logo
psicho T2

Особенности исследовательского

поведения в связи с уровнем интеллекта

и социометрическим статусом детей

старшего дошкольного возраста

Ижболдина М.А (г. Сарапул)

Исследовательское поведение, (ИП) как форма и мотива цион-ный фактор приобретения интеллектуального опыта в старшем до­школьном возрасте начинает играть особую роль, когда поведение и деятельность ребенка становятся осмысленными, когда происходит децентрация, и социометрический статус ребенка определяется уже

64

з-н

не столько внешними параметрами поведения и темперамента, сколько внутренними факторами, обусловленными тем опытом, который ребенок приобретает.

Но однозначных данных о том, какие существуют связи между социометрическим статусом и ИП, нет, поэтому цель нашего иссле­дования -изучение особенностей исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста в связи сего интеллектуаль­ным уровнем и социометрическим статусом.

Исследование проводилось на базе детского сада № 5 г. Сарапул с детьми старшей группы в январе 2007 года. В группе 12 мальчиков и 16 девочек. Возраст детей 5-6 лет. Для изучения интеллекта ис­пользовалась методика «Прогрессивные цветные матрицы Равена» (варианты А и В). Для изучения социометрического статуса детей применялась методика Дж. Морено «Социометрия». ИП изучалось с помощью экспертной оценки (два воспитателя и педагог) по признакам, выделенным на основе анализа литературы (исполь­зовались работы А.Н. Поддъякова и Н.Н. Поддъякова, Ж. Пиаже, Д. Годовиковой, М.В. Осориной, А.И. Савенкова и др.) и изучения возрастных особенностей детей - дошкольников.

В результате исследования обнаружилась значимая корреля­ционная связь общего показателя ИП с показателями тестометри-ческого интеллекта и социометрического статуса. Высокая связь ИП с показателями тестометрического интеллекта объясняется тем, что интеллект существенно представлен в реальной исследовательской деятельности, и имеете ней много общего, тем более в дошкольном возрасте. Кроме того, в оценке могла проявиться субъективная позиция экспертов. Дескриптивный анализ позволил сравнить характер сделанных оценок по каждому признаку, учесть степень их неоднородности, что подтвердило несогласованность оценок в первую очередь по тем параметрам, с которыми воспитателям и педагогу не приходится работать.

Эмпирическое исследование показало также существенную связь общего показателя исследовательского поведения с социо­метрическим статусом. Известно, что исследовательское поведение ребенка более активно в групповом взаимоотношении, в общении детей со сверстниками. Активные действия, направленные на ис­следование окружающего мира, дети предпочитают совершать не в одиночку, а группой.

Но, однако, не обнаружилось связей общего показателя ИП со следующими его частными проявлениями: частота использования житейских понятий; проговаривание действий вслух; частота по­ложительных и отрицательных эмоциональных реакций; частота просьб о помощи. Это может объясняться частично возрастными особенностями, так как проговаривание уже не актуально для этого возраста, а вот эмоциональные реакции пока еще тесно связаны с темпераментом, и лишь позже они становятся в значительной степени обусловлены так называемыми «интеллектуальными удо­вольствиями». Житейские понятия также не повлияли на общий показатель ИП, по всей видимости, потому, что дети уже продвину­лись в использовании более строгих, научных понятий (с этим по­казателем есть связь). Возможно, это обусловлено эффективностью развивающих программ, по которым работает детский сад. Просьбы о помощи могут быть обусловлены различными факторами, поэто­му с ними также нет связи.

Было обнаружено также и отсутствие связей тестометрического интеллекта с отдельными признаками ИП: разнообразие вопросов к взрослому социально-коммуникативного характера (это больше мотивационная составляющая); использование анализаторов; ис-

пользование житейских понятий (при решении тестовых заданий дети чаще пользуются не житейскими понятиями, а научными); собственная двигательная активность; частота положительных эмоциональных реакций.

Есть отрицательные связи тестометрического интеллекта с такими признаками ИП, как частота ошибок и частота проявления неуверенности - в одном тестовом задании ребенок не может сделать несколько ошибок, тогда как в исследовании объектов окружающего мира пробы и ошибки являются очень важными признаками для наиболее полного изучения.

Также мы обнаружили и отсутствие связей между социоме­трическим статусом и такими признаками ИП: частота просьб о помощи взрослого; разнообразие вопросов к взрослому социально-коммуникативного характера; использование анализаторов; про-говариваниесвоихдействий;собственная двигательная активность; частота положительных и отрицательных эмоциональных реакций; проявления неуверенности.

Интерпретация отсутствия связей позволила считать, что исследовательское поведение все же является самостоятельным феноменом, относительно независимым от уровня интеллекта и социометрического статуса.

Психофизика и психолингвистика:

методологические основания теории зрительного восприятия

Измайлов Ч.А. (г. Москва)

Психофизиология зрительного восприятия - одна из наиболее исследованных в экспериментальном плане областей психологи­ческой науки. Разработанные Фехнером методы психофизических измерений легли в основу психофизики, как методологии экс­периментального исследования восприятия человека. Методы условнорефлекторного измерения поведения, разработанные Павловым и Скиннером, естественным образом включили в про­странство этой методологии исследования восприятия у животных. А методы регистрации электрической активности отдельных звеньев зрительной системы также гармонично включили в психофизическую методологию зрительного восприятия данные нейрофизиологических исследований. В основе этой методологии лежит представление, что между физическими характеристиками световой среды и психоло­гическими (субъективными, перцептивными) характеристиками субъекта восприятия (человека и животного) существует причинно-следственная связь, осуществляемая его зрительной системой. Зрительное восприятие рассматривается как функционирование сложной иерархической нейронной сети (с обратными связями или без), отдельные звенья которой устроены по принципу механизма, выход которого полностью определяется входом и устройством механизма. Главной целью восприятия обозначается «правильное» распознание «реального» физического объекта в зрительной сцене. Аристотелевский тезис: видеть - значит «узнавать» при осмотре, определяя «что» и «где» находится, в явной или неявной форме при­нимается большинством современных исследователей восприятия.

65

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

Эффективность психофизической методологии подкреплена обширными и согласованными данными об устройстве и функцио­нировании отдельных звеньев зрительной системы, полученными в чрезвычайно сложных и тонких в методическом отношении экс­периментах, что вторая половина двадцатого века ознаменовалась в психофизиологии полным отвержением картезианского дуализма, и принятием принципа психоневрологического тождества, провоз­глашенного более ста лет назад Гельмгольцем и Сеченовым, и пере­формулированного Эделманом на современном научном языке, включающем в себя понятия информации и термодинамики.

Однако, все попытки построить общую теорию зрительного восприятия сочетающую в себе поведенческие и феноменоло­гические данные зрительного восприятия животных и человека с реальным устройством зрительной системы оказались совер­шенно безуспешными. Теории, в которых доминируют данные нейрофизиологических и психофизиологических исследований и которые с большой точностью моделируют восприятие про­стых, однородных стимульных переменных (такие теории можно обозначить как детекторные теории, или теории bottom-up), не могут перейти к сколько-нибудь удовлетворительному описанию сложных, разнородных стимулов, образующих зрительную сцену, или фигуро-фоновые отношения. А теории, которые основаны на экспериментальных данных по восприятию сложных стимулов (предметов и сцен) (их можно обозначить как конструктивисткие теории или теории up-dawn), не могут соотнестись непосредственно с нейрофизиологией зрительной системы, поскольку опираются на процессы научения, памяти, мотивации, интеллекта. Возможно соединения теорий детекторного и конструктивистского типа с нейрофизиологией зрительной системы?

Нам представляется, что решение этой проблемы связано с отказом от постулата, что целью восприятия является правильное отображение реальных объектов, и провозглашением целью вос­приятия - непротиворечивое описание среды. Замена термина «отображение» термином «описание» приводит нас к переходу от психофизической модели перцепта - образа восприятия - как картинки к языковой модели, как морфемы. Языковая модель восприятия предусматривает соединение психофизической ме­тодологии с психолингвистической. Это не значит, что восприятие это раздел психолингвистики - науки о психологических и ней­рофизиологических механизмах понимании и воспроизведении речи. Это означает, что восприятие надо рассматривать не как психофизический механизм, а как языковую структуру, такую же, как письменная или устная речь, или язык жестов и мимики. Но в отличие от лингвистики, изучающей структуру речевого языка безотносительно к тому, на каком физическом материале реали­зуется носитель речи, язык восприятия жестко связан со световым излучением, на котором реализуется носитель зрительного языка. И в отличие от произвольного (в физическом смысле) строения речевого алфавита,алфа вит зрительного языка такжежестко связан со свойствами светового излучения. В соответствии с этим, предпо­лагается, что теория восприятия должна соединять психофизическую методологию исследования носителя и алфавита зрительного языка и психолингвистическую методологию исследования языковой структуры зрения.

Методологический дуализм ставит перед исследователем ряд принципиальных вопросов, без ответа на которые провозглашение зрительного восприятия как языка, остается безсодержательной спекуляцией. Существуют ли методы, позволяющие спланировать

и провести экспериментальное исследование зрительной системы и зрительного восприятия, результаты которого могут рассматри­ваться в равной степени в рамках психофизической и психолинг­вистической парадигмы? Какой математический аппарат можно использовать для адекватного описания этих данных в единых ма­тематических терминах? Как определить, какие из пространственно-временных паттернов электромагнитного излучения представляют собой элемент алфавита (фонема, буква) а какие - морфемы, или слова? По какому принципу элементы алфавита соединяются в слоги или морфемы? Какие нейрофизиологические механизмы осуществляют формирование носителя, элемента зрительного алфавита и слова?

Результаты экспериментальных исследований зрительного вос­приятия, дающих ответы на эти и другие вопросы, будут основным содержанием настоящего сообщения.

О нравственности сотрудников пенитенциарной системы

Иконникова Г.Ю. (г. Санкт-Петербург)

В современном Российском обществе, находящемся в кри­зисной ситуации происходят значительные изменения системы ценностей, норм, установок людей. Старая система ценностей разрушена, а новая еще не создана, налицо явный кризис системы ценностей. Резко увеличилось количество уголовно-наказуемых преступлений совершаемых в обществе. Изменения в политической, экономической и правовой сферах жизни общества не могли не кос­нуться и деятельности уголовно-исполнительной системы. Властные структуры не только не исключают и не снижают потенциал насилия, но поддерживают его какэлемент формирования индивидуального поведения. Условия, существующие в настоящее время во многих законодательных системах, связанных с правосудием, похоже, при­водят к снижению эффективности наказания как способа сдерживать насилие. На этом фоне принято считать, особенно часто это мнение высказывается в СМИ, что российская пенитенциарная система от­личается низкими эффективностью и воспитательным потенциалом, что противоречит главной цели ее деятельности - перевоспитанию преступников, то есть формированию нравственного сознания и поведения. Однако сравнительных психологических исследований, подтверждающих или опровергающих это мнение, практически не проводилось. Малоизученно в рамках эмпирического исследо­вания состояние нравственного сознания сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС), от которого не в малой степени зависит процесс перевоспитания осужденных.

В психологии наблюдается резкий подъем интереса к изучению феноменов, формирующих и направляющих нравственное со­знание людей. В числе причин повлиявших на динамику научного интереса к данным проблемам, следует выделить возрастающую рационализацию человеческого бытия, ослабление духовных реалий, утилитаризацию идеалов.

Обусловленность актуальности проблем нравственного со­знания и поведения современного общества явно прослеживается

66

з-н

в оскудении нравственных основ жизни, обращении культуры, к изображению вульгарных, безнравственных проявлений человека как типичных, допустимых, даже одобряемых.

Великий русский философ И.А.Ильин писал, что «человеку невозможно не иметь правосознания; его имеет каждый, кто со­знает, что, кроме него, на свете есть другие люди. Человек имеет правосознание независимо от того, знает он об этом или не знает, дорожит этим достоянием или относится к нему с пренебрежением. Вся жизнь человека и вся судьба его слагаются при участии право­сознания и под его руководством; мало того, жить -значит, для человека жить правосознанием, в его функции и в его терминах: ибо оно остается всегда одною из великих и необходимых форм человеческой жизни». С наибольшей полнотой и очевидностью нравственные качества человека проявляются в его поведении. В жизни нередко бывает так, что тот или иной вид деятельности из­бирается человеком в силу нравственных побуждений (например: профессия сотрудника милиции, военнослужащего, врача, педагога и так далее).

Таким образом, обобщая рассмотрение проблемы нрав­ственного сознания личности можно отметить, что современная психология характеризуется усилением внимания к проблемам, связанным со спецификой бытия человека в мире, его внутренним закономерностям, уникальности, целостности и ценности личности. Нравственное развитие человека отражает уровень интеллекту­ального, нравственного и эстетического развития, включает опыт порождения смыслов культурно-исторического наследия различных эпох. Нравственные способности личности определяются всем контекстом культуры и мироздания, бесконечным разнообразием связей и отношений человека с другими людьми.

Проведенное нами исследование убедило нас в необходи­мости.

  1. Создания специальных психологических служб в системеисполнения и наказания и привлечения специалистов, спо­собных оказать квалифицированную социальную, социально-психологическую и психологическую помощь.

  2. Информировать сотрудников уголовно-исполнительной систе­мы (УИС) о правах человека в местах принудительного содер­жания, о принципах общественного контроля, выработанныхевропейским сообществом.

  3. Профессионально готовить персонал учреждений к работе вусловиях пенитенциарной системы.

  4. Повысить их способность понимать и разделять цели и задачиобщественного контроля, помочь преодолеть еще существую­щее порой противостояние между сотрудниками пенитенци­арных учреждений и находящимися под следствием или ужеосужденных.

Превентивные медицинские технологии суицидов

Ильина Л. В., Петраш В.В. (г. Санкт-Петербург)

Самоубийство - это одна из остро стоящих проблем обще­ственного здоровья, вызывающая огромные социальные затраты и страдания человека, семьи и общества. Беспристрастная статистика показывает, что ежегодно в мире кончают с собой примерно милли­он человек (и, по крайней мере, вдесять раз больше суицидальных попыток). Однако большую долю проявлений суицидального поведения можно предотвратить и для этого в настоящее время существуют достоверно эффективные методы.

Программа превентивных мер суицидов и оценки суицидаль­ного риска должна включать оптимизированный набор методов экспресс-контроля психофизиологического состояния пациента и корригирующих инструментально- психологических методов.

В качестве экспресс-метода мониторинга текущего психиче­ского состояния перспективен компьютеризированный комплекс феномено-физиологической оценки состояния психики по кардио-ритмограмме, разработанный B.C. Фроловым. Для получения пер­вичной информации в реальном времени требуется около 5 минут, субъективные факторы со стороны обследуемого и исследователя исключаются, при этом оценки психического состояния интерпре­тируются в клинических и в психологических терминах.

К достоинствам данного комплекса также можно отнести про­стоту обучения и применения, что позволяет широко применять его в социальных учреждениях, школах, различных предприятиях, военных частях и училищах и т.д.

Современная восстановительная медицина располагает до­статочным арсеналом четких, простых в обращении и адекватных требованиям объективных медицинских методик. К ним, например, в полной мере можно отнести КВЧ-терапию и, в перспективе, при­менение аутооптических методов квантовой терапии.

Применение КВЧ-терапии целесообразно использовать для коррекции психофизиологических показателей при стрессовых состояниях пациентов, возникающих вследствие различных психо-травмирующих событий.

При чрезвычайно сильных воздействиях или при низких резервах адаптации возникают дезадаптационные расстройства, клинические проявления которых зависят как от генетической предрасположенности организма, так и от характера повреж­дающего фактора. Наиболее частыми клиническими проявлениями выступают функциональные нарушения со стороны многихорганов и систем и, в первую очередь, центральной нервной системы в виде астений и реактивных состояний.

Использование КВЧ-терапии позволяет воздействовать на сознательно-подсознательный уровень и в комплексном лечении приводит, в первую очередь, к гармонизации эмоциональной сферы и нормализации сна, в дальнейшем - нормализации психофизиологических показателей. Кроме того, воздействие электромагнитного излучения КВЧ-диапазона сочетается с любой медикаментозной терапией.

Лечебный эффект аутооптических методов квантовой терапии (аутофотонной терапии) обеспечивается воздействием на организм отраженным от зеркальной поверхности собственным продуцируе­мым биологическими тканями тела излучением.

67

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

Технология основана на способности всякого живого организма в процессежизнедеятельности излучать поля в широком диапазоне длин волн.

Аутофотонная терапия проводится курсом, например, 10 сеан­сов по 10-12 минут ежедневно. Пациенты находятся под зеркалами, расположенными продольно относительно тела, в затемненном помещении, обнаженными.

Проведенные наблюдения, в первую очередь, позволяют от­метить общую положительную динамику в состоянии пациентов (по их личным оценкам), характеризующуюся в появлении после процедур состояния бодрости, работоспособности, подвижности, нормализации сна, психо-эмоциональной стабилизации. В процессе курсов имело место наличие отдельных периодов спада и обостре­ния хронических заболеваний. Отмечено положительное влияние процедур на психо-эмоциональный статус пациентов (появление толерантности к раздражающим внешним ситуациям, желание хорошо выглядеть и др.)

Таким образом, существующие медицинские технологии дают вполне реальную возможность восстановить у суицидента его индивидуально-нормальную, исходную интеграцию показателей психофизиологического состояния, исключить отклонения того или иного показателя уровня внутренней среды организма при психосоматических нарушениях.

Приоритетными направлениями стратегии профилактики самоубийств в системе здравоохранения должны стать: улучшение диагностики психических заболеваний, распознавание и оценка психосоциальных факторов стресса, адекватное лечение, последую­щее наблюдение и реабилитация психических больных, склонных к суицидам, и лиц в кризисном состоянии.

В связи с вышеизложенным необходимо создание нацио­нальных программ по планированию и ускорению реализации специфических стратегий превенции самоубийств и проведению мониторинга оценки психофизиологического здоровья населения.

На начальном этапе обучения в условиях во многом неопреде­ленных обстоятельств преимущественное влияние на целостность интегративных структур студентов обеих выборок оказывают врож­денные, относительно устойчивые базовые комплексы: у юношей это в первую очередь свойства нервной системы, у девушек - свойства темперамента.

В дальнейшем у девушек выявлено сбалансированное участие природных и социальных уровней в регуляции поведения и дея­тельности, что, очевидно, является позитивным компенсаторным эффектом, уменьшающим уязвимость женщин по отношению к неблагоприятным внешним и внутренним воздействиям за счет оптимального (равномерного) расходования биопсихосоциального энергетического потенциала.

У юношей овладение сложной деятельностью, связанное с приобретением новых познавательных мотивов, целесообразных умений, планов, схем и способов поведения, сопровождается акти­визацией, прежде всего, более высоких и сложных сфер психики (со­циальных подструктур). В связи с функциональными особенностями синергетических процессов индивидуальности (прогрессирующей автономизацией природных и социальных уровней) мужчины платят большую цену за адаптационное напряжение, так как без достаточных мобилизационных ресурсов природных уровней, без глубинных структурных перестроек быстрее наступает истощение энергетических ресурсов организма.

Таким образом, суть «женской» адаптационной стратегии состоит в способности интегральной индивидуальности синхронно перестраиваться в соответствии с условиями изменяющейся среды, в равной степени используя ресурсы всех подсистем, усиливая взаи­модействие и взаимовлияние параметров биологических программ и характеристик процесса социализации. У мужчин в процессе приспособления к новым усложненным условиям деятельности наблюдается переход от преимущественно генотипической детер­минации к социальной, т. е. новые задачи решаются в основном на высших уровнях, обеспечивающих произвольную регуляцию психики и поведения.

Тендерные различия в синергетических процессах психологической адаптации

Йорданов А.Ф. (г. Пятигорск)

При анализе сложных систем синергетика исследует модели, позволяющие понять и выделить как более существенные механиз­мы «организации порядка», так и избирательную неустойчивость, вероятностный отбор, конкуренцию или синхронизацию подсистем. Нами была предпринята попытка исследовать взаимодействие природных и социальных уровней системной организации ген-дерной индивидуальности студентов в условиях приспособления к новой усложненной деятельности на начальном этапе обучения в вузе.

Оказалось, что в мужской выборке природные уровни ввиду жесткого контроля со стороны врожденных генетических программ, ограничивающих их модификационный потенциал, оказались более консервативными, чем у женщин, а значит, менее проницаемыми для средовых влияний, в том числе педагогического характера.