Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
Кроз М. В., Ратинова Н. А. (г. Москва)
Одной из наиболее активно распространяющихся в последние годы в России форм криминального экстремизма является возбуждение национальной,расовой, религиозной, социальной вражды, унижение человеческого достоинства с помощью средств массовой информации (СМИ), иной печатной, аудиовизуальной продукции, Интернета, а также в публичных выступлениях политиков, общественных, религиозных деятелей. Эти действия образуют состав преступления, предусмотренного статьей 282 Уголовного кодекса РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».
У правоприменителей зачастую возникают значительные сложности при предварительном расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел данной категории. Эти сложности обусловлены, в частности, самой специфической природой преступлений такого рода. Они совершаются в подавляющем большинстве посредством устной или письменной речи, путем использования продуктов речевой деятельности, то есть рукописной, печатной, аудиовизуальной продукции (а также невербальных средств коммуникации). Никаких иных объективных поведенческих признаков преступного деяния, как это имеет место, например, при посягательствах на жизнь или чужое имущество, здесь не возникает.
В самой публичной речи или публикации заключены объективные признаки преступления. Именно текст и невербальные компоненты обнародованных материалов являются главным предметом исследования и основным источником доказательств по делам рассматриваемой категории. При этом определение смысловой направленности спорного текста является предварительным и непременным условием юридической оценки деяния как противоправного. В результате доказательства зачастую базируются лишь на
147
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
материалах и выводах судебных экспертиз, в которых анализируется смысловая направленность спорных материалов СМИ, публичных выступлений.
Методология и методика производства подобного рода экспертиз разрабатывалась в рамках различных наук- этнологии, лингвистики, психологии. Ученые и практики высказывали различные, зачастую противоречивые точки зрения о том, какой должна быть подобная экспертиза по профилю (предлагались варианты социогуманитарной, лингвистической, текстологической экспертизы), что является ее предметом, специалисты из какой области науки должны проводить подобные исследования, какие вопросы целесообразно ставить перед экспертами и др.
Социально-психологический подход к проблеме оценки смысловой направленности спорных материалов СМИ, публичных выступлений был предложен учеными отдела юридической психологии НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, в котором данная тематика изучалась в течение последних пятнадцати лет. К настоящему времени разработаны методология и методика анализа подобных материалов в рамках судебной экспертизы и внепроцессуального консультирования правоприменителей- психолингвистическая оценка смысловой направленности материалов СМИ, публичных выступлений. В рамках данного подхода определены:
объект, предмет и методы судебной психолингвистическойэкспертизы данного рода;
общие критерии оценки спорных материалов, в качестве которых выступают признаки возбуждения национальной, расовойи религиозной вражды и ненависти;
профессиональная компетенция специалистов, правомочныхпроводить судебные экспертизы данного рода, спецификаракурса анализа и формы взаимодействия представителейразных наук при производстве комплексных экспертиз;
типовые вопросы, которые правоприменителям следует ставитьперед экспертами;
алгоритм производства экспертных исследований данного родаи подготовки итогового заключения;
типичные ошибки, допускаемые при назначении и производстве судебных экспертиз данного рода;
особенности исследования смысловой направленности спорныхматериалов, проводимого в рамках научного консультированиякак особой формы применения специальных познаний в правоприменительной практике.
Помимо теоретической разработки проблемы оценки смысловой направленности спорных материалов, специалистами отдела (в том числе и авторами настоящих тезисов) было подготовлено более 100 внепроцессуальных научных консультаций по заявкам органов прокуратуры. Материалы данных консультаций послужили эмпирической базой, на которой апробировались выдвинутые теоретические положения.
Результаты исследований обобщены в ряде публикаций, выполненных с участием авторов тезисов, в том числе в коллективной монографии (А.Р Ратинов, М. В. Кроз, Н.А. Ратинова Ответственность за разжигание вражды и ненависти. Психолого-правовая характеристика / под ред. А.Р Ратинова, 2005), а также научно-методическом пособии для правоприменителей (М. В. Кроз, Н.А. Ратинова Участие психолога в прокурорских проверках и расследовании преступлений о возбуждении национальной, расовой, религиозной, социальной вражды. 2006).
Широкое внедрение предложенной методики анализа спорных материалов в практику экспертных исследований, как в рамках государственных экспертных учреждений, так и проводимых негосударственными экспертами, позволит унифицировать критерии и алгоритмы анализа, избежать разночтений, противоречивых выводов, в том числе встречающихся в экспертных заключениях, выполненных по одному и тому же материалу.
Гештальт-подход в семейной логопсихотерапии
Кругликова А. Ю. (г. Таганрог)
Логоневроз (невротическая форма заикания) определяется в семейной логопсихотерапии как сложное психофизиологическое состояние, которое проявляется в расстройстве ритма и плавности речи в ситуациях значимого общения (Н.Л. Карпова, 2003). Изучение причин и механизмов возникновения заикания в форме логонев-роза показывает, что указанное состояние можно рассматривать как следствие незавершенности ситуации речевого общения. Работа с незавершенными ситуациями составляет направление и содержание деятельности клиента и терапевта в гештальт-терапии, что позволяет по-новому определить некоторые источники невротического заикания и обосновать использование методов гештальт-подхода в преодолении заикания у детей и взрослых.
Одной из центральных в гештальт-терапии является концепция незавершенных действий, в основе которой гештальт-психология восприятия (Б.Ф. Зейгарник, 1989; Ф. Перлз, 1951; Польстер и Польстер, 1973). Б.Ф. Зейгарник был открыт феномен улучшенного запоминания незавершенных действий, который постулировал гештальт-принцип завершения: личность всегда стремится к завершению действия или ситуации, поскольку незавершенные действия и ситуации составляют напряженно заряженную систему, требующую реализации (Е.С. Мазур, 1998).
Принцип завершения стал фундаментом концепции незавершенных действий (ситуаций) в гештальт-терапии (Ф. Перлз). В основе незавершенного действия - прерывание контакта, а, следовательно, прерывание удовлетворения потребности. Личность стремится к удовлетворению своей активно-напряженной потребности, т. е. фактически обладает тенденцией к завершению прошлых незавершенных ситуаций. Гештальт-подход в психотерапии позволил увидеть и обратную тенденцию - тенденцию к избеганию завершения, что нарушает естественный здоровый потребностный цикл.
Логоневроз как пример незавершенного в ситуации общения речевого действия и сопровождающего его невротического комплекса рассмотрен В.И. Пановым (2000) с позиций экопси-хологического подхода, а также O.K. Романенко (1995) с позиций адаптивного подхода, которые можно считать близкими гештальт-терапевтическому подходу, поскольку в них также исследуется система «индивид-среда», «человек-природа».
Опыт реализации методики семейной групповой логопсихотерапии в работе с заикающимися подростками и взрослыми позволяет обосновать возможности успешного использования
148
з-н
гештальт-подхода на основе близости представлений о проблеме и заложенных в основе работы принципов.
Источник проблемы. Первично незавершенная ситуация вызывает негативное психическое состояние неудовлетворенности от контакта и его прерывание. Возникает прерывание ведущей в контакте потребности на уровне мобилизации ресурсов и окончательного действия. В семейной логопсихотерапии на основе психолингвистического анализа «наличие заикания» устанавливается на всех этапах речепорождения, начиная с уровня мотивации, когда мотивационная включенность несет на себе влияние прошлого негативного состояния в ситуациях общения. Незавершенная ситуация общения каждый раз сопровождается негативными психическими состояниями, которые в дальнейшем начинают предварять и нарушать каждый процесс общения. Возникает невротический патологический круг незавершения ситуаций общения и неудовлетворения потребности в естественном и полноценном общении.
Феноменология. Незавершенность ситуации, согласно гештальт-подходу, проявляется на всех уровнях целостной личности: на уровне мыслей, чувств, действий. Заикание в семейной логопсихотерапии также рассматривается как комплексное проявление расстройства на уровне дыхания, голоса, темпа речи, на уровне телесных ощущений, проявления чувств, позы и двигательной активности. Поэтому работа также идет на основе принципа «здесь и теперь» в направлении исследования феноменологии заикания: что реально происходит сейчас в ситуации общения человека в группе.
Принцип осознавания. Осознавание в гештальт-терапии-основа личностных изменений. Важный аспект осознавания - как, каким способом и когда человек прерывает свой контакт, как нарушает удовлетворение своей потребности. В безопасных терапевтических условиях осуществляется проигрывание возвращения к незавершенной ситуации и оптимальное ее завершение. В ло-гопсихотерапевтическом процессе также стимулируется создание таких ситуаций общения, которые позволяют получить эффект «коммуникативного успеха». В условиях групповой и семейной поддержки построение новой речи осуществляется через осознавание и разрушение старых стереотипов общения и сознательное вызывание и пролонгирование позитивных творческих состояний на предстоящие ситуации общения.
Стратегии поведения и способы прерывания контакта. Гештальт-терапия исходит из того, что привычные стратегии устанавливать и прерывать контакты закладываются, формируются достаточно рано и являются характерными для каждой семьи. Их исследование-предмет терапевтической работы. Семейная групповая логопсихо-терапия, рассматривая феномен косвенного участия родителей в хронификации логоневроза, выдвигает принцип активного участия в процессе реабилитации родителей и родственников каждого из участников группы. Это делает исследование детско-родительских отношений,характерных стратегий и способов организации контакта (или его прерывания) достаточно наглядным.
Методы работы. В семейной групповой логопсихотерапии в модифицированном виде «работают» разнообразные техники гештальт-терапии: работа с телом, отреагирование негативных чувств разными средствами (игровыми, художественными, вербальными, невербальными), обретение нового коммуникативного опыта через личностные изменения на высоком уровне возможностей (публичные выступления, общение с незнакомыми людьми, построение группового общения, творческое обучение и саморазвитие).
Смысложизненные стратегии в период юности
КрутелёваЛ.Ю. (г. Ростов-на-Дону)
Стремление к гуманитарным ценностям и многогранность смысловой реальности привели к переориентации общества на личность каждого отдельного человека и на общечеловеческие ценности, а также к изменению взглядов на всю психологическую науку В целом в которой понятие смысла стало одним из ключевых. Категория смысла исследовалась и разрабатывалась практически всеми учеными независимо друг от друга в разных странах и областях науки, в разных психологических школах, теориях и направлениях на протяжении всего развития науки. В нашей стране психология смысла является одним из наиболее актуальных и успешно развивающихся направлений психологической науки. Взявшая свое начало еще в работах Л.С. Выготского и получившее свое дальнейшее развитие в трудах А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, ГГ. Шпета, Е.Е. Насиновской, В.В. Сталина, Е.В. Субботского, O.K. Тихомирова, Б.В. Зейгарник, В.А. Иванникова, А.Г. Асмолова, И.В. Абакумовой, B.C. Братуся, В.К. Вилюнаса, П.Н. Ермакова, В.Е. Клочко и многих других ученых, сегодня она охватывает практически все грани психологии.
Современный этап развития науки характеризуется интеграцией наколенных в области психологии смысла знаний и появлением фундаментальных работ, представляющих четкую структуру концепции теории смысла (Д. А. Леонтьев, И. В. Абакумова), в которой представлена многогранная и многоуровневая система смысловой сферы личности. Можно сказать, что высшие ценности человека, занимающие верхнюю ступень смысловой сферы личности,- это «кристаллы» общечеловеческих смыслов, это культура, традиции, вера, знания, т. е. все то, что составляет основу человечества и транслируется им из поколения в поколение.
Вопросы периодизации формирования смысловой сферы личности и становления ее смысложизненной концепции достаточно широко изучены в современной науке (И.В. Абакумова, А.Г Ас-молов, В.К. Вилюнас, И.В. Дубровина, Д.А. Леонтьев, A.M. Лобок, B.C. Мухина, В.И. Слободчиков, Е.В. Субботский и др.), предлагаются различные модели возрастного становления смысловой сферы личности. Однако все исследователи согласны с тем, что юность -это, пожалуй, самый важный период в жизни любого человека, это период становления личности и проявления ее сознательного выбора. Именно в этот период происходит сознательная переоценка смыслонесущих ценностей: что-то принимается на веру, что-то подвергается сомнению, а что-то и отклоняется вовсе как неприемлемое. Этот период характеризуется процессами формирования мировоззрения и активной воли, собственных смыслов и личных ценностей, становлением системы смысловой регуляции, характерной для зрелой автономной личности.
Структура и содержание (наполненность) смысловой сферы человека создают тот самый важнейший психологический вектор саморазвития и личностного роста, который определяет одновременно его направление и способы существования, побуждает личность ставить перед собой различные задачи и формировать неслучайную последовательность целей.
Индивидуальные смысловые образования личности такие, как интегральная смысловая саморегуляция, смысложизненная концепция личности, динамика смыслового развития, смыслообра-
149
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
зующий мотив и др., определяют выбор личностью в зависимости от ситуации какой-либо определенной смысложизненной стратегии, проявляющейся в отношении к цели, процессу и результату деятельности, а также в отношении к жизни и самому себе. Предпочтение той или иной смысложизненной стратегии и ее особенности влияют на успешность личности в различных сферахдеятельности: образовательной, профессиональной и др.
Смысложизненная стратегия является динамическим образованием смысловой сферы личности, которую можно определить как сформировавшуюся входе онтогенеза на основе ментального опыта устойчивую систему личностных смыслов индивида, позволяющую оптимизировать или минимизировать активность субъекта во взаимоотношениях с объективной действительностью (И.В. Абакумова, Л.Ю. Крутелёва). Смысложизненная стратегия личности проявляется в различных способах познания мира (внешнего-объективного и внутреннего-субъективного); в устойчивых особенностях самоактуализации и самореализации; в различных ценностных предпочтениях и направленностях личности, в восприятии образа мира и определенном самоотношении, в особенностях саморегуляции и мотивации учебной и профессиональной деятельности.
Несмотря на то, что в настоящее время большинство проблем и вопросов теории смысла и смыслообразования уже достаточно подробно изучены, процесс выбора и предпочтения личностью в какой-либо ситуации той или иной смысложизненной стратегии представляет собой научный и практический интерес. Интеграция всего накопленного потенциала теории и практики, определение ряда факторов, влияющих на выбор и предпочтение смысложизненной стратегии, выявление их соотношения и взаимовлияния и прогнозирование особенностей применения той или иной смысложизненной стратегии ставит вопрос о необходимости построения теоретической модели смысложизненных стратегий и ее эмпирической проверки. Кроме того, представляется наиболее важным и интересным исследовать особенности смысложизненных стратегий именно в период юности, когда выбор стратегий еще очень разнообразен, и пробуются самые различные варианты и сочетания, когда предпочтения еще не установлены, и возможны любые решения, поскольку именно в период юности подводится черта под предшествующим опытом и закладывается основа для будущего поколения!
университете в рамках проекта «Формирование системы психологического образования в университете как базовом ресурсном центре практической психологии».
Помимо совершенствования средств формирования профессиональных знаний, умений и навыков, большую роль играет проблема личностного роста студента. Необходимо создание условий, способствующих развитию у студентов ответственности за свое образование и личностное развитие, зрелой гражданской позиции, социально оправданной уверенности в себе и в своих профессиональных знаниях. Личностная подготовка будущего психолога образования подразумевает также развитые коммуникативные качества, умение работать в команде и в среде корпоративной культуры, совершенствование общекультурного уровня. С этой целью в образовательном процессе магистратуры «Социальная психология» должны получить развитие активные средства педагогической деятельности, включая тренинговые формы обучения, методы принятия эффективных решений, совершенствование системы контроля уровня знаний и использование более глубокой обратной связи «студент-преподаватель». Большое внимание уделяется повышению учебно-профессиональной мотивации студентов.
На факультете социальной психологии МГППУ уже разработаны и внедрены инновационные подходы к преподаванию ряда дисциплин («Психология конфликта», «Социально-психологические проблемы управления конфликтом», «Психологический менеджмент» и т. д.). Например, в курсе «Методики преподавания психологии» используются такие активные формы обучения, как проблемный метод, коллективные дискуссии, деловые игры и др. В качестве итоговой контрольной работы студенты разрабатывают инновационный проект какой-либо учебной программы по психологии, в которой должны использовать современные акта вные формы обучения. А в курсе «Психологический менеджмент» применяются такие средства интенсификации обучения, как «опорные конспекты», «рабочая тетрадь студента», «рефлексия профессионального становления студента» и др.
Совершенствование качества подготовки социальных психологов во многом зависит и от квалификации преподавателей. Поэтому в инновационном проекте магистратуры «Социальная психология» нашего вуза большое место занимает разработка средств повышения их научной, педагогической и личностной компетентности.
Инновационный подход к подготовке психологов образования
Крушельницкая О. Б., Орлов В. А. (г. Москва)
Преодоление сложившегося несовпадения в системах подготовки социальных психологов в России и в развитых зарубежных странах, а также перспектива вступления в Болонский процесс ставят перед вузами новые задачи совершенствования подготовки высококвалифицированных кадров для сферы образования.
Одним из этапов решения этих задач является разработка и внедрение инновационной программы магистратуры «Социальная психология» в Московском городском психолого-педагогическом
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.