Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
Козлова И. /-/., Васильева О. С.
Последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета как в профессиональной, так и обыденной жизни десятков миллионовлюдей. Через Интернет делаются покупки, происходит общение, берется информация о всех аспектах жизни, кажется, нет такого аспекта в жизни, который не затронул бы Интернет. Все это привело к тому, что для современного общества стала актуальной проблема патологического использования Интернет.
В середине 90-х гг. XX века для обозначения этого явления А. Голдберг (1996) предложил термин «Интернет-аддикция» (современные синонимы: нетаголизм, виртуальная аддикция, Интернет-поведенческая зависимость, избыточное/патологическое использование интернета и др.), а также набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета, построен-
112
з-н
ный на основе признаков патологического пристрастия к азартным играм (гемблинга). Согласно западным источникам, распространенность этого расстройства составляет от 1 до 5 % населения (Griffits, 2000; Young, 1998); в России также отмечается неуклонный рост «нетаголиков» (Войскунский, 2004).
В настоящее время актуальность исследования проблемы интернет-зависимости становится все более очевидной в связи с ростом количества интернет-пользователей в России и в мире.
Подтверждаются данные о том, что сравнительно часто среди лиц, страдающих интернет-зависимостью, встречаются злоупотребляющие алкоголем, патологические игроки или любовные/ избегания аддикты.
Обобщив результаты разных исследований, можно привести следующий список черт Интернет-аддикта: сложности в принятии своего физического «Я» (своего тела); сложности в непосредственном общении (замкнутость); склонность к интеллектуализации; чувство одиночества и недостатка взаимопонимания (возможно, связанное со сложностями в общении с противоположным полом); низкая агрессивность; эмоциональная напряженность и некоторая склонность к негативизму; наличиехотя бы одной фрустрированной потребности; независимость выступает как особая ценность; представления об идеальном «Я» недифференцированы, завышены или даже нереалистичны; самооценка занижена; склонность к избеганию проблем и ответственности.
Одним из важнейших негативных последствий интернет-зависимости является ущерб нетолько производственной деятельности, но и социальной активности. Аддиктивная реализация в интернете становится суррогатом межличностных контактов, нарастает изоляция от последних в реальной жизни. Интернет-аддикты считают, что с человеком легче общаться «онлайн», чем лично.
Интернетявляется идеальным исследовательским инструментом, телеконференции позволяют специалистам, находящимся на большом расстоянии друг от друга, совместно обсуждать различные проблемы, с помощью Интернета решаются многие образовательные программы, люди с ограниченными возможностями и нуждающиеся в общении с единомышленниками, могут использовать коммуникативные возможности Интернета, электронная связь обладает значительным скоростным преимуществом перед обычной почтовой связью и т. д.
Несмотря на бесспорную пользу, которую приносит человечеству Интернет, проблемы, рассматриваемые нами, иллюстрируют оборотную сторону развития современных технологий, бросающих новые вызовы глобальному здоровью населения Земли, и свидетельствующие о необходимости их своевременного позитивного решения. В связи с этим представляется актуальным исследования представления об интернете, интернетзависимости и энтернетзави-симых, а также о причинах зависимотсти и путях ее преодаления.
Нейропсихологические
показатели памяти и структурные особенности гиппокампа
Козловский С. А., Скворцова В. Б., Вартанов А. В.,
Созинова Е. В., Пирогов Ю. А. (г. Москва)
исследование поддержано грантом РФФИ № 05-06-80362
На основе комплексного нейропсихологического тестирования памяти и МРТ-исследования структурных особенностей гиппокама проанализированы взаимосвязи специфики функционирования памяти со структурными изменения гиппокампа в возрасте инволюции. Применялись методики исследования памяти, предложенные А.Р Лурия (1969),Ж. М. Глозман (1999), Д. Векслера (Wechsler, 1997), А.П. Бизюка (2005). В исследовании приняло участие 26 испытуемых в возрасте от 60 до 85 лет. На томограммах выделялись части изображения, относящиеся к гиппокампу. По методике предложенной Дуверным (Duvernoyetal., 2005) каждый гиппокамп был разделен на головку (35 % по продольной оси), тело (45 %) и хвост (20 %). Для гиппокампа в целом и для каждой из данных гиппокампаль-ных структур был подсчитан объем. Далее вычислялись ранговые коэффициенты корреляции Спирмена между объемами различных частей правого и левого гиппокампов и показателями проведенных нейропсихологических тестов. В итоге был выявлен ряд значимых (р<0,05) зависимостей.
Так, было обнаружено, что наличие семантических ошибок в тесте на воспроизведение вербальной информации положительно коррелирует (0,643) с объемом головки левого гиппокампа. Кроме того, положительная корреляция (0,643) получена между объемом головки левого гиппокампа и возрастанием числа замен в тесте на семантическое кодирование. В тесте, в котором испытуемый запоминал слова, объединённые в группы, нарушение порядка предъявленных слов при воспроизведении после гомогенной интерференции положительно коррелировало (0,497) с объемом головки правого гиппокампа.
Объем тела левого гиппокампа коррелировал (0,414) с успешностью выполнения теста «пиктограмма». Объем хвоста левого гиппокампа положительно коррелировал (0,501) с нарушением порядка воспроизведения геометрических фигур в тесте на зрительно-пространственную память. Также обнаружена положительная корреляция (0,457) с объемом воспроизведения в тесте на зрительную память: испытуемому предлагалось узнать искомые 12 предметных картинок среди новых после гомогенной интерференции в виде 12 геометрических фигур. Значимая отрицательная корреляция (-0,433) получена для шкального балла невербального теста на рабочую память.
113
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Коммуникативная компетентности личности
Козьяков Р. В. (г. Москва)
Проблема эффективности коммуникативной деятельности приобрела в последнее время большое значение. Недаром многие исследователи, в частности Г. Г. Почепцов и др., XXI век называют веком коммуникации.
В современном обществе возникла необходимость подготовки специалиста, владеющего научными навыками коммуникации, способного самостоятельно с полной мерой ответственности принимать нестандартные решения (коммуникативного компетентного профессионала).
Рассматривая различные аспекты профессиональной компетентности, авторы многочисленных исследований обосновывают роль и значение ее коммуникативной составляющей.
Анализируя литературу, можно констатировать, что в науке не существует однозначного понимания коммуникативной компетентности, тем не менее, многие признают ее значимость и важность в деятельности.
Нами коммуникативная компетентность понимается как совокупность знаний, умений, навыков коммуникации и личностная готовность необходимые для эффективного осуществления коммуникативной деятельности.
На основе теоретического анализа работ Ю. Н. Емельянова мы разработали схему источников развития коммуникативной компетентности.
Источниками стихийного развития коммуникативной компетентности являются: жизненной опыт, искусство, общая эрудиция.
Источниками целенаправленного развития коммуникативной являются: изучение л итературы по теории коммуникации, решение коммуникативных задач, тренинг коммуникативной компетентности, практическая реализация коммуникативной компетентности в ходе практик и практикумов.
Развитие коммуникативной компетентности может осуществляться стихийно в процессе жизни, субъекта в современном обществе и целенаправленно, в процессе специально организованной работы.
С целью выявления возможности целенаправленного развития коммуникативной компетентности нами проводилась работа по целенаправленному развитию.
Правовое сознание и правовой менталитет
Кокуев А. А. (г. Ростов-на-Дону)
В теории и философии права традиционно принято считать, что правосознание связанно с нравственным и политическим сознанием индивида (С.С. Алексеев, 1995). Однако необходимо всегда помнить о том, что нравственное сознание формируется в системе общественных отношений как проблема выбора между «добром» и «злом». Правосознание формируется одновременно сформирование государства и права. Право возникло и развивалось в неразрывной связи со становлением человека как субъекта имущественных, экономических и т. д. отношений. С подобной точки зрения право устанавливало принцип формального равенства среди фактически неравных субъектов. Вто же время право развивалось и усложнялось в связи с невозможностью регулирования общественных отношений обычаями, моральными принципами отдельных человеческих общин. В целом «...право выступает как фактор гармонизации личных интересов людей с общественной необходимостью, как фактор социальной регуляции индивидуального поведения» (М.И. Еникеев, 1997). Правосознание возникает и развивается в тесной связи с развитием этой сферой социальных отношений. «Правосознание ограничивает свои оценки правовой сферой. ...Если все правовые отношения могут подлежать моральной оценке, то моральные отношения зачастую не могут быть оценены в правовых категориях» (Е.А.Лукашева, 1973). Таким образом, нравственное, моральное сознание субъекта социального взаимодействия более широкая категория, нежели правосознание. Правосознание «вырастает» из нравственного сознания, всегда взаимодействует с ним, но это взаимодействие весьма сложно и противоречиво.
В философии права достаточно распространённой является точка зрения, что именно право является нормативной формой выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях (B.C. Нерсесянц, 2000). Именно признание формального равенства за неравными по различным критериям индивидами (имущественным, половым, расовым и т. д.) имеет универсальное значениеи является отличительной способностью правового способа регулирования общественных отношений. Подобное понимание права включает в себя и такой критерий, как справедливость. Право по определению всегда справедливо и только право справедливо (B.C. Нерсесянц, 2000). Мы полагаем, что категория «право», возникая из «справедливости», неразрывно сосуществуя и взаимодействуя, образуют не тождество, но единство. Такжеи нравственное сознание, осознание справедливости и правосознание будут тесно взаимосвязаны, но нетождественны друг другу. Понимая, что категория «справедливость» гораздо шире категории «право», а последнее не сводимо к «законам», мы полагаем, что только определение закона как формализованного выражения права, даёт возможность эмпирического изучения правосознания.
Мы полагаем, что для лучшего понимания соотношения правосознания и нравственного сознания, для понимания источников правосознания, а также для изучения его содержания необходимо использование понятия «правовой менталитет». Данное понятие пока не является устоявшимся ни в психологии, ни в смежных отраслях человекознания. Понятие менталитет соотносимо с понятием национальный характер. Национальный характер, можно определить какспецифическоесочетаниедоминирующихличностных особенно-
114
з-н
стей представителей того или иного этноса или как господствующие в данном обществе ценности, нормы, установки. В таком случае он является, лишь частью менталитета как интегральной характеристики психологических особенностей людей, принадлежащих к той или иной культуре (И.Г. Дубов. 1993). Т. о. национальный характер, выраженный втех или иных творениях определенной культуры, может выступать индикатором особенностей менталитета. А правовой менталитет является частью менталитета как особенности психической жизни людей, принадлежащих к одной культуре. Менталитет раскрывает своё содержание через систему убеждений, норм, идеалов и господствующую в данном обществе систему ценностей.
Следовательно, можно сказать, что понятие «правовой менталитет» отражает взаимосвязь общественного и индивидуального сознания в конкретном государстве, обществе, группе и т. д. Правовой менталитет можно охарактеризовать как иерархически организованную систему правовых установок, знаний, представлений, отношений к различным сторонам правовой реальности, которая имеет своё собственное содержание в различных культурах, этносах, социальных группах и т. д. Данное определение не претендует на полноту и законченность, но может быть использовано при проведении исследования. Т. о. исследование правосознания пересекается с изучением правовой ментальное™, что в свою очередь, порождает потребность в «разведении» данных близких, но не тождественных понятий (в противном случае одно из них становится просто излишним).
Можно с большой долей вероятности предположить, что российский правовой менталитет является более однородным и широким образованием, нежели правовое сознание. Менталитет обусловленный глубинными социальными, этническими, религиозными и т. п. социальными стереотипами, является возможностью для формирования того или иного типа правосознания.
По нашему мнению, подобное понимание правового менталитета как фундамента правосознания, позволяет изучать правосознание различных социальных групп (преступников, юристов и т. д.), как имеющих общие корни в нерациональном понимании права, свойственном определённой культуре, в данном случае российской. Правосознание и правовой менталитет представляют собой две стороны познания и конструирования социального мира, которые тесно взаимосвязаны, относительно независимо развиваются и постоянно обогащают друг друга.
К проблеме изучения правосознания
Кокуев А. А. (г. Ростов-на-Дону)
Правосознание является совокупностью представлений и чувств, выражающих отношение индивида, групп и т. д. к праву, к тому или иному закону, к работе и работникам правоохранительных органов и т. п.
В современной психологической науке категория «правовое сознание», «правосознание», «правовой нигилизм», «правовое поведение» и т. д. практически не разработаны, делаются только первые попытки в данном направлении. Попытки изучения право-
сознания как категории юридической психологии сталкиваются с целым рядом методологических проблем. Попытаемся определить некоторые из них, самые главные с нашей точки зрения.
Изучение правосознания характеризуется разрывом между теоретическим и эмпирическим уровнем исследования. Во многом это объясняется тем, что данная категория «пришла» в психологию сравнительно недавно, прежде являясь категорией теории права, философии права и т. д. Психология же (преимущественно зарубежная) изучала установки к различным объективным проявлениям права - различным законодательным актам, преимущественно к мерам уголовного наказания, а так же к различным субъектам права - работникам правоохранительных органов, преступникам и т. д. Тут стоит отметить, что данные исследования были нацелены именно на изучение правовых установок, а не правосознания, т. к. данная категория не изучается в зарубежной психологии.
Констатация данного факта сразу приводит к постановке следующей, проблемы изучения правосознания. Под установкой принято понимать бессознательную готовность индивида к определённым действиям по отношению к тем или иным объектам социальной реальности. Если эта готовность существует на бессознательном уровне психической регуляции, то насколько правомерно говорить о правосознании?
Далее. Сущность и структура правосознания. С психологической точки зрения наличие различных концептуальныхлиний втеории и философии права порождают ряд проблем, среди которых можно назвать следующие: как соотносятся в индивидуальном правосознании категории «справедливость» и «право»; как соотносятся в моральное сознание и правосознание; отождествляются ли в сознании категории «право» и «законы». В данных вопросах незримо присутствует вопрос о соотношении правосознания как феномена обыденного сознания и правосознания как абстракции юридического дискурса. Т. е. как понимаются обыденным сознанием правовые, юридические нормы и термины?
Весьма часто определяя сущность правосознания, в её структуре выделяют правовую психологию и правовую идеологию. Первую можно охарактеризовать как индивидуальную составляющую, а вторую- как групповое или общественное образование. Не вдаваясь даже в существо предлагаемых терминов можно сказать об очерчивании проблемы вытекающей изданного определения: выделение и дифференциация индивидуальных и групповых, общественных характеристик правосознания; иерархичность и взаимосвязь данных уровней.
Возвращаясь к изучению правовых установок, следует отметить следующее. Как уже отмечалось ранее, эмпирические исследования правосознания в основном сводились к изучению аттитюдов по отношению к преступлениям и преступникам, к системе уголовных наказаний, к правоохранительным органам, суду, законам и т. д. Понимание целей закона и наказания, представления о причинах преступности, оценка тех или иных действий со стороны работников правоохранительных органов, различными индивидами, бесспорно важны для понимания содержания правосознания и, безусловно, оказывают влияние на поведение этих индивидов. Но, по нашему мнению, содержание правосознания не сводимо только к этим установкам. Ведь и содержание права не сводимо только к уголовному праву. Система права включает в себя множество других, не менее важных для каждого индивида разделов - семейного, жилищного, гражданского и т. д. И необходимо изучать и отношение к этим разделам системы современного права. Естественно, что такая задача
115
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
весьма трудоёмка, если не сказать, невыполнима, во всяком случае, в рамках одного исследования. Вследствие этого, мы считаем, что замечание О.А. Гулевич (2003), о том, что ограничение содержания правосознания нормами закона, неэффективно с точки зрения конкретных исследований, верно лишь отчасти. Действительно, та или иная конфликтная ситуация между несколькими индивидами, может решаться самыми разными, и далеко не правовыми способами, что связано с включением или невключением механизмов правовой регуляции, механизмов правосознания. Только, по нашему мнению, неправовой выход из правовой ситуации, не позволяет говорить о включении в разрешениетой или иной ситуации механизмов правосознания. Речь может идти о моральном сознании, а не о правовом. Естественно, что правосознание «вырастает» из морального сознания индивида. Но они нетождественны друг другу, выбор правового или неправового способа разрешения той или иной конфликтной ситуации зависит от уровня развития морального сознания индивида. Атакже оттого, как относится данный индивид к системе права, относится ли он к праву как к ценности? Считает ли он, что право может защитить его интересы и ценности? Т. е будетли для него право, которое функционирует в обществе как значение, иметь личностный смысл?
Таким образом, необходимо изучение права как личностной или групповой ценности. Мы полагаем, что правосознание предполагает ценностное отношение к праву. К сожалению, данный аспект практически не рассматривается в существующих исследованиях.
Данные замечания только очерчивают круг проблем, с которыми может столкнуться исследование правосознания как психологической категории.
Социально-психологические особенности учебной группы вуза
Колесникова Е. И., Колесников В. А. (г. Самара)
Изучение феноменов малой группы является одной из традиционных социально-психологических проблем в связи с нахождением человека с момента рождения в различных группах и взаимодействием с ними. Для вуза особое значение приобретает учебная группа, в которой происходит личностное и профессиональное становление будущих специалистов. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, студенту необходимы навыки социальной практики по горизонтали (с одногруппниками) и по вертикали (с преподавателями).
Учебная группа в вузе имеет не только общие для любой группы социально-психологические черты, но и обладает рядом специфических признаков: однородность возрастного состава; единый процесс обучения и воспитания; сравнительно высокая интенсивность общения; неравномерность количественного состава статусных категорий; динамичность. Рядом исследователей выявлены такие особенности, как «временный характер «жизни» учебной группы и осознание студентами этой временности» (Г.В. Акопов), задержка социального становления и развития (Т.Н. Мартынова), межличностные контакты студентов не затрагивают глубинных личностных структур (Л.В. Меньшикова). У студентов с высокой
идентификацией с группой больше выражена деловая направленность, ниже уровень личностной тревожности и выше потребность в достижениях. (З.А. Ахметова). Особенности межличностных отношений учебного коллектива вносят вклад в формирование социального компонента образовательной среды (Ю.А.Азаров, В.И. Андреев, С.А. Багрецов, Я.Л. Коломинский, Н.М. Пейсахов, А.А. Реан, В.А. Якунин, В.А. Ясвин и др.).
Наше внимание привлекли такие характеристики группы, как сплоченность и идентификация. Сплоченность учебной группы трактуется нами трехуровневое явление, на первом уровне проявляющееся во взаимности эмоциональных выборов одногруппников; на втором-в совпадении у членов группы ценностных ориентации, касающихся совместной учебной деятельности (ЦОЕ); на третьем - в принятии общих, мировоззренческих ценностей более абстрактного уровня. Идентификация студента в данном исследовании понимается как способность отождествлять себя с одногруппниками по таким качествам, как интеллектуальные, эмоционально-волевые, мотивационные, выражающие отношение к другим людям, к выполняемой работе и образу профессионала.
Изучение показателей сплоченности учебной группы проводилось с помощью непараметрического социометрического опроса с двойными критериями, методики В. В. Шпалинскогодля изучения степени ЦОЕ и кластерного анализа результатов опросника АНЛ (А.В. Капцов, Л. В. Карпушина). Для изучения идентификации студента с одногруппниками использовался тест ТСИ-М, разработанный А В. Булгаковым на основании репертуарного метода Дж. Келли, и анкета представлений об образе профессионала (семантический дифференциал)
В исследовании принимали участие студенты 17-ти учебных групп 1,2 и 4 курса инженерных специальностей Самарского архитектурно-строительного университета. Группы 2 и 4 курса изучалисьлонгитюдно.
Все исследуемые группы можно охарактеризовать как несплоченные, не референтные. Наибольшая сплоченность и референтность, наименьшее расслоение группы отмечается в ситуации совместного отдыха. Отмечается одинаково низкий уровень развития ЦОЕ (0,3). Кластерный анализ показывает большую разобщенность мировоззренческих ценностей. Степень и уровень идентификации с одногруппниками и эталоном профессионала, ощущение принадлежности к группе имеют низкие и средние значения. При этом не выявлено различий (критерий Фишера) влонгитюдном исследовании учебных групп: через два и четыре года совместного обучения сплоченность и идентификация остаются по-прежнему на низком уровне.
Выявленные нами закономерности не являются новыми. Так, А. А. Вербицкий отмечает одно из противоречий современного обучения: будучи рядом в группе учащихся или студентов, каждый «умирает в одиночку». Более того, оказание помощи другим в процессе занятий, особенно при контрольных процедурах («подсказки» на зачетах, экзаменах) не поощряется, а наказывается. Исследования особенностей социализации студенческой молодежи показывают разрыв интеграционных механизмов, когда включение студентов в учебную группу не сопровождается идентификацией с ней, носит асимметричный характер в сторону преобладания индивидуальных интересов.
Возникает вопрос, поддаются ли изучаемые нами величины коррекции или они являются отличительными фундаментальными особенностями учебных групп современных студентов?
От ответа на этот вопрос зависит стратегия образовательных учреждений в обучении и воспитании студента в вузе и тактика
116
з-н
служб психолого-педагогического сопровождения учебного процесса. Проведенный нами эксперимент по развитию сплоченности в учебных группах (тренинг) привел по сравнению с контрольными к увеличению взаимности выборов в одногруппников, повышению степени совпадений ценностных ориентации, касающихся совместной деятельности и мировоззренческих ценностей; увеличению качественных и количественных изменений состоявшихся идентификаций с членами учебной группы и образом профессионала. Нами выявлены взаимосвязи идентификации и сплоченности группы (корреляционный, регрессионный анализ).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что без специально организованной работы учебная группа вуза остается разобщенной, что затрудняет учебно-воспитательное воздействие на личность через группу (общественное мнение, пример и т. д.). Это обуславливает повышенное внимание к социальной психологии образования, разработку новых подходов к изучению малой группы. Например, при развитии сплоченности и идентификации в группе обозначать грани эффективного соотношения индивидуального и коллективного, разработка проблемы сосуществования и оптимального взаимодействия индивидуальностей, а не «огруппления» личности.
С помощью ЭЭГ-исследования было установлено, что пристрессе активируется правого полушарие головного мозга, апри депрессивном состоянии - левое полушарие.
С помощью психологического и психофизиологического исследования было установлено, что для коррекции стрессовогосостояния необходимо воздействовать на структуры левогополушария путём повышения его активации; а для коррекциидепрессивного состояния необходимо воздействовать наструктуры правого полушария также путём повышения егоактивации.
Для коррекции указанных выше психических отклоненийможно использовать аппарат «АПЭК» в качестве визуальногофотостимулятора. При этом стимуляция синим цветом, оказывая релаксирующее, успокаивающее действие, активируетлевое полушарие. Стимуляция оранжевым цветом оказываетстимулирующее, возбуждающее действие, повышая активациюправого полушария.
Схожим действием обладает и прибор «VOYAGER XL».
Таким образом, в результате работы исследованы некоторые методы активного воздействия на полушария с целью коррекции стрессового и депрессивного состояний. Выявлены механизмы нормализации функционального состояния организма человека путём восстановления исходного баланса межполушарных соотношений.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.