logo
psicho T2

Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания

Лукьянчикова М. С.

(г. Москва)

работа поддержана РФФИ, проект № 05-06-80330а

Исследовалось произвольное внимание ктремтипам зритель­ных стимулов, различающихся вероятностью предъявления, сен­сорными характеристиками и типами моторных реакций, которые следовало выполнять на них. Предъявлялись следующие стимулы: стандартный с вероятностью 50% в виде яркого белого квадрата справа и темного серого слева и девиантный стимул с вероятностью 25 % в видетемного серого квадрата справа и яркого белого слева. На предъявление стандартного и девиантного стимулов испы­туемый должен был реагировать одинаковым моторным ответом (нажатием на кнопку). Также с вероятностью 25 % предъявлялся дифференцировочный стимул, состоящий из двух серых квадратов на черном фоне. На дифференцировочный стимул испытуемый не должен был нажимать на кнопку. Эксперимент проводился в условиях фиксации движений глаз.

Исследовалась связь компонентов вызванного потенциала (ВП) с с узкополосным гамма-ритмом, который рассматривается как показатель локальной реакции активации нейронных сетей. Интенсивность реакции гамма-ритма оценивалось числом локализованных дипольных источников гамма-ритма в частотных полосах 30-45 Гц и 55-75 Гц с шагом в 1 Гц.

Все полученные зрительные ВП имели сходную конфигурацию (комплекс компонентов: N330 - Р430 - N550(N600)), но различались их амплитудой. Сопоставление постстимульных гистограмм распределения узкополосных гамма-осцилляторов с компонентным составом ВП показало, что ВП на дифференцировочный стимул характеризуется большей латенцией поздних компонентов (Р450 -N600), чему по времени соответствует вспышка гамма-активности, преимущественно на высоких частотах (55-75 Гц). Таким образом, торможение моторной реакции на дифференцировочный стимул также как и ее выполнение представлены вспышкой гамма

258

з-н

активности в составе зрительных вызванных потенциалов. Данная реакция указывает на активный процесс торможения, требующий больших усилий в сравнении с выполнением моторной реакции.

Редкие стимулы (девиантный и дифференцировочный) вызывают больший ответ гамма-осцилляторов по сравнению с часто предъявляемым стандартным стимулом, что выражается не только в общем увеличении количества узкополосных гамма-источников в составе ВП на редкие стимулы, но и в большем вкладе высокочастотных гамма-осцилляторов (55-75 Гц). Указанные различия отражают увеличение внимания к редким стимулам за счет рассогласования с нервной моделью стимула, формирующейся на часто предъявляемый стандартный стимул.

индивидуальности подростков неуспешных в учебной деятельности под влиянием обучающе-коррекционной и развивающе-коррекционной программ происходит гораздо эффективнее в традиционных классах, нежели чем в коррекционных, т. е использование коррекционных программ в процессе обучения подростков с отставанием в обучении в традиционном классе приводит к более качественной трансформации структур интегральной индивидуальности по сравнению с подростками коррекционного класса.

Динамика структур интегральной