logo
psicho T2

Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму

Кроз М. В., Ратинова Н. А. (г. Москва)

Одной из наиболее активно распространяющихся в последние годы в России форм криминального экстремизма является возбуж­дение национальной,расовой, религиозной, социальной вражды, унижение человеческого достоинства с помощью средств массовой информации (СМИ), иной печатной, аудиовизуальной продукции, Интернета, а также в публичных выступлениях политиков, обще­ственных, религиозных деятелей. Эти действия образуют состав преступления, предусмотренного статьей 282 Уголовного кодекса РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».

У правоприменителей зачастую возникают значительные сложности при предварительном расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел данной категории. Эти сложности обусловлены, в частности, самой специфической природой престу­плений такого рода. Они совершаются в подавляющем большинстве посредством устной или письменной речи, путем использования продуктов речевой деятельности, то есть рукописной, печатной, аудиовизуальной продукции (а также невербальных средств ком­муникации). Никаких иных объективных поведенческих признаков преступного деяния, как это имеет место, например, при посягатель­ствах на жизнь или чужое имущество, здесь не возникает.

В самой публичной речи или публикации заключены объ­ективные признаки преступления. Именно текст и невербальные компоненты обнародованных материалов являются главным предметом исследования и основным источником доказательств по делам рассматриваемой категории. При этом определение смысло­вой направленности спорного текста является предварительным и непременным условием юридической оценки деяния как противо­правного. В результате доказательства зачастую базируются лишь на

147

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

материалах и выводах судебных экспертиз, в которых анализируется смысловая направленность спорных материалов СМИ, публичных выступлений.

Методология и методика производства подобного рода экс­пертиз разрабатывалась в рамках различных наук- этнологии, лингвистики, психологии. Ученые и практики высказывали различ­ные, зачастую противоречивые точки зрения о том, какой должна быть подобная экспертиза по профилю (предлагались варианты социогуманитарной, лингвистической, текстологической экспер­тизы), что является ее предметом, специалисты из какой области науки должны проводить подобные исследования, какие вопросы целесообразно ставить перед экспертами и др.

Социально-психологический подход к проблеме оценки смыс­ловой направленности спорных материалов СМИ, публичных выступлений был предложен учеными отдела юридической пси­хологии НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, в котором данная тематика изучалась в течение последних пятнадцати лет. К настоящему времени разработаны методология и методика анализа подобных материалов в рамках судебной экспертизы и внепроцессуального консультирования правоприменителей- психолингвистическая оценка смысловой направленности материалов СМИ, публичных выступлений. В рамках данного подхода определены:

Помимо теоретической разработки проблемы оценки смыс­ловой направленности спорных материалов, специалистами отдела (в том числе и авторами настоящих тезисов) было подготовлено более 100 внепроцессуальных научных консультаций по заявкам органов прокуратуры. Материалы данных консультаций послужили эмпирической базой, на которой апробировались выдвинутые теоретические положения.

Результаты исследований обобщены в ряде публикаций, вы­полненных с участием авторов тезисов, в том числе в коллективной монографии (А.Р Ратинов, М. В. Кроз, Н.А. Ратинова Ответственность за разжигание вражды и ненависти. Психолого-правовая характери­стика / под ред. А.Р Ратинова, 2005), а также научно-методическом пособии для правоприменителей (М. В. Кроз, Н.А. Ратинова Участие психолога в прокурорских проверках и расследовании преступлений о возбуждении национальной, расовой, религиозной, социальной вражды. 2006).

Широкое внедрение предложенной методики анализа спорных материалов в практику экспертных исследований, как в рамках государственных экспертных учреждений, так и проводимых не­государственными экспертами, позволит унифицировать критерии и алгоритмы анализа, избежать разночтений, противоречивых выводов, в том числе встречающихся в экспертных заключениях, выполненных по одному и тому же материалу.

Гештальт-подход в семейной логопсихотерапии

Кругликова А. Ю. (г. Таганрог)

Логоневроз (невротическая форма заикания) определяется в семейной логопсихотерапии как сложное психофизиологическое состояние, которое проявляется в расстройстве ритма и плавности речи в ситуациях значимого общения (Н.Л. Карпова, 2003). Изучение причин и механизмов возникновения заикания в форме логонев-роза показывает, что указанное состояние можно рассматривать как следствие незавершенности ситуации речевого общения. Работа с незавершенными ситуациями составляет направление и содержание деятельности клиента и терапевта в гештальт-терапии, что позволяет по-новому определить некоторые источники невро­тического заикания и обосновать использование методов гештальт-подхода в преодолении заикания у детей и взрослых.

Одной из центральных в гештальт-терапии является концепция незавершенных действий, в основе которой гештальт-психология восприятия (Б.Ф. Зейгарник, 1989; Ф. Перлз, 1951; Польстер и Польстер, 1973). Б.Ф. Зейгарник был открыт феномен улучшенного запоминания незавершенных действий, который постулировал гештальт-принцип завершения: личность всегда стремится к завершению действия или ситуации, поскольку незавершенные действия и ситуации составляют напряженно заряженную систему, требующую реализации (Е.С. Мазур, 1998).

Принцип завершения стал фундаментом концепции незавер­шенных действий (ситуаций) в гештальт-терапии (Ф. Перлз). В основе незавершенного действия - прерывание контакта, а, следовательно, прерывание удовлетворения потребности. Личность стремится к удовлетворению своей активно-напряженной потребности, т. е. фактически обладает тенденцией к завершению прошлых незавер­шенных ситуаций. Гештальт-подход в психотерапии позволил увидеть и обратную тенденцию - тенденцию к избеганию завершения, что нарушает естественный здоровый потребностный цикл.

Логоневроз как пример незавершенного в ситуации обще­ния речевого действия и сопровождающего его невротического комплекса рассмотрен В.И. Пановым (2000) с позиций экопси-хологического подхода, а также O.K. Романенко (1995) с позиций адаптивного подхода, которые можно считать близкими гештальт-терапевтическому подходу, поскольку в них также исследуется система «индивид-среда», «человек-природа».

Опыт реализации методики семейной групповой логопси­хотерапии в работе с заикающимися подростками и взрослыми позволяет обосновать возможности успешного использования

148

з-н

гештальт-подхода на основе близости представлений о проблеме и заложенных в основе работы принципов.

Источник проблемы. Первично незавершенная ситуация вы­зывает негативное психическое состояние неудовлетворенности от контакта и его прерывание. Возникает прерывание ведущей в контакте потребности на уровне мобилизации ресурсов и оконча­тельного действия. В семейной логопсихотерапии на основе психо­лингвистического анализа «наличие заикания» устанавливается на всех этапах речепорождения, начиная с уровня мотивации, когда мотивационная включенность несет на себе влияние прошлого не­гативного состояния в ситуациях общения. Незавершенная ситуация общения каждый раз сопровождается негативными психическими состояниями, которые в дальнейшем начинают предварять и на­рушать каждый процесс общения. Возникает невротический патоло­гический круг незавершения ситуаций общения и неудовлетворения потребности в естественном и полноценном общении.

Феноменология. Незавершенность ситуации, согласно гештальт-подходу, проявляется на всех уровнях целостной личности: на уровне мыслей, чувств, действий. Заикание в семейной логопсихотерапии также рассматривается как комплексное проявление расстрой­ства на уровне дыхания, голоса, темпа речи, на уровне телесных ощущений, проявления чувств, позы и двигательной активности. Поэтому работа также идет на основе принципа «здесь и теперь» в направлении исследования феноменологии заикания: что реально происходит сейчас в ситуации общения человека в группе.

Принцип осознавания. Осознавание в гештальт-терапии-основа личностных изменений. Важный аспект осознавания - как, каким способом и когда человек прерывает свой контакт, как нарушает удовлетворение своей потребности. В безопасных тера­певтических условиях осуществляется проигрывание возвращения к незавершенной ситуации и оптимальное ее завершение. В ло-гопсихотерапевтическом процессе также стимулируется создание таких ситуаций общения, которые позволяют получить эффект «коммуникативного успеха». В условиях групповой и семейной поддержки построение новой речи осуществляется через осозна­вание и разрушение старых стереотипов общения и сознательное вызывание и пролонгирование позитивных творческих состояний на предстоящие ситуации общения.

Стратегии поведения и способы прерывания контакта. Гештальт-терапия исходит из того, что привычные стратегии устанавливать и прерывать контакты закладываются, формируются достаточно рано и являются характерными для каждой семьи. Их исследование-предмет терапевтической работы. Семейная групповая логопсихо-терапия, рассматривая феномен косвенного участия родителей в хронификации логоневроза, выдвигает принцип активного участия в процессе реабилитации родителей и родственников каждого из участников группы. Это делает исследование детско-родительских отношений,характерных стратегий и способов организации контакта (или его прерывания) достаточно наглядным.

Методы работы. В семейной групповой логопсихотерапии в модифицированном виде «работают» разнообразные техники гештальт-терапии: работа с телом, отреагирование негативных чувств разными средствами (игровыми, художественными, вер­бальными, невербальными), обретение нового коммуникативного опыта через личностные изменения на высоком уровне воз­можностей (публичные выступления, общение с незнакомыми людьми, построение группового общения, творческое обучение и саморазвитие).

Смысложизненные стратегии в период юности

КрутелёваЛ.Ю. (г. Ростов-на-Дону)

Стремление к гуманитарным ценностям и многогранность смыс­ловой реальности привели к переориентации общества на личность каждого отдельного человека и на общечеловеческие ценности, а также к изменению взглядов на всю психологическую науку В целом в которой понятие смысла стало одним из ключевых. Категория смысла исследовалась и разрабатывалась практически всеми учеными не­зависимо друг от друга в разных странах и областях науки, в разных психологических школах, теориях и направлениях на протяжении всего развития науки. В нашей стране психология смысла является одним из наиболее актуальных и успешно развивающихся направ­лений психологической науки. Взявшая свое начало еще в работах Л.С. Выготского и получившее свое дальнейшее развитие в трудах А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, ГГ. Шпета, Е.Е. Насиновской, В.В. Сталина, Е.В. Субботского, O.K. Тихомирова, Б.В. Зейгарник, В.А. Иванникова, А.Г. Асмолова, И.В. Абакумовой, B.C. Братуся, В.К. Вилюнаса, П.Н. Ер­макова, В.Е. Клочко и многих других ученых, сегодня она охватывает практически все грани психологии.

Современный этап развития науки характеризуется интеграци­ей наколенных в области психологии смысла знаний и появлением фундаментальных работ, представляющих четкую структуру кон­цепции теории смысла (Д. А. Леонтьев, И. В. Абакумова), в которой представлена многогранная и многоуровневая система смысловой сферы личности. Можно сказать, что высшие ценности человека, занимающие верхнюю ступень смысловой сферы личности,- это «кристаллы» общечеловеческих смыслов, это культура, традиции, вера, знания, т. е. все то, что составляет основу человечества и транслируется им из поколения в поколение.

Вопросы периодизации формирования смысловой сферы лич­ности и становления ее смысложизненной концепции достаточно широко изучены в современной науке (И.В. Абакумова, А.Г Ас-молов, В.К. Вилюнас, И.В. Дубровина, Д.А. Леонтьев, A.M. Лобок, B.C. Мухина, В.И. Слободчиков, Е.В. Субботский и др.), предлагаются различные модели возрастного становления смысловой сферы личности. Однако все исследователи согласны с тем, что юность -это, пожалуй, самый важный период в жизни любого человека, это период становления личности и проявления ее сознательного выбора. Именно в этот период происходит сознательная переоценка смыслонесущих ценностей: что-то принимается на веру, что-то подвергается сомнению, а что-то и отклоняется вовсе как непри­емлемое. Этот период характеризуется процессами формирования мировоззрения и активной воли, собственных смыслов и личных ценностей, становлением системы смысловой регуляции, харак­терной для зрелой автономной личности.

Структура и содержание (наполненность) смысловой сферы человека создают тот самый важнейший психологический вектор саморазвития и личностного роста, который определяет одно­временно его направление и способы существования, побуждает личность ставить перед собой различные задачи и формировать неслучайную последовательность целей.

Индивидуальные смысловые образования личности такие, как интегральная смысловая саморегуляция, смысложизненная концепция личности, динамика смыслового развития, смыслообра-

149

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

зующий мотив и др., определяют выбор личностью в зависимости от ситуации какой-либо определенной смысложизненной стратегии, проявляющейся в отношении к цели, процессу и результату деятель­ности, а также в отношении к жизни и самому себе. Предпочтение той или иной смысложизненной стратегии и ее особенности влияют на успешность личности в различных сферахдеятельности: образо­вательной, профессиональной и др.

Смысложизненная стратегия является динамическим образо­ванием смысловой сферы личности, которую можно определить как сформировавшуюся входе онтогенеза на основе ментального опыта устойчивую систему личностных смыслов индивида, позволяющую оптимизировать или минимизировать активность субъекта во взаи­моотношениях с объективной действительностью (И.В. Абакумова, Л.Ю. Крутелёва). Смысложизненная стратегия личности проявляется в различных способах познания мира (внешнего-объективного и внутреннего-субъективного); в устойчивых особенностях само­актуализации и самореализации; в различных ценностных пред­почтениях и направленностях личности, в восприятии образа мира и определенном самоотношении, в особенностях саморегуляции и мотивации учебной и профессиональной деятельности.

Несмотря на то, что в настоящее время большинство про­блем и вопросов теории смысла и смыслообразования уже до­статочно подробно изучены, процесс выбора и предпочтения личностью в какой-либо ситуации той или иной смысложизненной стратегии представляет собой научный и практический интерес. Интеграция всего накопленного потенциала теории и практики, определение ряда факторов, влияющих на выбор и предпочтение смысложизненной стратегии, выявление их соотношения и взаи­мовлияния и прогнозирование особенностей применения той или иной смысложизненной стратегии ставит вопрос о необходимости построения теоретической модели смысложизненных стратегий и ее эмпирической проверки. Кроме того, представляется наиболее важным и интересным исследовать особенности смысложизненных стратегий именно в период юности, когда выбор стратегий еще очень разнообразен, и пробуются самые различные варианты и сочетания, когда предпочтения еще не установлены, и возможны любые решения, поскольку именно в период юности подводится черта под предшествующим опытом и закладывается основа для будущего поколения!

университете в рамках проекта «Формирование системы психо­логического образования в университете как базовом ресурсном центре практической психологии».

Помимо совершенствования средств формирования про­фессиональных знаний, умений и навыков, большую роль играет проблема личностного роста студента. Необходимо создание условий, способствующих развитию у студентов ответственности за свое образование и личностное развитие, зрелой гражданской позиции, социально оправданной уверенности в себе и в своих профессиональных знаниях. Личностная подготовка будущего психолога образования подразумевает также развитые ком­муникативные качества, умение работать в команде и в среде корпоративной культуры, совершенствование общекультурного уровня. С этой целью в образовательном процессе магистратуры «Социальная психология» должны получить развитие активные средства педагогической деятельности, включая тренинговые формы обучения, методы принятия эффективных решений, совер­шенствование системы контроля уровня знаний и использование более глубокой обратной связи «студент-преподаватель». Боль­шое внимание уделяется повышению учебно-профессиональной мотивации студентов.

На факультете социальной психологии МГППУ уже разработаны и внедрены инновационные подходы к преподаванию ряда дисциплин («Психология конфликта», «Социально-психологические проблемы управления конфликтом», «Психологический менеджмент» и т. д.). На­пример, в курсе «Методики преподавания психологии» используются такие активные формы обучения, как проблемный метод, коллектив­ные дискуссии, деловые игры и др. В качестве итоговой контрольной работы студенты разрабатывают инновационный проект какой-либо учебной программы по психологии, в которой должны использовать современные акта вные формы обучения. А в курсе «Психологический менеджмент» применяются такие средства интенсификации обучения, как «опорные конспекты», «рабочая тетрадь студента», «рефлексия профессионального становления студента» и др.

Совершенствование качества подготовки социальных психоло­гов во многом зависит и от квалификации преподавателей. Поэтому в инновационном проекте магистратуры «Социальная психология» нашего вуза большое место занимает разработка средств повыше­ния их научной, педагогической и личностной компетентности.

Инновационный подход к подготовке психологов образования

Крушельницкая О. Б., Орлов В. А. (г. Москва)

Преодоление сложившегося несовпадения в системах под­готовки социальных психологов в России и в развитых зарубежных странах, а также перспектива вступления в Болонский процесс ставят перед вузами новые задачи совершенствования подготовки высококвалифицированных кадров для сферы образования.

Одним из этапов решения этих задач является разработка и внедрение инновационной программы магистратуры «Социальная психология» в Московском городском психолого-педагогическом