logo
psicho T2

Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь

Захаров О.Ю. (г. Ростов-на-Дону)

В настоящее время можно наблюдать, как для популяри­зации своих идей, занятия боевыми искусствами используются в пропагандистских целях различными религиозными сектами и политическими организациями экстремистского толка. Мо­лодежную аудиторию легко вдохновить демонстрацией силы, ловкости, дополнительных резервов человеческого организма. Если в качестве первого шага удалось привлечь людей к занятиям боевым искусством, то далее с помощью ритуалов, антуража или использования психологии коллективного сознания можно ис­подволь внедрять в умы определенные идеи, формировать образ мышления, и готовить пойманных в сети новых последователей к активным действиям.

Религиозная организация - церковь объединения, духовный лидер которой Сан Мён Мун провозгласил себя живым богом на земле, в качестве средства пропаганды используя объединенные боевые искусства (UMA, или тонгиль мудо). Совершенствования боевого мастерства здесь напрямую увязывается с активной ра­ботой в секте, что на практике приводит к разрыву семей, полному подчинению личности руководству секты, отсутствию самостоятель­ности в действиях, а иногда -к участию в коллективной церемонии бракосочетания, пары для которой составляет компьютер из числа приверженцев церкви объединения в разных странах мира (Лейкин, 2004).

Значительное внимание боевым искусствам уделялось и в зна­менитой секте «Аум синрикё», предводитель которой называемая «военно-спортивная группа Гофмана», в современной России такие организации, как Российское национальное единство, активно ис­пользуют боевые искусства и в качестве средства пропаганды, и как систему физической и боевой подготовки. Молодой человек может оказаться в достаточно привлекательной радикальной молодежной организации фашистского толка (skin head), которая, в отличие от обычной группы, до предела разболтанной в социальном плане молодежи, достаточно монолитно организована, благодаря высо-кимтребованиям к дисциплине, ношению спецодежды (черных ру­башек и солдатских ботинок, короткой стрижке волос), соблюдению ритуалов боевого духа единения и военизированной подготовке. Идеология подобного рода объединений - национализм, который предполагает установление вооруженным путем нового порядка в стране и напоминающий о себе покушениями на иноязычных граждан СНГ и стран Востока.

Достаточно популярны боевые искусства и в среде исламских фундаменталистов. Специальную рукопашную подготовку про­ходили в свое время афганские моджахеды. Их инструкторами были мастера боевых искусств из Японии, братья мусульмане из соседнего Китая и американские спецназовцы. Танака Косиро, японский специалист по дзю-дзюцу, не только инструктировал афганских диверсантов, но и сам активно участвовал в боевых действиях, что подробно описал в биографической книге «В при­целе - советский солдат» (Горбылев, 2003). Не отстают от афганских моджахедов и боевики, ведущие боевые действия на Северном Кавказе, которые также много времени уделяют рукопашной под-

36

з-н

готовке. В различных жтримистских, террористических организа­циях исламского толка пользуется популярностью индонезийская система пенчак-силат.

После распада СССР образовался идеологический ва­куум, которым и смогли воспользоваться всевозможные псевдонаставники-гуру от боевых искусств, которые не только выдавали самосоставленный стиль или банальную компиля­цию за некую секретную технику, но и окружали себя ореолом таинственности, исключительности или даже божественности, требовали от учеников беспрекословного подчинения, вер­ности, физического и духовного служения. С другой стороны, криминализация общества и особенно подростковой среды до­стигла своего критического уровня и девальвирует официальную культуру, взламывая ее нормы и насаждая в ней свои правила, ценности, атрибутику, которые с легкостью и без принуждения усваиваются молодежью. Это обусловливается тем, что, включа­ясь в преступную среду с её «ценностями», несовершеннолетний получает широкое поле для самоутверждения, самореализации своего «Я» и компенсации тех неудач (комплекса неполноцен­ности), которые постигли его в обществе. Его здесь никто не упрекает за полученные на уроках двойки, пропуск занятий и т.п., и он стремится самостоятельно выбиться в «люди», занять соответствующую ступень в уголовной иерархии с элементами социального и физического риска, удовлетворяющего его. В создавшихся тоталитарных сектах существует строгая иерар­хическая лестница, осуществляется контроль за физической и духовной свободой членов группы, обязательны ритуальные практики, по своему характеру напоминающие обыкновенные оргии и приводящие к изменению состояния сознания у многих их участников, часто за гранью нормального функционирования: от эйфории до апатии и склонности к суициду (Лейкин, 2004).

Некоторые из этих организаций уже находятся в разработке компетентных органов, хотя большинство по-прежнему продол­жают считаться клубами по интересам, досуговыми центрами и т.д. Поэтому изменить данную ситуацию возможно только совместными целенаправленными действиями государства и общества, путем ужесточения контроля, за деятельностью организаций, развиваю­щих боевые искусства у нас в стране.

задач. В этой связи в этом виде спорта предъявляются высокие требования к уровню интеллектуальных и сенсомоторных качеств и психологическому фактору: времени и точности двигательных реакций, оперативности мышления, высокой скорости переработки информации, быстроты переключения и устойчивости внимания при достаточном его объеме, точности пространственно-временных характеристик движений.

Проявление необходимых качеств и навыков, применение со-вершенствуемыхтехнических действий, создание устойчивости пси­хических процессов достигается организацией учебных поединков якусоку-кумитэ (обусловленный учебный поединок) и дзю-кумитэ (свободный поединок).

Особое место занимает ведение свободных поединков (дзю-кумитэ) с установкой на разнообразное техническое и тактическое единоборство с противником без фиксирования исхода боев. Отсут­ствие подсчета полученныхи нанесенных ударовсоздает свободный психологический фон, поведения спортсмена-каратиста в поединке, позволяет концентрировать внимание на технической, тактической, волевой и эстетической стороне действий.

В расширении технико-тактического арсенала спортсмена-каратиста играют роль и такие конкретные задания, как, например нанесение ударов преимущественно в определенный сектор, на­несение необходимого количества ответных ударов (серий ударов), применять уклонения и т.д.

Для расширения проявления творческих возможностей, возникновения глубокой взаимосвязи в тактическом мышлении равных бойцов (чтобы задача победить не суживала диапазон действий) имеет смысл вести серии боев. Серии поединков стиму-лируюткактивной борьбе,обращаюткширокомуарсеналувариан­тов нападения и защиты, активному поиску контрдействий против сильных сторон противника, вынуждают к применению средств дополняющих излюбленные действия (токуй-вадза). Причем каждый последующий бой противникам придется психологически проводить, как продолжение предыдущего со всеми вытекающими из этого решениями и действиями. Эффективность данного тре­нировочного метода подтверждена бразильскими спортсменами, которые на этапе предсоревновательнои подготовки к чемпионату мира по каратэ киокусинкай 1995 г., еженедельно проводили тре­нировку состоящую из 50 двухминутных поединков, в результате чего стали призерами чемпионата, а на следующих чемпионатах в 1997 и 1999 гг. - победителями (Горбылев, 2002).