Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
Метелькова Е. И. (г. Москва)
Государственная молодежная политика как система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России нуждается психологическом обеспечении ее реализации. Это позволит прогнозировать социально-психологические последствия различных мероприятий при работе с молодежью, обеспечит учет интересов и потребностей всех групп молодежи; позволит активизировать участие молодых граждан в разработке и реализации проектов Государственной молодежной политики.
Обеспечение готовности молодежи к жизни в самоорганизующемся обществе является психологической задачей образовательной системы. Формирование и закрепление новых норм поведения и ценностей вобщественныхтрадицияхдолжноопираться на высокую общую и психологическую культуру членов общества. В противном случаетотжесткийнабортребований к новым поколениям, которые в ближайшие десятилетия станут основным трудовым ресурсом страны, от которых будет зависеть благополучие детей, инвалидов и пожилых поколений, столкнется с их неготовностью взять на себя ответственность за настоящее и будущее страны.
Необходимо также психологически и содержательно подготовить молодых людей к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам, воспитать в толерантное отношение к представителям других национальностей и культур.
Учитывая, что приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит молодежи возможности для самостоятельного и эффективного решения возникающих проблем оказание психологической помощи молодежи на разных этапах ееличностного, социального, профессионального становления становится приоритетным. Психологическая помощь в профориентации и планировании профессиональной карьеры, преодолении трудных жизненных ситуаций, интеграции молодых людей с ограниченными возможностями и особенностями развития в активную и полноценную общественную жизнь, обеспечение психологической готовности к непрерывному образованию, мобильности на рынке труда, изменяющимся условиям в профессиональной сфере, все это входит в зону профессиональной ответственности психологов системы образования.
299
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Необходимо учитывать характерное для любого общества разделение населения на группы по уровню доходов и потребностей. Для обеспечения эффективности социально-экономической политики необходимо действовать втачном соответствии с проблемами и потребностями каждой из групп, но реализовывать заявляемые приоритеты по отношению ко всему населению и каждому гражданину, поэтому необходимо точное знание психологических особенностей каждой из этих групп и тенденции в общественном сознании в целом.
В среднесрочной перспективе государственная молодежная политика призвана реализовать три приоритета: 1) вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России; 2) развитие созидательной активности молодежи 3) интеграция молодыхлюдей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Выявлением исследованиедоминирующих тенденций вмоло-дежной среде, оперативная выработка подходов к решению вновь возникающих проблем, оценка результатов и прогнозирования возможных изменений, входят в задачи системы психологического обеспечения образования в части проведения социально-психологического мониторинга.
Толерантность в подготовке психологов
Мириманова М. С. (г. Москва)
Характеризуя современность как эпоху глобального кризиса, ученые предупреждают, что «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, - это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая - уничтожение человеческого в человеке» (Ю.А. Шрейдер). И прежде чем выяснять, как защитить природу, как избавиться от войн, бедствий и т. д., следует понять, как остаться человеком: сознающим, свободным, толерантным.
Толерантность - характеристика многомерная и интегральная, но, прежде всего, ее следует рассматривать как «нравственный закон внутри нас», связывающий каждого человека со всем миром и одновременно, способствующий осознанию своей «отдельности» (механизм идентификации - обособления).
В основе толерантности стремление к свободе уравновешивается добровольно и осознанно принимаемой ответственностью, удержанием их баланса. Проявляется толерантность в кризисных ситуациях как способность индивида к взаимодействию со средой через такие показатели: позитивные отношения с собой и миром, конструктивность в конфликтах, в условиях стресса, риска, неопреде-
ленности, способность к быстрому восстановлению психического равновесия и т. д.
Подготовка психологов, направленная на освоение и исполнение в будущем определенных социальных функций и ролей, имманентно включает толерантность (готовность конструктивно действовать в многообразном мире; справляться со своими и чужими проблемными ситуациями, управляя посредством самоконтроля; способность достигать успеха, не нарушая свободы другого; не допускать насилия и т. д.).
Осознаниетолерантности как профессионально значимого качества психолога открывает новые возможности и связь с развитием профессиональной идентичности (соблюдение ритуалов - клятва верности профессии и принцип «не навреди», ответственность и отказ от «сознания троечника», готовность к постоянному саморазвитию и преданность делу, добровольное принятие толерантности как ценности и следование ей).
Феномен толерантности охватывает в личности явления социальные (отношения, социальные установки, поведение, социальная идентичность) и индивидуальные (сознание, самосознание, эмоции, аффекты, эмоциональная устойчивость, личностная идентичность).
Толерантность должна занять необходимое место ряду способностей психолога и в современном понимании взаимосоответствия человека и профессии. Критериями на выходе здесь будут волепро-явление к обретению толерантности как профессионально важного качества, самопроектирование и самоконтроль и как следствие удовлетворенность, успешность, развитиеличности и деятельности. При этом на входе, как правило, проверяются не качества и способности, а уровень подготовки, уровень академических знаний, чего сегодня явно недостаточно.
Личность в профессии складывается как продукт индивидуальных особенностей и общих (единых) условий профессиональной подготовки и профессионализации. Студент формируется как личность (носитель социальных, культурных, этнических и иных особенностей) и как субъект деятельности, профессионал, специалист. Необходимо с самого начала создавать условия для осознания того, что одновременно с профессией человек выбирает и определенный стильжизни, формирует собственное отношение нетолько к своему будущему, но и к жизни общества. Неверие в свои возможности, отсутствующая или крайне слабая ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями, отсутствие стремления к обретению сквозного общего смысла своей жизни и т. д., препятствует нетолько развитию личности, но и подрывает индивидуальную профессионализацию, влияет на профессию, на ее престиж.
В психологии, прежде всего практической, неизбежны изменения в структуре личности специалиста: усиление и интенсивное развитие одних качеств (способствующих успешному осуществлению деятельности) и подавление и даже разрушение других. Здесь важным моментом становится толерантность к себе и другому- готовность и добровольность выбора самоизменения или самосохранения.
300
з-н
Особенности восприятия подростками социальной рекламы
Мирная Т. В. (г. Ростов-на-Дону)
Экономические изменения в России неизбежно повлекли за собой изменения и активизацию деятельности системы массовых коммуникаций, включающей в себя рекламу.
Различные аспекты социально - психологического воздействия рекламного сообщения на целевую аудиторию, рассматривались в исследованиях Агаповой И. Ю., Кортлэнда Л., Уилльяма Ф., Астаховой Т., Мориарти С, Лещук Н.С., Гордяковой ОБ., Кругловой М.А., Федосеенковой СМ, Ерошиной ГГ., Артемьевым М.А., Ушаковым В.В., Мезенцевым Д. Ф., Цехоней 0. С, Клюхиным СВ., Омельченко С.А., Уордом С, Коллинзом Дж., Буренко Д. Л. и др.
Авторы выделяют следующие функции социальной рекламы: информационная; формирование новых поведенческих установок; создание положительного имиджа социальных служб и некоммерческих организаций; консолидация усилий социальных учреждений и спонсоров в решении социальных проблем; формирование каналов «обратной связи» между социальными организациями и клиентами для контроля действия системы и внесения необходимых корректировок.
Агапова И. Ю. отмечает, что «слабая опора на социально-психологические и психологические теории, отсутствие или недостаточность научной обоснованности прогнозируемого воздействия рекламы на потребителя может привести к психологическому отторжению большей части рекламной продукции».
Социальную рекламу в различных формах (стенды, рисунки, плакаты, листовки и др.) используют в программах и технологиях по профилактике зависимого поведения. Специалисты отмечают, что «особое значение по сравнению с вторичной и третичной (реабилитационной) имеет первичная (превентивная) профилактика».
В многочисленных исследованиях показано, что среди факторов формирования механизмов аддиктивного или наоборот конструктивного (копинг) поведения можно выделить средства массовой информации (Сирота Н.А., Шипицына Л.М., Мотынга И.А., Березин СВ., Собкин B.C., Ялтонский В.М., Короленко Ц.П., Кучер Н.И и др.).
Исследования Лещук Н. С, Степанова В. Г., Мокшанцева Р. И. и др. позволили выявить, что восприятие рекламы подростками отличается от ее восприятия взрослыми людьми.
В исследовании Лещук Н. С. было выявлено, что наиболее эффективным в подростковом возрасте является сообщение с изображением рекламного героя, а наименее эффективна вербальная реклама; отношение к рекламе меняется по мере взросления подростка, что связывают с ростом критического отношения к рекламе.
Викентьев И. Л., изучая особенности воздействия рекламы на целевую аудиторию, установил, что степень воздействия рекламы в целом зависит от степени воздействия составляющих ее частей, поэтому все части рекламного обращения (изображение, текст, музыкальноесопровождениеит. д.) должны быть целенаправленны и обладать достаточной силой воздействия.
Пронина Е.Е. подчеркивает, что стремление повторить особенно велико у детей и подростков вследствие силы импульсивных реакций подражания и слабости критических тормозных функций сознания. Если создателями рекламы не учитываются основные
законы восприятия, подросток может получить ошибочное или искаженное представление о главном герое рекламного сюжета или, что еще хуже, расценить образ отрицательного героя, как модель для подражания из-за его внешней привлекательности.
О прогрессе психологии
Мироненко И. А. (г. Санкт-Петербург)
Накал современных дискуссий о прогрессе психологии заставляет задаться вопросом: почему наша наука переживает такие болезненные сомнения по поводу наличия - отсутствия прогресса в ее развитии? Каковы источники и причины ее «методологических комплексов»? Ответ, мне кажется, лежит не в плоскости сравнения психологии с другими науками, но в контексте проблем более общего порядка, порожденных современностью.
В результате радикальных изменений, которым подверглась и подвергается на протяжении последних десятилетий жизнь людей, культуре обнаруживается ряд острых противоречий, актуальных и болезненных проблем, которые самым непосредственным образом затрагивают психологию, как в части ее предметной области, так и в части практических применений и «методологического самосознания». Это и порождает те самые «методологические комплексы», то самое «перманентное ощущение кризиса», атрибутом которого являются сомнения в прогрессе нашей науки, которые проявляются а) как ощущение сомнительности происходящего в ней «прогресса» и б) в форме сомнений в реальности и перспективах подлинного прогресса психологии.
Среди проблем, порождающих ощущение сомнительности происходящего в психологии прогресса, можно назвать следующие:
дивергенция ценностей в современном мире, утрата веры вобщечеловеческие, единые для всех, идеалы;
противоречия во взаимосвязи культуры и цивилизации, прогресса научно-технического и духовного.;
утрата веры в благотворность науки и культуры. Противоречияв оценке места и роли культуры в обеспечении будущего человечества;
противоречия во взаимосвязи блага человеческого индивидуума и прогресса человеческого общества;
разрушение традиционных форм человеческого общения,человеческой общности и сознания человека в процессевиртуализации общества.
Список перечисленных проблем не претендует на полноту. Но уже названные позволяютясно видеть, что комплекс важнейших и болезненных противоречий современной культуры, порожденных объективным ускорением хода человеческой истории, прямо относится к предметному полю психологической науки. Именно психология призвана дать ответ на наиболее острые поставленные временем вопросы, в силу своего статуса науки одновременно и естественной, и гуманитарной, науки о человеке во всей полноте и противоречивом единстве сторон и форм его бытия. Ни одна другая наука не может сделать этого в силу недостаточности своего предметного поля. Прогресс психологии поэтому объективно необходим
301
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
и неизбежен в контексте современного развития человеческой культуры. Именно психология сейчас востребована как никакая другая наука и ее «методологические комплексы» - ни что иное, как болезни роста, сопутствующие неизбежному и ускоряющемуся -уже идущему - прогрессу.
Однако этот прогресс не может быть, не был и не будет ни всеобщим, ни равномерным. И здесь лежит еще один, внутренний, порожденный особенностями развития самой психологической науки, источник сомнений в том, что психология прогрессирует. Психологическая наука сегодня переживает период бурных и разноплановых изменений. После достаточно длительного периода, когда мировая психологическая наука фактически распалась на независимые «империи», сегодня в мировой науке доминирует тенденция к интеграции. На наших глазах сегодня рождается целостная структура единой мировой науки, укрепляется взаимопонимание между школами и обмен информацией. Наряду с этим имеет место и обострение противоречий между направлениями, область психологии становится ареной борьбы различных течений. Так, в отечественной науке развернулись острые методологические дискуссии, в том числе о парадигмальном статусе психологической науки.
В контексте последней дискуссии я разделяю точку зрения, что психология является наукой мультипарадигмальной. Сложная сетевая организация психологической науки как мультипарадигмальной адекватна многоплановости ее предметного поля. Соответственно, прогресс психологии мне видится как весьма дифференцированный. Оценка достигнутого в XX веке прогресса, как и место в науке XXI века, для разных школ представляются очень разными.
Особенно спорным и в то же время актуальным для отечественного профессионального сообщества является вопрос об оценке прогресса, достигнутого отечественной наукой, и о перспективах ее прогресса в ближайшем будущем. На фоне имеющего место несимметричного срастания отечественной и зарубежной науки и радикальных изменений, произошедших в российской психологии в постсоветский период, среди российских коллег также достаточно широко распространено как весьма критическое отношение к достижениям российской психологии советского периода, так и мнение о недостаточной перспективности продолжения теоретико-методологических традиций данного подхода.
В то же время, представляется, что потенциал этого направления далеко не исчерпан, что в психологии ХХ1 века весьма достойное место может принадлежать отечественной школе, в теории и методологии которой, в отличие от большинства великих школ западной науки XX века, делается упор на культурной формируемое™ «лица» человеческой психики, на отсутствии природной заданное™ свойств и самой структуры личности, что создает благоприятные предпосылки для конструктивного подхода к пониманию радикально новых явлений в развитии культуры, в том числе и названных в настоящей статье актуальных проблем и болезненных противоречий, порожденных объективным ускорением хода человеческой истории.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.