logo
psicho T2

Внешнего облика как социально-психологическая проблема

Лабу некая В. А (г. Ростов-на-Дону)

О том, что внешний облик человека, с одной стороны опреде­ляется доминирующими в обществе гендерно-возрастными, статусно-ролевыми конструктами, а с другой стороны, является их отражением, чаще всего отмечается в тендерных исследованиях, которые адаптировали многие идеи социального конструкционизма. Если рассмотреть ряд позиций социального конструкционизма в связи с таким явлением как «внешний облик», то необходимо под­черкнуть, что он является порождением интерпретаций различных конструктов внешнего облика, его отношений с внутренним миром человека. Исходя из этого теоретического положения, обращаясь к феномену «конструирования внешнего облика» в контексте социальной психологии, мы предлагаем использовать понятие конструирование-преобразование внешнего облика и выделять типы конструирования-преобразования внешнего облика; отделять конструирование-преобразование внешнего облика от таких про­цессов, как коррекция и трансформация.

Взаимодействие человека с миром, как отмечается в ряде культурологических, социологических, антропологических работ, всегда сопровождается «доделыванием», «переделыванием», «исправлением» его естественных особенностей, что способствует развитию практик конструирования внешнего облика, его преобразования. Накопившиеся практики конструирования-преобразования внешнего облика, как следует из междисциплинарных исследований, указывают на то, что человек все дальше уходит от естественных форм выражения и все больше тяготеет к искусственным способам взаимодействия с миром. Создание нового, искусственно преобразованного

внешнего облика выполняет важнейшую функцию: социального, культурного освоения человеком самого себя и пространства своего взаимодействия с миром. Вместе с этим конструирование -преобразование внешнего облика способствуетактуализации ряда социально-психологических проблем.

Из наших и других работ известно, что отношение к своему внешнему облику, формы его репрезентации находятся в зависимости от осмысления субъектом своего бытия, от его отношения к жизни. Наиболее очевидным подтверждением данного вывода является феномен «обесценивания» внешнего облика, проявляющийся в приписывании ему функции «препятствия» на пути осуществления жизненных планов. Стремление преобразовать внешний облик, актуализирующееся в данной ситуации, можно рассматривать как стремление к трансформации внешней стороны своего бытия, не затрагивающей внутренние процессы, сложившуюся систему отношений с миром и с самим собой. Стремление к радикальному изменению внешнего облика может пониматься и как снижение ценности для субъекта, отвержение им уже пройденного жизненного пути, как попытка начать жизнь «с чистого листа». Отказ субъекта от своего «прежнего» внешнего облика в пользу нового «откорректированного», может быть причиной разрушения целостности в восприятии прошлого, настоящего и будущего, а значит и целостности самого себя.

Следует отметить, что трансформация сугубо внешнего облика, не затрагивающая внутренний план личности, является свидетельством мотивационного конфликта, связанного с осознанием необходимости изменений и одновременно со склонностью сохранять устоявшуюся систему представлений о самом себе. Данная ситуация возможна, когда преобразование внешнего облика превращается в коррекцию внешнего Я, обусловленную, например, переходом на новый возрастной этап и не ставящую перед человеком задачу осмысления произошедших изменений жизненных обстоятельств и внутреннего мира. Именно, в этом случает появляется проблема «принятия» результатов

223

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

преобразования внешнего облика, как самим субъектом, так и другими. Не секрет, что после дорогостоящих пластических операций, направленных на коррекцию внешнего облика, субъект, получив желаемый результат, сталкивается с проблемой принятия себя «иного». Возникает острейшая социально-психологическая проблема- кризис идентичности.

Другая проблема - это превращение внешнего облика в смысловой центр жизни субъекта, что влечет за собой перестройку всей системы его отношений, актуализирует потребность в определенном типе подтверждения. В свою очередь отчуждение от своего внешнего облика также трансформирует отношения человека с миром, ведет к «онтологической незащищенности» (Р. Лэнг,1995)..

Если процесс преобразования - конструирования внешнего облика сопряжен с такими социально-психологическими проблемами, которые можно обозначить не только на основе теоретических рассуждений, но и обращаясь к обыденному опыту, эмпирическим данным, то тогда возникает вопрос: «Каковы функции преобразования внешнего облика, помогающие индивиду преодолеть многие препятствия на пути к результату? На этот вопрос можно ответить достаточно односложно. Внешний облик - это ценность. В иерархии ценностей современного человека внешний облик занимает не последнее место. В пространстве бытия человека внешний облик сопряжен с карьерой, успехом. Иметь определенный внешний облик- это значит способствовать в настоящем или в будущем самореализации в различных сферах жизни, это означает также, что выполняется одна из задач современного человека, разделяющего ценности своего времени.

Таким образом, успешное конструирование-преобразование внешнего облика предполагает не только формирование навыков целенаправленной и преднамеренной передачи другому своего образа жизни, своих социальных позиций, состояний, отношений и т. д., но и формирование умений осознанно, осмысленно изменять структуру внешнего облика в соответствии с различными переменными культурного, социально-психологического контекста и личностными особенностями человека. Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии