logo
psicho T2

Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход

Козлова Н. В. (г. Томск)

В современных условиях развития общества возникает не­обходимость изменения содержания, характера и направленности профессиональной подготовки, где процесс приобретения профес­сиональных знаний преломляется через личностную, ценностно-смысловую сферу субъектов образовательного процесса в вузе (К.А. Абульханова-Славская; Э.Ф. Зеер; Е.А. Климов и др.).

Российское профессиональное образование должно стать инновационным образованием и готовить специалистов к инно­вационной деятельности. Это напрямую связано с наблюдаемыми в настоящее время изменениями в психотехнологическом составе профессиональной деятельности и с интеграцией экономического пространства России в мировое экономическое пространство (А.П. Ситников).

Решению инновационных задач в высшей школе может способствовать развитие акмеологии как науки, которая на се­годняшний день четко обозначила объектно-предметное поле своего исследования, научную проблематику, базисные основы и категории, методологический статус (О.С. Анисимов, Е.Н. Богданов, А.А. Бодалев, А.С. Гусева, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, Ю.В. Синягин и др.). Таким образом, качественно по-новому подойти к проблеме обучения современного специалиста (П.М. Новиков, В.М. Зуев, В.Е. Шукшинов, В.Ф. Взятышев, Л.И. Ро-манькова, Ю.П. Похолков, М.А. Соловьев, F. Kjersdam, S. Enemark, P. Eyerer, B. Hefer, В. Krause и др.) возможно с опорой на теорию и методологию акмеологии, поскольку это наука о наивысших до­стижениях в области профессионального и личностного развития. Выдвигая в качестве своей главной задачи изучение условий и факторов, влияющих на повышение профессионального мастерства и ихдальнеишее применение на практике, акмеология синтезирует данные всех научных дисциплин на основе ключевого понятия «профессионализм» (Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина).

Представление теоретического и практического потенциала психолого-акмеологической науки и разработка в ее рамках кон­кретных проблем (в высшем профессиональном инновационном образовании) могут опираться на следующие основные тезисы.

Профессиональное становление необходимым образом со­провождается личностно-профессиональным развитием, а данное развитие есть предпосылка движения.

Современноеобразованиерассматриваетнетолько психологи­ческие аспекты самого движения в сторону повышения профессио­нализма, но, прежде всего, динамику развития личности.

Учитывая положительные тенденции развития вузовского образования - децентрализация образования, предоставление определенной свободы в выборесодержания и системы подготовки, форм и методов обучения, учет региональных особенностей и по­требностей - психологические науки расширяют свои возможности в определении задач его (психологического образования) научного обеспечения.

Таким образом, акмеология предоставляет не просто ре­комендации по наиболее желательным параметрам различных

характеристик профессиональной психологической деятельности, выявляемым самой акмеологией, а также в пределах тех наук, данными которых акмеология пользуется, но и собственно ак-меологический продукт- способы достижения этих параметров, которые передаются в распоряжение обучаемых для дальнейшего самостоятельного использования с целью повышения уровня своего профессионализма.

Понимание необходимости создания условий для адекватной профессиональной подготовки приводит к определению задач научно-методического обеспечения, которые необходимо реали-зовывать в учебных программах современного психологического профессионального обучения.

Представленная образовательная стратегия обучения, реали­зуемая через теоретические и активные формы занятий, предпо­лагает следующие основные результаты.

Участники образовательного процесса осваивают систему акмеологических знаний, дающих возможность простраивать собственную как образовательную, так и профессиональную стра­тегию.

Обучающийся становится формирующимся и развивающимся специалистом.

Накопленный потенциал профессиональных и акмеологиче­ских знаний и умений обеспечит поступательное саморазвитие личностной и профессиональной компетентности, возможность творческого, гибкого подхода, адекватного возникающим научным и образовательным задачам.

Слушатели акмеологических курсов овладевают технологией превращения знаний и способов деятельности по предметным циклам в средство решения содержательно-технологических и субъектно-реализационных личностных и профессиональных задач.

Выпускники гибко адаптируется к меняющимся социальным условиям и рынку труда.