Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
Казначеева Н.Б., Ситников В.Л. (Ленинградская область)
В нашем исследовании выявлялись взаимосвязи междухарактеристиками образов компетентного и некомпетентного психолога и компонентами структур Я-образов студентов - будущих психологов, эти образы создающих.
Наименьшее количество принципиальных отличий между образом-Я и образом компетентного психолога у студентов младших, средних и старших курсов можно наблюдать на первом курсе дневного отделения (10 компонентов, на уровне значимости отличий 1 %). Наибольшее, как это неудивительно, (12 компонентов, на уровне значимости отличий 1 %) - на пятом курсе дневного отделения. Складывается впечатление, что перед окончанием университета у студентов формируется глубокое противоречие между представлениями о себе, о своих личностных компонентах и представлениями о компетентном, успешном профессионале.
Возможно, это противоречие и является проявлением одного из кризисов профессионального становления личности - кризиса профессионального выбора. С другой стороны, вероятно, это и
некоторый момент идеализации личности компетентного профессионального психолога. Студенты дневного отделения пятого курса, оценивая себя достаточно критично, видят между собой и идеальным вариантом специалиста много несоответствий.
Больше всего достоверные различия выявляется между Я-образами и образами некомпетентного психолога. По 13 компонентам из 14 возможных выявлены достоверные различия на первом курсе заочного, на третьем и пятом курсе дневного отделений. На первом курсе дневного и пятом курсе заочного отделений выявлены отличия по 12 характеристикам. На третьем курсе заочного отделения наблюдаются отличия по 11 компонентам из 14 рассматриваемых. Таким образом, несмотря на критическую оценку себя и большое количество несоответствий между представлениями о себе и компетентном профессионале, студенты все-таки приближают свой образ именно к компетентному специалисту.
Интересные данные получены при анализе невербальных образов, полученных на основе психогеометрического теста С. Де-лингер. Более 50% студентов всех категорий ассоциируютличность компетентного психолога с фигурой круга. Выбор психогеометрической формы для составления портрета некомпетентного психолога зачастую является прямой противоположностью портрета компетентного психолога. Наиболее частой для характеристики некомпетентного специалиста является фигура «прямоугольника». В целом по всей выборке она встречается от 40 % (3 курс дневного ообучения) до 59 % (4 курс заочного отделения). Далее по частоте встречаемости идет «зигзаг», занимающий от 24% (1 курс ДО) до 38% (4 курс ДО).
Наиболее значимые корреляционные связи между Я-образами и образами компетентного психолога выявляются на третьем курсе дневного и заочного отделений. Этот факт еще раз подтверждает предположение о наличии взаимосвязей между отражением в сознании образа профессионального психолога и особенностями прохождения кризисов профессионального выбора.
Образы профессионального психолога в структуре Я-концепции личности студентов психологических специальностей индивидуальны, но имеют общие закономерности. В частности, при составлении образа профессионального психолога, как компетентного, так и некомпетентного, студенты и дневного и заочного отделения разных курсов в основном используют социальные и эмоциональные характеристики («общительный»,«тактичный»,«жизнерадостный», «уверенный в себе»).
Я-образы, в отличие от образов компетентного и некомпетентного психолога, отличаются гораздо большей вариативностью. Образы профессионального психолога имеют существен но большее количество совпадений на разных курсах и разных отделениях, чем
Чем старше курс, тем более значимым в описании образа компетентного психолога является профессиональная образованность, то есть получаемое профессиональное образование приобретает всю большую ценность в сознании студентов.
На всех курсах одними из наиболее важных для студентов остаются так называемые «вечные» ценности («порядочный», «воспитанный», «хороший человек»).
В группе студентов с максимально представленными профессионально важными личностными качествами образ компетентного психолога максимально приближен к образу-Я, в ряде случаев являясь прямой его проекцией.
175
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Взаимодействие психических состояний и мотивов в спортивной деятельности
Калимуллина И.Р. (г. Казань)
Спортивная деятельность протекает в сложных экстремальных условиях соревнований, характеризуется тренировочными нагрузками на уровне предельных возможностей человеческого организма. Наибольшую актуальность в спортивной психологии приобретают исследования психических состояний, возникающих у спортсменов в различных условиях их жизни и деятельности, особенностей их протекания и механизмов возникновения.
Тренировочно-соревновательная деятельность есть особенная «ситуация», в которой, под влиянием избирательной активности сознания, возникают разнообразные по модальности, сложности и интенсивности психические состояния. Цель нашего исследования - выявление особенностей взаимосвязи между психическими состояниями и мотивацией личности.
Выборку составили спортсмены - фехтовальщики СДЮШОР, п = 21 человек (девушки; 16 - 21 год; КМС- МСМК). Исследование проводилось в период усиленных тренировок и ответственных соревнований.
В ходе проведенного исследования и анализа полученных результатов можно сделать следующие выводы:
Соревновательная ситуациятребуетотспортсмена оптимального достижению высоких спортивных результатов уровня мобилизации психофизических ресурсов. Параметры психического состояния (прежде всего, его когнитивная составляющая) в соревновательной ситуации имеют прямую зависимость с мотивацией достижения успеха: сосредоточенность, уверенность в себе, концентрация на четком выполнении тактических приемов и др. позволяют спортсмену добиться наилучшего для себя результата. Тренировочная ситуация характеризуется направленностью на развитие психофизических качеств спортсмена и повышение уровня функциональных возможностей организма. Параметры психического состояния (прежде всего, переживание и поведенческие составляющие) в тренировочной ситуации имеют обратную зависимость с мотивом избегания неудачи. Направленность спортсмена на избегание неудач характеризуется неуверенным и импульсивным поведением, скованностью и напряженностью. В качестве наиболее значимых мотивов занятия спортом были выделены: мотивы эмоционального удовольствия, физического самоутверждения, достижения успеха и социально - моральный мотив. Было, в частности, показано, что социально - моральный мотив показывает прямую взаимосвязь с поведенческой составляющей психического состояния и переживаниями: стремление к успеху своей команды обуславливает уверенное и устойчивое поведение, расслабленность, раскованность переживаний. Таким образом, специфические ситуации соревнования и тренировки, «преломляясь», опосредуясь мотивационными образованиями, актуализируют особенные психические состояния, необходимые для эффективного функционирования субъекта.
Личностноразвивающий потенциал феномена психологической безопасности
Калмыкова О.И. (г. Ставрополь)
В современной социокультурной ситуации часто встречающимся становится фактор постоянного нарушения психологической безопасности личности, втом числе и в условиях образовательного учреждения. Это может проявляться в специфике педагогического взаимодействия, а именно в нарушении личных свобод школьников, открытом осуждении, высмеивании, использовании уменьшительно-ласкательных обращений, определенной интонации, обращении по фамилии, особенностях пространственного расположения в процессе общения и т.д. Педагог же, являясь субъектом педагогического взаимодействия, можетлибо подавлять школьника своим статусом, личностными параметрами, т.е. «работать» на собственное профессиональное самоутверждение,либо «создавая зону ближайшего развития», предоставлять возможность учащемуся самостоятельно пройти сквозь «путаницу ролей» и найти себя в многообразном мире.
Важным представляется и то, что психологическое пространство личности, охраняемое человеком через постоянное установление границ между «Я» и «Другие», является субъективно значимым фрагментом бытия, определяющим актуальную деятельность и стратегию его жизни. По мнению З.И. Рябикиной, психологическое пространство личности многомерно, а процесс его операционализа-ции может быть ограничен лишь представлениями самого человека. Соответственно, расширить или сузить собственное личностное пространство - это выбор каждого, заключающийся в способности человека «открыть» собственные грани, актуализировать многомерные секторы пространства в соответствии со своими ожиданиями, или же ограничить себя наличной ситуацией, наложив запрет на собственное развитие.
Психологическое пространство, которое человек ощущает как свое, позволяет ему обособиться, отграничиться от мира предметов, социальных и психологических связей, представляющих фон, среду его жизнедеятельности. В зависимости от того, воспринимается ли окружающий мир как чуждый или родственный, строится и собственная деятельность человека в нем, принимая агрессивную либо кооперативную окраску. Границы пространства определяют отношение к малому и большому социуму - семье и друзьям, социальной группе, этносу, человечеству. Восприятие социума как своего позволяет проявляться конструктивным, жизнетворческим тенденциям, проводящим человека через прозрачные для него социальные границы. Мера переживания своего и чужого определяет способность личности кдиалогуи совместному творчеству влюбых сферах жизнедеятельности. Психологическое пространство может по-разному взаимодействовать с пространствами других близких людей, быть частью пространства человека, доминирующего в диаде, частично пересекаться с ним или иметь несколько точек соприкосновения.
Одной из значимых потребностей развивающейся личности является потребность в неприкосновенности психологического пространства, в поддержании личностной суверенности. Под психологическим пространством личности мы понимаем многогранный феномен субъектное™, постоянно ускользающий и возникающий на границе «внешнего» и «внутреннего», базирующийся на диа-
176
з-н
лектическом взаимодействии «общего» (социального) и «частного» (индивидуального).
Представляются интересными исследования И.С. Кона, который отмечает, что собственное «Я» осознается лишь в контексте какого-то отношения («Я - «Не-Я», «Я - Другой», «Я - Мы», «Я - Мое», «Я - Я») и зависит от природы этого отношения. Так, оппозиция «Я - Не-Я» не содержит в себе ничего, кроме общего указания на идентичность. Рассмотрение «Я» в контексте отношений с другими людьми содержит целый комплекс значений. «Я-Другой (Он, Они)» означает не только различение, но и потенциальное взаимодействие. «Я - Мы» выражает принадлежность, соучастие в какой-то общности. «Я - Ты» содержит в себе обращение, общение, коммуникацию. Таким образом, прохождение человеком сквозь призму пространства отношений способствует формированию образов «своего» и «чужого», т.е. «открытию Я».
Путь же развивающейся личности витиеват и представляет собой поиск человеком собственного Я средствами адекватной обособленности и отгороженности от социума. В этой связи образовательная среда должна обеспечивать неприкосновенность личностного пространства учащегося, которое позволяет ему обособиться, отграничиться от мира предметов, социальных и психологических связей, и, отграничившись, познать («открыть» по И.С. Кону) свое Я, примериться к собственным открывающимся граням, «новым» горизонтам. В обозначенном контексте важным представляется и то, что личность, будучи аутентичной, «не присваивает чужие ожидания и жизненные сценарии», а, безусловно принимая себя со своими достоинствами и недостатками, открывает собственные параметры, являясь автором собственной жизненной концепции.
Следует отметить, что в современной психологии разграничиваются понятия «психологическая безопасность среды» и «психологическая безопасность личности». Так, психологическая безопасность среды, по мнению И.А. Баевой, представляет собой состояние образовательной среды, свободное от проявлений насилия, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников. Психологическая безопасность личности - способность личности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, сопротивляемость деструктивным внешним и внутренним воздействиям, отражающаяся в переживании своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации. На основании вышеизложенного, личностноразви-вающий потенциал феномена психологической безопасности состоит в возможности становления индивидуального стиля осознанного саморазвития субъекта через аутентичную операционализацию границ собственного психологического пространства.
Особенности межличностного взаимодействия в профессиональной
деятельности сотрудников правоохранительных органов
Калягин Ю.С. (г. Москва)
Важной составляющей профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов является их межличностное взаимодействие, от эффективности которого зависит результативность оперативно-служебной деятельности. Проведенный опрос кандидатов на службу выявил, что такой показатель, как возможность межличностного взаимодействия является одним из привлекательных факторов предстоящей службы в подразделениях ОРД (62.5 %). Среди опрошенных действующих сотрудников, межличностное взаимодействие считают привлекательными 56.25 %, т. е. этот показатель в процессе службы снижается. Наличие возможности активного межличностного взаимодействия в профессиональной деятельности обладает мотивационным воздействием на человека. В основе этого воздействия лежит удовлетворение потребности человека в общении с себе подобными. Однако наличие активного межличностного взаимодействия имеет и деструктивные свойства. Эти свойства обусловлены взаимными влияниями, которые оказывают друг на друга участники межличностного взаимодействия. В связи с этим закономерно, что сотрудник правоохранительных органов, взаимодействуя с криминальной средой изменяется, и часто эти изменения носят деструктивный характер.
На основе анализа работ B.C. Олейникова, А.К. Китова, Д.В. Рив-мана можно выделить негативные стороны межличностного взаимодействия профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов:
вынужденное общение с особой категорией людей, для которыхне имеют значения общепринятые социальные ценности изаконы;
столкновение и проникновение в самые интимные глубинывнутренней жизни граждан;
постоянное воздействие отрицательных эмоций и негативнойинформации;
ситуации конфликтного характера в повседневной деятельности сотрудника, усугубленные неравенством положенияпреступного элемента пренебрегающего всякими нормами,и обязанностью сотрудника действовать в рамках закона длясотрудника;
публичность исполнения профессиональных действий;
виктимная предрасположенность профессии сотрудникаправоохранительных органов;
негативное отношение к сотрудникам правоохранительныхорганов;
обязанность контактировать с различными категориямиграждан, независимо от своего личного отношения к ним;
ненормированный рабочий день.
Влияние этих факторов вызывает в психике сотрудника следую-щиеявления:изменениемотивовдеятельности (мотиввыполнения поставленной задачи может заменяться мотивом самосохранения); замена ситуативно-целесообразных форм поведения инстинктивными (испуг, страх, ужас, боязнь, бегство, заторможенность,
177
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
импульсивность действий и т.д.); повышение эмоциональной напряженности деятельности.
На основе работ СЕ. Раинкина, В.Ф. Робозерова, А.Н. Роша, B.C. Олейникова, Л.М. Колодкина, А.Т. Иваницкого, В.В. Волкова можно выделить характерные признаки деформационных процессов, происходящих у сотрудников в процессе их межличностного взаимодействия:
пренебрежение нормами права, сформировавшиеся в стереотипы поведения;
переоценка сотрудником своей социальной роли;
профессиональный эгоизм, мнение сотрудника об элитарностисвоей профессии;
излишняя подозрительность, придирчивость, недоверие;
перенос негативного отношения к преступникам на отношениек окружающим лицам вне поля профессиональной деятельности;
возникновение стереотипа восприятия людей, как объектовпрофессионального воздействия;
повышение порогов восприятия негативной информации и
неудовлетворенность содержанием труда, равнодушие к потерпевшим;
бравада служебным положением, властью, ложное сознание опростительности сотруднику мелких правонарушений;
неоправданное применение профессионального жаргона, сэлементами жаргонизмов;
негативное отношение к гражданам, обращающимся за помощью;
гипертрофия авторитарности, ожесточение и дегуманизацияотношений с подчиненными и обратный тип, связанный спотерей убеждения в важности и востребованности своейдеятельности, служебная пассивность, чувство неуверенностив себе, разочарование; стремление к пассивному отдыху;
склонность к необоснованному засекречиванию процесса своейдеятельности;
оправдание сотрудником поведения преступника.
Как правило, для выявления признаков состава преступления необходимо успешно устанавливать многочисленные межличностные контакты с самыми различными категориями людей и получать объективную информацию, которая только посредством имеющейся правовой подготовки сотрудника приобретет юридический статус. В настоящее время при подготовке специалистов необходимо больше уделять внимание повышению психологической компетенции будущих сотрудников, особенно обучению коммуникативным навыкам, психологической защите, методам аутопсихотерапии.
Таким образом, анализ профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов (особенно оперативных сотрудников) показал, что ее приоритетным компонентом является роль межличностного взаимодействия.
Практика психофизиологического
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.