Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
Левочки на И.А. (г. Москва)
При изучении математических способностей была поставлена задача проанализировать различия в работе способных к математике учащихся и выявить причины этих различий. Работа велась по двум направлениям:
наблюдение за учениками, осуществляемое учителем математики во время уроков по таким характеристикам какусидчивость, способность выдерживать длительные учебныенагрузки, умение быстро включаться в работу, переключатьсяс одного вида деятельности на другой;
лабораторный эксперимент, позволяющий диагностироватьфизиологические особенности учащихся.Сопоставление полученных результатов позволило установить
значительное совпадение результатов наблюдений с показателями физиологического анализа, что дало основание учителю оценивать поведение конкретного ученика не с точки зрения дисциплинарной, а с позиции объективного знания особенностей его нервной организации, контролировать и направлять его работу в течение урока с учетом этих особенностей. Объективные методы позволили установить, что ученики, не справляющиеся с большими нагрузками, обладают слабой нервной системой. Те, кто могут работать в условиях дефицита времени, быстро, с ходу отвечать на вопросы -лабильные, долго обдумывающие ответ-инертные.
Помимо исследования различий в динамических характеристиках деятельности учеников специализированных математических классов были проанализированы различия в качественном проявлении математических способностей. Удалось установить связь определенных типологических различий с проявлением некоторых компонентов математических способностей. Так, слабость нервной системы и присущая ей повышенная чувствительность и реактивность могут лежать в основе способности обнаруживать при решении задач элементы интуиции, внезапного постижения истины. Инертность нервной системы также может рассматриваться в качестве возможной природной предпосылки некоторых компонентов математических способностей. По оценке педагога, инертные ученики обнаруживают большую успешность в выполнении таких видов математических операций как выстраивание последовательной системы доказательств, проведение длительных цепочек логических рассуждений, организованности и собранности при решении сложных задач.
Учет индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся при обучении позволяет научно обоснованно осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
266
з-н
Образ отца как эталон личности для молодого мужчины
Левченко А.В. (г. Краснодар)
Представление мужчины об отцовстве, функциях и обязанностях современного «папы» формируются на основании нескольких факторов. Но самым важным, безусловно, является опыт, полученный в собственной (родительской) семье. Внутренняя (психологическая) готовность к отцовству складывается на основе опыта, который демонстрировал отец мужчины: индивидуальный стиль отцовства является базисом для формирования личности ребенка, психологических особенностей, которые в дальнейшем будут определять стратегии поведения в различных жизненных ситуациях.
Переход мужчины от холостяцкого образа жизни к семейному, период его подготовки к рождению детей психологи обоснованно считают кризисными этапами. Такие «нормальные» кризисы развития характеризуются тем, что общество оказываетличности поддержку в переходе к осознанию новой идентичности в соответствии со сложившейся в нем концепций этапов жизни. Оно предлагает развивающейся личности соответствующие ее новому возрастному, социальному статусу формы поведения, образцы для подражания, определенную социальную «нишу», в которой личность займет свое место. К примеру, социум определяет набор функций мужчины в семье. Но в нашем недостаточно стабильном обществе с противоречивыми стереотипами по поводу отцовства молодому мужчине сложно найти однозначный ориентир. Социум продолжает считать отцовский вклад в воспитательный процесс ничтожно малым, а самих отцов - некомпетентными. Несмотря на бытующее мнение, для мужчины семья остается психологически важнее работы. От отца в семье ждут заботы, эмоциональной теплоты, нежности, при этом он должен оставаться сильным, смелым, уверенным, решительным, выносливым, активным и ответственным мужчиной в повседневной внесемейной жизни.
Для того чтобы определить, каким отцом быть «мне самому», мужчина обращается к детскому опыту, полученному в собственной родительской семье. Модель отцовства, которую демонстрировал отец (другой значимый близкий мужчина) обе-спечиваетличность готовым образцом, объектом идентификации. Образ значимого другого становится эталоном, ориентирующим саморазвитие мужчины. Более того, исследователи Дж. Болен, К. Кенфилд подтверждают, что непосредственно отцовство актуализирует неизжитые детские психологические проблемы, личностные конфликты. Поэтому, велика вероятность того, что молодой отец станет проецировать и переносить собственные детские переживания и обиды в свою «новую» семью. Если образ отца воспринимается сыном как положительный, ребенок стремится стать «таким как папа». В противном случае, когда воспи-
тательный процесс со стороны отца сопровождался безразличием, физическими наказаниями, частым или постоянным отсутствием, повзрослев, молодой человек говорит: «я таким никогда не буду!». И теперь негативный образ отца является меркой для сравнения, исходной точкой для движения к противоположному образу-идеалу (действие от противного).
Э. Эриксон считал, что зрелой личностью может быть только личность, характеризуемая идентичностью, психосоциальной тождественностью, имеющая «твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя со всеми многообразными отношениями к внешнему миру и соответствующими формами поведения». Ориентация на определенный эталон как проявление принятого личностью решения о стандарте семейной жизни - предпосылка и условие чувства идентичности, возникновение которого Э. Эриксон связывал с переживанием отождествления личностью себя со значимым для него другим. Это же подтверждает Э. Фромм: «Человек должен иметь возможность отнести себя к какой-то системе, которая направляла бы его жизнь и придавала ей смысл; в противном случае его переполняют сомнения, которые, в конечном счете, парализуют его способности действовать, а значит, и жить».
Бодалев А.А., Куницына В.Н., Панферов В.Н. так определяют эталон: «Эталоны являются персонифицированным выражением нравственно-этических и антрополого-психологических требований к людям. Это более или менее сознаваемые представления о том, как должны выглядеть внешне и как должны себя вести, выполнять разные обязанности и использовать свои права люди, входящие в конкретную социальную общность, - мужчины и женщины, молодежь и старики, учащиеся и преподаватели и т. д.». Именно вследствие идентификации себя с эталоном-целью саморазвития мужчина видит мир под определенным углом зрения, в процессе чего происходит выработка умений и привычек, которые закрепляются в виде сформировавшихся личностных характеристик будущего отца. Итак, происходит развитие личности в направлении, заданном эталоном.
Наше исследование является попыткой отразить связь представлений о собственном отце у юношей и молодых мужчин с образом себя как отца. На данном этапе исследования нами подобрана батарея тестов, включающая биографическую анкету, опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волковой, методика, предложенная Р.В. Овчаровой «Представления об идеальном родителе», опросник «Подросток оценивает родителя» Л. И. Вассермана, анкета «Я как отец» К. Кенфилда. Анализ результатов, по нашему мнению, поможет узнать о представлениях об образе идеального отца у молодых людей, выявив взаимосвязь с отношением к образу собственного отца. К перечисленным методикам присоединена проективная методика, разработанная Воронкиной СИ., апробируемая нами в настоящее время. Выборка предполагает участие юношей (учащихся старших классов, студентов) и молодых отцов, имеющих детей дошкольного возраста.
267
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Состязательность и ее психологические корреляты
Левченко В.В. (г. Пермь)
Состязательность рассматривается как особая форма реализации механизмов сравнения, валидизации и регуляции субъектом своей деятельности в процессе обмена с окружающей средой, являющейся основой изменения его активности и качества взаимосвязанности с другими субъектами (отношений совместности), и представляющая собой следствие двух амбивалентных свойств, изначально присущих социальному субъекту: свойства, выражающегося в стремлении к выделению себя (обособлению) и в стремлении к взаимодействию (интеграции). В разрабатываемой теоретической схеме анализа, на основе сочетания двух главных свойств состязательности (направленности «на себя - на других - уход» и активности), предлагается выделять четыре вида состязательности (конкурентность, индивидуалистичность, альтруистичность, сотрудничество) с регистрацией на каждой оси и в зависимости от степени их активности, диапазона подвидов состязательности от нулевого состояния (потенциал состязательных возможностей), через промежуточные состояния (типа вступления в состязательные отношения после «подталкивания извне»), до высшей стадии активности того или иного вида состязательности (всего выделяется 12 подвидов состязательности). С целью проверки предложенной теоретической схемы и специально разработанного опросника на надежность и валидность была осуществлена процедура сопоставления с наиболее близкими к состязательности по содержанию психологическими феноменами: мотивационной сферой личности (прежде всего - с мотивацией достижений), конфликтом, уровнем притязаний, агрессией, показателями активности и т. д. («психологическими коррелятами состязательности»). В данной процедуре были использованы следующие надежные и адаптированные к условиям России методики: методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, «определитель личностных предпочтений» А. Эдвардса (EPPS), методика диагностики направленности личности Б. Басса, методика самооценки Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн, опросник определения уровня мотивации достижения успеха А. Мех-рабяна, методики определения активности и направленности личности А.В. Петровского, документальные источники результативности деятельности. В исследовании приняло участие более 300 человек из различных возрастных и профессиональных групп. Были выявлены следующие значимые связи видов состязательности с мотивационными тенденциями (шкалами опросника Эдвардса), показателями разрешения конфликтных ситуаций (К. Томаса), направленностью, активностью и уровнем притязаний личности.
«Конкурентность» имела положительную связь с показателями «мотивация индивидуального достижения», «доминирование», «агрессивность», «готовность к риску», «соперничество», «направленность на себя», «активность», «высокий и очень высокий уровень притязаний», «продуктивность деятельности», «стремление к успеху», «выносливость или стойкость в достижении целей» и отрицательную связь - с уровнем «самопознания», «принятием авторитетов», «принятием и оказанием опеки», «подчинением», «мотивом избегания неудачи».
«Сотрудничество» имело положительную связь с показателями «активность», «мотивация достижения», «направленность на общение и на дело», «аффилиация», «выносливость в достижении целей», «рациональность», «самопознание», «оказание опеки», «коллективистское самоопределение», «результативность деятельности», «оптимально-высокий уровень притязаний» и отрицательную связь - с «импульсивностью», «склонностью к риску», «агрессией», «доминированием».
«Альтруистичность» имела положительную связь с показателями «почтение» («принятие авторитетов»), «аффилиация», «подчинение», «оказание опеки», «самопознание», «направленность на общение», «приспособление», «конформность», «средне-низкий уровень притязания» и отрицательную связь - с «доминированием», «мотивацией достижения», «агрессивностью», «автономией».
«Индивидуалистичность» имела положительную связь с «автономией», «чувством виновности», «избеганием», «направленностью на дело», «мотивацией избегания неудачи», «ориентацией на личностные ценности», «толерантностью к новому», и отрицательную связь - с «результативностью деятельности», «доминированием», «принятием и оказанием опеки», «подчинением».
Таким образом, полученные в исследовании результаты подтверждают надежность и валидность основных показателей состязательности, расширяют и уточняют содержательный психологический смысл выделенных видов состязательности и эмпирических способов их фиксации.
Необходимо также отметить отличие феномена «состязательности» от выделенных выше психологических явлений. Так, например, «состязательность» в отличие от «мотивации достижения» включает в себя два хорошо структурированных вектора: направленность и активность. «Мотивация достижений» имеет фактически четко выделенную одну ось - успех (активность). То есть мотивацию достижений можно рассматривать как составную часть состязательности, непосредственно связанную с вектором активности. Мало того, как показано в ряде экспериментов, состязательность и мотивации достижения не являются обязательно связанными переменными - вполне возможно иметь сильное желание к достижению без высокой потребности в соперничестве или кооперации. Взаимосвязь между «состязательностью» и «конфликтом» противоположна связи «состязательности» с «мотивацией достижений»: имеет место четко выраженное совпадение этих явлений по вектору направленности и фактическое отсутствие в феномене «конфликт» вектора активности.
268
з-н
Эффективность переговоров в организации и стиль руководства
Лепехин Н.Н. (г. Санкт-Петербург)
Внутриорганизационные переговоры являются методом согласования интересов, координации работы, вовлечения сотрудников в процесс принятия решений, которые в максимальной степени отвечают интересам как менеджмента,так и персонала (Мастенбрук У, 1996, ChalvinD, 1999).
Практика переговоров в организации предполагает субъект-субъектное взаимодействие между сторонами, которое характеризуются: сильной степенью взаимозависимости; нескрываемым обоюдным наличием собственных интересов; отсутствием явного силового преимущества одной стороны над другой. В таком взаимодействии важно влияние стиля руководства, как особенностей взаимодействия руководителей с персоналом, системы методов и действий на возникающиеситуации, используемых руководителями в управлении. Характеристики стиля руководства, как основного транслятора организационной культуры, задают нормы коммуникации, и оказывают влияние на характер переговоров в организации и их эффективность.
Было проведено исследование эффективности переговоров при выработке решения в организациях с демократическим и авторитарным стилями руководства (по опроснику Журавлева АЛ.). Различий между общей оценкой уровня эффективности переговоров в организациях с демократическим и авторитарным стилями руководства не выявлено. По результатам факторного анализа выделено три фактора, влияющих на эффективность переговоров. В первый фактор, названный «оценка конструктивности процесса переговоров», вошли переменные: конструктивность взаимодействия; конструктивность соглашения; степень согласия с процессом. Во второй фактор, названный «личное согласие с решением», вошли переменные: степень согласия с результатом и степень готовности выполнять принятое соглашение. В третий фактор «отношения после переговоров» вошли переменные, описывающие изменение отношений, т. е. сохранение, ухудшение, улучшение отношений участников после переговоров.
Показатели первого фактора - «оценка конструктивности процесса переговоров» выше в организациях с авторитарным стилем руководства, тогда как в организациях с демократическим стилем руководства выше показатели второго фактора - «личное согласие с принятым решением». Таким образом, восприятие переговоров как эффективного инструмента принятия решений в организациях, обусловлено стилем руководства. В организациях с авторитарным стилем руководства участники воспринимают переговоры как эффективные в зависимости от конструктивности процесса: четкого регламента взаимодействия и коммуникации, сохранение конструктивного характера взаимоотношений, проработанности соглашения. В организациях с демократическим стилем руководства восприятие эффективности переговоровобусловленостепеньюличного согласия с принятым решением и степенью личной готовностью выполнять результаты соглашения.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.