Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
Ковалева Н. В. (г. Майкоп)
В ситуации реального взаимодействия индивидуальных субъектов, имеющих разный уровень установок на деятельность в условиях коллективного субъекта, наблюдаются любопытные феномены, связанные с разным пониманием смысла ситуации, и, следовательно, с разными характеристиками их поведения и оценок. А. Н. Леонтьевым выделяется четыре уровня психофизиологических установок на деятельность: энергетический, операциональный, целевой и смысловой. Нами был определен еще один уровень — рефлексивный, или методологический.
Феноменом является тот факт, что каждый из указанных уровней имеет свою систему информационных знаков для передачи информации, связанной с развитием ситуации, и способы влияния на поведение и деятельность друг друга в условиях коллективного взаимодействия, и свою доминирующую форму активности.
На энергетическом - это директивная стратегия, авторитарный стиль воздействия. Активность - физическая.
На операциональном- передача знаний, умений, опыта по разработке схем поведения и действий в той или иной ситуации. Преобладающая стратегия - манипулятивная, стиль - смешанный. Активность физическая и социальная (коммуникативная, организационная).
На целевом - поиск адекватных значений, сущности ситуации, воплощение их в цели. Стратегия - развивающая, стиль - демократический. Активность - творческая.
На смысловом - поиск и формулирование смыслов ситуации, стратегия развивающая, стиль- либеральный. Активность- духовная.
Проблема заключается в том, что на начальном этапе группового или межличностного взаимодействия в конкретной ситуации каждый из участников имеет разный уровень психофизиологических установок на одну и ту же деятельность. Он зависит, на наш взгляд, от содержательных характеристик их субъектной идентичности и ситуативного значения, которое каждый в отдельности придаетакту взаимодействия, согласно собственной интерпретации. Организатору, который, в свою очередь, имеет свою установку, важно учитывать этот факт для правильной организации и достижения оптимальной эффективности управляемой им ситуации. В зависимости от ее содержательных и операциональных характеристик, особенностей аудитории возможны несколько схем управления развитием ситуации. Цель- вывести установки взаимодействующих на общий необходимый уровень. Это возможно при организации обязательного этапа, условно называемой «сонастройкой», где уместно использование психогимнастики с рефлексией, а также последовательное применение форм активности, начиная с выявленных уровней, постепенно переводя их в формы, свойственные необходимому.
105
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Психологические проблемы преступного поведения несовершеннолетних
Коваленко С. В. (г. Нижневартовск)
Проблема преступности несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия, социальное окружение, а также индивидуальные особенности личности подростка, которые обуславливают его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи». Психологически этот возраст крайне противоречив. Важнейшее психологическое новообразование подросткового возрасти - чувство взрослости - представляет собой, главным образом, новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда - типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. Повышенная конфликтность особенно в отношениях с взрослыми, родителями и учителями, которая нередко проявляется в подростковом возрасте, объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система отношений подростка и со взрослыми, и со сверстниками. «Мораль подчинения», которая раньше характеризовала отношения ребенка с взрослыми, вследствие обостренного чувства взрослости подросток стремится заменить на «мораль равенства». Специфической особенностью насильственных преступлений несовершеннолетних, в том числе убийств и тяжких телесных повреждений, является резко неадекватная реакция на действия, которые воспринимаются ими как оскорбление, лежащая в истоках мотивации таких преступлений. Психологическое объяснение этого феномена связано с двумя мотивами: недоверие к взрослым из-за необоснованного обобщения ими собственных негативных отношений и переноса этих взаимоотношений на других людей.
В центре внутренней картины преступления подростка находится его личность, в процессе изучения которой происходит выделение психологических детерминант антиобщественного поведения на различных этапах его формирования. Так, А. Ф. Зеленским в проведенных исследованиях многочисленных групп осужденных, отбывающих наказание за тяжкие телесные преступления, показано, 12 % опрошенных не смогли как-нибудь удовлетворительно объяснить мотивы своих поступков, приведших их в колонию. В зависимости оттого, какие состояния личности обусловили ослабление сознательного контроля над поведением, для психологического анализа наибольший интерес представляют те преступления, которые отнесены к «скоротечным», т. е. происшедшим как бы спонтанно, необдуманно, за счет неосознаваемых поведенческих регуляторов. Что представляют из себя регуляторы, какова их природа - вот круг вопросов, относящихся к сфере психологического знания.
Основные формы политического влияния региональной элиты
Коваль Н. А. (г. Тамбов)
Психологические исследования позволяют выделить три группы основных форм политического влияния: первая группа -формы, центрированные на содержании; вторая группа - формы, центрированные на цели; третья группа - формы, центрированные на адресатах (личностях).
Первая форма, центрированная на содержании, реализуется в виде передачи заранее подготовленного содержания идеологического характера адресату. Эта форма нередко изобилует стереотипами, характерными для источника влияния клише, предполагает усвоение предложенной информационной структуры и нередко предлагает адресату готовое целевое содержание. Например, узнаваемым лозунгом региональной элиты являются обустройство региона, создание рабочих мест, социальная защита населения, использование земельных ресурсов по-хозяйски, сохранение и приумножение духовного богатства края и т. п. При этом формула решения вопроса предлагается сверху и подкрепляется соответствующими аргументами. В этом заключается типичный подход к оказанию влияния, центрированный на содержании. Следует отметить, что данный подход является традиционным и нередко подвергается критике за тенденцию «влияние сверху».
Альтернативной формой политического влияния является центрация на цели. Целью обычно выбирается достижение желаемого изменения у адресатов влияния. В известной мере можно сказать, что центрация на цели предполагает процесс обучения целевой группы, в результате чего можно отчетливо обнаружить итог влияния. В данном контексте обучение целевой группы как форма влияния есть наблюдаемые и измеряемые движения к поставленной цели. При этом цель считается достигнутой, если изменения под оказанным влиянием соответствуют заранее установленным стандартам. Иными словами, целевая форма предполагает формулировку цели, конкретизацию задач, выявление условий, отбор средств и применение приемов измерения результатов. Например, достаточно типичная цель, которую может ставить перед собой правящая городская элита, заключается в том, чтобы убедить население в необходимости более высокой платы за коммунальные услуги вплоть до 100 %. Для достижения данной цели обычно выдвигаются задачи информировать население о существенных проблемах в ЖКХ, о необходимом уровне финансирования этой службы, о малой доле затрат, покрываемых за счет платы от населения, о возможных путях решения проблем, об отсутствии альтернативных источников финансирования и т. д. Одновременно исследуются условия, сложившиеся в регионе с учетом опроса общественного мнения, готовности жителей пойти на повышение оплаты, опасности социального взрыва и т. д. Разрабатываются конкретные приемы оказания влияния на население с привлечением СМИ, организации встреч в микрорайонах, проведением социологических исследований. В ряде регионов нашел применение способ, который можно условно назвать «контрастным ожиданием», то есть когда заранее объявленный рост, например, квартплаты должен составить 40%, хотя фактически он вырастает до 30-35 %. Социологические
106
з-н
исследования показывают, что такое «обманутое ожидание» в ряде случаев снимает социальную напряженность и позволяет получить ожидаемый результат. Недостатком рассмотренной формы является то, что адресат влияния становится пассивным инструментом под воздействием правящей элиты.
Альтернативой данной форме является форма, центрированная на личностях. Рассмотрим ее несколько подробнее. В основе данной формы влияния лежит некоторый набор ценностей, разделяемый источником и адресатом влияния и выбираемый как основа для дальнейшего диалога. В подобных случаях влияния создаются условия для более полной самореализации не только источника, но и адресата. При этом данная форма может быть названа «открытой», поскольку результат, разрабатываемый в совместном диалоге, может в некоторых случаях оказаться непредсказуемым. Например, такие ценности, как патриотизм, память о героическом прошлом, любовь к малой родине, принадлежность к родному краю и другие, стали важной задачей, которую решает правящая элита в регионе. Благоприятные обстоятельства для укрепления названных и других ценностей создаются во время празднования Дня победы, Дня города и т. п. В этот период появляется возможность массового сопереживания ценностей, важных для формирования национального самосознания и чувства национального единения. Важно подчеркнуть, что наилучшим условием для влияния является та ситуация, в которой элита наглядно и непосредственно становится частью создаваемого эмоционально-ценностного пространства. Последнее обстоятельство особенно широко используется в некоторых западных странах, где важным идеологическим принципом элиты при обращении к целевой группе населения является «Я один из вас». Задача влияния считается решенной, если целевая группа единодушно формулирует вывод «Он один из нас». Попутно отметим, что данная форма эффективно срабатывает при решении задач меньшего эмоционального характера. Строя «идеологическую игру» на личностной основе, как показывает зарубежный опыт, возможно эффективно использовать ценностные ориентации на «честную игру», «пополнение бюджета города», «безопасные улицы», «охрана частной собственности», «благотворительность» и т. п. Таким образом удается оказывать влияние на целевые группы при решении важных социальных и хозяйственных задач. Например, убедить родителей школьников построить бассейн и школьный стадион на собственные денежные средства, которым будут пользоваться многие поколения в течение многих лет. Опыт показывает, что при преимуществах, которыми обладают каждая из форм влияния, ни одна не является универсальной, поэтому чаще всего применяется комплексный подход, объединяющий центрацию на информации, цели и личностях. Реализация данной формы предполагает изучение нужд адресатов влияния, разработку программы действия, выбор приемов и мониторинг результатов.
Диагностические возможности Психологообразовательного теста
в комплексном психолого-нейрофизиологическом
обследовании детей, больных шизофренией
Коваль-Зайцев А. А., Сорокин А. Б., Зверева Н. В.,
Горбачевская Н. Л, Козлова И. А. (г. Москва)
работа поддержана грантом РГНФ 06-06-00639а
В клинике эндогенных психозов детского возраста НЦПЗ РАМН проведено комплексное психолого-нейрофизиологическое обследование детей, больных различными формами шизофрении. Для психологической части использовались Психологообразовательный тест (английское название и аббревиатура: Psychoeducation Profile, далее - PEP: E. Shopler, R. Reichler), для нейрофизиологической - ЭЭГ обследование.
Задача исследования: оценка диагностических возможностей PEP в комплексном исследовании детей с рано начавшейся про-гредиентной детской шизофренией (в сопоставлении с другими формами). Использовался корреляционный анализ для сопоставления данных ЭЭГ и PEP исследования, как между собой, так и в отношении возраста начала заболевания.
Экспериментальную группу составили 39 детей в возрасте от 5,5 до 12,5 лет (средний возраст 8,8 лет). Все дети находились на лечении в седьмом отделении НЦПЗ РАМН и имели диагнозы: шизофрения детский тип (F20.80.43), шизотипическое расстройство (F21.3, F21.4). Психологическое обследование проводилось в 1-3 приема, что было связано с состоянием испытуемых. Шкалами PEP оценивались: уровень развития интеллектуальных, моторных и социальных навыков. Комплексная оценка с помощью PEP разделила больных на три группы: дети без задержки развития выделенных сфер (1), дети с легкой степенью выраженности задержки (2) и дети с тяжелой задержкой (3) указанных сторон психической деятельности. Независимо от принадлежности к группе по состоянию интеллектуальной сферы, для всех пациентов был характерен низкий уровень развития подражания, мелкой моторики и экспрессивной речи.
По возрасту начала заболевания все больные были разделены на две группы: группа с началом заболевания до 18 месяцев и группа с началом заболевания после 18 месяцев. Оценка параметров психической деятельности больных и корреляция полученных профилей психического развития обследованных по PEP с возрастом начала заболевания показала достоверно значимые отличия по уровню выполнения субтестов PEP Больные из группы с более ранним началом заболевания были гораздо менее успешны в выполнении ряда субтестов из PEP и по интеллектуальному уровню они принадлежали 3 и, частично, 2 группам. Дети с началом заболевания после 18 месяцев интеллектуально были успешнее и относились к 1 и, частично, 2 из выделенных на основании выполнения теста PEP групп. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о наличии связи успешности интеллектуального развития и времени начала заболевания. Психиатры указывали на влияние возраста начала заболевания шизофренией на последующее психическое и интеллектуальное развитие ребенка (М. Ш. Вроно, В. М. Башина). Психологическая оценка корреляционной связи возраста начала заболевания шизофренией и последующего интеллектуального развития ребенка встречается существенно реже.
107
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
ЭЭГ-исследование проводилось при помощи системы BrainSys (Россия). 16 мостиковых электродов располагались согласно международной схеме 10/20, референтные электроды крепились на ушных мочках. Безартефактные участки записи с закрытыми глазами подвергались быстрому преобразованию Фурье, данные представлены в виде абсолютных и относительных значений спектральной мощности (СП) в стандартных полосах частот, а также в узких диапазонах (по 1 Гц). Эти значения сравнивались между собой, а также с данными ЭЭГ здоровых детей соответствующего возраста и пола (использовался непараметрический тест Манна-Уитни). Уровень значимости корреляции отдельных показателей PEP и возраста начала заболевания со значениями спектральной плотности (СП) для 16 зон коры определялся с помощью критерия Пирсона.
Сравнение всей группы детей с шизофренией с возрастной нормой выявило снижение значений СП практически во всех ритмических диапазонах, кроме бета-2, что свидетельствует о снижении амплитуды колебаний по сравнению с нормой. Поэтому использовались относительные значения СП, которые были выше в дельта- и бета-полосах частот и снижены в альфа-диапазоне (9-12 Гц).
Корреляция данных ЭЭГ с успешностью выполнения заданий PEP показала, что в ЭЭГ детей, хуже справлявшихся с заданиями, обнаруживается более высокий уровень СП в бета-полосах частот, а также снижение СП в узких полосах частотальфа- и тета-диапазонов: 8-9 Гц втеменных областях коры и 4-5 Гц в центральной зоне коры головного мозга. Можно говорить о соответствии выделенных групп по результатам PEP и ЭЭГ исследования.
Корреляция данных ЭЭГ с возрастом начала заболевания выявила следующее: если заболевание началось ранее 18 месяцев, то уровень бета 1- и бета 2-активности был выше, и, соответственно, если заболевание начиналось после 18 месяцев, то по данным ЭЭГ уровень бета 1- и бета 2-активности был ниже. Сравнение данных выявило у детей с более ранним началом заболевания более высокий уровень бета 1- и бета 2-активности, а также более низкий уровень значений СП в дельта- и тета-диапазонах частот.
Таким образом, было получено, что уровень бета-активности достоверно выше, а медленной активности - ниже при раннем начале заболевания и менее успешной когнитивной деятельности.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.