logo
psicho T2

Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы

Курбацкая Т.Б. (г. Набережные Челны)

Психологическая безопасность рекламы означает отсутствие психологического вреда реципиенту любым из видов рекламы. Опасность для психики личности представляют воздействия, блоки­рующие способность к адекватному реагированию на жизненныеоб-стоятельства, подрывающие ее способность к анализу информации и осознанному выбору, снижающие сопротивляемость внешнему дав­лению. Под иллюстративной рекламой подразумевается рекламная продукция, представленная в иллюстрированных печатных изданиях. В первой части экспертизы с помощью метода проективного рассказа (по Е.Е. Прониной) выявляется наличие аффективных конфликтов, вызываемых рекламными образами, присутствующими на реклам­ной иллюстрации и степень их патогенности. Метод проективного рассказа основывается на экспертной оценке рекламных материалов, которые рассматривались в данном случае как стимульный материал. Акцент делается на оценке аффективной реакции реципиента, оценке интенциональности (намерения) и оценке психологической безопас­ности данного иллюстративного материала. Во второй экспертизы выяснялась согласованность мнений респондентов относительно параметров социальной рекламы, для чего проанализировали мате­риалы ранжирования данных параметров с помощью методики И.Г.и В.И. Венецких. Среди данных параметров: символы, присутствующие в рекламе; мотивация привлечения интереса; мотивация отсутствия интереса; формы направленности личности; интенция (намерения) в рекламе. В каждом из данных блоков разработаны параметры, которые и ранжировали респонденты. После ранжирования ре­зультаты обобщались, фиксировались в сводных таблицах данных и подвергались компьютерной обработке с помощью специально составленной программы. Далее результаты обобщались в целом по группам и сравнивались между собой. Для обработки данных, полученных входе исследования, нами использовалась методика, предложенная В.Я. Платовым. В третьей части экспертизы для ис­следования намерений нами был выбран - метод интент- анализа. С этой целью весь анализируемый материал пропускался через набор «интент-категорий», являющихся единицами анализа. Данные ме­тоды позволяют провести быструю и качественную психологическую экспертизу любого образца рекламы.

222

Конструирование - преобразование