«Развивающего» обучения.
Нечаев Н.Н. (г. Москва)
С эпиграфа «Возможно, что этому примера нет, как нет цветка в семени. И все же в семени есть неизбежность цветка (Рабиндра-нат Тагор)» начинается замечательная работа филолога-классика О.М. Фрейденберг «Введение втеорию античного фольклора», в которой автор на огромном фактическом материале показывает, что, несмотря на коренные изменения характера жизни общественного человека, происходящие при смене исторических эпох, мифологемы первобытного сознания, казалось бы, полностью утрачивая свое со-
378
з-н
держание, остаются,тем не менее, внутренними формами культуры современного человека. И естественно возникает вопрос: насколько оправданно использовать понятие развития, сформировавшееся под влиянием исследований в сфере естествознания, и прежде всего в биологии, в самой психологии? Есть ли в психической деятельности человека те «семена», в которых содержится «неизбежность цветка» - развитые формы его сознания: произвольная память и внимание, продуктивное мышление и творческое воображение, личностные качества, и т. д., и т. п.? Или речь должна идти лишь об индивидуальном воспроизводстве в его деятельности тех форм общественного сознания, которые как «идеальные» формы уже имеются в наличии и лишь «предлагаются» для усвоения каждому «входящему» в этот мир индивиду в процессе его обучения?
ПослефундаментальныхработЛ.С. Выготского проблема взаимосвязи обучения и психического развития стала традиционной для отечественной педагогической психологии. До настоящего времени то или иное ее решение во многом определяет «и стратегию, и тактику» экспериментальной разработки и образовательных программ в целом, и их отдельных фрагментов: учебных дисциплин, курсов, модулей, учебныхтем и т. п.
Особенно рельефно данная проблема представлена в различных концепциях развивающего обучения. В зависимости от того, что понимается под развитием, строятся разные подходы к организации обучения. Однако, как неоднократно подчеркивал в свое время В.В. Давыдов, один из ведущих отечественных теоретиков и практиков развивающего обучения, в принципе любое разумно построенное обучение в той или иной степени способствует развитию различных форм познавательной деятельности и личности в целом и поэтому термин «развивающее обучение» остается пустым до тех пор, пока он не наполняется описанием конкретных условий его реализации по ряду существенных показателей.
В целом ряде публикаций В.В. Давыдов отмечал, что нельзя говорить о развивающем обучении «вообще», всегда необходимо четко выделять и сопоставлять разные его типы, соотносить их с определенными историческими условиями их возникновения. Если обществу требуется формирование улюдей нового круга способностей, то для этого, - писал В.В. Давыдов, - создается такая система воспитания и обучения, которая более или менее эффективно организует функционирование новых видов деятельности обучаемых, обеспечивающих тем самым «статистически достоверное» появление у них требуемых психологических новообразований.
Такой во многом правомерный взгляд на объективную историчность любых систем развивающего обучения, и вызываемых ими «к жизни» психологических новообразований, необходимость которых определяется потребностями общественного развития, заставляет «сгладить» остроту полемического противопоставления традиционному обучению различных вариантов «развивающего» обучения - будь то система Ш.А. Амонашвили, ставящая во главуугла «педагогику сотрудничества» или «школа диалога культур» B.C. Библера, призванная в конкретной практике усвоения учащимися того или иного учебного предмета моделировать процесс исторического развития социально-культурных способностей человека. Столь же естественны в этом ряду и дидактическая система Л.В. Занкова, и система развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
Должно стать очевидным, что так называемое традиционное обучение, казалось бы, лишь рафинирующее в школьном обучении так называемое «рассудочное» или эмпирическое мышление, характерное для дошкольника, тоже когда-то было развивающим
- прежде всего по отношению к тем общественным запросам, которые были актуальными в эпоху первой промышленной революции, когда формирование такого типа мышления стало общественно востребованным. По сути, системное педагогическое осмысление условий формирования именно этого типа мышления мы находим в трудах Яна Амоса Коменского, которые, как любая классика, именно в силу этого до сих пор сохраняют и свою свежесть, и актуальность, как не покажется это кому-то странным. Прежде всего потому, что и в наше время на Земле есть регионы массовой неграмотности, условия жизни в которых, приближаются к характерным для Западной Европы эпохи Великих географических открытий. В этих условиях обучение по Коменскому является и эффективным, и действительно развивающим.
Но, встав на эту позицию, мы должны сделать следующий теоретически трудный шаг в понимании оснований «развивающего» обучения: определить правомерность сохранения в педагогической психологии самого понятия развития, если история культурно-исторического развития человечества систематически показывает нам, что психика человека, различные формы его сознания, являясь общественным продуктом, не развиваются, а лишь меняются, т. е. формируются в зависимости от содержания той конкретной деятельности, которая выпадает на долю каждого конкретного субъекта и конкретной исторической эпохи, и конкретной исторической общности.
Напомним, что в концепции развивающего обучения, разработанной В.В. Давыдовым, учебной деятельностью называется не любая деятельность, происходящая в классе во время урока, а лишь та, которая нацелена на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных по форме теоретического знания. И, следовательно, формально говоря о развитии мышления учащихся начальных классов, сторонники данной концепции, по сути дела, реально имеют дело с процессом формирования новых способов их умственной деятельности, адекватных целям и задачам обучения и лишь меняющих (а не развивающих) ранее сформированные или стихийно сформировавшиеся психологические возможности дошкольника.
Из этого следует, что парадигмой любого обучения, определяющей его эффективность и «развивающий» потенциал, должно стать осознанное понимание целевых задач формирования тех психологических новообразований, которые необходимы для успешного осуществления деятельности, значимой для данного периода жизни, формирования, в процессе которого происходиттрансформация всей системы сформированных ранее психологических возможностей и способностей, в которых, как бы нам не хотелось верить, не содержатся «семена» будущей развитой деятельности.
Но как неоднократно было показано в исследованиях, проведенных нами в рамках теории П.Я. Гальперина о планомерно-поэтапном формировании умственных действий и понятий, успешность этого процесса прежде всего определяется адекватностью мотива ционной основы деятельности учащегося целевым установкам организаторов процесса усвоения, содержательностью и полнотой ориентировки учащегося в условиях нового действия и планомерностью поэтапной отработки формируемого психологического новообразования. Всвою очередь такое новообразование делается условием для формирования следующих умственных действий и понятий, входе которого оно закономерно трансформируется, входя в систему сложившейся и постоянно изменяющейся умственной деятельности.
379
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
С этой точки зрения говорить о процессе развития психики становится весьма проблематично. Психика - меняется, психика - трансформируется, но не является субъектом развития. Субъектом развития является общественный индивид, который на определенной стадии делает и «свою» психику объектом развития, т.е. более или менее сознательно изменяет свою деятельность, и свое сознание.
«Переозначивание» и «переосмысление» жизненных принципов как механизм личностного саморазвития человека
НизовскихН.А. (г. Киров)
Актуальность исследования механизмов саморазвития человека определяется тенденциями современной жизни, среди которых особо значимы ускорение экономических и социальных изменений, распространение массовой культуры, стандартизация жизни. В этих условиях умение человека гибко управлять своим развитием во многом обеспечивает его социальную успешность, психологическое благополучие, духовный рост. Современный человек «готов» к саморазвитию, о чем свидетельствует быстрое распространение в разных странах специальных семинаров и тренингов, нацеленных на содействие личностному росту. Вместе с тем до настоящего времени в психологии саморазвития остаются недостаточно разработанными многие вопросы, в том числе проблема механизмов личностного саморазвития.
В качестве начала детерминирующего саморазвитие выступает сам человек как личность (Бьюджентал Д., Келли Д., Маслоу А., Мэй Р., Олпорт Г., Ялом И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Анцыфе-рова Л.И., Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Петренко В.Ф. и др.). Человек становится личностью постольку, поскольку участвует в собственном развитии (Мэй, 2001); и личность есть то, что «человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь» (Леонтьев А.Н., 1977). Органом саморазвития человека является сознание, посредством которого человек может влиять на свою эволюцию. Последнее позволяет утверждать, что к изучению личностного саморазвития может быть применен психосемантический подход, развиваемый В.Ф. Петренко. В рамках данного подхода личность определяется и исследуется «как носитель определенной картины мира, как некоторый микрокосм индивидуальных значений и смыслов» (Петренко, 2005), а главной задачей данного подхода выступает изучение категориальных систем индивидуального сознания, влияющих на процессы жизнедеятельности субъекта.
В проводимых нами исследованиях, реализующих психосемантический подход В.Ф. Петренко, мы определяем личностное саморазвитие как специфическую деятельность человека по созданию качественно нового в своем сознании, отношениях, переживаниях и поведении, осуществляемую в соответствии с жизненными задачами и внутренними побуждениями при помощи специальных психологических средств. В данной трактовке личностного саморазвития, опирающейся на идеи многих авторов, среди которых Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Д.А.Леонтьев, М.К. Мамардашвили, B.C. Мухина, Н.И. Непомнящая,
В.Ф. Петренко, В.А.Петровский, В.И. Слободчиков и др., принципиально то, что личностное саморазвитие осуществляется при помощи социокультурных по своей природе средств как орудий и способов воздействия человека на самого себя с целью достижения направленных самоизменений. В совокупности комплекс средств личностного саморазвития выступает как его психотехника.
Важнейшим средством личностного функционирования и саморазвития человека являются его жизненные принципы (правила). Имплицитные жизненные принципы - это набор ценностных установок, суждений, в которых содержатся не только ответы на важнейшие вопросы человеческого бытия, но и система относительно устойчивых интенций человека. Представленная в жизненных принципах система ориентации выступает как жизненная философия, идеология личности; она присуща всем людям, независимо от степени ее отрефлексированности. Конструктивное и деструктивное в отношении человека к себе, другим людям, миру в значительной степени «программируется» «языком» жизненных правил. Психологическимсубстратомжизненных принципов выступают развернутые речевые высказывания, что создает возможность их психосемантического исследования, поскольку высказывание является носителем значения (Л. Витгенштейн и др.).
Главными теоретическими основаниями положения о «переозначивании» и «переосмыслении»жизненных принципов как меха-низмеличностного саморазвития являются: 1) семиотическая трактовка сознания А.Н. Леонтьева, в которой генезис и трансформация значения, как образующей сознания, рассматриваются в качестве механизма изменения и трансформации сознания; 2) понимание значения как превращенной формы деятельности (А.Н. Леонтьев, В.Ф. Петренко) и как позиции человека в мире (Б.Д. Эльконин). Изменить себя - это значит прежде всего изменить свою жизненную идеологию, заключенную, в частности, в правилах жизни. М.К.Мамардашвили в случаях жизненных затруднений советует: «Вглядись в свой собственный нрав и измени себя. Эмпирические обстоятельства здесь ни при чем. Они есть лишь внешняя форма проявления того, что уже решилось, разыгралось в идее» (2000). Г. Дейвис, представляя психотехники, выработанные ею за более чем двадцатилетний период психологической подготовки спортсменов самого высокого класса, также подчеркивает роль мышления и пишет о том, как «важно понять, что ум работает, используя речь и изображение, и что именно содержание и визуализации нашего внутреннего диалога определяют, как мы идем по жизни» (2005). Количество книг, объясняющих читателю «как стать счастливым», «преуспевающим», «как научиться высокоэффективному мышлению» и т.п., в настоящее время возрастает (см. напр.: Э. Берн (1992), Г. Дейвис (2005), Д.Карнеги (1990), Р. Кох (2005), К. Майер (2004), Ф. МакГро (2004); М. Мольц (1992), Ф. Перлз, Р. Хефферлин, П. Гудмэн (1993), Дж. Рейнуотер (1993), И. В. Рыбкин (2005), Г. Селье (1982), Э. Шостром (1992), У. Шутц (2004) и др.). Авторы из числа профессиональных психологов и психотерапевтом не только исследуют «правила» и представленную в них философию жизни, но также описывают, как можно научиться новым способам поведения с помощью специальных технологий. Конечно, подобные книги не единственный и не главный источник формирования и осмысления жизненных принципов в «практике себя» (термин М. Фуко). Таким источником для человека в пределе выступает вся мировая культура (произведения мысли, искусство, религия), предполагающая «соучастность с другими» (М.К. Мамардашвили). Вопрос в том, кого человек выберет в качестве этих других.
380
з-н
Профессиональная деформация личности современного практикующего психолога
НикитченкоТ.Г. (г. Краснодар)
Неттаких занятий, которые не воздействовали бы наличность человека. Даже лежание на диване (вспомним Обломова) может превратиться в тот стержень, вокруг которого будут происходить психологические изменения.
А поскольку, по статистическим данным, работа занимает у современного человека в среднем почти четверть времени его жизни (18 лет из 80), ее влияние на личность особенно заметно и даже имеет терминологическое обозначение -«профессиональная деформация личности».
Процесс такой деформации можно отследить только лонгитюд-ным методом, так как сравниваются здесь проявления и свойства одного и того же человека на разных этапах его профессионального становления. Однако существует профессия, в которой деформация подлежит еще одному способу обнаружения и изучения: это профессия психолога. Люди, выбравшие для себя эту сферу активности, постоянно находятся в состоянии рефлексии. И информация, которую они при этом получают, может стать предметом анализа и обобщения в схему процесса профессиональной деформации специалистов в области психологии. Л.А. Петровская утверждает, что «именно психолог, его личность является главным инструментом практической психологической работы. Среди составляющих успеха в работе психолога названы и профессиональное мастерство, и полная отдача, но главным оказывается любовь к человеку. В контексте подобного подхода естественны обращения психолога к анализу собственной личности и их влияния на эффективность практической работы: «Если я потерял веру, если меня одолевают сомнения, смогу ли поддержать веру в другом?» (Петровская Л.А. Предисловие//Загайнов R Проклятие профессии: Бытие и сознание практического психолога. М., 2001. с. 4-5).
Остановимся на том направлении профессиональной деформации личности современного практикующего психолога, о котором говорят и пишут многие из представителей этой профессии. Назовем его синдромом оравнодушивания.
Степени развития данного синдрома могут быть различными в зависимости от стажа работы, от интенсивности графика, от проблем, с которыми работает данный психолог, от его личностных особенностей и от многих других факторов. Однако на любой стадии деформации в данном направлении психологи отмечают потерю интереса к проблемам и личностям своих клиентов, стремление как можно сильнее отгородиться от него набором выработанных практических навыков помощи, постоянную тенденцию к сведению конкретной проблемы к определенной схеме, а клиента - к определенному типу (то есть абстрагирование от ситуации «здесь и теперь» в ситуацию «везде и всегда»).
Обратимся за иллюстрацией последнего утверждения к профессиональному фольклору психологов-психологическим анекдотам (поскольку фольклор - это элемент общественного сознания, демонстрирующий взгляды,убеждения, привычки, модели поведения, свойственные создавшему его народу и кристаллизовавшиеся в течение долгого времени, будем считать, что в этих анекдотах сконцентрирован процесс самопознания и самоанализа всего психологического «народа»):
Автоответчик:
«Добро пожаловать на горячую линию срочной психологической помощи! Если вы слишком импульсивны - несколько раз быстро нажмите 1. Если вы чувствуете себя зависимым - попросите кого-нибудь нажать 2. Если вы чувствуете в себе множество личностей -нажмите 3,4,5 и 6. Если у вас мания преследования - мы знаем, кто вы и чего хотите, просто никуда не уходите, а мы пока отследим ваш звонок. Если вы шизофреник - слушайте внимательно, и тихий голос подскажет вам, какую цифру нажать. Если у вас депрессия -неважно, что вы нажмете... никто все равно не ответит».
Если это стало анекдотом, значит, по крайней мере мысли подобные психологов посещают. А если такие мысли имеют место быть, значит, у них есть свои причины. Таким образом реализуется защита психолога от обступающих его день за днем чужих неурядиц, бед, страданий. Однако может ли психолог себе позволить такую защиту?
Вот что пишет по этому поводу видный практический психолог нашего времени Рудольф Загайнов:«... признаю: все так и есть -любви во мне стало меньше!
Можно оправдать себя, обвинив в данных моих личностных изменениях те же поражения и связанные с ними переживания, отдельных разочаровавших в себе людей и что-то еще. Но в главном виноват я сам - я допустил эти трагические изменения в себе самом, я стал менее способным любить человека, и именно это привело к тому, что во мне стали меньше нуждаться, чем в те мои счастливые годы!» (Загайнов Р. Проклятие профессии: Бытие и сознание практического психолога. М., 2001. с. 8).
Приходим к выводу, что деформация в направлении оравнодушивания вредна не только клиентам психолога, но и ему самому - как профессионалу и как человеку.
Как не допустить ее наступления или излечиться в случае, если она уже произошла? Рецептов здесь быть не может. Потому что любой психолог, как и каждый его клиент,- уникален. А значит «всегда и везде» не сработает. Нужно искать.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.