logo
psicho T2

Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода

Моисеева B.C. (г. Ставрополь)

Проведенный анализ работ психологов, социологов, фило­софов показал, что понятия «развитие личности», «формирование личности», а также «социализация», «индивидуализация» нередко оказывались поставленными на один синонимический ряд. Однако за постановкой одного понятия вместо другого скрывается измене­ние его значения и смысла.

Понятие «формирование личности» в отечественной науке употребляется в двух смыслах. Во-первых, формированиеличности рассматривается как ее развитие, его процесс и результат. Второй смысл - формирование личности как ее целенаправленное вос­питание. Данный подход предполагает необходимость выяснить, что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала

343

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

социально обусловленным требованиям, которые предъявляет к ней общество.

Таким образом, понятие «формирование личности» является более широким по своему содержанию, а понятие «развитие лич­ности» является его компонентом.

Исходной методологической позицией выступает аксиоло­гический подход, основанный на признании приоритета развития личности в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических осо­бенностей; равнозначимое™ традиций и творчества; признании необходимости изучения и использования учений прошлого и на­стоящего. Понятием «социализация» обозначают взаимодействие человека с обществом. Это понятие имеет междисциплинарный статус и широко используется в психологии. И.С. Кон определяет социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность». Близкое этому определение социализации дает Б.Л. Парыгин, который считает, что процесс социализации представляет собой вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития.

В силу своей природной активности личность сохраняет тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Данная тенденция характеризует социализацию как процесс саморазвития и самореализации личности, в ходе которого происходит не только актуализация усвоенной системы социальных связей и опыта, но и создание новых, в том числе и личного, индивидуального опыта.