективности. Будут открыты филиалы в России и за рубежом. Только я очень слаба в мировой экономике. Но если мы будем предоставлять постоянным клиентам скидки за услуги, мы добьемся положительных результатов. Мне во многом помогла практика». (4 курс, О.Б.). Противоположное суждение имеет Е.Ж.( 2 курс): «Я бы открыл свое дело, если бы понимал, с чего начинать. Какие экономические навыки надо иметь, слабо представляю, наверно, уметь предвидеть».
Ответы всех опрошенных свидетельствуют о положительном отношении к рынку, однако более половины плохо подготовлены к жизни в рыночных условиях. В ихличности вместо мотива стремление к успеху чаще всего проявлялось стремление избегать неудачи высокого уровня (более 60 %).Эти факты можно объяснить осторожностью, осмотрительностью вне анализа конкретной ситуации, где нужна адекватная оценка нетолько потерь, но и приобретений. Боязнь иметь собственное дело опосредована социальной безответственностью некоторых бизнес-структур и непродуманной на государственном уровне системой кредитования.
Меркантилистское поведение, где мотив имущества и денег определяет статус и формирует престиж, обнаружен у 20% обследованных. В отношении к деньгам преобладает нравственная позиция («Лучше всего к деньгам относиться спокойно, строить что-то для своего города, как это было в России раньше. Хочется верить, что все в твоих руках. Но все прогнозы делать очень сложно, ведь мы живем в современной России».
173
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Психологические службы в библиотеках
Казаринова И.Н. (г. Санкт-Петербург)
Психологические ибиблиотерапевтическиеслужбы в библиотеках- распространенная форма библиотечной библиотерапевтиче-ской работы. В 90-е годы психологические службы начинают создаваться практически во всех типах библиотек. В детских и школьных библиотеках психологические службы чаще всего ориентированы на оказание психологической помощи юным читателям в разрешении различных конфликтных проблем, проблем межличностного общения, профориентации, готовности к школьному обучению. Работа в таких службах осуществляется по таким направлениям: сбор информации о психологических службах города и предоставляемых там услугах; консультации по профориентации подросткам по компьютерным программам, беседы с психологом, предоставление информации по учебным заведениям; консультирование о готовности к обучению в школе для родителей,предусматривающее такие формы, как: консультации родителей, подбор литературы для родителей, а также демонстрационные и рекомендательные материалы для занятий с ребенком; составление специального каталога психологической литературы для читателей. Другая модель психологической службы - служба социально-психологической помощи. Основные формы работы с читателями - индивидуальное консультирование, заочное консультирование по телефону «Доверие», очные занятия по практической психологии, в частности, компьютерная диагностика свойств личности; трени нги личностного роста и эффективного общения старшеклассников в рамках «Школы библиотекаря». Содержательно все библиотечные мероприятия ориентированы на обучение пониманию другого человека, прогнозирование поведения другого человека, умения выражать свои чувства, управление межличностными конфликтами, психологическая адаптация в трудных жизненных ситуациях. Такие типы психологических служб успешно действуют в РГДБ, в Московской областной юношеской библиотеке. Программы повышения квалификации библиотечных работников ориентированы на усвоение социально-психологических знаний, умений и навыков в формах лекций, тренингов, группового тестирования, деловых игр. Другое направление развития психологических служб - педагогическое, базирующееся на педагогических принципах, как, например, в Липецкой областной юношеской библиотеки, где основная цель -поддержка развивающего чтения осуществляется на принципах «вальдорфской педагогики», на идее развития личности в игре. Особое внимание уделяется тем, кто выпадает из процесса чтения, из библиотек и пополняет криминальные структуры. Третье направление развития психологической службы в библиотеках совмещает социально-психологические и библиотечные цели, как в Саратовской областной библиотеке, где приоритетное направление- социальная адаптация детей, подростков и юношества. Аналогичные формы работы в эти годы существуют для детей и юношества в РГДБ, Архангельской областной детской библиотеке, Саратовской областной детской библиотеке, Ярославской областной детской библиотеке, областной детско-юношеской библиотеке г. Мурманска, во Владимирской областной детской библиотеке, Тюменской областной национальной библиотеке, Новгородском библиотечном центре «Читай-город». Четвертое направление развития психологических служб осуществляется как чисто библиотерапевтическое мощное
средство читательского развития в непростой и для детей и для их родителей социально-экономической ситуации. Не случайно наряду с такими направлениями работы психологических служб, как: информационная поддержка родителей и подростков по решению психологических проблем и психологическое просвещение, пропаганда психолого-педагогических знаний, библиотекари в эти годы решают задачи компенсации эмоционально теплого общения, недополученного детьми и подростками в семье и проблему отторжения от чтения. Предлагаются модели создания объединенных психологических служб. В ЦБС психологические службы развиваются как по направлениям работы, например: социальная адаптация, эстетические развитие и т.п., так и по приоритетным читательским группам.
Один из вариантов модели библиотерапевтической службы читательского развития личности, разработанный и внедренный автором доклада был реализован первоначально в одном из филиалов Кировской ЦБС Санкт-Петербурга. Предлагалось первоначальное повышение квалификации библиотекарей по библиотерапии, ориентированное на три углублённых специализации: библиотекарь-психолог чтения, библиотекарь-конфликтолог, библиотекарь-библиотерапевт. Цель службы - через средства библиотечной работы способствовать успешному читательскому развитию личности, преодолению последствий социально-экономических реформ, адаптации в изменяющихся условиях жизнедеятельности человека, коррекции и самокоррекции различных кризисов и деформаций личности, состояний и условий. Направлена на различные читательские группы. Ориентирована на совершенствование читательской деятельности, показе читателю возможностей библиотеки в этом направлении
Основные направления работы.
Библиотерапевтическое. Предполагает работу с различнымикатегориями читателей (индивидуальную, групповую, фронтальную), содействия читательскому развитию.
Собственно библиотерапевтическое. В 2-х формах:
а) библиотечное - через библиотечные мероприятия ииндивидуальный подход, направленных на показ читателюспособов саморегуляции читательской деятельности.
б) медико-психологическое. Предполагает привлечениепсихологов-психотерапевтов различных направлений.Включает индивидуальное консультирование и мероприятия на платной основе Рассчитано на те группы читателей,которые ощущают необходимость преодолевать различные дискомфортные и депрессивные состояния, но немогут справиться самостоятельно.
3. Реабилитационно-рекреационное. Предполагает объединения
читателей, испытывающих потребность в межличностном и межчитательском общении, для самосовершенствования, удовлетворения эмоциональных потребностей, информационно-психологической защите, поддержке на основе интересов и потребностей читателей. Предусматривает переход от условных групп к конкретным группам разного типа (схема такой методики изложена в тексте диссертации).
Развивающее (творчески-прогностическое). Предусматривает индиви- дуальную и групповую работу с читателями поуглублению знаний о выявлении творческих резервов почитательскому развитию личности.
Библиотерапия библиотекарей. Предполагает как собственную читательскую саморегуляцию, так и аккумулирование
174
з-н
читательского опыта своих читателей в кризисных ситуациях, овладение способами самозащиты для общения с такими читателями в процессе проведения библиотерапевтической работы. Предусматривает проведение тестирования, цикл лекций, семинаров и практических занятий по психологии личности, эффективному общению, преодолению конфликтов, обучение совершенствованию читательской деятельности на разных её этапах. В дальнейшем в этой службе доминируют такие направления работы: информационно-психологическая безопасность читателей и библиотерапия пожилых читателей. Разработана модель акмеолого-психологической службы, совмещающая возможности и методы библиотечной работы с акмеологическими по вектору многовершинного развития читателя с учетом требований нового века. Основным препятствием успешного функционирования психологических служб в библиотеках является нестыковка целей, форм и методов работы и подготовки специалистов. В вузах культуры готовят специалистов для работы в таких службах, но в библиотеках официально нет таких официально утвержденных штатных должностей, идет определенное старение кадров библиотекарей. Специалисты с «чисто психологическим» или педагогическим образованием не знают специфики разных читательских групп, методов работы с читателями, способов читательского развития. Молодых специалистов к тому же изрядно отпугивает низкая зарплата. Меж тем, психологические службы могли бы стать перспективной формой для укрепления читательского здоровья нации, возвращению статуса самой читающей страны.
Соотношение характеристик образа
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.