Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
Марков А.С., Солдатов И.В. (г. Коломна)
В современных социально-экономических условиях, в ходе реформирования армии, при переходе на контрактную службу в высшей военной школе возникает потребность в организации психолого-педагогического сопровождения учебного процесса.
Необходимость психолого-педагогического сопровождения вызвана.
Особенностями набора. В настоящее время большинствозачисленных для обучения в военный вуз принадлежит ктретьей группе профессиональной пригодности (по классификации Б.Ф. Ломова). Они нуждаются в постоянном психолого-педагогическом сопровождении.
Особой динамикой учебно-воспитательных и профессиональных задач. За пять лет обучения молодому человекунеобходимо научиться решать профессиональные задачи от номера артиллерийского расчета до командира артиллерийскойбатареи. Освоить социальные роли от рядового до капитанав Российской армии. Справиться с учебно-воспитательнымизадачами от первичной адаптации в воинском коллективедо активного формирования профессиональной готовностивоенного специалиста.
Необходимостью сформировать целостную личность. Психологическое сопровождение формирования коммуникативнойсферы обусловлено потребностью выстраивать общениекурсанта потрем векторам: курсант- курсант, курсант- преподаватель, курсант - офицер (командир). Сопровождениеформирования когнитивной сферы вызвано потребностьюразвить профессиональное мышление, овладеть обобщенными приемами профессиональной деятельности, получитьтребуемые знания, умения и навыки. Без психологическогосопровождения в военном вузе не добиться профессиональныхмотивации и духовных запросов, любви к Родине, верностиприсяге.
Мы предлагаем оказывать помощь курсантам в ходе учебного процесса. На каждое учебное занятие педагогом совместно с командирами и психологами определяются не только учебные, но и воспитательные цели, предусматривающие формирование определенных заранее заданных личностных качеств.
Стресс жизни населения радиационно загрязненных и чистых территорий
Марченко ТА., ПрохВ.Э. (г. Санкт-Петербург)
Для изучения общих характеристик стресса жизни населения радиационно загрязненных (Калужская обл.) и чистых (Московская обл.) территорий был использован опросник «Стресс жизни тест», разработанный А.Я. Анцуповым (1998). Опросник включает 25 шкал. Ведущей из них является шкала «стресс жизни», оценивающая среднюю степень стресса жизни за истекший календарный год. Опросник предусматривал: самооценку актуального состояния человека (шкала «стресс сейчас»), уровень ответственности за свои поступки (шкала «ответственность»),достижениежизненных целей (шкала «цели»), уровень информационной нагрузки (шкала «информация»), физическое самочувствие (шкала «здоровье»), вера в иррациональное (шкалы «астрология» и «черная кошка»), отношение к людям, к себе, оценка отношения других к себе (шкалы «люди», «отношение к себе», «отношение других»), ощущение счастья (шкала «счастье»), оценка своего поведения в стрессовых ситуациях (шкала «устойчивость»), удовлетворенность работой, взаимоотношениями на работе, в семье, жилищными условиями и денежными доходами (шкалы «работа», «взаимоотношения», «семья», «жилье», «доходы») и др.
Опрос был проведен в двух группах населения чистых и загрязненных территорий, представители обеих групп имели постоянную работу, не имели группы инвалидности, находились в возрасте 47-56 лет, в основном (93 %) были представлены мужчинами со средним (45%) и высшим (32%) образованием. Обследовано 106 жителей чистых и 103 жителя загрязненных территорий.
Исследование показало, что население чистых территорий разделились на группы с низкой (16,2%), средней (62,6%) и высокой (21,2 %) интенсивностью стресса. Среди населения загрязненных территорий группа лице низкой интенсивностью стресса составила 7,4 %, со средней 45,5 % и высокой (47,1 %) интенсивностью стресса жизни.
Более 70% населения чистых территорий не испытывали чувства стресса или испытывали незначительный актуальный стресс (показатели по шкале «стресс сейчас»), коэффициент корреляции между показателями «стресс за год» и «стресс сейчас» - (0,45), при уровне значимости 0,99, при п= 306. Это объясняется достаточными внутренними энергетическими ресурсами и способностью адекватно обстановке своевременно пополнять внешний ресурс.
Подавляющее большинство опрошенного населения чистых территорий (с низким и средним уровнем стресса жизни) отличает высокая степень ответственности за свои поступки (шкала «ответственность», уровень значимости - 0,01) - 74 % от общего количества лице низким и средним уровнем стресса жизни.
В большинстве население чистых территорий (со средним и низким уровнем стресса жизни) отметило, что им удалось достичь определенных жизненных целей, но впереди еще достаточно много того, что придает жизни смысл (средний показатель по шкале «цели»- 0,55). Тем более что не все способности этихлюдей раскрыты и реализованы полностью (показатель по шкале «способности» в группе населения чистых территорий с низким и средним стрессом жизни непревышаетО,8).
331
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Их реализации может способствовать высокая сила воли, присущая большинству представителей данной группы (71 % опрошенных имеют показатель по шкале «сила воли» больше 0,45). По данным теста в основе своей население чистых территорий это компетентные во времени личности, которые главным образом живут в настоящем. Психологический возраст данных реципиентов по результатам их самоотчетов приближается к хронологическому. Основная часть населения чистых территорий достаточно высоко оценила состояние своего здоровья (68 %), степень удовлетворения сексуальной жизнью (62 %).
Анализ результатов по тесту у населения загрязненных территорий показал, что основная часть обследованных входит в группу лице высоким (47,1 %) и средним (45,5 %) стрессом жизни. Многие из них имеют высокие показатели по шкале «стресс сейчас» (актуальный стресс), т. е. данная категория населения для поддержания своего функционального состояния и равновесия с внешней средой вынуждена постоянно расходовать внутренние энергетические резервы. По данным тестирования эта группа населения ежедневно испытывала стрессы на пределе возможностей нервной системы (показатели по шкале «стресс за год»), что в свою очередь привело к истощению психических резервов индивида и проявляется в психосоматических расстройствах.
Таким образом, результаты исследования стресса жизни населения загрязненный и чистых территорий позволили выявить достоверные различия в сравниваемых показателях шкал теста, которые показывают высокий уровень стресса жизни у населения загрязненных территорий, снижением из удовлетворенности жизнью, работой, взаимоотношениями в семье, уверенности в себе, высокой значимостью информационного фактора в развитии стресса жизни. Эти данные указывают на необходимость не только мониторинга показателей стресса жизни, но и создания системы социально-психологической помощи населению загрязненных территорий в отдаленном после радиационной аварии периоде. Важным ее направлением должна являться система защиты населения загрязненных территорий отпеихотравмирующей информации.
Этнопсихологические особенности тендерной идентичности в молодости
Мататова П.Р. (г. Москва)
Проблема исследования тендерной идентичности личности в условиях этнокультуры представляется актуальной для рассмотрения развития личности в период глобальной переоценки ролей мужчины и женщины. Особенности исследования тендерной идентичности заключается в изменчивости данного феномена в зависимости от различных социальных трансформаций. Сегодня,
в условиях возрастающего этнического самосознания, каждый отдельный этнос, стараясь соответствовать современным тендерным ролям, стремится сохранить свои традиционные культурные нормы и формы тендерного поведения. Подобная амбивалентность порождает кризис тендерной идентичности у представителей различных этносов, влияющий на развитие отдельной личности.
Формирование тендерной идентичности - сложный процесс взаимодействия биологических и социокультурных факторов. Не будучи задана индивиду при рождении, она формируется в процессе тендерной социализации, интернализации тендерных ролей, прав и обязанностей, которые варьируются от одной этнокультуры к другой. Учеными было показано, что значимыми факторами для формирования и развития тендерной и этнической идентичности являются экономическое и социальное развитие в стране, но решающее значение имеют ранее сложившиеся обычаи, традиции в зависимости от условий проживания этноса и религиозных представлений.
Так как «тендерная идентичность является одной из важнейших и наряду с этнической наиболее стабильной среди всех форм социальной идентичности человека» (Милюска Й, 1999) то внимание к этнической специфики этого феномена представляется важным для изучения психологического развития личности в условиях этноса. Этническая самоидентификация может обуславливать специфику тендерной идентичности, конечно же, влияет на весь спектр личностных мотивов, установок, ценностей и поведения развивающейся личности. Также необходимо учитывать, что тендерная идентичность регулируется на глубинном уровне сознания личности, которое соотносится с общей глубинной ментальностьютого или иного народа.
В каждом возрасте складывается особенная ситуация развития, детерминирующая формирование тендерной идентичности. В молодости тендерная идентичность занимает особое место. В этом возрасте происходит осознанное принятие фемининных и маскулинных ролей, образцов поведения. Молодой человек более тонко чувствует и осваивает тендерную роль типичную для его пола. Именно в этом возрасте начинает накапливаться опыт межполовых взаимоотношений, что помогает юношам и девушкам ориентироваться в правильности выбранных ими тендерных ролей. Изучение этнической специфики тендерной идентичности наиболее эффективно в молодости, т.к. молодые люди обладают высокой сензитивностью к существующим в культуре тендерным моделям поведения, а также к современным стереотипам и образцам. Поэтому, исследуя тендерную идентичность в молодости можно сделать вывод о влиянии современных представлений о мужчине и о женщине на конкретную этническую группу и о существующих в этнокультуре тенденциях к изменению традиционных тендерных стереотипов, норм и моделей тендерного поведения.
В итоге можно утверждать, что этнокультурныехарактеристики наиболее ярко и отражены в содержании тендерных ролей и представлениях об образе достойного мужчины и достойной женщины. А также предположить, что становление тендерной идентичности личности наиболее гармонично происходит при максимальном соответствии образцов маскулинности/феминининности этнокультурным тендерным традициям.
332
з-н
«Воздействие», «влияние»,
«манипуляция»: сравнительный анализ понятий
Матлак М.А. (г. Курск)
Воздействие - это целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому. (Словарь практического психолога/Сост С. Ю.Головин. Минск: Харвест. 1998. с. 77). Существует несколько стратегий воздействия: манипулятивная, императивная и развивающая. Манипуляция - это психологическое воздействие на адресата, призванное обеспечить манипулятору негласное достижение своих целей, но так, чтобы у жертвы сохранилась иллюзия самостоятельности в принятии решений. Жертве предлагается легенда (миф), куда включается приманка, использующая тот или иной ее психологический автоматизм. Так, «манипулирование рассматривается как подсознательное стимулирование в обход внутреннего контроля, по типу психотерапевтического эффекта.
Таким образом, различные воздействия могут оказывать влияние на индивида, группы, изменяя их поведение, состояние. Влияние (в психологии) - процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека (объекта влияния), его установок, намерений, представлений и оценок входе взаимодействия с ним. (Словарь практического психолога/Сост. СЮ. Головин. - Минск: Харвест. 1998. с. 70)
Характерным для психологического влияния является то, что у партнера, на которого оказывается влияние, есть возможность ответить на него психологическими же средствами. Иными словами, ему предоставлено право ответить и время для этого ответа. В реальной жизни трудно оценить, сколь велика вероятность того, что угроза может быть приведена в действие, и насколько быстро это может произойти. Поэтому многие виды влияния людей друг на друга являются смешанными, сочетающими в себе психологические и социальные средства.
Вследствие всего вышесказанного можно сделать вывод, что всетри понятия: «воздействие», «влияние» и «манипуляция» являются звеньями одной цепи. По нашему мнению, родовым понятием среди данныхявляется понятие«влияния», как акта, охватывающего и процесс манипуляции, и процесс воздействия. Это обусловлено тем, что в большинстве источников манипуляция ассоциируется с влиянием, носящим негативно-окрашенный характер,! к. манипуляции могут осуществляться без ведома лица, на которое это влияние осуществляется. В то время как психологическое воздействие входит в ареал психологического влияния, но подразумевает под собой все-таки влияние, осуществляемое для определенной цели и имеющее обратную связь от воздействуемого. При этом следует учитывать, что манипуляция, как мы показали выше является составляющей психологического воздействия, и оно само по себе является составляющей влияния.
Поводя итог, можно сказать, что всякий акт влияния, независимо от степени его осознанности и преднамеренности, реализует сознательное или бессознательное стремление человека утвердить факт своего существования и значимость этого существования. Мы влияем потому, что отстаиваем свои интересы, а не потому, что нам открылась абсолютная истина и мы почувствовали себя вправе решать за других.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.