Особенности исследовательского
поведения в связи с уровнем интеллекта
и социометрическим статусом детей
старшего дошкольного возраста
Ижболдина М.А (г. Сарапул)
Исследовательское поведение, (ИП) как форма и мотива цион-ный фактор приобретения интеллектуального опыта в старшем дошкольном возрасте начинает играть особую роль, когда поведение и деятельность ребенка становятся осмысленными, когда происходит децентрация, и социометрический статус ребенка определяется уже
64
з-н
не столько внешними параметрами поведения и темперамента, сколько внутренними факторами, обусловленными тем опытом, который ребенок приобретает.
Но однозначных данных о том, какие существуют связи между социометрическим статусом и ИП, нет, поэтому цель нашего исследования -изучение особенностей исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста в связи сего интеллектуальным уровнем и социометрическим статусом.
Исследование проводилось на базе детского сада № 5 г. Сарапул с детьми старшей группы в январе 2007 года. В группе 12 мальчиков и 16 девочек. Возраст детей 5-6 лет. Для изучения интеллекта использовалась методика «Прогрессивные цветные матрицы Равена» (варианты А и В). Для изучения социометрического статуса детей применялась методика Дж. Морено «Социометрия». ИП изучалось с помощью экспертной оценки (два воспитателя и педагог) по признакам, выделенным на основе анализа литературы (использовались работы А.Н. Поддъякова и Н.Н. Поддъякова, Ж. Пиаже, Д. Годовиковой, М.В. Осориной, А.И. Савенкова и др.) и изучения возрастных особенностей детей - дошкольников.
В результате исследования обнаружилась значимая корреляционная связь общего показателя ИП с показателями тестометри-ческого интеллекта и социометрического статуса. Высокая связь ИП с показателями тестометрического интеллекта объясняется тем, что интеллект существенно представлен в реальной исследовательской деятельности, и имеете ней много общего, тем более в дошкольном возрасте. Кроме того, в оценке могла проявиться субъективная позиция экспертов. Дескриптивный анализ позволил сравнить характер сделанных оценок по каждому признаку, учесть степень их неоднородности, что подтвердило несогласованность оценок в первую очередь по тем параметрам, с которыми воспитателям и педагогу не приходится работать.
Эмпирическое исследование показало также существенную связь общего показателя исследовательского поведения с социометрическим статусом. Известно, что исследовательское поведение ребенка более активно в групповом взаимоотношении, в общении детей со сверстниками. Активные действия, направленные на исследование окружающего мира, дети предпочитают совершать не в одиночку, а группой.
Но, однако, не обнаружилось связей общего показателя ИП со следующими его частными проявлениями: частота использования житейских понятий; проговаривание действий вслух; частота положительных и отрицательных эмоциональных реакций; частота просьб о помощи. Это может объясняться частично возрастными особенностями, так как проговаривание уже не актуально для этого возраста, а вот эмоциональные реакции пока еще тесно связаны с темпераментом, и лишь позже они становятся в значительной степени обусловлены так называемыми «интеллектуальными удовольствиями». Житейские понятия также не повлияли на общий показатель ИП, по всей видимости, потому, что дети уже продвинулись в использовании более строгих, научных понятий (с этим показателем есть связь). Возможно, это обусловлено эффективностью развивающих программ, по которым работает детский сад. Просьбы о помощи могут быть обусловлены различными факторами, поэтому с ними также нет связи.
Было обнаружено также и отсутствие связей тестометрического интеллекта с отдельными признаками ИП: разнообразие вопросов к взрослому социально-коммуникативного характера (это больше мотивационная составляющая); использование анализаторов; ис-
пользование житейских понятий (при решении тестовых заданий дети чаще пользуются не житейскими понятиями, а научными); собственная двигательная активность; частота положительных эмоциональных реакций.
Есть отрицательные связи тестометрического интеллекта с такими признаками ИП, как частота ошибок и частота проявления неуверенности - в одном тестовом задании ребенок не может сделать несколько ошибок, тогда как в исследовании объектов окружающего мира пробы и ошибки являются очень важными признаками для наиболее полного изучения.
Также мы обнаружили и отсутствие связей между социометрическим статусом и такими признаками ИП: частота просьб о помощи взрослого; разнообразие вопросов к взрослому социально-коммуникативного характера; использование анализаторов; про-говариваниесвоихдействий;собственная двигательная активность; частота положительных и отрицательных эмоциональных реакций; проявления неуверенности.
Интерпретация отсутствия связей позволила считать, что исследовательское поведение все же является самостоятельным феноменом, относительно независимым от уровня интеллекта и социометрического статуса.
Психофизика и психолингвистика:
методологические основания теории зрительного восприятия
Измайлов Ч.А. (г. Москва)
Психофизиология зрительного восприятия - одна из наиболее исследованных в экспериментальном плане областей психологической науки. Разработанные Фехнером методы психофизических измерений легли в основу психофизики, как методологии экспериментального исследования восприятия человека. Методы условнорефлекторного измерения поведения, разработанные Павловым и Скиннером, естественным образом включили в пространство этой методологии исследования восприятия у животных. А методы регистрации электрической активности отдельных звеньев зрительной системы также гармонично включили в психофизическую методологию зрительного восприятия данные нейрофизиологических исследований. В основе этой методологии лежит представление, что между физическими характеристиками световой среды и психологическими (субъективными, перцептивными) характеристиками субъекта восприятия (человека и животного) существует причинно-следственная связь, осуществляемая его зрительной системой. Зрительное восприятие рассматривается как функционирование сложной иерархической нейронной сети (с обратными связями или без), отдельные звенья которой устроены по принципу механизма, выход которого полностью определяется входом и устройством механизма. Главной целью восприятия обозначается «правильное» распознание «реального» физического объекта в зрительной сцене. Аристотелевский тезис: видеть - значит «узнавать» при осмотре, определяя «что» и «где» находится, в явной или неявной форме принимается большинством современных исследователей восприятия.
65
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Эффективность психофизической методологии подкреплена обширными и согласованными данными об устройстве и функционировании отдельных звеньев зрительной системы, полученными в чрезвычайно сложных и тонких в методическом отношении экспериментах, что вторая половина двадцатого века ознаменовалась в психофизиологии полным отвержением картезианского дуализма, и принятием принципа психоневрологического тождества, провозглашенного более ста лет назад Гельмгольцем и Сеченовым, и переформулированного Эделманом на современном научном языке, включающем в себя понятия информации и термодинамики.
Однако, все попытки построить общую теорию зрительного восприятия сочетающую в себе поведенческие и феноменологические данные зрительного восприятия животных и человека с реальным устройством зрительной системы оказались совершенно безуспешными. Теории, в которых доминируют данные нейрофизиологических и психофизиологических исследований и которые с большой точностью моделируют восприятие простых, однородных стимульных переменных (такие теории можно обозначить как детекторные теории, или теории bottom-up), не могут перейти к сколько-нибудь удовлетворительному описанию сложных, разнородных стимулов, образующих зрительную сцену, или фигуро-фоновые отношения. А теории, которые основаны на экспериментальных данных по восприятию сложных стимулов (предметов и сцен) (их можно обозначить как конструктивисткие теории или теории up-dawn), не могут соотнестись непосредственно с нейрофизиологией зрительной системы, поскольку опираются на процессы научения, памяти, мотивации, интеллекта. Возможно соединения теорий детекторного и конструктивистского типа с нейрофизиологией зрительной системы?
Нам представляется, что решение этой проблемы связано с отказом от постулата, что целью восприятия является правильное отображение реальных объектов, и провозглашением целью восприятия - непротиворечивое описание среды. Замена термина «отображение» термином «описание» приводит нас к переходу от психофизической модели перцепта - образа восприятия - как картинки к языковой модели, как морфемы. Языковая модель восприятия предусматривает соединение психофизической методологии с психолингвистической. Это не значит, что восприятие это раздел психолингвистики - науки о психологических и нейрофизиологических механизмах понимании и воспроизведении речи. Это означает, что восприятие надо рассматривать не как психофизический механизм, а как языковую структуру, такую же, как письменная или устная речь, или язык жестов и мимики. Но в отличие от лингвистики, изучающей структуру речевого языка безотносительно к тому, на каком физическом материале реализуется носитель речи, язык восприятия жестко связан со световым излучением, на котором реализуется носитель зрительного языка. И в отличие от произвольного (в физическом смысле) строения речевого алфавита,алфа вит зрительного языка такжежестко связан со свойствами светового излучения. В соответствии с этим, предполагается, что теория восприятия должна соединять психофизическую методологию исследования носителя и алфавита зрительного языка и психолингвистическую методологию исследования языковой структуры зрения.
Методологический дуализм ставит перед исследователем ряд принципиальных вопросов, без ответа на которые провозглашение зрительного восприятия как языка, остается безсодержательной спекуляцией. Существуют ли методы, позволяющие спланировать
и провести экспериментальное исследование зрительной системы и зрительного восприятия, результаты которого могут рассматриваться в равной степени в рамках психофизической и психолингвистической парадигмы? Какой математический аппарат можно использовать для адекватного описания этих данных в единых математических терминах? Как определить, какие из пространственно-временных паттернов электромагнитного излучения представляют собой элемент алфавита (фонема, буква) а какие - морфемы, или слова? По какому принципу элементы алфавита соединяются в слоги или морфемы? Какие нейрофизиологические механизмы осуществляют формирование носителя, элемента зрительного алфавита и слова?
Результаты экспериментальных исследований зрительного восприятия, дающих ответы на эти и другие вопросы, будут основным содержанием настоящего сообщения.
О нравственности сотрудников пенитенциарной системы
Иконникова Г.Ю. (г. Санкт-Петербург)
В современном Российском обществе, находящемся в кризисной ситуации происходят значительные изменения системы ценностей, норм, установок людей. Старая система ценностей разрушена, а новая еще не создана, налицо явный кризис системы ценностей. Резко увеличилось количество уголовно-наказуемых преступлений совершаемых в обществе. Изменения в политической, экономической и правовой сферах жизни общества не могли не коснуться и деятельности уголовно-исполнительной системы. Властные структуры не только не исключают и не снижают потенциал насилия, но поддерживают его какэлемент формирования индивидуального поведения. Условия, существующие в настоящее время во многих законодательных системах, связанных с правосудием, похоже, приводят к снижению эффективности наказания как способа сдерживать насилие. На этом фоне принято считать, особенно часто это мнение высказывается в СМИ, что российская пенитенциарная система отличается низкими эффективностью и воспитательным потенциалом, что противоречит главной цели ее деятельности - перевоспитанию преступников, то есть формированию нравственного сознания и поведения. Однако сравнительных психологических исследований, подтверждающих или опровергающих это мнение, практически не проводилось. Малоизученно в рамках эмпирического исследования состояние нравственного сознания сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС), от которого не в малой степени зависит процесс перевоспитания осужденных.
В психологии наблюдается резкий подъем интереса к изучению феноменов, формирующих и направляющих нравственное сознание людей. В числе причин повлиявших на динамику научного интереса к данным проблемам, следует выделить возрастающую рационализацию человеческого бытия, ослабление духовных реалий, утилитаризацию идеалов.
Обусловленность актуальности проблем нравственного сознания и поведения современного общества явно прослеживается
66
з-н
в оскудении нравственных основ жизни, обращении культуры, к изображению вульгарных, безнравственных проявлений человека как типичных, допустимых, даже одобряемых.
Великий русский философ И.А.Ильин писал, что «человеку невозможно не иметь правосознания; его имеет каждый, кто сознает, что, кроме него, на свете есть другие люди. Человек имеет правосознание независимо от того, знает он об этом или не знает, дорожит этим достоянием или относится к нему с пренебрежением. Вся жизнь человека и вся судьба его слагаются при участии правосознания и под его руководством; мало того, жить -значит, для человека жить правосознанием, в его функции и в его терминах: ибо оно остается всегда одною из великих и необходимых форм человеческой жизни». С наибольшей полнотой и очевидностью нравственные качества человека проявляются в его поведении. В жизни нередко бывает так, что тот или иной вид деятельности избирается человеком в силу нравственных побуждений (например: профессия сотрудника милиции, военнослужащего, врача, педагога и так далее).
Таким образом, обобщая рассмотрение проблемы нравственного сознания личности можно отметить, что современная психология характеризуется усилением внимания к проблемам, связанным со спецификой бытия человека в мире, его внутренним закономерностям, уникальности, целостности и ценности личности. Нравственное развитие человека отражает уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, включает опыт порождения смыслов культурно-исторического наследия различных эпох. Нравственные способности личности определяются всем контекстом культуры и мироздания, бесконечным разнообразием связей и отношений человека с другими людьми.
Проведенное нами исследование убедило нас в необходимости.
Создания специальных психологических служб в системеисполнения и наказания и привлечения специалистов, способных оказать квалифицированную социальную, социально-психологическую и психологическую помощь.
Информировать сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) о правах человека в местах принудительного содержания, о принципах общественного контроля, выработанныхевропейским сообществом.
Профессионально готовить персонал учреждений к работе вусловиях пенитенциарной системы.
Повысить их способность понимать и разделять цели и задачиобщественного контроля, помочь преодолеть еще существующее порой противостояние между сотрудниками пенитенциарных учреждений и находящимися под следствием или ужеосужденных.
Превентивные медицинские технологии суицидов
Ильина Л. В., Петраш В.В. (г. Санкт-Петербург)
Самоубийство - это одна из остро стоящих проблем общественного здоровья, вызывающая огромные социальные затраты и страдания человека, семьи и общества. Беспристрастная статистика показывает, что ежегодно в мире кончают с собой примерно миллион человек (и, по крайней мере, вдесять раз больше суицидальных попыток). Однако большую долю проявлений суицидального поведения можно предотвратить и для этого в настоящее время существуют достоверно эффективные методы.
Программа превентивных мер суицидов и оценки суицидального риска должна включать оптимизированный набор методов экспресс-контроля психофизиологического состояния пациента и корригирующих инструментально- психологических методов.
В качестве экспресс-метода мониторинга текущего психического состояния перспективен компьютеризированный комплекс феномено-физиологической оценки состояния психики по кардио-ритмограмме, разработанный B.C. Фроловым. Для получения первичной информации в реальном времени требуется около 5 минут, субъективные факторы со стороны обследуемого и исследователя исключаются, при этом оценки психического состояния интерпретируются в клинических и в психологических терминах.
К достоинствам данного комплекса также можно отнести простоту обучения и применения, что позволяет широко применять его в социальных учреждениях, школах, различных предприятиях, военных частях и училищах и т.д.
Современная восстановительная медицина располагает достаточным арсеналом четких, простых в обращении и адекватных требованиям объективных медицинских методик. К ним, например, в полной мере можно отнести КВЧ-терапию и, в перспективе, применение аутооптических методов квантовой терапии.
Применение КВЧ-терапии целесообразно использовать для коррекции психофизиологических показателей при стрессовых состояниях пациентов, возникающих вследствие различных психо-травмирующих событий.
При чрезвычайно сильных воздействиях или при низких резервах адаптации возникают дезадаптационные расстройства, клинические проявления которых зависят как от генетической предрасположенности организма, так и от характера повреждающего фактора. Наиболее частыми клиническими проявлениями выступают функциональные нарушения со стороны многихорганов и систем и, в первую очередь, центральной нервной системы в виде астений и реактивных состояний.
Использование КВЧ-терапии позволяет воздействовать на сознательно-подсознательный уровень и в комплексном лечении приводит, в первую очередь, к гармонизации эмоциональной сферы и нормализации сна, в дальнейшем - нормализации психофизиологических показателей. Кроме того, воздействие электромагнитного излучения КВЧ-диапазона сочетается с любой медикаментозной терапией.
Лечебный эффект аутооптических методов квантовой терапии (аутофотонной терапии) обеспечивается воздействием на организм отраженным от зеркальной поверхности собственным продуцируемым биологическими тканями тела излучением.
67
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Технология основана на способности всякого живого организма в процессежизнедеятельности излучать поля в широком диапазоне длин волн.
Аутофотонная терапия проводится курсом, например, 10 сеансов по 10-12 минут ежедневно. Пациенты находятся под зеркалами, расположенными продольно относительно тела, в затемненном помещении, обнаженными.
Проведенные наблюдения, в первую очередь, позволяют отметить общую положительную динамику в состоянии пациентов (по их личным оценкам), характеризующуюся в появлении после процедур состояния бодрости, работоспособности, подвижности, нормализации сна, психо-эмоциональной стабилизации. В процессе курсов имело место наличие отдельных периодов спада и обострения хронических заболеваний. Отмечено положительное влияние процедур на психо-эмоциональный статус пациентов (появление толерантности к раздражающим внешним ситуациям, желание хорошо выглядеть и др.)
Таким образом, существующие медицинские технологии дают вполне реальную возможность восстановить у суицидента его индивидуально-нормальную, исходную интеграцию показателей психофизиологического состояния, исключить отклонения того или иного показателя уровня внутренней среды организма при психосоматических нарушениях.
Приоритетными направлениями стратегии профилактики самоубийств в системе здравоохранения должны стать: улучшение диагностики психических заболеваний, распознавание и оценка психосоциальных факторов стресса, адекватное лечение, последующее наблюдение и реабилитация психических больных, склонных к суицидам, и лиц в кризисном состоянии.
В связи с вышеизложенным необходимо создание национальных программ по планированию и ускорению реализации специфических стратегий превенции самоубийств и проведению мониторинга оценки психофизиологического здоровья населения.
На начальном этапе обучения в условиях во многом неопределенных обстоятельств преимущественное влияние на целостность интегративных структур студентов обеих выборок оказывают врожденные, относительно устойчивые базовые комплексы: у юношей это в первую очередь свойства нервной системы, у девушек - свойства темперамента.
В дальнейшем у девушек выявлено сбалансированное участие природных и социальных уровней в регуляции поведения и деятельности, что, очевидно, является позитивным компенсаторным эффектом, уменьшающим уязвимость женщин по отношению к неблагоприятным внешним и внутренним воздействиям за счет оптимального (равномерного) расходования биопсихосоциального энергетического потенциала.
У юношей овладение сложной деятельностью, связанное с приобретением новых познавательных мотивов, целесообразных умений, планов, схем и способов поведения, сопровождается активизацией, прежде всего, более высоких и сложных сфер психики (социальных подструктур). В связи с функциональными особенностями синергетических процессов индивидуальности (прогрессирующей автономизацией природных и социальных уровней) мужчины платят большую цену за адаптационное напряжение, так как без достаточных мобилизационных ресурсов природных уровней, без глубинных структурных перестроек быстрее наступает истощение энергетических ресурсов организма.
Таким образом, суть «женской» адаптационной стратегии состоит в способности интегральной индивидуальности синхронно перестраиваться в соответствии с условиями изменяющейся среды, в равной степени используя ресурсы всех подсистем, усиливая взаимодействие и взаимовлияние параметров биологических программ и характеристик процесса социализации. У мужчин в процессе приспособления к новым усложненным условиям деятельности наблюдается переход от преимущественно генотипической детерминации к социальной, т. е. новые задачи решаются в основном на высших уровнях, обеспечивающих произвольную регуляцию психики и поведения.
Тендерные различия в синергетических процессах психологической адаптации
Йорданов А.Ф. (г. Пятигорск)
При анализе сложных систем синергетика исследует модели, позволяющие понять и выделить как более существенные механизмы «организации порядка», так и избирательную неустойчивость, вероятностный отбор, конкуренцию или синхронизацию подсистем. Нами была предпринята попытка исследовать взаимодействие природных и социальных уровней системной организации ген-дерной индивидуальности студентов в условиях приспособления к новой усложненной деятельности на начальном этапе обучения в вузе.
Оказалось, что в мужской выборке природные уровни ввиду жесткого контроля со стороны врожденных генетических программ, ограничивающих их модификационный потенциал, оказались более консервативными, чем у женщин, а значит, менее проницаемыми для средовых влияний, в том числе педагогического характера.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.