logo
psicho T2

Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии

Лабунская В. А. (г. Ростов-на-Дону)

В современных гуманитарных наук, как отмечается в ряде ис­следований, произошел «настоящий переворот», обусловленный усилением интереса к изучению визуальной культуры. В этом контексте перспективы развития социальной психологии также связаны, с так называемым «визуальным поворотом», наблю­даемом в историко-культурологических работах, постулирующих переход от вербального языка к визуальному. Особенно важными для социальной психологии становятся визуальные исследования в связи с продолжающейся трансформацией визуальной куль-

туры эпохи постмодерна. На первое место выдвигается вопрос о влиянии процесса визуализации реальности на развитие общества и личности, на формирование новых способов, средств и форм общения с другими и с самим собой. Об этом свидетельствует, например, появление философско- психологических, (Р. Барт 1997; 2003; Е. Петровская, 2001, В. В. Нуркова, 2006, В. Подорога, 2001, В. Савчук, 2005,А. А. Чернов, 2003), психотерапевтических работ (А.И. Копытин, 2003), основное содержание которых посвящено разнообразным функциям фотографии, или, рассмотрение фото и кинодокументов, в качестве визуальных репрезентаций «глубинных стереотипов советской эпохи» (В, Аристов, Н, Козлова, 0. Ванштейн, 2000, А. Усманова, 1999).

Социальная психология, как ни одна другая отрасль психологического знания нуждается в обсуждении методо­логических вопросов «визуального поворота» не только потому, что появились новые течения в гуманитарных науках, но и потому, что изучаемая ею реальность репрезентируется все чаще и все больше с помощью визуальных средств. Один из теоретиков визуальных исследований (Mitchell W. J. Т. 1995) заявляет, что необходимо изучение визуальной культуры для того, чтобы лучше понять особенности «общества спектакля», а также, для того, как подчеркивает А. Усманова (1999), чтобы рассмотреть «аудиовизуальные технологии симуляции», что представляет особый интерес для социальной психологии.

Многие социально-психологические явления предстают не только как визуальные конструкты, требующие научной интерпретации или их изучения как феноменов массовой визуальной культуры, но и как свидетельства вариативности репрезентаций одних и техже явлений в соответствии с культурно-историческим контекстом. У социальной психологии появляется возможность создать «визуальную социально-психологическую историю» не только общества, группы, но и конкретной личности. Одновременно, перед социальной психологией встает задача осмысления человеческого бытия в мире визуальной культуры, тем более, что она многократно обращается к таким явлениям, как «образ мира», «картина мира».

Но в социальной психологии сложилась традиция относится к различного рода визуальным репрезентациям, как к иллюстрациям, не имеющимсамостоятельного научного значения. Данная традиция нарушается в небольшом количестве работ, утверждающих, что визуальные образы передают, чаще всего, невербализуемые смыслы (А.Г. Асмолов, 2006) и нуждаются в особой методологии исследования. В них также отмечается неизбежность противоречий между вербальными и визуальными репрезентациями тех или иных психологических явлений.

Особый интерес представляют для социальной психологии не только исследования, направленные на изучение влияния визуальной культуры на формально-содержательныетрансформации традиционно изучаемых феноменов (социально-перцептивных образов, представлений, эталонов, стереотипов, этнической, социальной идентичности и т. д.), но и исследования, которые бы ставили задачу изучения виртуального, визуального опыта, подменяющего, порой, реальный социально-психологический опыт и приводящий к «фиктивному» опыту, сконструированному с помощью визуальных технологий.

Дискуссия о том, каким образом современные гуманитарные науки могут использовать в своих целях «визуальные материалы», еще далека от своего завершения. В теоретической социальной

224

з-н

психологии данный вопрос не обсуждается активно, несмотря на то, что в практической социальной психологии, так называемые «визуальные практики», визуальные технологии применяются все чаще и чаще. Именно, практическая социальная психология пытается смягчить противоречия между вербальными и визуальными репрезентациями, включая в арсенал приемов, воздействий, влияний и т. д., такие средства, которые относятся к визуальным, например, фотография, документальное и художественное кино. С теоретической и практической точки зрения является важным вопрос о «пределах», «границах» интерпретаций визуальных документов, как документов, фиксирующих социально-психологические явления.

Таким образом, перед социальной психологией, с одной стороны, стоитзадача более широкого привлечения визуальных источников для понимания направлений социальных изменений, а, с другой стороны, создания теоретической модели визуальной социальной психологии. Ее построение предполагает обсуждение проблемы, касающейся специфики «визуальных документов», методов их анализа и особенностей научной интерпретации. Следует отметить, что данные вопросы поставлены в исторических исследованиях, в историко-психологических (В.А. Шкуратов), они волнуют представителей тендерной теории. Насколько применимы в социальной психологии «модели», подходы, созданные в рамках этих наук? Думается, что ответ на этот вопрос мог бы быть утвердительным, если подходить к самой социальной психологии как истории (Дж. Герген), если усиливать значение вариативности социальных контекстов изучения социально-психологических явлений (Г.М. Андреева) и, если социальный психолог будет проявлять интерес к визуальной культуре, к сложившимся визуальным практикам. В этом случае, любой фильм, фотография и т. д. может оказаться интересным материалом, и как отмечает А. Усманова (1995), репрезентирующем «не факты, но мысли, мнения, идеологические установки того или иного исторического периода».