О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
Кашапов М. М. (г. Ярославль)
работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ
(проект № 07-06-00279а и гранта Президента РФ
для ведущих научных школ (проект № НШ -5262.2006.6)
Под профессиональным мышлением мы рассматривали совокупность таких интеллектуальных умений, реализация которых обеспечивает субъекту успешное осуществление деятельности. Развитое, зрелое мышление профессионала проявляется в умении ставить профессиональные цели, решать профессиональные задачи, используя знания, навыки, умения, полученные, как и в учебной, так и в профессиональной деятельности. В ходе разработки структурно-функциональной теории творческого мышления профессионала мы опирались на следующие положения общей теории мышления как процесса, включенного в непрерывное взаимодействие человека с миром (С. Л. Рубинштейн): 1) мышление не может быть сведено к функционированию уже готовых знаний. Задачей психологии является исследование не столько результата мышления, а, прежде всего, процесса мышления, который приводит к этому результату; 2) процесс мышления осуществляется как процесс решения проблем, задач, встающих перед человеком. В проведенных нами исследованиях (Т.Г. Киселева, Е.В. Коточигова, И.В. Серафимович, Ю.В. Скворцова, Т.В. Огородова, Т.В. Разина, О.Н. Ракитская и др.) были установлены определенные характеристики творческого профессионального мышления.
В качестве единицы мышления мы рассматриваем про-блемность как неотъемлемую черту познания, выражающую
субъективное состояние познающего. Проблемность порождает процессы мышления и рефлексии, направленные на «снятие» профессионально-значимых противоречий. Выделение именно такой единицы позволяет сформулировать операциональное определение профессионального мышления, под которым мы понимаем высший познавательный процесс поиска, обнаружения и разрешения проблемности, выявления внешне незаданных, скрытых свойств познаваемой и преобразуемой действительности. Творческий компонент профессионального мышления характеризуется конструктивным выходом за привычные схемы мышления и действия.
Структура творческого мышления профессионала включает в себя следующие компоненты: мотивационно-целевой (отражает специфику целеполагания и мотивации профессионального мышления); функциональный (диагностический, объяснительный, прогностический, проектировочный, коммуникативный, управленческий); процессуальный (эвристическое оперирование системой специфических способов поисковой познавательной деятельности в процессе решения специалистом возникшей перед ним профессиональной задачи); содержательный (отражает специфику проблемных ситуаций и специфику вытекающих из этих ситуаций профессиональных задач); операционный (отражает обобщенные, выработанные в практике профессионала способы решения им профессиональных задач); рефлексивный (отражает способы контроля, оценки и осознания профессионалом своей деятельности). Установлена значимая корреляционная связь между основными компонентами творческого мышления (мотивационно-целевой, креативный, прогностический, рефлексивный) и уровнем обнаружения надситуативной проблемности. Высокий уровень проявления указанных компонентов обусловливает обнаружение надситуативной, а низкий уровень их актуализации - ситуативной проблемности в решаемой ситуации.
Функции профессионального мышления характеризуются выработкой и принятием решения относительно способов профессионального воздействия (проявляется в поиске, «взвешивании», селекции содержания средств воздействия). И всё же в этом перечне можно выделить две основные функции: диагностическую и преобразовательную. Обе эти функции осуществляются в контексте конкретных ситуаций, из системы которых состоит профессиональная деятельность. Функции профессионального мышления профессионала в контексте практической деятельности выступают, прежде всего, как функции анализа конкретных ситуаций, постановки задач в данных условиях деятельности, разработки планов и проектов решения этих задач, регуляции процесса осуществления наличных планов, рефлексии полученных результатов.
С учетом установленных особенностей профессиональной деятельности была разработана программа тренинга творческого мышления профессионала (72 часа), которая развертывается в процессе осуществления следующих образовательных функций: ревизовать собственную психологическую картину жизнедеятельности; создать условия, необходимые для овладения современными методами познания и самопознания; сориентироваться в перспективах собственного творческого личностного и профессионального роста. Структура каждого из семи блоков включает в себя краткую характеристику определенного качества творческого мышления. В каждом блоке описано, примерно, 17-19 интеллектуальных качеств. Все изучаемые на тренинге качества, а их более 110, в своей совокупности образуют творческое мышление профессионала. После рассмотрения конкретного качества участникам
95
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
тренинга предлагаются тестовые задания, упражнения и другие тренинговые процедуры. Таким образом, творческое разрешение профессиональных проблем возможно с решением определенных вопросов. С одной стороны, с организацией ряда внешних условий (методическое обеспечение, своевременное обучение и др.), направленных на становление профессионала как субъекта деятельности. А с другой стороны - надситуативный вектор мышления профессионала характеризуется преобладающим направлением мыслительных действий, проявляющихся в процессе творческого решения конкретной ситуации.
Мода как категория анализа индивидуальности
Каширина В. В. (г. Москва)
Мода как категория анализа индивидуальности дает наиболее точные сведения о выборке в связи с частотностью возникновения одинаковых тенденций. В соответствии с принципами психолого-антропологического подхода предложены способы расчета, которые не предусмотрены традиционными математическими и статистическими методами.
Расчеты предлагаются относительно моды, как категории, которая имеет определенную дифференцирующую функцию и специфическое содержание. В основу данной категории легли положения, связанные с явлением индивидуальности: девиационная природа индивидуальности, согласно которой утверждается, что те или иныевыступания (максимальные значения) индивидуальности выходят за рамки коридора среднего значения; в то же время для индивидуальности характерны сочетания не только выступающих, значимых черт, но и минимизированных (значения минимума).
Таким образом, индивидуальность будет проявляться в схеме min-max. На основе данной схемы построен один из основных принципов анализа индивидуальности, что находит отражение в наборе различных представленностей индивидуальности в разных качествах. Соотнесение этих величин будет представлять ту пропорцию или комбинацию, которая будет отражать уникальность индивидуальности.
Указанные соображения определили линию методологических расчетов.
На репрезентативной выборке (120 испытуемых) специальновыделены минимальные и максимальные значения, которыеопределялись в соответствии с признанными мерами девиации(в соответствии с кривой нормальной распределения Гауса),которые равнялись 16%. Т. е. в нашем исследовании принимались как значения секстили. Выделены были секстили ипо минимуму, и по максимуму.
В то же время отдельно вычислялся секстиль по «самомусреднему», для чего от среднего арифметического вправо ивлево откладывалась одна двенадцатая часть континуума, чтов сумме давало секстиль по среднему арифметическому.
Также отбирались 16 % тех, которые входили в наибольшуючастотность, т. е. выделялся секстиль по моде. Таким образом,
были отобраны наиболее соответствующие моде люди, т. е. имеющие признаки, которые встречаются наиболее часто. Практически эти «модальные» испытуемые являются точками отсчета. Это явствовало из ранее проведенных исследований (М. Шериф, Н. Пейсахов, Л. Филонов, В. Каширина), которые свидетельствовали о том, что испытуемые, определяя свое место в континууме хорошо известной ему выборки (практически среде ближайшего окружения) знают и соотносятся с крайними значениями (min-max) и наиболее частотными. Для проверки нашей гипотезы о том, что мода является точкой отчета при определении индивидуальности, нами было предпринято раздельное вычисление двух групп испытуемых: по среднему арифметическому и моде по каждому из выбранных качеств. Применительно к исследованию индивидуальности и выявлению закономерностей распределения рассматривались три сферы:
сфера самооценок, как система презентаций и представленийо выраженности собственных качеств (т. е. субъективные представления);
другая сфера представлялась как связанная с присущимииндивиду фазами состояний, в которых он находится;
сфера тенденций личности в конкретной социальной среде идетерминанты, их определяющие (расчет величин тенденцийчерез количество актуализированных детерминант).Отдельно рассчитывались все три методики (СО-СВ, MMPI и
ПОМ). Полученные параметры являлись основой для вычисления парных коэффициентов корреляций. В то же время специально проведены расчеты по вычислению только по моде и распределения внутри моды по каждому из заявленных признаков. Для этого группировались показатели по каждому из качеств (свойств и тенденций) на предмет выделения наиболее отчетливо выступающих точек, где имелось сосредоточение на наивысшей частотности. В дальнейшем эти точки рассматривались как черты, присущие типу, отраженному как конструкт, который является наиболее типичным. Предполагалось, что он является основой для соотнесения, необходимого для каждого индивидуума.
Предполагалось, что каждый индивидуум будет соотноситься не в отдельности с модой по каждому качеству, но с комплексом, который представлялся для него ориентиром. Т. е. особенности сочетаний черт вычисленного «модального» студента по существу являются необходимой системой соотнесений (frame of reference).
Эксперименты показали существенные различия между конструкциями корреляционных плеяд относительно среднего арифметического и моды. По среднему арифметическому были получены жесткие коэффициенты корреляции, относительно небольшая группа сочетаний. Раздельно получены четыре сочетания по плеядам: сочетание из четырех элементов, из трех и два из двух. Так, в одну плеяду входили фазы потенциалов и тенденции. Самооценок в плеядах по среднему не было. В отличие от этого по модеотчетливо получены раздельные сочетания какдля сферы самооценок, так и для сферы потенциалов, так и для сферы тенденций и детерминант. Полученные раздельные сочетания свидетельствуют о возможности наиболее точного выделения ориентиров для соотнесения собственных индивидуальных значений. Т. о. можно отдельно вычислять и сферу самооценок, и сферу состояний, и сферу социальных направленностей.
Таким образом, сама по себе вычисленная мода предстает как категория, значимая для анализа индивидуальности. Она выступает
96
з-н
для каждого индивидуума как ориентирующая основа, а, возможно, и системообразующая основа для выделения преимущественно значимых свойств и качеств. Она выполняет функцию «контрастности» индивидуальности по отношению к наиболее близкому для нее фону.
Смысл жизни как фундаментальная проблема экзистенциального кризиса
КащукЯ.Н. (г. Екатеринбург)
Интерес психологии к сущности человека и смыслу его жизненного пути дает основание обозначить экзистенциальный кризис как актуальный вопрос современных исследований. Анализ литературы показал, что проблема смысла жизни рассматривается издавна как в философии, так и психологии. Наиболее интересными являются концептуальные ценности экзистенциального направления. Это, прежде всего, творчество, открытость переживанию, индивидуальная свобода, осознанный выбор, ответственность, духовный рост, идентичность, трансцендентность как фундамент смысла жизни. В процессе существования человек ставит перед собой смысложиз-ненные вопросы: что есть жизнь? нравится ли мнежизнь? что такое смерть? как преодолеть чувство одиночества? почему моя жизнь бессмысленна? и т. п. Чем больше суть человека соотносится с данностями бытия, тем более определенным является его бытие, он ощущает гармонию и более зрелым становится как личность.
Человек как существо духовное живет определенными ценностями, которые задаются в процессе его жизненного опыта. Осознание и реализация основных жизненных ценностей (ценности созидания, переживания и отношения) наполняют жизнь смыслом. Поэтому понять суть своей экзистенции - значит открыть в себе главный ресурс развития. Смыслу жизни соответствует выбор человеком стратегии проживании своей жизни. Если же стремление раскрыть, понять и осознать смысл остается нереализованным или несоответствует чувству внутреннего согласия, то возникает проблема экзистенциального кризиса.
Большинство ученых характеризуют экзистенциальный кризис как поворотный пункт на жизненном пути, потерю смысла, идентичности, аутентичности, а также как потенциальную возможность подняться к более высокому уровню бытия. В развитии человека данный кризис имеет культурно-исторические детерминанты и характеризуется особыми переживаниями.
Анализ психологических исследований позволил обозначить основные подходы, которые отражают специфику проявления экзистенциального кризиса в онтогенезе. В эго-центрированном подходе само существование человека в мире ставит его перед экзистенциальными вопросами (В.Н.Дружинин, А. Камю, Д.А.Леонтьев, Р.А. Лэнгл, К. Меннингер, Р. Мэй, С.Г. Олпорт, К. Роджерс, Ж.П. Сартр, В. Франкл, Э. Фромм, М. Эриксон, К. Ясперс, И. Ялом и др.). Представители структурного подхода обозначают кризис через конфликт между структурными элементами личности (А. Адлер, Д. Винникотт, X. Когут, П. Купер, А. Лоуэн, К. Хорни, 3. Фрейд). Социально-деятельностный подход ставит проблему
социальной ситуации, ведущей деятельности и психологических новообразований (П.П. Блонский, Л.И. Божович Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн и др.). Интегра-тивный подход выделяет переживание интенсивных эмоций, видений; изменение восприятия и мыслительных процессов (Р. Ассаджоли, С. Гроф, В.В. Козлов, А. Минделл, К.Г. Юнг и др.). В событийном подходе доминируют значимые для человека события на жизненном пути (К.А.Абульханова, Б.Г.Ананьев, Р.А. Ахмеров, Ф.Е. Василюк, И.Е. Исаев, Н.А. Логинова, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Г. Томе, Э. Эриксон и др.). Акмеологи-ческий подход ставит проблему профессионального сознания, деформаций, деструкции выгорания (Н.С. Глуханюк, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Э.Э. Сыманюк, А.Р Фонарев и др.).
Особенно интересным представляется рассмотреть смысл жизни как фундаментальную проблему экзистенциального кризиса в контексте жизненных стратегий на завершающем этапе существования человека. Пожилой человек находится не только на этапе инволюционного физиологического процесса, но и проявления высших ценностей - духовности, мудрости, ощущения трансцендентности своего «Я». Человек осмысливает свой жизненный опыт в оценке прошлых лет и трансформирует его в развитии духовности, которая формирует субъективные ответы на экзистенциальные вопросы.
Классическая модель нормального психического развития в позднем возрасте показывает, что о счастливой старости правомерно говорить, когда имеется удовлетворенность новой ролью в этой жизни. Н. Ф. Шахматов считал, что это та форма психического старения, когда долгая жизнь приносит новые положительные эмоции, которых человек не знал в прошлом. С другой стороны, утрата временной перспективы и неудовлетворенность прожитой жизнью, может стать психотравмирующимсобытиемдляличности, что приводит к ослаблению адаптивных социальных ресурсов и ухудшению состояния здоровья.
Таким образом, центральной проблемой для пожилого возраста является подведение итогов пройденных лет жизни и их смысла, что указывает на проблему экзистенциального кризиса как основную для данного возрастного периода. Поэтому, знание и понимание психологических особенностей содержания экзистенциального кризиса представляет несомненную важность для практики, а именно нахождение новых источников активности для формирования смыслов на фоне прожитой жизни.
Специфика корпоративной культуры профсоюзной организации
Керимова И. А. (г. Москва)
Профсоюзы являются одной из самых массовых организаций в стране. В связи с процессами, происходящими в современном обществе, в профсоюзах возникла необходимость в организационных изменениях. Меняется имидж ФНПР. Профсоюзная организация в настоящее время работает в условиях рыночной экономики. Спецификой профсоюзов является то, что это организация в орга-
97
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
низации, и возникает вопрос об общности корпоративных культур профсоюзов и «материнского» предприятия.
Было проведено исследование в различных территориальных отделениях профсоюзов (Тольятти, Краснодар, Оренбург и др.) с помощью следующих методик: «Инструментоценки организационной культуры (OCAI- Organization Culture Assessment Instrument)», оценки мощности организационной культуры, определения ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) коллектива. Также проводились стандартизованное фокусированное интервью с 50 профсоюзными руководителями, работающими на разных уровнях профсоюзной структуры и анкетный опрос 881 работников - членов профсоюза.
Выявлено, что по своему типу корпоративная (организационная) культура профсоюза РФ тяготеет к типу клановой культуры, характерными чертами которой являются разделяемые всеми ценности и цели, сплоченность, соучастие, преданность делу и организации и ощущение организации как большой семьи.
Предпочтения профсоюзныхлидеров можно охарактеризовать как стремление к большей сплоченности, взаимному пониманию, новаторству и гибкости в реагировании на вызовы времени и внешней среды. Им хотелось бы, чтобы в работе стало меньше разорганизованности, формализма и погони за сиюминутными результатами. Модели «клановой культуры» и «адхократии» являются для них наиболее приемлемыми.
Сравнительный анализ данных показывает существенные различия в ценностных ориентациях руководства и рядовых членов организации. Оказалось, что уровень ценностно-ориентационного единства в организациях имеет средние значения.
В организационной культуре профсоюза существует заметное несовпадение имеющихся у членов и лидеров организации базовых предположений о мотивах поведения профсоюзных работников. Если у профсоюзных руководителей разного уровня на первом месте по значимости оказалась целевая мотивация, то в глазах членов профсоюза мотивы их действий представляются ориентированными на окружение - причем как внутриорганизационное (коллег по профсоюзной работе и вышестоящих профсоюзных руководителей), так и внешнее по отношению к организации (руководящих работников предприятия, компании).
Таким образом, можно сделать вывод, что профсоюзные руководители и активисты как социальная общность обладают достаточно сильной организационной культурой, в отличие от рядовых работников.
одному значительно лучше. При этом ни уровень их личностной зрелости, ни пример родительской семьи не являются причинами данного поведения.
Возникает следующая дилемма: взрослый, экономически независимый и достаточно зрелый человек отказывается от создания собственной семьи. Хотя, казалось бы, что видимых предпосылок для этого нет. Родительская семья представляет собой, как правило, достойный пример для подражания.
Данная проблема, на наш взгляд, связана еще с одним феноменом. Так, изучая ценности и установки современных подростков, мы установили, что подростки мечтают о своей собственной семье, часто выбирают семью как ценность, принимают ответственность за ее создание и развитие (интернальный локус контроля в отношениях в семье по методике Роттера). Взрослые же, в отличие от подростков, - став экономически самостоятельными и получив определенный жизненный опыт (экстернальныи локус контроля в семейных отношениях по Роттеру) стараются избежать взаимной ответственности, и даже, принимая ответственность за себя в деловой сфере, отказываются от совместной ответственности в семье, утверждая, что «мне хорошо одному». На наш взгляд, одной из причин этого явления, может быть то, что, живя и развиваясь в условиях экономической конкуренции в обществе, семья как институт этого общества начинает рассматриваться как продолжение этой конкуренции в человеческих отношениях. Конкуренция в жизни приводит к появлению к конкуренции в семье и, в конечном итоге, отказу от установки на сотрудничество.
Возможно, это связано и с личностной незрелостью партнера (или партнеров). Очень явно у части молодых людей сегодня прослеживается направленность личности на удовлетворение только своих желаний и потребностей. И втоже время, у них недостаточно развита сфера долженствования. Они могут принимать ответственность за себя, а вот делить или брать ответственность за другого человека (без чего подлинная жизнь в семье невозможна) - они просто не умеют. На наш взгляд, сегодня очень важным условием полноценной жизни в семье является ориентация ее членов на сотрудничество. Но именно этого молодым людям сегодня и нехватает. На наш взгляд, сегодня мы имеем дело с явлением, когда ценность независимости и самостоятельности собственной жизни становится мотивировкой для аргументированного отказа от создания семьи и разделения ответственности с партнером за ее развитие.
Семья или одиночество: психологические аспекты выбора
Кирпиков А. Р. (г. Ижевск)
Создание семьи может рассматриваться человеком как возможность личностного развития или как спасение от одинокости. Результаты нашего исследования показали, что часть достаточно самостоятельных и экономически независимых молодых людей (и юношей, и девушек) начинают отказываться от создания собственной семьи, обосновывая это тем, что, «имея в жизни все» - жить
Историко-психологическое наследие и современность
Киселева Н. А. (г. Псков)
Прошло бОлетс выхода в печать известной книги Б. Г. Ананьева «Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков» (1947), которая является одной из первых научных разработок историко-психологических проблем в России. И тем удивительнее сегодня, во времена бума психологической литературы, читать в предисловии к данному изданию, что еще в середине прошлого века в отечественной литературе не было «ни одной книги по истории психологии, ни
98
з-н
русской, ни зарубежной». В связи с этим научный вклад профессора Б.Г. Ананьева в развитие отечественной истории психологии трудно переоценить.
Несомненный интерес представляет проведенный Б.Г. Ананьевым сравнительно-хронологический обзор формирования научной психологии на Западе и в России. Здесь приводятся важнейшие научные открытия и публикации в области психологии по каждой декаде XIX века, прослеживается хронология образования экспериментально-психологических лабораторий в разных странах, а также международных объединений психологов, в том числе международных психологических конгрессов, обозначаются методические средства психологических исследований, важнейшие проблемы психологии, выявляется своеобразие развития русской психологии и ее влияние на мировую науку.
Анализируя состояние психологии XVIII и XIX веков и пытаясь найти выход из кризиса, Б. Г. Ананьев формулирует идеи, подходы и принципы русской психологии, выделяя, в частности, идеи причинной зависимости в области психической деятельности (известные ныне как принцип детерминизма) и идеи единства между объективным и субъективным в психических процессах (принцип системности); единство естественно-научного и исторического подходов к познанию психики (принцип научности и историзма); мотивационно-динамический подход к изучению психики; принцип психофизического монизма; принцип единства сознания и деятельности; принцип единства индивидуального и национального сознания; принцип развития.
В современной отечественной истории психологии наибольшее обоснование получили обозначенные Б. Г.Ананьевым принципы детерминизма, историзма,системности, развития (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, Т. Д. Марцинковская, А. Н. Ждан). И хотя в наше время демократии и плюрализма мнений утратила актуальность марксистско-ленинская идеология, а материалистический подход в исследованиях зачастую соседствует и даже переплетается с идеалистическим подходом, критикуемым Б. Г. Ананьевым, тем не менее, вызывает глубокое уважение патриотизм ученого и его стремление выявить своеобразие и подчеркнуть значимость русской психологии и ее место в общемировом процессе развития науки.
потребности рынка труда. Например, исследования, проведенные в сети Internet, показывают, что еще 3-4 года назад на должности руководителей службы управления персоналом организации в основном требовались специалисты-менеджеры, в настоящее время в подавляющем большинстве случаев предпочтение отдается специалистам, имеющим психологическое образование.
Однако практика показывает, что специалист, ориентированный на традиционную парадигму предназначения психолога, испытывает значительные трудности в профессиональном самоопределении, когда попадает на конкретную должность и задается вопросом о предназначении психолога в организации, будь то коммерческой структуры, либо организации решающей социальные задачи (такие как МЧС, армия, МВД). В данном случае целями организации выступает либо получение прибыли, либо достижение социально значимых целей. При этом оказание психологической помощи персоналу организации становится второстепенной задачей для психолога. В данном случае должна произойти трансформация взглядов психолога на свое предназначение в организации от специалиста, оказывающего помощь, к специалисту, обеспечивающему получение прибыли организации и реализующего интересы работодателя (заказчика).
Эта одна сторона вопроса. Другая сторона - готов ли психолог решать эти задачи, имеющимися у него средствами и технологиями, способен ли он применить полученные знания и навыки при решении этих задач? Спрос рождает предложение- появление дилетантов от психологии дискредитирует психологию как прикладную науку. Это требует повышения требований к профессионализму специалистов по работе с персоналом, организационным психологам, освоению новых и переосмыслению ими традиционных технологий: коучинга, экспертного консультирования, акмеологического консультирования, технологий управления персоналом- рекрутинга, контроллинга, маркетинга, отбора и аттестации персонала и даже модного ныне talent management и др.
И третья сторона вопроса - готовы ли преподаватели обучать, воспитывать и готовить будущих психологов в соответствии с таким подходом к роли и функциям психолога в организации?
К вопросу о подготовке организационных психологов
Кишиков Р. В. (г. Москва)
Рассматриваемая проблема относится к сфере изучения прикладного характера деятельности психолога в организациях различного типа собственности и предназначения.
Традиционное психологическое образование, в первую очередь, ставит целью подготовить специалиста, способного оказать психологическую помощь тем, кто в ней нуждается. Безусловно, это важнейшая гуманитарная задача в современных условиях. Однако, учитывая известные подходы в профессиональном самоопределении специалиста, не стоит забывать об одном из компонентов, обеспечивающих правильность профессионального выбора психолога -
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.