logo
psicho T2

Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода

Логвинов И.Н., Сарычев СВ. (г. Курск)

Актуальность проблемы лидерства в наши дни обусловлена решением тех сложнейших задач, вставших перед современ­ным российским обществом, что повышает интерес к данному феномену. Динамичные процессы, которые происходят обще­ственной и политической жизни страны, ведут к возникновению напряженных и экстремальных ситуаций в общественной жизни, а, следовательно, и в жизнедеятельности групп и коллективов. Одним из ведущих факторов, благодаря которому группа спо­собна эффективно им противостоять, по мнению А.С. Чернышева и СВ. Сарычева (2000) выступает именно лидерство в малых учебных группах.

Научный анализ социально-психологических механизмов ли­дерства в молодежной учебной группе дает возможность углубить изучение групповых феноменов, раскрыть групповые потенциалы и создает условия для разработки рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, про­фессиональных учебных заведениях и молодежных организациях.

Поэтому целью настоящего исследования было изучение с позиции тендерного подхода композиции и типа лидерства в молодежных учебных группах.

В качестве объекта исследования выступил феномен молодеж­ного лидерства в малой учебной группе.

В качестве респондентов в исследовании выступили лидеры -учащиеся восьмых - девятых классов муниципальных образова­тельных учреждений г. Курска. В целом, объем выборки составил 126 старшеклассников-лидеров обоего пола.

Предметом исследования являются композиция лидерства, а также типы лидерства с учетом тендерного фактора.

Согласно полученным данным, в композиции молодежного лидерства в учебных группах относительно доминируют лица женского пола.

Кроме того, на основании результатов изучения типов ли­дерства, мы можем констатировать тот факт, что ведущим типом лидерства среди девушек-лидеров является. Ведущим типом лидерства юношей-лидеров является также абсолютный (но со значительно меньшей разницей в удельном весе).

Сравнение распределения типов лидерства среди юношей-лидеров и девушек-лидеров позволило установить факт относи­тельного преобладания абсолютных лидеров женского пола над соответствующим типом лидерства респондентов мужского пола.

В целом же, можно констатировать факт доминирования абсолютного лидерства над парциальным в молодежных учебных группах.

Заметим, что среди юношей-испытуемых относительно больше парциальных лидеров, чем среди девушек - лидеров.

Доминирование среди лидеров респондентов женского пола обусловлено, с одной стороны, тем фактом, что среди исследован­ных респондентов большинство принадлежит именно девушкам. С другой стороны, это свидетельствуете большей активности девушек в учебной, трудовой и досуговой деятельности по сравнению с юношами.

Этими же факторами обусловлено, по нашему мнению, пре­обладание девушек среди абсолютных лидеров. Превалирование абсолютного типа лидерства как среди девушек-лидеров, так и среди респондентов мужского пола, скорее всего, является след­ствием необходимости успешно оперативно решать возникающие общегрупповые разноплановые задачи. А с этим более эффективно справляются именно лидеры абсолютного типа.

На основании анализа результатов исследования композиции и типов лидерства в молодежных учебных группах мы можем констатировать факт доминирования девушек среди лидеров в молодежных учебных группах. Кроме того, данные исследования свидетельствуют о преобладании абсолютных лидеров над парци­альными. При этом тендерный фактор выступает одним из условий эффективного молодежного лидерства.