Психологические предпосылки
совершенствования технико-тактического
мастерства спортсменов
в каратэ киокусинкай
Захаров О.Ю. (г. Ростов-на-Дону)
В учебных поединках и соревнованиях спортсмен действует в обстановке, наиболее приближенной к обстановке официальных соревнований. Действия спортсмена-каратиста, нацеленные на достижение победы, решениетренировочных технико-тактических и психологических задач, происходят на фоне волевой борьбы с соперником. Двигательная деятельность каратистов представляет собой непрерывную цепь решения моторно-психологических
Проблема определения
психологического статуса у ребенка
до рождения
Захарова Е.И. (г. Москва)
Вопрос о психологическом статусе ребенка в пренатальный период развития решается в зависимости от понимания сущности психического и выделяемых критериев наличия психики. Как известно, в современной психологии существует несколько теоретических позиций, с которых решается «основной вопрос
37
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
психологии», а представление эмпирических данных ведется в рамках различных понятийных систем. Именно этим, на наш взгляд, объясняется неоднозначность суждений относительно того, с какого момента мы можем считать ребенка субъектом психической активности. Появляющиеся данные об особенностях физического и физиологического развития плода с одной стороны заставляют сдвигать границы начала психической жизни все ближе к моменту зачатия, с другой стороны, возникает опасность утраты дифференциации психической и физиологической реальности.
В психоаналитической традиции начало психической жизни связывается с началом функционирования первого структурного компонента личности Оно. Являясь носителем жизненных, телесных потребностей индивида, Оно подчиняется принципу удовольствия. В концепции З.Фрейда мы встречаемся с представлением о том, что у новорожденного ребенка эта инстанция уже функционирует и является реальным средством регуляции его жизнедеятельности. Хотя изначально в концепции не обсуждаются явления психической жизни ребенка до рождения, пользуясь указанными критериями, представляется возможным говорить о начале психической жизни тогда, когда развивающийся ребенок начинает ощущать удовольствие-неудовольствие от получаемых воздействий. Современные исследователи склонны трактовать формы реагирования ребенка при встрече с раздражителем, как свидетельство переживания им удовольствия-неудовольствия уже к концу третьего месяца пренатальной жизни (Филиппова ГГ., 1999). Особенно большое значение этому придается представителями психоаналитического направления, которые ставят переживания удовольствия- неудовольствия испытываемые ребенком до рождения в один ряд с постнатальными переживаниями. Пренатальный опыт в той же мере может стать причиной невротизации личности (С.Гроф, 1993; К.Дольто, 2003).
В отечественной психологической школе психическая реальность понимается как форма отражения субъектом объективного мира. А.НЛеонтьев, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец закладывают традицию изучения «собственного предмета психологии», традицию выделения линии психического развития из всего многообразия линий развития человека. И, хотя вопрос о психическом статусе ребенка до рождения никогда ими впрямую не решался, сама концепция содержит в себе все необходимое для его решения.
В качестве критерия наличия психики А.Н.Леонтьевым принимается «способность ощущения», чувствительность, являющаяся элементарной формой психического отражения внешней объективной действительности. Автор определяет специфику данного свойства, дифференцируя, отделяя его от очень близкого по проявлениям физиологического свойства раздражимости -способности организма реагировать на внешние воздействия. Анализируя особенности развития ребенка в пренатальный период, мы должны поставить вопрос о наличии реакций плода на абиотический раздражитель. В настоящий момент не находится свидетельств такого рода реагирования, а те, которые возникают время от времени, очень быстро находят объяснение на физио-логичем уровне анализа. Кроме того, невозможно игнорировать и то, что у ребенка в пренатальный период развития отсутствует и сама функциональная необходимость психики. Данное «особое свойство высокоорганизованной материи» возникает в особых условиях. Возникновение чувствительности связано с пере-
ходом организмов из гомогенной среды, из «среды-стихии» в вещно-оформленную среду дискретных предметов. «Теперь приспособление организмов,... приобретает форму отражения воздействующих свойств среды в их объективных связях и отношениях. Это и есть специфическая для психики форма отражения, отражение предметное. Ведь предмет- материальная вещь - всегда обладает рядом взаимосвязанных свойств; в этом смысле это всегда «узел» свойств») А.Н.Леонтьев, 1972).
Уместно вспомнить о том, что, по мнению Ж.Пиаже, такое «видение» окружающего мира не присуще ребенку от рождения. Оно появляется у младенца только через несколько месяцев, как результат активного познания, осуществляемого через манипулирование предметом. Словами Ж.Пиаже «...Универсум первых нескольких месяцев человеческого существования - это универсум без объектов». Тем более сомнительно предположить наличие предметной формы отражения у нерожденного ребенка, ведь реакция на абиотический раздражитель возникает как результат установления связи между биотическим и абиотическим раздражителем. Эта связь является результатом активного поиска. Можно ли предположить возможность осуществления плодом активной поисковой деятельности в отношении связи между внешними раздражителями. Сами условия существования и жизнеобеспечения плода (он как раз и находится в гомогенной среде, словами Леонтьева - в «среде-стихии») отрицают необходимость такой поисковой активности. Репертуар реакций на внешние воздействия, имеющиеся у плода, позволяет ему достаточно хорошо адаптироваться в этой среде. Отсутствие необходимости ориентироваться в вещно-оформленной среде делает излишним поиск связей и отношение между отдельными ее элементами. В силу этого мы вынуждены признать отсутствие целесообразности осуществления ребенком такого поиска.
Продолжая разговор об определении психологического статуса ребенка в пренатальный период развития, невозможно не обратиться к позиции П.Я. Гальперина, в чьих работах мы встречаем четкое и однозначное выделение сущности психического, которое задается автором с помощью определения функционального содержания психической деятельности -деятельности, ориентировочной по содержанию и идеальной по форме (осуществляемой в плане психического отражения). Автор обращается к сравнительному анализу существующих в природе форм отражения. Именно в сравнении с иными формами отражения (физическим, физиологическим) можно увидеть специфику психического отражения, создающего предпосылку психической деятельности. Особый интерес для нас представляет выделение специфики психического отражения по сравнению с отражением физиологическим, присущим живым организмам обладающим нервной организацией. Современные данные физиологического развития ребенка во внутриутробный период свидетельствуют о том, что воспринимающие системы (анализаторы) начинают активно функционировать на 16-20 неделе, что обеспечивает возможность реагирования на внешние воздействия - тактильные, звуковые и т.д. Не оставляет сомнения, что ребенок в этот период - существо воспринимающее и реагирующее. Однако характер его реагирования определяется как физиологический (действие осуществляется на основе физиологического отражения). При физиологическом уровне осуществления действия организм нетолько выполняет действия во внешней среде,«но и заинтересован в определенных результатах этих действий... Здесь
38
з-н
результаты действий не только регулируют их исполнение, но если эти результаты положительны, то они и подкрепляют механизм, производящий эти действия» (Гальперин П.Я, 1998). В то же время характерной особенностью физиологического действия является то, что «результаты действуютлишь послетого, как они физически достигнуты». Такое влияние может иметь не только конечный, но и промежуточный результат, однако лишь результат, материально уже достигнутый.
Принципиально иные возможности появляются у организма, осуществляющего психическое отражение, создающего идеальную форму - психический образ. Субъекту психического отражения открываются не только дискретные характеристики окружающей среды, но и существенные отношения ее элементов. «Появление образа означает, что перед субъектом открывается поле окружающих вещей. Образ - это явление поля объектов субъекту», - пишет П.Я. Гальперин (2002). Представленные в плане психического образа объекты не вызывают у субъекта непосредственную реакцию, но предоставляют возможность анализа возможных вариантов действия с целью выбора наиболее эффективного.
Имея в виду внутриутробное поведение ребенка, мы располагаем массой свидетельств его непосредственных реакций на воздействия внешней среды. Более того, в этих реакциях обнаруживается его личная (субъектная) заинтересованность и избирательность по отношению к различным раздражителям. Однако, это не является свидетельством участия в таком поведении психического отражения и, соответственно, психического уровня осуществления действия. Поведенческие реакции полностью можно описать исходя из особенностей физиологического характера реагирования. В то же время можно сказать об отсутствии убедительных свидетельств наличия поведения, осуществляемого на основании психического отражения. Это достаточно традиционная ситуация в психологии - хорошо известна проблема объективного исследования содержания психической деятельности.
Личностная зрелость как условие компетентного родительства
Захарова Е.И. (г. Москва)
В современном обществе предъявляются высокие требования к качеству осуществления родительства. Изучение проблем развития ребенка позволяет определить характеристики детско-родительских отношений, обуславливающие их появление. Хорошо известны патологизирующиетипы родительского отношения, взаимодействия с ребенком, стили родительского воспитания. Однако, психологическое знание, широко пропагандируемое родителям, не несет достаточного гармонизирующего воздействия и не избавляет отпроблем в отношениях детей и родителей. Устойчивость осуществления неэффективных форм взаимодействия с ребенком заставляет задуматься о индивидуально-психологических осо-
бенностях родителей, обуславливающих характер осуществления родительства. Одной из таких особенностей является их личностная зрелость.
Понятие личностной зрелости неоднозначно определяется в психологической науке. Мы встречаемся с описанием целого веера характеристик зрелой личности в зависимости оттеорети-ческой позиции автора. В связи с этим мы вынуждены говорить о личностной зрелости как системном образовании, включающем в себя несколько сфер. Анализхарактеристик личностной зрелости позволил нам выделить такие составляющие, как:
зрелость в построении и реализации деятельности, включающую в себя продуктивность реализуемую устойчивой ценностной направленностью и зрелой способностью к целеполаганию,ответственностью и самоконтролем, способностью житьнастоящим, полноценно переживая текущий момент своейжизни;
зрелость отношений, выражающаяся в способности к близким межличностным отношениям, принятии на себя заботыи ответственности, проявлении расширенного чувства Я итолерантности
зрелость самосознания личности заключающуюся в адекватноми устойчивом знании себя (зрелая Я-концепция), самопринятии(эмоциональная безопасность), реализующейся потребностьюв саморазвитии и самоактуализации, оптимистичном отношении к жизни.
Имея в виду сложность структуры личностной зрелости, мы представляем себе процесс развития взрослого человека как постепенное и постоянное приближение к этому состоянию, что позволяет говорить не о наличии или отсутствии зрелости, а о степени ее выраженности.
Степень личностной зрелости определяет характер осуществления любой жизнедеятельности взрослого человека. Не составляет исключение и родительство, которое рассматривается как особая деятельность, имеющая органические предпосылки и культурно-историческую природу. Становясь родителями, мужчины и женщины осваивают эту сферу человеческой компетентности, демонстрируя различный характер осуществления родительской роли. Нам было интересно, насколько способ осуществления родительства связан с уровнем личностной зрелости взрослого человека. Для ответа на этот вопрос нами совместно со студенткой спецотеления факультета психологии МГУ им. М.ВЛомоносова было проведено эмпирическое исследование. Полученные результаты позволяют говорить о наличии связи зрелости личности с характером детско-родительских отношений. Родители, стремящиеся к самоактуализации, реже проявляют деструктивные воспитательные паттерны, чем выше уровень зрелости, тем реже встречаются негармоничные стили воспитания.
Для зрелых родителей характерно воспринимать своих детей автономными и самостоятельными. Они реже проявляют завышенный уровень заботы о ребенке, чрезмерность санкций и запретов, им не свойственны гиперпротекция и потворствование. Особый интерес представляю следующие зафиксированные в исследовании связи:
родители с внутренним локусом контроля более последовательны, менее ограничивают свободу и самостоятельностьребенка, чувствительны к его нуждам;
принимающие свою эмоциональную природу люди не склоннык чрезмерности запретов;
39
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
- целостное восприятие мира не позволяет выносить супружеский конфликт в сферу воспитания;
- успешная реализация своей ценностной структуры позволяетболее разумно и критично относиться к ребенку.Стремление к саморазвитию и самоактуализации, самопринятие и интернальность в сфере семейных отношений определяет у родителя тенденцию к предоставлению ребенку большей автономии,доверию его возможностям. Другими словами, родитель смотритна ребенка через призму собственных личностных особенностей,проецируя на него собственное ощущение актуализированное™ ипсихологической взрослости.
Духовность как параметр развития личности студента
Звездина С.А. (г. Краснодар)
Современное российское общество часто характеризуется как испытывающее духовно-нравственный кризис, потерявшее смыслообразующие ценности, доминантой которого всё в большей степени становится материальный успех, а не духовное совершенствование. Это не может не отражаться на развитии личности в условиях получения образования.
Перед молодыми людьми студенческого возраста на разных этапах получения профессии встают задачи личностного и социального самоопределения. Это диктует развитие интегративных механизмов самосознания, сформированной идентичности, выработку мировоззрения и жизненной позиции. При этом не до конца ясной остается содержательная сторона выбора ориентиров развития.
Н.А. Коваль отмечает, что этап обучения в вузе является одним из важнейших этапов духовного становления и развития личности (Коваль, 1996). На данном этапе индивидуальным условием личностно-профессионального роста является духовность.
На основании анализа подхода к исследованию духовности И.М. Ильичевой (2003) нами было сформулировано интегрированное определение духовности. Духовность - это психологическая реальность, выступающая как отражение идеального в контексте собственной жизнедеятельности и проявляющаяся в потребности саморазвития и самореализации, в ориентации на духовные ценности, поисках смысла жизни и ответственности. В нашем исследовании мы хотели посмотреть, есть ли различия в структуре духовности студентов 1 курса и 4 курса. Также мы анализировали структуру духовности студентов специальности психология и студентов специальности ветеринария. И хотя обе профессии связаны с оказанием помощи, специфика обучения на специальности психология предполагает более активное использование категорий смыслов, ценностей, саморазвития, чем в процессе обучения на специальности ветеринария, которое более ориентировано на получение конкретных практических навыков.
Перейдем к результатам исследования, касающихся отличий структуры духовности студентов первых курсов от структуры духовности студентов четвертых курсов.
Рассмотрим показатели проявлений духовности между 1 и 4 курсом специальности психология. Психологи 4 курса меньшую значимость придают таким ценностям и свойствам как богатство, власть, чем психологи 1 курса. Для студентов-психологов 4 курса более значимыми становятся такие духовные ценности как понимание, терпимость, защита всехлюдей и природы, чем для первого. Студенты-психологи 4 курса способны более успешно дифференцировать смысл своей жизни, в отличие от 1 курса, и включают в него такие широкие социальные смыслы как труд, стремление жить для людей, быть полезным для общества.
Теперь сравним показатели проявлений духовности между 1 и 4 курсом специальности ветеринария. Студенты-ветеринары 4 курса более самореализуются в учебной деятельности, чем студенты-ветеринары 1 курса. Студенты-ветеринары 4 курса способны более успешно дифференцировать смысл своей жизни, в отличие от 1 курса, и включают в него такие эмоциональные и групповые смыслы как любовь, семья, дети, вера, счастье, радость, общение с друзьями, родственниками, страдание.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что студенты в выборе содержательной стороны ориентиров развития опираются на такие духовные ценности, как понимание, терпимость, защита всех людей и природы, самореализация, а также способны дифференцировать смысл своей жизни и включают в него эмоциональные, групповые и широкие социальные смыслы.
Перейдем к результатам исследования, касающихся отличий структуры духовности студентов-ветеринаров от структуры духовности студентов-психологов. Психологи 4 курса меньшую значимость придаюттаким ценностям и свойствам, как богатство, власть, чем ветеринары 4 курса. Четверокурсники-психологи большую значимость придают таким духовным ценностям, как понимание, терпимость, защита всехлюдей и природы и включают в смысл своей жизни такие широкие социальные смыслы как труд, стремление жить для людей, быть полезным для общества, в отличие от четверокурсников-ветеринаров. Мы можем предположить, что это связано с особым содержанием обучения на специальности психология, и что в процессе обучения происходит повышение значимости духовных ценностей. Также мы обнаружили, что такие ценности как стабильность, социальный порядок, безопасность, взаимопомощь, чувство принадлежность, дисциплинированность, вежливость, гедонизм, самостоятельность, стремление к новизне и глубоким переживаниям оказываются дифференцирующими характеристиками тех юношей и девушек, которые выбирают специальности психология и ветеринария. Так, юноши и девушки, выбравшие специальность психология, и на 1, и на 4 курсе демонстрируют стремление к новизне и глубоким переживаниям, а также высокую поляризацию по ценности гедонизм, то естьлибо стремятся к чувственному удовольствию,либо отвергают его, в отличие от выбравших специальность ветеринария. Последние, в свою очередь, и на 1, и на 4 курсе больше ценят стабильность, социальный порядок, безопасность, взаимопомощь, чувство принадлежность, дисциплинированность, вежливость, самостоятельность, чем психологи обоих курсов.
Таким образом, в процессе обучения на специальности психология, в отличие от специальности ветеринария, у студентов происходит повышение значимости духовных ценностей. А также ориентация на такие ценности как стабильность, социальный по-
40
з-н
рядок, безопасность, взаимопомощь, чувство принадлежности, дисциплинированность, вежливость, гедонизм, самостоятельность, стремление к новизне и глубоким переживаниям оказываются важными дифференцирующими критериями выбора будущей профессии.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.