Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
Кара Ж. Ю. (г. Ростов-на-Дону)
Некоторые исследования в последние годы позволили утверждать, что в качестве важнейших факторов развития личностной сферы ребенка можно рассматривать его смысловые характеристики и уровни смыслового развития. Смысловая сфера человека оказывается той высшей инстанцией, которая подчиняет себе все другие жизненные проявления, и определяет направленность и пристрастность человеческого познания. Здесь, смысловая сфера рассматривается от первичных личностных смыслов до высших смыслов, составляющих основу смысложизненной ориентации и интегральной саморегуляции любой личности, в том числе и развивающейся личности ребенка.
Младший подросток является достаточно уникальной возрастной группой. Перейдя на среднюю ступень обучения, ребенок попадает на следующий уровень своего развития и обучения. Это имеет свои особенности и некоторую специфичность, потому как подростковый возраст характеризуется изменениями в биологическом, психологическом, социальном плане. В этом возрасте происходят новые, более широкие взгляды осмысления мира и собственных личностных смыслов. По мнению Л.С. Выготского (1984)«... развитие здесь совершается не по прямой, а по очень сложной извилистой кривой. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного».
Новый уровень осмысления действительности этого возрастного периода изменяет первоначальное восприятие мира и
открывает креативный потенциал для личностного означивания внутренней и внешней действительности (Л.С. Выготский, А. Н.Леонтьев, Д. А.Леонтьев). Важно направить неуемную энергию младших школьников на развитие своей смысловой сферы, так как она оказывается высшей инстанцией, которая подчиняет себе все другиежизненные проявления, и определяет направленность и пристрастность человеческого познания. Д. А. Леонтьев обозначает смысловую сферуличности как динамическую смысловую систему и выделяет различные смысловые образования личностного смысла. На основе анализа источников (Л.С. Выготский, А. Н.Леонтьев, Д. А.Леонтьев, Б. С. Братусь, А. Р.Лурия) выявлены особенности смысловой сферы младшего подросткового возраста: дисгармоничность, рефлексивность, опосредование смысловой сферы общечеловеческими ценностями, децентрация сознания, увеличение вербализированных смыслов.
В младшем подростковом периоде активно участвует сфера восприятия. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные компоненты деятельности. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна (Р. С. Немов). Следовательно, восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. Оно является результатом деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. Таким образом, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.
Уже в процессе восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В процессе восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида. Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. И подразделяется на основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства.
В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных. Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды. Таким способом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции.
Обратим теперь свое внимание и на художественное восприятие, где имеется несколько различных точек зрения, таких как несовпадение продуктов «зрения» и «духовного видения» (В. П. Зин-ченко), перевод образов любой модальности на зрительные схемы и развитие обозначающей функции речи (Б. Г. Ананьев), «бытийное» восприятие (А. Маслоу), надличностный характер эстетического переживания (К. Юнгаи, К. Юнг), фактор мотивирующий художественное творчество (А. А. Мелик-Пашаев), общечеловеческая способность (М. Арнаудов) и аконстантность (М. Старчеус). Рассмотрев различные точки зрения можно сказать, что художественное
87
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
восприятие многогранно, объемно и дает благодатную почву для дальнейшего своего рассмотрения в контексте смыслового развития младших подростков.
Специфика особенностей детей младшего подросткового возраста определяется в смысловых ожиданиях и уровнях смыслового развития. Это важный этап в становлении и развитии смысловой сферы ребенка, который неизбежно приближает к главному вопросу всего существования- смыслу жизни. Изобразительная деятельность в совокупности с художественным восприятием открывает скрытые возможности человеческого потенциала, мобилизует разноуровневый человеческий ресурс для определения смысловой сферы младших подростков.
Профессиональная компетентность социальных работников
КаравановаЛ.Ж. (г. Тверь)
Феномен профессионализма интересует многих исследователей, организаторов различных сфер деятельности и всех специалистов. «Профессионализм - это интегральное качество (новообразование) субъекта труда,характеризующее продуктивное выполнение профессиональных задач, обусловленное творческой самодеятельностью и высоким уровнем профессиональной самоактуализации». Профессионализация является формой включения субъекта в социально-экономические процессы общества, средством развития, самореализации и самоактуализации и источником средств к существованию.
Профессиональная компетентность социального работника заключается в самостоятельном и ответственном построении своего профессионального будущего, что предполагает высокую готовность смысловых и регуляторных основ поведения в ситуациях неопределенности приближающегося профессионального будущего, осуществление личностного, парадигмального, инструментального (психотехнического) и ситуативного (в рамках клиент-проблема-социальный работник) самоопределения (приобретение опыта), интеграцию в профессиональное сообщество, формирование и рефлексию представления о себе как социальном работнике (сформирован адекватный образ Я, в котором актуализированы гуманность, инициативность и способность преодолевать трудности).
В реальной образовательной практике пути становления профессионализма представлены в триединстве имитационного, транситуационного научения и совместной продуктивной и творческой деятельности. Достижение профессионализма социальных работников рассматривается в рамкахличностно-позиционного подхода с использованиемличностно-ценностных и профессионально-ситуативных компонентов в тренинге профидентичности, учебных задач в практико-ориентированном обучении с учетом реализации следующей перспективы: Дело-Другие-Я.
Непременными условиями достижения профессиональной компетентности являются практика взаимодействия с другими и с собой, личностное включение студента в освоение профессиональной деятельности, профессиональный опыт самостоятельной деятельности студента в процессе обучения, использование диалогического подхода во взаимодействиях преподавателя и студента, обеспечивающий сопряжение эмоционально-ценностного и профессионально-личностного опыта.
Современная психология основывается на развитии личности в системе процессов самопостроения, на стремлении индивида соотнести свой внутренний мир с внешним в ситуации усложнения, множащегося социально-психологического многообразия, реализуемого развитием информационных систем и преображающихся практик. Обращение к проблеме профессиональной компетентности связано с усилением интереса к проблеме выбора, самовыражения, обретения «сущностного Я». «Подлинное мерило человеческого «Я» - это пути, которые мы выбираем, и расстояния, которые мы способны пройти». Человеческое «Я» образовано иерархией возможностей: всех возможностей, открытых перед индивидом, множеством осознанных возможностей и теми из них, которые удалось реализовать.
Основная цель профессионального образования - формирование у выпускника постоянного стремления к самосовершенствованию и, как следствие, развитие у него качеств конкурентоспособной личности. Это, в свою очередь, остро ставит проблему организации психолого-педагогической подготовки студентов в вузе на основе системного, комплексного подхода к обучению специалистов. Интегральным показателем качества высшего образования выступает качество выпускника вуза, готового к компетентному осуществлению своей профессиональной деятельности.
Основой этого может выступить широко развиваемый в отечественной науке психолого-педагогический подход, основанный на создании творческой готовности выпускника высшей школы к продуктивному решению профессиональных задач, что и лежит в основе подготовки конкурентоспособного специалиста.
Говоря о личностной состоятельности профессионала в условиях реализации обучения, мы имеем в виду многомерное образование, позволяющее оценивать состоятельность личности в ситуации выбора на основании анализа определенных устремлений и определенных возможностей их реализации. Сопоставляя имеющиеся запросы и ресурсы, мы судим о мере состоятельности человека в реализации его устремлений. Оптимизация процесса поэтапного личностного и профессионального роста будущего специалиста требует, прежде всего, реализации таких условий, как развитие мотивации к самостоятельной работе, активность и целенаправленность студента на достижение профессионализма в определенных видах деятельности и личностной состоятельности будущего специалиста.
Профессионализм социального работника играет определяющую роль в достижении результатов его труда. Сложность состоит в том, каким образом дать объективную оценку труду, уровню профессионализма, а также продуктивности его достижения. Выбор критериев является важнейшим этапом оптимизации труда социального работника. От его успешности в существенной мере зависитход и исход решения проблемы в целом. Это обусловливает необходимость разработки наиболее целесообразных критериев и показателей.
з-н
Принципы построения современной военной психологии
К вопросу о психическом здоровье в семье
Караяни А. Г. (г. Москва)
Военная психология находится на этапе своеобразного ренессанса. Она активно проникает во все сферы воинской жизнедеятельности, ставит перед собой все более амбициозные задачи. Ее рекомендации как никогда ранее востребованы войсковой практикой. Вместе с тем она скорее напоминает «большой склад» камней, чем целостное строение. На сегодняшний день слабо очерчено предметное поле военно-психологической науки. Многочисленные направления научных исследований не объединены концептуально, так как осуществляются в рамках различных отраслей психологии (общей, социальной, психологии труда, психологии управления и др.). Такая методологическая и теоретическая «разноголосица» не позволяет интегрировать полученные научные знания, обеспечивать преемственность в их приложении к различным сторонам войсковой практики.
Сегодня остро ощущается необходимость в выработке общих принципов построения военно-психологической науки. Историко-психологический, теоретико-методологический анализ состояния военной психологии, сравнительные исследования других прикладных научных отраслей позволяют выделить следующие принципы построения современной военной психологии.
Принцип построения военной психологии по подобию войсковой практики ориентируют военных ученых на поиск предметных областей конкретных исследований не в «запасниках» нерешенных научных проблем тех или иных отраслей психологии, а в боевой деятельности военнослужащих, воинских подразделений и частей, в практике подготовки войск к решению боевых задач. Границы предметного поля военной психологии должны проходить по границам психологических проблем боевой практики войск.
Принцип построения военной психологии не по образу психологической науки, а по образу конкретной психологической задачи. Военная психология должна не делиться на «военную общую психологию», «военную социальную психологию» и т. д., а использовать возможности, методы, принципы этих научных отраслей для интегративного решения каждой прикладной задачи, выделяя в ней психофизиологический, общепсихологический, социально-психологический, управленческий и др. уровни.
Принцип целевого психологического ресурса ориентирует исследователей на постановку в качестве главной цели поиска реальных и потенциальных источников (персональных, межперсональных, надперсональных, психоэргономических) для максимального расширения психологических возможностей военнослужащего в интересах эффективного решения им боевых задач, сохранения психического и физического здоровья, выживания на поле боя.
Карпинская И. М. (г. Москва)
Почти у каждого человека в течение жизни возникали различные проблемы в семье между супругами или между родителями и детьми, между старшим поколением и младшим. Конечно, хорошо, когда семейные конфликты удается разрешать самим членам семьи, но всегда ли они осознают причины этих конфликтов? Всегда ли правильно осознают, кто виноват, умеютли видеть проблемы партнера? Именно неумение видеть и осознавать эти проблемы приводит к тому, что семья распадается. Очень редко этот процесс происходит безболезненно. Обычно страдают именно те, кто меньше всего бывает виноват в семейных конфликтах - дети. Дети, как правило, любят своих родителей и потеря одного из них приводит к серьезной психической травме, а в итоге нарушению психического здоровья.
В целях помочь конфликтующим сторонам в семье уметь осознавать причины возникающих разногласий нами была разработана методика анализа семейных проблем. Данная методика включает в себя 30 наиболее часто возникающих проблем в семейной жизни. Эти проблемы были сформулированы после анализа тех нескольких сотен жалоб, с которыми обращались клиенты в семейную консультацию. Позднее была составлена полуоткрытая анкета, состоящая из двух частей: первая часть включала себя вопросы-сведения об испытуемом (возраст, образование, стаж брака, количество детей, их возраст и пол), а вторая часть была представлена в форме протокола. Обязательным условием при использовании анкеты - она должна заполняться обоими супругами. Кроме выделения пяти основных проблем, каждый из супругов индивидуально должен был приписать причину каждой проблеме, найти виновников (из предложенного списка) для проблем и причин, объяснить значимость каждой проблемы и предположить какие проблемы являются наиболее важными для супруга (супруги).
Проведенный анализ протоколов показал, что одинаковые семейные проблемы возникают и в семье академика, и в семье рабочего. Этот результат позволяет сделать определенный вывод, что, несмотря на то, что в России существует значительное число психологических центров, люди не обращаются за помощью к специалистам. Такой стереотип в поведении можно объяснить с позиции того, что люди опасаются обращаться за помощью, т. к. не видят различий между психологом и психиатром.
Однако, на наш взгляд, то, что супруги в случае семейных конфликтов, как правило, не пытаются их разрешить с помощью профессионалов, а идут на распад семьи, понимая при этом, что страдать будут их собственные дети, также свидетельствуют о неблагополучии психического здоровья. Это пока лишь наше предположение, которое требует самого тщательного эмпирического изучения. Разработанная нами методика позволяет партнерам осознать проблемы друг друга, разобраться в причинах их вызывающих, гармонизировать отношения, что позволит сохранить психическое здоровье.
89
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Социально-психологическая
диагностика в системе психологического
сопровождения персонала в сфере
обеспечения безопасности бизнеса
Кармазин Т. И. (г. Москва)
Термин «сопровождение» прочно вошел в профессиональную жизнь практических психологов, педагогов, медиков и употребляется как концептуально, так и в отношении практической деятельности по решению конкретных проблем. Многолетняя международная и российская практика свидетельствует, что психологическое сопровождение позволяет создать современную, высокоэффективную и экономичную систему защиты бизнеса от недобросовестного «человеческого фактора». Подобная проблема актуальна и в сфере охранной деятельности, во многом определяющей общую безопасность ведения бизнеса. Диапазон профессиональных и личностных, психологических компетенций сотрудника охранных предприятий достаточно большой. Они определяются под воздействием многочисленных требований специальности: высокие нагрузки, работа с оружием, стресс, экстремальные ситуации, социально-психологические особенности заказчика и т. п., что значительно повышает значимость социально-психологической диагностики и психологического сопровождения в компании.
Эффективность сопровождения персонала во многом определяет как текущая, так и «входная» диагностика на этапе подбора, отбора и найма сотрудников. Сегодня применяются различные технологические подходы практической психологии. Например, контактная психологическая диагностика личности сотрудника и прогнозирование ее поведенческих реакций в различных условиях осуществляется в интересах профессионального психологического отбора, формирования кадрового резерва, проведения ротаций в коллективе, разработки мотивационной политики, снижения риска, связанного с некомпетентностью сотрудников, проверки соответствия работников занимаемым позициям, оптимизации управленческой деятельности, проверки лояльности сотрудников, прогнозирования совместимости персонала, выполнения других задач, требующих глубокого знания индивидуально-психологических особенностей конкретного человека. Неконтактная психологическая диагностика проводится путем реконструктивного анализа следующих источников: биографические, социо-демографические, антропометрические и др. данные, характеристики людей, контактировавших с изучаемой личностью, видео- и аудио записи с объектов, на которых фигурирует сотрудник, продукты его письменной речи, осмотр (описание) организации рабочего места и любого другого пространства, которое структурируется изучаемым человеком.
Результатом психологического сопровождения в процессе адаптации сотрудников к профессиональной деятельности становится позитивная динамика личностных качеств, в частности, адаптивности, т. е. способности самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных ситуациях.
Этнопсихологические парадоксы туризма
Карнышев А. Д. (г. Иркутск)
Туризм нарядус его потребительской и экологической направленностью сегодня многими рассматривается как мощное средство формирования взаимопонимания между народами, формирования этнической толерантности и межкультурной компетентности, преодоления ксенофобии и предвзятости. Но нередко все происходит «с точностью до наоборот». Нами (совместно с аспирантом Н.Васильевой) изучались по семантическому дифференциалу оценки 15-ти качеств «россиянина» у немецких туристов, побывавших на Байкале, и у немцев, которые никогда не выезжали в Россию (опрос непосредственно в Германии). Один лишь факт: немцы, не посещавшие Россию, поставили качество «гостеприимный» у российского жителя на первое место, а те, кто взаимодействовал с россиянами в ходе - на последнее. Анализ причин выявил одну самую главную: возникновение «культурного шока» (к/ш) от реальных встреч с российской действительностью.
Парадоксальное развитие мнений в связи с к/ш невыгодно ни принимающим туристическим организациям, ни стране в целом, поэтому весьма важно видеть механизмы формирования к/ш и находить все возможные противоречия. Кратко рассмотрим этот механизм.
1. Наличие у зарубежного туриста ожиданий, связанных:
с традициями сервиса, нормами бытового и делового поведения в стране проживания;
с рекомендациями международных документов («Кодекстуриста», «Хартия туриста»), предписывающих стандарты вобслуживании посетителей и гостей в разных странах;
с опытом пребывания (если он был) в туристических поездкахв других государствах и существующей в них культурой обслуживания.
В отсутствие значимых для человека расхождений, несовпадений между названными ожиданиями причин для возникновения к/ш не возникает. При прочих равных условиях к/ш может быть выражен:
сильнее, если реальная практика обслуживания отличается внегативную сторону от всех названных выше ожиданий;
слабее, если: 1) практика обслуживания в стране пребываниянизкого качества, но немногим отличается, чем на родине утуриста; 2) если опыт сервиса в других посещенных странахбыл так же невысокого уровня.
Фиксирование серьезных противоречий между ожиданиями(как должно быть) и реальными нормами обслуживания иповедения граждан в принимающей стране; возникает понимание, что ни сам турист, ни даже организаторы тура с этимирасхождениями не могути/или нехотят бороться: для нихонипривычные и «житейские» вещи.
Данная ситуация вызывает эмоциональное состояние тревоги, депрессии и даже враждебности, изменяющихся отнезначительного беспокойства до отвращения и возмущенияв отношении культурных отличий того, к чему привык человек,и того, с чем ему пришлось столкнуться.
Отрицательность эмоций усиливается тем, что человек понимает, что в ближайшее время (например, чтобы не прерывать
90
з-н
ожидаемых радостей и удовольствия от встреч с природой Байкала) он будет вынужден приспосабливаться к установившимся «беспорядкам» и следовать навязываемым нормам при всем их отрицании.
Человек использует установившиеся в его жизни способывосстановления своего психического здоровья и душевногоравновесия, но они в должной мере не срабатывают, а, наоборот, порой вызывают еще большую тревогу.
Возникает гнев и обида по отношению не только к организаторам туров, но и в целом к стране пребывания, к ее примитивным и неполноценным традициям, ценностям, устоям.И отсюда - негативное мнение о самих гражданах даннойстраны. И обоснованность возникновения предвзятости неможет вызвать сомнения.
Наше пилотажное исследование по гранту РГНФ «Этнопсихологические ресурсы экологической и туристической деятельности в Байкальском регионе» показали основные причины, которые вызывают симптомы к/ш. К ним, прежде всего, относятся: 1) слабое знание иностранных языков у обслуживающего персонала (в частности, международного языка - английского); 2) антисанитария общественных мест и туалетов; 3) грубость в общении; 4) неудобства в общественном транспорте; 5) предвзятое отношение местного населения к иностранцам (предрассудки); 6) незнание стандартов и норм культуры обслуживания.
Особенно остро стоит вопрос о культуре и гигиене обслуживания. Вспоминается в связи с этим один эпизод: два западногерманских туриста-охотника, прибыв на отстрел медведя в зимовье одного из охотничьих хозяйств Прибайкалья, задали обслуживающему их егерю первый вопрос: «Где тут у вас туалет?». Их резкая и даже, можно сказать, обидная для русских реакция на жест охотника, указавшего во все стороны тайги, была вполне понятной. Вопрос о гигиене и культуре обслуживания иностранных туристов все острее будет вставать в связи с развитием новых форм туристического обслуживания - так называемых гостиниц частного сектора, гостиниц по принципу «ночлег и завтрак», молодежныххо-стелей и т. п. Они, естественно, больше нужны в районах, на сегодня не особо затронутых туристской индустрией.
Каждый, кому когда-нибудь приходилось работать или достаточно долгое время взаимодействовать с иностранными туристами, знает, что представленный механизм «культурного шока» и предвзятости - это весьма распространенное явление, с которым приходится сталкиваться многим людям, находящимся по «обе стороны» баррикад. Сегодня, когда в мире широко распространена «россофобия» по политическим и другим психолого-экономическим причинам, никак нельзя «подливать масло в огонь» и через туристические контакты.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.