Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
Марченко Б. И. (г. Таганрог)
Целью настоящей работы является изучение психологических особенностей медицинских работников, работающих в городских лечебно-профилактических учреждениях различного профиля, с выделением приоритетных факторов риска, способствующих профессиональной деформации личности. Решаются задачи сравнительного изучения психологических особенностей профессиональных деформаций медицинских работников различных категорий (врачей и средних медработников); оценки степени проявлений профессиональных деформаций; выявления приоритетных факторов риска (профессиональная успешность, уровень квалификации, стаж, специфические условия профессиональной деятельности, удовлетворенность базовых потребностей и др.); разработки дифференцированных и индивидуальных подходов при оказании психологической помощи, направленной на преодоление и профилактику профессиональных деформаций личности медицинских работников.
Работа выполняется на базе пяти крупных учреждений г. Таганрога стационарного и амбулаторно-поликлинического типа - МУЗ «Больница скорой медицинской помощи», МУЗ «Многопрофильная детская больница», МУЗ «Первая городская больница», МУЗ «Родильный дом», МУЗ «Городская поликлиника № 2». Выборочным исследованием охвачено 156 медицинских работников, имеющих различный стаж работы и квалификационные категории, в том числе 72 врача (хирурги, терапевты, педиатры, акушеры-гинекологи, врачи скорой помощи и отделений функциональной диагностики) и 84 средних медицинских работников (медицинские сестры и фельдшера скорой помощи).
В работе применяется комплекс методов, в том числе интервью, методика диагностики уровня эмоционального выгорания
293
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
(В.В. Бойко);тест «Смысл о-жизненные ориентации» (Д.А.Леонтьев); тест«Индексжизненной удовлетворенности» (Н.В.Панина); тест на определение социально-психологических характеристик субъекта общения (В.А. Лабунская); методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко).
Среди проявлений профессиональной деформации медицинских работников выделяются личностная, коммуникативная и деятельностная некомпетентность с проявлениями формализма в профессиональной деятельности, низкая креативность, ощущение непродуктивности собственной жизни,неудовлетворенность своей жизнью и ригидность. В качестве приоритетного фактора риска выступает неудовлетворенность базовых потребностей и личностные особенности, не соответствующие избранной профессии. Выявлена отрицательная корреляционная связь между уровнем эмпатии и показателями эмоционального выгорания. Полученные данные свидетельствуют также о высокой значимости в возникновении профессиональных деформаций личности таких параметров, как профессиональная успешность и уровень квалификации. Исследования продолжаются.
Нравственность как одно из измерений духовности человека
Марьясова Н. В. г. Хабаровск)
Интерес психологии к малоисследованному полюсу человеческой реальности - к формам его духовного бытия - закономерен. Только в рамках этой оппозиции (телесное существование - духовное бытие) можно выявить и саму природу, и жизненный статус психического. Однако и по сей день собственно научная психология (в своей исследовательской, теоретической части) лишь приглядывается, осторожно примеривается к духовной ипостаси человека. Духовность человека, сам его индивидуальный (субъективный) дух шел, можно сказать, по «ведомству» идеалистической философии, религии, художественного творчества и т. п. Нам близки слова В. А. Петровского о том, что«... духовность и креативность делают человека реальной силой, наиболее значимой составляющей не только социума, но вселенной». Говоря о духовности человека, мы имеем в виду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека. В определенном смысле и наша попытка исследование феномена духовности в структуре развивающейся личности может рассматриваться как выход на
полноту и целостность понимания психологической (субъективной) реальности человека.
Опираясь на идеи С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др., мы рассматриваем духовность как специфическую систему отношений человека к миру, с миром и к себе в мире (мироотношение, мировоззрение). Феномен духовной личности в контексте нашего исследования рассматривается как способность субъекта создавать специфически осмысленный текст своего бытия (Образ Мира). Духовность личности представляет собой устойчивую систему ценностей, которые задают специфический тип мироотношения человека. Духовность выступает тем личностным критерием, которые позволяет развести такие дихотомии, как доброта-жестокость, конкретность- абстрактность, приятие- отвержение, индивидуальное -общественное, конформизм - нонконформизм, отчуждение - отождествление, серьезность - юмор, дионисизм - аполли-низм, интраверсия - экстраверсия, влеченность- небрежность, серьезность- фривольность, конвенционализм -независимость, мистика - реальность, активность- пассивность, мужественность - женственность, вожделение-любовь, Эрос - Агапэ и т. д. Психическая жизнь людей с высоким уровнем духовного развития целостна и едина, ее невозможно расчленить на отдельные сферы, их когнитивные процессы контролируюторганизмические влечения и эмоции. Их высокое начало преобразует, одухотворяя и тем самым очеловечивая их животное начало, в результате чего то, что прежде было дилеммой, становится единством, новой сущностью. Для духовной личности нет выбора между добродетелью и пороком не потому, что он понимает, что человек воплощает в себе и то и другое, а потому, что его нравственный выбор определяется приоритетом добра, которое для него абсолютно.
Использованные нами методы психологического исследованияпозволила нам с высокой степенью достоверности выделитьдуховность как индивидуально - психологическую составляющую личности.
В исследовании убедительно показано, что в духовность является важным личностным образованием, которое выступаетнезаменимым фактором, определяющим процесс становленияличности.
Духовность имеет свое содержание, не перекрывающеесясодержанием, которое закрепилось в психологической литературе и характеризует самоактуализирующегося человека.
Духовность личности определяет приоритет высших, духовныхценностей над витальными и лежит в основе формированиявнутренней мотивации, в отличие от самоактуализирующейсяличности, для которой характерна внешняя мотивация достижения.
Духовная личность четко разводит такие нравственные категории, которые лежат в основе понимания добра и зла. Ей несвойственен дуализм, характерный для сосамоактуализирую-щейся личности, в результате которого стирается грань междутакими понятиями, как индивидуальное- общественное и др.
Духовность личности проявляется определенным мироотноше-нием, котороележитвосновеформирования индивидуальногообраза мира.
294
з-н
Факторы социализации в дошкольном возрасте
Маслова В. И. (г. Чебоксары)
В настоящее время, когда меняются социальные ориентиры и прежние нравственно-этические ценности, актуальной задачей социального общества становится воспитание гуманной личности. В связи с этим расширяются исследования психологической наукой вопросов социализации личности. Социализация личности призвана способствовать превращению каждого человека в субъект социального развития, способного совершенствовать себя на позитивных примерах общества и своим аналогичным поведением являться примером для других. Семья, как первый и один из главных институтов социализации, включает в себя национальную культуру, которая была во все времена и в настоящее время является сильным средством воспитательного воздействия. Через семью прививаются и формируются нравственные ценности ребенка.
Само собой разумеется, что условия социализации детей изменяются в соответствии со временем. В настоящее время, наряду с семьей, главными факторами социализации ребенка являются всевозможные дошкольные учреждения и школа. Большой опыт работы - более 30 лет- в дошкольном учреждении позволяет автору сделать вывод, что оно(ДОУ)выполняет все первоначальные и основные функции социализации. Автор видит продолжение социализации в воспитании детей в детском саду, где опытные педагоги передают свои знания и навыки, тем самым раздвигая границы процесса социализации.
Известный психолог И.С. Кон определял социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность», и, точнее, как «усвоение индивидом определенной системы социальных ролей и культуры». По мнению Т. Парсонса, «познавательными механизмами социализации являются подражание (имитация) и психическая идентификация, которые опираются на чувства уважения и любви». Для идентификации ребенком взрослого необходимо, чтобы последний имел определенное влияние к социализируемому индивиду и установил с ним, ребенком, определенные отношения. Социальные механизмы, которые осуществляют достижение этих общественных целей, связаны в рассматриваемый период социальной идентификации именно с взаимодействием семьи и детского сада, который ребенком посещается.
Для изучения особенностей семейной обстановки и условий семейного воспитания детей, факторов, играющих важную роль в процессе социализации ребенка дошкольного возраста, мы провели исследование, которое проводилось в старших и подготовительных группах МДОУ № 133 и МДОУ №52 города Чебоксары в 2005 году. В исследовании участвовали всего 86 детей. МДОУ № 52: старшая группа - 22, подготовительная - 21; МДОУ №133: старшая группа -22. подготовительная-21.
В своем исследовании мы использовали методику Ю.Н. Вьюнковой, позволяющую диагностировать типичные характеристики семьи и отношения в ней к ребенку, а также авторскую методику,
синтезирующую известные опросники А.Я. Варга, Ю.Н. Вьюнковой для анализа психологического климата семьи, стиля воспитания. Для исследования интеллекта, познавательной деятельности детей была использована методика Л.А. Венгера «Диагностика интеллекта в дошкольном возрасте».
Результаты диагностики особенностей семей дошкольников по методике Ю.Н. Вьюнковой и модифицированной методике Г.Т. Хо-ментаускаса таковы: эмоциональный комфорт выявлено у 57 семей, что составляет 63,7 %; эмоциональный дискомфорт-у 6 семей или 6,6 %; тревожностьт - у 25 семей, т. е., у 29 % семей; демократический стиль воспитания выявлено в 45 семьях; либеральный - 32 семьях; авторитарный - в 11 семьях.
Анализ результатов диагностики по методике Ю.Н. Вьюнковой показал, что дети с высокой самооценкой чаще живут в более гармоничной семье, чем дети со сниженным уровнем самооценки. Условием успешной социализации ребенка и развития его потенциала является высокая заинтересованность родителей. Чем больше родители доверяют ребенку и общаются с ним, проводя время,тем выше уровень развития ребенка и меньше тревожности он испытывает, что способствует его развитию. Эти выводы подтверждают результаты диагностики по методики Л.А. Венгера «Диагностика интеллекта в дошкольном возрасте», позволяющая выявить уровень способности ребенка к овладению учебным материалом в сфере родной речи, ознакомления с окружающим миром, в изобразительной деятельности. По этой методике анализировались результаты по 5 уровням в каждой из названных сфер активности. 5 уровень по этой методике является самым высоким. Результаты по методике Л.А. Венгера таковы: развитие речи самый высокий уровень выявлен у 52 % детей, четвертый у 16 %, третий - у 22 %, второй - у 10%; в изобразительной деятельности пятый уровень показали 48 % детей, четвертый - 20 %, третий - 21 %, второй -11 %; в ознакомлении с миром высокий уровень мы выявили у 60 % детей, четвертый - у 11 %, третий - у 23 %, второй - у 5 %, первый - у 1 %.
Таким образом, по методике синтезированных опросников А.Я. Варга, Ю.Н. Вьюнковой, по показателям статуса семейных отношений выявлено, что у 45 детей с высокой самооценкой эмоциональный комфорт в семье наблюдается во всех семьях, тогда как среди детей, с заниженной самооценкой такие условия обнаружены только в 12 семьях из 41.
Социально-психологические условия семьи, особенности семейного воспитания стимулируют развитие ребенка. Средствами социализации являются специализированные программы для занятий с детьми по культуре духовности и этике, социально-психологические игры. Дети, показывающие наиболее высокие показатели развития на данном возрастном этапе, живут в семьях с преобладающим климатом эмоционального комфорта, с преобладанием совместного с ребенком проведения досуга, с преобладающей причиной эмоциональной дистанции, лежащей вне ребенка. Нужно особо подчеркнуть, что дети с высоким уровнем тревожности по всем показателям уступают сверстникам, воспитывающихся в семьях, где мы выявили эмоциональный комфорт и не испытывающих затруднений в общении с родителями.
295
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Образ России в картине мира представителей российской элиты
Матвеева Л. В., Земля неких Т. Н. (г. Москва)
работа выполнена при поддержке гранта РГНФ
№ 07-06-02006а
Информационная глобализация и процессы экономической и политической перестройки в России привели к тектоническим сдвигам на уровне индивидуального и коллективного сознания и подсознания как у представителей элиты, так и простых граждан страны. Наиболее ярко эти сдвиги представлены в национальном информационном пространстве. За последние 15 лет один из основных информационных каналов- телевидение- стало многосубъектным, разнообразным, материально независимым от государства, более оперативным и изобретательным в производстве развлекательных программ. Однако наметилась тенденция в увеличении дистанции взаимодействия между авторами и зрителями, коммерциализация СМИ и ангажированность журналистов, снижение доверия у зрителей. В этой связи большой интерес представляет образ России, который создается в СМИ, и на основе которого происходит принятие решений об информационной политике.
С помощью метода структурированного интервью мы исследовали образ России, имеющийся в картине мира представителей элиты - руководители СМИ, члены совета Федерации, дипломатические работники, а также образ России, который презентируется зрителям через каналы СМИ. Результаты оказались следующими. Оценивая образ России в телевизионной коммуникации, представители элит описали три сценария:
Россия остается «великой державой» и равноправным партнером «большой восьмерки» крупнейших индустриальныхдержав (работники ТВ - 70 %, представители власти - 35 %,дипломаты - 35 %);
Россия стала «аутсайдером» в международных делах (работники ТВ - 0 %, представители власти - 25 %, дипломаты -5%);
Россия становится все более «влиятельным игроком на международной арене» (работники ТВ- 30%, представители власти - 40 %, дипломаты - 60 %).
В то же время собственные представления респондентов о позиции России в мире не совпадают с ее экранным образом. Среди работников ТВ 70 % считают, что Россия становится все более «влиятельным игроком на международной арене», при этом 10% полагают, что она остается «великой державой», а 20% представляют Россию «аутсайдером» в международных делах.
Представители власти имеют наиболее благоприятный образ России в картине мира: 50 % считают, что Россия - «великая держава», 20 % - что «аутсайдер» и 30 % - что она становится все более «влиятельным игроком на международной арене».
Особый интерес представляет образ России в картине мира дипломатических работников: 80 % из них считают, что Россия стала «аутсайдером» в международных делах и 20 % - что Россия становится влиятельным игроком на международной арене.
Таким образом мы можем сделать вывод, что «экранный» образ России как субъекта международной коммуникации не соответствует представлениям о России в картине мира тележурналистов, создающих этот образ, а также представителей элиты российского общества.
Семантика цвета в восприятии и оценке рекламного сообщения
Матвеева Л. В., Миронова Е. А. (г. Москва)
Значимость цвета в восприятии «натуральных» объектов (созданных природой) давно определена. Человек привык распознавать некоторые предметы исключительно по тому, какой цветовой оттенок они имеют. Однако возникает вопрос: каковы механизмы интерпретации «вторичных» предметов и образов, смоделированных человеком в процессе цивилизации? Существует ли «свой цвет» у, например, автомобиля? Многие психологи и ученые сходятся в том, что основной подход к исследованию роли цвета в восприятии может быть осуществлен в рамках психосемантики (Петренко, Яньшин, Соколов, Измайлов, Артемьева).
Нами сформулированы следующие гипотезы: 1) цветявляется отдельной и совершенно особенной составляющей восприятия виртуальных образов; 2) «вторичный» объект воспринимается по-разному, в зависимости от того, цветовую символику какой культуры он передает.
В исследовании приняли участие 53 человека в возрастеот 18 до 55 лет (15 мужчин и 38женщин). Каждому из них предъявлялись 4 рекламных образца автомобилей (Россия, США, Германия и Япония), которые следовало оценить по 51 шкале бинарных оппозиций. Полученные данные подверглись компьютерной обработке с помощью программы ЭКСПАН, разработанной А. Г. Шмелевым.
В результате исследования по методу семантического дифференциала мы получили набор факторов, определяющих связь цветового возбуждения с различными сенсорными и когнитивными модальностями, что позволяет нам сделать вывод о роли цвета в восприятии. Общими для обеих групп (мужчин и женщин) являются эмоциональный комфорт, динамика сенсорных переживаний, теплота цветового тона и новизна. Цвет в процессе восприятия «сцепляется» с эмоциональными и когнитивными шкалами. Это подтверждает нашу гипотезу, так как говорит об особой роли цвета в зрительном восприятии виртуальных образов. Восточная и европейская реклама оказались ближе российской аудитории.
Олимпиада по психологии и педагогике
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.