logo
psicho T2

Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания

Макаренко О. В. (г. Новосибирск)

Профессионально окрашенные фантазии из детства и отроче­ства, пожалуй, самая неизученная область профессионального со­знания. Вообще играютли они какую-нибудь роль в процессе разви­тия, формирования и становления профессионала? Можно заметить, что успешные профессионалы, обычно вспоминают свой детский опыт, иногда положительный, иногда отрицательный, но имеющий прямое касательство к его настоящей действительности.

Профессионально окрашенные детские мечты, фантазии, порой воплощенные в игровой активности являются результатом воздей­ствия конкретных людей или событий. Методы воздействия могут быть разнообразные: убеждение, как сознательное аргументиро-

282

з-н

вание; заражение, сильной личностной энергетикой; пробуждение импульса к подражанию, благодаря высокому профессиональному мастерству и прочие. Детским, профессионально окрашенным фантазиям способствуют воздействия из взрослой жизни, здесь, возможно, происходит, по выражению М. К. Мамардашвили встреча личного «опыта каждого человека и мудрость человечества». При этом, как считает В. П. Зинченко, фантазия «рождается внутри чело­века». Не исключено, что профессионально окрашенные фантазии входят контурами в структуру образования профессионального сознания,так как через актуальное переживание ребенка участвуют в формировании его собственного способа отношения к профессио­нальному пространству.

Результаты нашего исследования, в котором мы предложили студентам вспомнить все свои мечты, стремления, пристрастия, фантазии, имевшие профессиональный аспект на протяжении их жизни до того времени как они совершили некоторый выбор, по­ступили в университет, демонстрируют свое отражение в структуре содержания сознания студентов по отношению к становлению про­фессионального сознания. В каждом случае испытуемые указывали возрастной период возникновения профессионально окрашенных фантазий, извлекали из памяти людей, события, явления, которые поспособствовали, подтолкнули к зарождению определенных фантазий.

Можно выделить разные типологии профессионально окрашенных фантазий: потребность жить для себя или для других; потребность рисковать или уменьшить тревожность и страхи; профессионально окрашенные фантазии, порожденные реальными занятиями, благодаря организованному обучению или собственные домыслы после фрагментарно полученной информации, без знания особенностей этой деятельности; под­ражание людям через высокие стремления или пристрастие к привлекательной атрибутике. Анализ результатов исследования позволяет сделать предположение, что профессионально окра­шенные фантазии остаются в системе познавательных контуров структуры содержания становящегося профессионального сознания.