logo
psicho T2

Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты

Зеленина Э.Е. (г. Владивосток)

Построение целостной концепции становления личности про­фессионала - одно из актуальных направлений в акмеологии. В настоящее время существует не только научный, но и практический запрос на всестороннее исследование становления личности в про­фессии на разных этапах ее жизненного пути, выявление условий, при которых обеспечивается общее развитиеличности. Становление личности педагога-профессионала - это целостный непрерывный процесс, который регулируется на основе как субъективных (внутрен­них), так и объективных (социальных) факторов, и является частью жизненного пути личности. Оно «запускается» при попадании инди­вида в ситуации несовпадения наличных возможностей индивида и требований профессии. Когда профессия перестает ставить человека в такие условия, он должен сам находить новые задачи, новые смыслы для дальнейшего своего развития не только как профессионала, но и как субъекта собственной жизни (Фонарев А.Р.).

Ядерным образованием профессионализма педагога является его личность. Интегральные характеристики личности педагога служат потенциалом его самопознания, саморегуляции и само­актуализации в профессиональной деятельности.

При изучении процессов самоактуализации в профессио­нальной педагогической деятельности можно идти двумя путями: «от профессии» и «от личности». Рассматривая профессиональное становление в контексте общего развития человека в процессе всего жизненного пути, мы предприняли в качестве исходной методологической модели личностно-ориентированную схему исследования. Исходным теоретическим тезисом принята мысль, что для возникновения потребности личности в самоактуализации, необходимо достижение определенного уровня зрелости личности, а сам процесс самоактуализации связан с развитием такой харак­теристики как адекватность самоотношения личности. Понятия «период зрелости» («зрелый возраст») мы рассматриваем как период поступательного развития человека (23-65 лет), результа­том которого является достижение зрелости, а именно, состояние наивысшей степени развития личности и профессионального становления. В периоде зрелости мы выделяем этапы: «ранняя зрелость - молодость» -преподаватели в возрасте 23-35 лет;

«расцвет зрелости» -36-45 лет; «зрелость» - 46-55 лет; «поздняя зрелость» - 56-65 лет; «пожилой возраст» - 66-75 лет. Понятие «зрелость» («личностная зрелость», «зрелая личность», «зрелость личности») мы рассматриваем как качество личности, не имеющее жесткой привязанности к возрасту.

В рамках исследования выдвинута гипотеза - самоотношение как личностная характеристика процесса самоактуализации имеет качественные особенности на различных возрастных этапах и ока­зывает влияние на процесс самоактуализации. Принятие человеком уникальности своей личности является важной характеристикой самоактуализации. Высокий уровень самоуважения задает по­тенциал для самоактуализации, становится основой для интереса и доверия к своему внутреннему миру. Целостность личности недостижима без безусловного принятия человеком всех своих личностных особенностей.

С целью проверки гипотезы применены следующие психодиаг­ностические методики: тест-опросник самоотношения В.В. Сталина (0С0), методика исследования самоотношения СР. Пантелеева (МИС), Самоактуализационный тест (CAT), методика САМОАЛ (Само­актуализация личности).

Анализ структурных составляющих самоотношения показы­вает, что преподаватели возрастных этапов «ранняя зрелость -молодость», «расцвет зрелости», «зрелость» имеют выраженную позитивную эмоционально- оценочную структуру самоотношения (самоуважение и аутосимпатия); преподаватели этапов «поздняя зрелость» и «пожилой возраст» характеризуются положительным эмоциональным типом самоотношения (аутосимпатия). Необ­ходимо отметить, что негативная составляющая самоотношения (самоуничижение) максимально представлена на поздних воз­растных этапах.

В рамках исследования определены статистически значимые различия по следующим характеристикам процесса самоактуали­зации на возрастных этапах.

  1. «Компетентность во времени»,«поддержка»,«спонтанность»,«контактность», «автономность», «креативность», «гибкостьповедения» максимально представлены в молодости (23-35лет), а с каждым последующим возрастным этапом снижаются.Данные характеристики, присущие зрелой личности, подкре­пляются выраженностью самоуважения и аутосимпатии, какаспекта, который эмоционально и содержательно объединяетверу в свои силы, способности, энергию, самостоятельность,оценку своих возможностей контролировать собственнуюжизнь, способность личности ценить свои достоинства.

  2. Блок «ценности» (шкалы ценностных ориентации и гибкостиповедения) значимо снижаются с достижением пожилоговозраста (66-75 лет).

Снижение уровня положительного отношения к себе в по­жилом возрасте ведет к снижению творческой направленности личности в профессиональной деятельности, возможности лич­ности контролировать собственную жизнь в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.