logo
psicho T2

Психологические предпосылки

совершенствования технико-тактического

мастерства спортсменов

в каратэ киокусинкай

Захаров О.Ю. (г. Ростов-на-Дону)

В учебных поединках и соревнованиях спортсмен действует в обстановке, наиболее приближенной к обстановке официальных соревнований. Действия спортсмена-каратиста, нацеленные на достижение победы, решениетренировочных технико-тактических и психологических задач, происходят на фоне волевой борьбы с соперником. Двигательная деятельность каратистов представляет собой непрерывную цепь решения моторно-психологических

Проблема определения

психологического статуса у ребенка

до рождения

Захарова Е.И. (г. Москва)

Вопрос о психологическом статусе ребенка в пренатальный период развития решается в зависимости от понимания сущ­ности психического и выделяемых критериев наличия психики. Как известно, в современной психологии существует несколько теоретических позиций, с которых решается «основной вопрос

37

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

психологии», а представление эмпирических данных ведется в рамках различных понятийных систем. Именно этим, на наш взгляд, объясняется неоднозначность суждений относительно того, с какого момента мы можем считать ребенка субъектом психической активности. Появляющиеся данные об особенностях физического и физиологического развития плода с одной стороны заставляют сдвигать границы начала психической жизни все ближе к моменту зачатия, с другой стороны, возникает опас­ность утраты дифференциации психической и физиологической реальности.

В психоаналитической традиции начало психической жизни связывается с началом функционирования первого структур­ного компонента личности Оно. Являясь носителем жизненных, телесных потребностей индивида, Оно подчиняется принципу удовольствия. В концепции З.Фрейда мы встречаемся с пред­ставлением о том, что у новорожденного ребенка эта инстанция уже функционирует и является реальным средством регуляции его жизнедеятельности. Хотя изначально в концепции не обсуждаются явления психической жизни ребенка до рождения, пользуясь указанными критериями, представляется возможным говорить о начале психической жизни тогда, когда развивающийся ребенок начинает ощущать удовольствие-неудовольствие от получаемых воздействий. Современные исследователи склонны трактовать формы реагирования ребенка при встрече с раздражителем, как свидетельство переживания им удовольствия-неудовольствия уже к концу третьего месяца пренатальной жизни (Филиппова ГГ., 1999). Особенно большое значение этому придается представителями психоаналитического направления, которые ставят переживания удовольствия- неудовольствия испытываемые ребенком до рож­дения в один ряд с постнатальными переживаниями. Пренатальный опыт в той же мере может стать причиной невротизации личности (С.Гроф, 1993; К.Дольто, 2003).

В отечественной психологической школе психическая реаль­ность понимается как форма отражения субъектом объективного мира. А.НЛеонтьев, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец закладыва­ют традицию изучения «собственного предмета психологии», традицию выделения линии психического развития из всего многообразия линий развития человека. И, хотя вопрос о пси­хическом статусе ребенка до рождения никогда ими впрямую не решался, сама концепция содержит в себе все необходимое для его решения.

В качестве критерия наличия психики А.Н.Леонтьевым при­нимается «способность ощущения», чувствительность, являю­щаяся элементарной формой психического отражения внешней объективной действительности. Автор определяет специфику данного свойства, дифференцируя, отделяя его от очень близкого по проявлениям физиологического свойства раздражимости -способности организма реагировать на внешние воздействия. Анализируя особенности развития ребенка в пренатальный пе­риод, мы должны поставить вопрос о наличии реакций плода на абиотический раздражитель. В настоящий момент не находится свидетельств такого рода реагирования, а те, которые возникают время от времени, очень быстро находят объяснение на физио-логичем уровне анализа. Кроме того, невозможно игнорировать и то, что у ребенка в пренатальный период развития отсутствует и сама функциональная необходимость психики. Данное «особое свойство высокоорганизованной материи» возникает в особых условиях. Возникновение чувствительности связано с пере-

ходом организмов из гомогенной среды, из «среды-стихии» в вещно-оформленную среду дискретных предметов. «Теперь приспособление организмов,... приобретает форму отражения воздействующих свойств среды в их объективных связях и отношениях. Это и есть специфическая для психики форма от­ражения, отражение предметное. Ведь предмет- материальная вещь - всегда обладает рядом взаимосвязанных свойств; в этом смысле это всегда «узел» свойств») А.Н.Леонтьев, 1972).

Уместно вспомнить о том, что, по мнению Ж.Пиаже, такое «видение» окружающего мира не присуще ребенку от рождения. Оно появляется у младенца только через несколько месяцев, как результат активного познания, осуществляемого через манипули­рование предметом. Словами Ж.Пиаже «...Универсум первых не­скольких месяцев человеческого существования - это универсум без объектов». Тем более сомнительно предположить наличие предметной формы отражения у нерожденного ребенка, ведь реакция на абиотический раздражитель возникает как результат установления связи между биотическим и абиотическим раз­дражителем. Эта связь является результатом активного поиска. Можно ли предположить возможность осуществления плодом активной поисковой деятельности в отношении связи между внешними раздражителями. Сами условия существования и жиз­необеспечения плода (он как раз и находится в гомогенной среде, словами Леонтьева - в «среде-стихии») отрицают необходимость такой поисковой активности. Репертуар реакций на внешние воздействия, имеющиеся у плода, позволяет ему достаточно хорошо адаптироваться в этой среде. Отсутствие необходимости ориентироваться в вещно-оформленной среде делает излишним поиск связей и отношение между отдельными ее элементами. В силу этого мы вынуждены признать отсутствие целесообразности осуществления ребенком такого поиска.

Продолжая разговор об определении психологического статуса ребенка в пренатальный период развития, невозможно не обратиться к позиции П.Я. Гальперина, в чьих работах мы встречаем четкое и однозначное выделение сущности психи­ческого, которое задается автором с помощью определения функционального содержания психической деятельности -деятельности, ориентировочной по содержанию и идеальной по форме (осуществляемой в плане психического отражения). Автор обращается к сравнительному анализу существующих в природе форм отражения. Именно в сравнении с иными формами отраже­ния (физическим, физиологическим) можно увидеть специфику психического отражения, создающего предпосылку психической деятельности. Особый интерес для нас представляет выделение специфики психического отражения по сравнению с отражением физиологическим, присущим живым организмам обладающим нервной организацией. Современные данные физиологического развития ребенка во внутриутробный период свидетельствуют о том, что воспринимающие системы (анализаторы) начинают активно функционировать на 16-20 неделе, что обеспечивает возможность реагирования на внешние воздействия - тактиль­ные, звуковые и т.д. Не оставляет сомнения, что ребенок в этот период - существо воспринимающее и реагирующее. Однако характер его реагирования определяется как физиологический (действие осуществляется на основе физиологического отра­жения). При физиологическом уровне осуществления действия организм нетолько выполняет действия во внешней среде,«но и заинтересован в определенных результатах этих действий... Здесь

38

з-н

результаты действий не только регулируют их исполнение, но если эти результаты положительны, то они и подкрепляют механизм, производящий эти действия» (Гальперин П.Я, 1998). В то же время характерной особенностью физиологического действия является то, что «результаты действуютлишь послетого, как они физически достигнуты». Такое влияние может иметь не только конечный, но и промежуточный результат, однако лишь результат, материально уже достигнутый.

Принципиально иные возможности появляются у орга­низма, осуществляющего психическое отражение, создающего идеальную форму - психический образ. Субъекту психического отражения открываются не только дискретные характеристики окружающей среды, но и существенные отношения ее элементов. «Появление образа означает, что перед субъектом открывается поле окружающих вещей. Образ - это явление поля объектов субъекту», - пишет П.Я. Гальперин (2002). Представленные в плане психического образа объекты не вызывают у субъекта непосредственную реакцию, но предоставляют возможность анализа возможных вариантов действия с целью выбора наи­более эффективного.

Имея в виду внутриутробное поведение ребенка, мы рас­полагаем массой свидетельств его непосредственных реакций на воздействия внешней среды. Более того, в этих реакциях обнаруживается его личная (субъектная) заинтересованность и избирательность по отношению к различным раздражителям. Однако, это не является свидетельством участия в таком по­ведении психического отражения и, соответственно, психиче­ского уровня осуществления действия. Поведенческие реакции полностью можно описать исходя из особенностей физиологи­ческого характера реагирования. В то же время можно сказать об отсутствии убедительных свидетельств наличия поведения, осуществляемого на основании психического отражения. Это достаточно традиционная ситуация в психологии - хорошо известна проблема объективного исследования содержания психической деятельности.

Личностная зрелость как условие компетентного родительства

Захарова Е.И. (г. Москва)

В современном обществе предъявляются высокие требова­ния к качеству осуществления родительства. Изучение проблем развития ребенка позволяет определить характеристики детско-родительских отношений, обуславливающие их появление. Хорошо известны патологизирующиетипы родительского отношения, взаи­модействия с ребенком, стили родительского воспитания. Однако, психологическое знание, широко пропагандируемое родителям, не несет достаточного гармонизирующего воздействия и не из­бавляет отпроблем в отношениях детей и родителей. Устойчивость осуществления неэффективных форм взаимодействия с ребенком заставляет задуматься о индивидуально-психологических осо-

бенностях родителей, обуславливающих характер осуществления родительства. Одной из таких особенностей является их личностная зрелость.

Понятие личностной зрелости неоднозначно определяется в психологической науке. Мы встречаемся с описанием целого веера характеристик зрелой личности в зависимости оттеорети-ческой позиции автора. В связи с этим мы вынуждены говорить о личностной зрелости как системном образовании, включающем в себя несколько сфер. Анализхарактеристик личностной зрелости позволил нам выделить такие составляющие, как:

Имея в виду сложность структуры личностной зрелости, мы представляем себе процесс развития взрослого человека как постепенное и постоянное приближение к этому состоянию, что позволяет говорить не о наличии или отсутствии зрелости, а о степени ее выраженности.

Степень личностной зрелости определяет характер осуществле­ния любой жизнедеятельности взрослого человека. Не составляет исключение и родительство, которое рассматривается как особая деятельность, имеющая органические предпосылки и культурно-историческую природу. Становясь родителями, мужчины и женщины осваивают эту сферу человеческой компетентности, демонстрируя различный характер осуществления родительской роли. Нам было интересно, насколько способ осуществления родительства связан с уровнем личностной зрелости взрослого человека. Для ответа на этот вопрос нами совместно со студенткой спецотеления факультета психологии МГУ им. М.ВЛомоносова было проведено эмпирическое исследование. Полученные результаты позволяют говорить о на­личии связи зрелости личности с характером детско-родительских отношений. Родители, стремящиеся к самоактуализации, реже проявляют деструктивные воспитательные паттерны, чем выше уровень зрелости, тем реже встречаются негармоничные стили воспитания.

Для зрелых родителей характерно воспринимать своих детей автономными и самостоятельными. Они реже проявляют за­вышенный уровень заботы о ребенке, чрезмерность санкций и запретов, им не свойственны гиперпротекция и потворствование. Особый интерес представляю следующие зафиксированные в ис­следовании связи:

39

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

- целостное восприятие мира не позволяет выносить супруже­ский конфликт в сферу воспитания;

- успешная реализация своей ценностной структуры позволяетболее разумно и критично относиться к ребенку.Стремление к саморазвитию и самоактуализации, самоприня­тие и интернальность в сфере семейных отношений определяет у ро­дителя тенденцию к предоставлению ребенку большей автономии,доверию его возможностям. Другими словами, родитель смотритна ребенка через призму собственных личностных особенностей,проецируя на него собственное ощущение актуализированное™ ипсихологической взрослости.

Духовность как параметр развития личности студента

Звездина С.А. (г. Краснодар)

Современное российское общество часто характеризуется как испытывающее духовно-нравственный кризис, потерявшее смыслообразующие ценности, доминантой которого всё в большей степени становится материальный успех, а не духовное совершен­ствование. Это не может не отражаться на развитии личности в условиях получения образования.

Перед молодыми людьми студенческого возраста на разных этапах получения профессии встают задачи личностного и соци­ального самоопределения. Это диктует развитие интегративных механизмов самосознания, сформированной идентичности, выработку мировоззрения и жизненной позиции. При этом не до конца ясной остается содержательная сторона выбора ориентиров развития.

Н.А. Коваль отмечает, что этап обучения в вузе является одним из важнейших этапов духовного становления и развития личности (Коваль, 1996). На данном этапе индивидуальным условием личностно-профессионального роста является духовность.

На основании анализа подхода к исследованию духовности И.М. Ильичевой (2003) нами было сформулировано интегриро­ванное определение духовности. Духовность - это психологи­ческая реальность, выступающая как отражение идеального в контексте собственной жизнедеятельности и проявляющаяся в потребности саморазвития и самореализации, в ориентации на духовные ценности, поисках смысла жизни и ответственности. В нашем исследовании мы хотели посмотреть, есть ли различия в структуре духовности студентов 1 курса и 4 курса. Также мы анализировали структуру духовности студентов специальности психология и студентов специальности ветеринария. И хотя обе профессии связаны с оказанием помощи, специфика обучения на специальности психология предполагает более активное ис­пользование категорий смыслов, ценностей, саморазвития, чем в процессе обучения на специальности ветеринария, которое более ориентировано на получение конкретных практических навыков.

Перейдем к результатам исследования, касающихся отличий структуры духовности студентов первых курсов от структуры духов­ности студентов четвертых курсов.

Рассмотрим показатели проявлений духовности между 1 и 4 курсом специальности психология. Психологи 4 курса меньшую значимость придают таким ценностям и свойствам как богатство, власть, чем психологи 1 курса. Для студентов-психологов 4 курса более значимыми становятся такие духовные ценности как пони­мание, терпимость, защита всехлюдей и природы, чем для первого. Студенты-психологи 4 курса способны более успешно дифференци­ровать смысл своей жизни, в отличие от 1 курса, и включают в него такие широкие социальные смыслы как труд, стремление жить для людей, быть полезным для общества.

Теперь сравним показатели проявлений духовности между 1 и 4 курсом специальности ветеринария. Студенты-ветеринары 4 курса более самореализуются в учебной деятельности, чем студенты-ветеринары 1 курса. Студенты-ветеринары 4 курса способны более успешно дифференцировать смысл своей жизни, в отличие от 1 курса, и включают в него такие эмоциональные и групповые смыслы как любовь, семья, дети, вера, счастье, радость, общение с друзьями, родственниками, страдание.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что студенты в выборе содержательной стороны ориентиров развития опираются на такие духовные ценности, как понимание, терпимость, защита всех людей и природы, самореализация, а также способны диффе­ренцировать смысл своей жизни и включают в него эмоциональные, групповые и широкие социальные смыслы.

Перейдем к результатам исследования, касающихся отличий структуры духовности студентов-ветеринаров от структуры духов­ности студентов-психологов. Психологи 4 курса меньшую значимость придаюттаким ценностям и свойствам, как богатство, власть, чем ве­теринары 4 курса. Четверокурсники-психологи большую значимость придают таким духовным ценностям, как понимание, терпимость, защита всехлюдей и природы и включают в смысл своей жизни такие широкие социальные смыслы как труд, стремление жить для людей, быть полезным для общества, в отличие от четверокурсников-ветеринаров. Мы можем предположить, что это связано с особым содержанием обучения на специальности психология, и что в процессе обучения происходит повышение значимости духовных ценностей. Также мы обнаружили, что такие ценности как стабиль­ность, социальный порядок, безопасность, взаимопомощь, чувство принадлежность, дисциплинированность, вежливость, гедонизм, самостоятельность, стремление к новизне и глубоким переживаниям оказываются дифференцирующими характеристиками тех юношей и девушек, которые выбирают специальности психология и ветерина­рия. Так, юноши и девушки, выбравшие специальность психология, и на 1, и на 4 курсе демонстрируют стремление к новизне и глубоким переживаниям, а также высокую поляризацию по ценности гедонизм, то естьлибо стремятся к чувственному удовольствию,либо отвергают его, в отличие от выбравших специальность ветеринария. Последние, в свою очередь, и на 1, и на 4 курсе больше ценят стабильность, социальный порядок, безопасность, взаимопомощь, чувство принад­лежность, дисциплинированность, вежливость, самостоятельность, чем психологи обоих курсов.

Таким образом, в процессе обучения на специальности пси­хология, в отличие от специальности ветеринария, у студентов происходит повышение значимости духовных ценностей. А также ориентация на такие ценности как стабильность, социальный по-

40

з-н

рядок, безопасность, взаимопомощь, чувство принадлежности, дисциплинированность, вежливость, гедонизм, самостоятельность, стремление к новизне и глубоким переживаниям оказываются важными дифференцирующими критериями выбора будущей профессии.