logo
psicho T2

Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков

МаксименкоЖ.А., Маркина А.В. (г. Москва)

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 07-06-00543А

При всем многообразии подходов к проблеме Я-концепции, существует общепризнанное понимание ее как трехуровневой структуры: когнитивный компонент, аффективный, поведенческий. Я-концепция-сознательно-подсознательное образование, регуля­тор социально-адаптивного поведения личности (Налчаджян А.А., 1988). В нашей работе мы обращаемся к изучению осознаваемой когнитивной области Я-концепции.

Особенности Я-концепции и ее отдельных подструктур явля­ются показателями того, как адаптирована личность к социальным условиям своего существования. Экспериментальное подтверж­дение нашла важность высокого уровня осознавания Я-концепции субъектом. В работе И.С. Кона приведены результаты эксперимен­тальных исследований, свидетельствующие о том, что люди с более высоким уровнем самоосознания лучше контролируют собственное поведение, приводя его в соответствие целям, социальным нормам и т.д. (Кон И.С, 1983), а значит, являются более социально адапти­рованными.

Генезис Я-концепции осуществляется в процессе самоак­туализации личности посредством интеграции ее в социальный мир благодаря общению и собственной активности человека, тесно связанной с мотивацией и личностными смыслами субъекта. Я-концепция рождается через столкновение «Я» субъекта с мотива­ми, опредмечивающими потребность в самореализации личности (Пантилеев C.R, 2003). Становится очевидной ее тесная взаимосвязь с коммуникативной сферой жизнедеятельности человека.

В свою очередь, успешность в коммуникативной деятельности является одним из основных качеств, востребованных современной социальной ситуацией: как на личностном, так и на общественном уровнях. Поэтому расширение представления о факторах, связан­ных с ее реализацией, обеспечивающее возможность направлять и формировать коммуникативную успешность, представляется важной психологической проблемой, востребованной современной практикой.

Анализируя проявление успешности в коммуникативной деятельности, мы опирались на смежные направления в изучении таких явлений, как социальная компетентность, лидерские способ­ности и социальная одаренность (Калинина Н.В., 2006; Яковлева Е.Л., 1996, Гришанова И.А., 2001, Богоявленская Д.Б., 1999), что привело к пониманию «двуплановости» коммуникативной успешности: она проявляется в операциональном плане в виде актуальных успехов и во внутриличностном плане в виде потребности в общении.

В связи с вышесказанным, экспериментальная проверка на­личия или отсутствия коммуникативного успеха должна включать в себя измерение не только возможностей и способностей субъекта, но и предрасположенности человека к этому виду деятельности, а также изучение сопутствующих личностных характеристик.

Содержаниелюбой деятельности, в т. ч. коммуникативной, не­возможно отделить от задач развития, поэтому мы рассматриваем особенности не абстрактной (по отношению к возрасту) личности в

323

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

ситуации коммуникации, но особенности подростка. Вэтом возрасте оба интересующих нас явления становятся особенно актуальными: с одной стороны, общение является ведущим видом деятельности подросткового возраста, с другой стороны, усиливается внимание молодых людей к собственной личности.

Мы предполагаем, что структурно-содержательные компонен­ты Я-концепции коммуникативно успешных подростков отличаются приоритетностью качеств, обеспечивающих эффективность ком­муникативной деятельности, таких как: общительность, высокий интеллектуальный уровень, способность к эмпатии, настойчивость, ответственность, целеустремленность. Отражение вышеуказанных самохарактеристик в Я-концепции подростка весьма вероятно, т. к. человек испытывает удовлетворение от того, что он выбрал определённый вид деятельности и может делать это хорошо, в связи с чем личностныехарактеристики, способствующие успешно протекающей коммуникативной деятельности, будут представлены в сознании субъекта.

В нашем исследовании принял участие 241 подросток в возрасте 14-17 лет. Коммуникативная успешность определялась нами по совокупности показателей социометрического статуса (социоме­трическая методика Дж. Морено) и шкалы «Контактность» методики «САМОАЛ» (.Н.Ф.Калина). Приоритетные структурно-содержательные компоненты Я-концепции нашли отражение в названии шкал моди­фицированного варианта методики Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн. Если тремя приоритетными компонентами Я-концепции испытуемого являлись качества «общительность», «эмпатия», «интеллект», «на­стойчивость», «ответственность», «целеустремленность», то ему присваивалось 3 балла, если эти компоненты были представлены двумя качествами - 2 балла, если присутствовало только одно качество -1 балл, и ни одного - 0 баллов.

При делении на группы испытуемые распределились сле­дующим образом: 51 человек в группе коммуникативно успешных (высокий социальный статус и высокий уровень потребности в общении) и 190 человек, не показавших высокого уровня успеш­ности в коммуникативной деятельности.

Полученные данные обработаны с помощью программы «Statistica 6.0». Для определения различий между группами мы использовали t-критерий Стьюдента. Испытуемые из группы ком­муникативно успешных подростков чаще характеризовали себя качествами, способствующими успешно протекающей коммуни­кативной деятельности (t=2,50; p<0,01).

Таким образом, очевидна взаимосвязь осознаваемого когни­тивного компонента Я-концепции и эффективности коммуникатив­ной деятельности. Помогая подростку повысить степень осознания и важности личностных самохарактеристик, способствующих про­теканию коммуникативно успешной деятельности, таких как «общи­тельность», «эмпатия» и др., мы получаем возможность повышать уровень успешности в этом виде деятельности.