logo
psicho T2

Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики

Метелькова Е. И. (г. Москва)

Государственная молодежная политика как система государ­ственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России нуждается психологическом обеспечении ее реализации. Это позволит прогнозировать социально-психологические последствия различных мероприятий при работе с молодежью, обеспечит учет интересов и потребностей всех групп молодежи; позволит акти­визировать участие молодых граждан в разработке и реализации проектов Государственной молодежной политики.

Обеспечение готовности молодежи к жизни в самоорганизую­щемся обществе является психологической задачей образователь­ной системы. Формирование и закрепление новых норм поведения и ценностей вобщественныхтрадицияхдолжноопираться на высокую общую и психологическую культуру членов общества. В противном случаетотжесткийнабортребований к новым поколениям, которые в ближайшие десятилетия станут основным трудовым ресурсом страны, от которых будет зависеть благополучие детей, инвалидов и пожилых поколений, столкнется с их неготовностью взять на себя ответственность за настоящее и будущее страны.

Необходимо также психологически и содержательно под­готовить молодых людей к противостоянию политическим мани­пуляциям и экстремистским призывам, воспитать в толерантное отношение к представителям других национальностей и культур.

Учитывая, что приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит молодежи возможности для самостоя­тельного и эффективного решения возникающих проблем оказание психологической помощи молодежи на разных этапах ееличностного, социального, профессионального становления становится приоритет­ным. Психологическая помощь в профориентации и планировании профессиональной карьеры, преодолении трудных жизненных ситуа­ций, интеграции молодых людей с ограниченными возможностями и особенностями развития в активную и полноценную общественную жизнь, обеспечение психологической готовности к непрерывному об­разованию, мобильности на рынке труда, изменяющимся условиям в профессиональной сфере, все это входит в зону профессиональной ответственности психологов системы образования.

299

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

Необходимо учитывать характерное для любого общества раз­деление населения на группы по уровню доходов и потребностей. Для обеспечения эффективности социально-экономической поли­тики необходимо действовать втачном соответствии с проблемами и потребностями каждой из групп, но реализовывать заявляемые приоритеты по отношению ко всему населению и каждому граж­данину, поэтому необходимо точное знание психологических особенностей каждой из этих групп и тенденции в общественном сознании в целом.

В среднесрочной перспективе государственная молодежная политика призвана реализовать три приоритета: 1) вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенци­альных возможностях развития в России; 2) развитие созидательной активности молодежи 3) интеграция молодыхлюдей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

Выявлением исследованиедоминирующих тенденций вмоло-дежной среде, оперативная выработка подходов к решению вновь возникающих проблем, оценка результатов и прогнозирования возможных изменений, входят в задачи системы психологиче­ского обеспечения образования в части проведения социально-психологического мониторинга.

Толерантность в подготовке психологов

Мириманова М. С. (г. Москва)

Характеризуя современность как эпоху глобального кризиса, ученые предупреждают, что «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, - это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая - уничтожение человеческого в человеке» (Ю.А. Шрейдер). И прежде чем выяснять, как защитить природу, как избавиться от войн, бедствий и т. д., следует понять, как остаться человеком: сознающим, свободным, толерантным.

Толерантность - характеристика многомерная и интегральная, но, прежде всего, ее следует рассматривать как «нравственный за­кон внутри нас», связывающий каждого человека со всем миром и одновременно, способствующий осознанию своей «отдельности» (механизм идентификации - обособления).

В основе толерантности стремление к свободе уравновеши­вается добровольно и осознанно принимаемой ответственностью, удержанием их баланса. Проявляется толерантность в кризисных ситуациях как способность индивида к взаимодействию со средой через такие показатели: позитивные отношения с собой и миром, конструктивность в конфликтах, в условиях стресса, риска, неопреде-

ленности, способность к быстрому восстановлению психического равновесия и т. д.

Подготовка психологов, направленная на освоение и ис­полнение в будущем определенных социальных функций и ролей, имманентно включает толерантность (готовность конструктивно действовать в многообразном мире; справляться со своими и чужими проблемными ситуациями, управляя посредством само­контроля; способность достигать успеха, не нарушая свободы другого; не допускать насилия и т. д.).

Осознаниетолерантности как профессионально значимого ка­чества психолога открывает новые возможности и связь с развити­ем профессиональной идентичности (соблюдение ритуалов - клятва верности профессии и принцип «не навреди», ответственность и отказ от «сознания троечника», готовность к постоянному самораз­витию и преданность делу, добровольное принятие толерантности как ценности и следование ей).

Феномен толерантности охватывает в личности явления социальные (отношения, социальные установки, поведение, со­циальная идентичность) и индивидуальные (сознание, самосозна­ние, эмоции, аффекты, эмоциональная устойчивость, личностная идентичность).

Толерантность должна занять необходимое место ряду способ­ностей психолога и в современном понимании взаимосоответствия человека и профессии. Критериями на выходе здесь будут волепро-явление к обретению толерантности как профессионально важного качества, самопроектирование и самоконтроль и как следствие удовлетворенность, успешность, развитиеличности и деятельности. При этом на входе, как правило, проверяются не качества и способ­ности, а уровень подготовки, уровень академических знаний, чего сегодня явно недостаточно.

Личность в профессии складывается как продукт индивидуаль­ных особенностей и общих (единых) условий профессиональной под­готовки и профессионализации. Студент формируется как личность (носитель социальных, культурных, этнических и иных особенностей) и как субъект деятельности, профессионал, специалист. Необходимо с самого начала создавать условия для осознания того, что одновре­менно с профессией человек выбирает и определенный стильжизни, формирует собственное отношение нетолько к своему будущему, но и к жизни общества. Неверие в свои возможности, отсутствующая или крайне слабая ответственность перед собой и другими, прошлы­ми и будущими поколениями, отсутствие стремления к обретению сквозного общего смысла своей жизни и т. д., препятствует нетолько развитию личности, но и подрывает индивидуальную профессиона­лизацию, влияет на профессию, на ее престиж.

В психологии, прежде всего практической, неизбежны из­менения в структуре личности специалиста: усиление и интен­сивное развитие одних качеств (способствующих успешному осуществлению деятельности) и подавление и даже разрушение других. Здесь важным моментом становится толерантность к себе и другому- готовность и добровольность выбора самоизменения или самосохранения.

300

з-н

Особенности восприятия подростками социальной рекламы

Мирная Т. В. (г. Ростов-на-Дону)

Экономические изменения в России неизбежно повлекли за собой изменения и активизацию деятельности системы массовых коммуникаций, включающей в себя рекламу.

Различные аспекты социально - психологического воздействия рекламного сообщения на целевую аудиторию, рассматривались в исследованиях Агаповой И. Ю., Кортлэнда Л., Уилльяма Ф., Астахо­вой Т., Мориарти С, Лещук Н.С., Гордяковой ОБ., Кругловой М.А., Федосеенковой СМ, Ерошиной ГГ., Артемьевым М.А., Ушаковым В.В., Мезенцевым Д. Ф., Цехоней 0. С, Клюхиным СВ., Омельченко С.А., Уордом С, Коллинзом Дж., Буренко Д. Л. и др.

Авторы выделяют следующие функции социальной рекла­мы: информационная; формирование новых поведенческих установок; создание положительного имиджа социальных служб и некоммерческих организаций; консолидация усилий социаль­ных учреждений и спонсоров в решении социальных проблем; формирование каналов «обратной связи» между социальными организациями и клиентами для контроля действия системы и внесения необходимых корректировок.

Агапова И. Ю. отмечает, что «слабая опора на социально-психологические и психологические теории, отсутствие или недо­статочность научной обоснованности прогнозируемого воздействия рекламы на потребителя может привести к психологическому отторжению большей части рекламной продукции».

Социальную рекламу в различных формах (стенды, рисунки, плакаты, листовки и др.) используют в программах и технологиях по профилактике зависимого поведения. Специалисты отмечают, что «особое значение по сравнению с вторичной и третичной (реабили­тационной) имеет первичная (превентивная) профилактика».

В многочисленных исследованиях показано, что среди фак­торов формирования механизмов аддиктивного или наоборот конструктивного (копинг) поведения можно выделить средства массовой информации (Сирота Н.А., Шипицына Л.М., Мотынга И.А., Березин СВ., Собкин B.C., Ялтонский В.М., Короленко Ц.П., Кучер Н.И и др.).

Исследования Лещук Н. С, Степанова В. Г., Мокшанцева Р. И. и др. позволили выявить, что восприятие рекламы подростками отличается от ее восприятия взрослыми людьми.

В исследовании Лещук Н. С. было выявлено, что наиболее эффек­тивным в подростковом возрасте является сообщение с изображени­ем рекламного героя, а наименее эффективна вербальная реклама; отношение к рекламе меняется по мере взросления подростка, что связывают с ростом критического отношения к рекламе.

Викентьев И. Л., изучая особенности воздействия рекламы на целевую аудиторию, установил, что степень воздействия рекламы в целом зависит от степени воздействия составляющих ее частей, поэтому все части рекламного обращения (изображение, текст, музыкальноесопровождениеит. д.) должны быть целенаправленны и обладать достаточной силой воздействия.

Пронина Е.Е. подчеркивает, что стремление повторить особен­но велико у детей и подростков вследствие силы импульсивных реакций подражания и слабости критических тормозных функций сознания. Если создателями рекламы не учитываются основные

законы восприятия, подросток может получить ошибочное или ис­каженное представление о главном герое рекламного сюжета или, что еще хуже, расценить образ отрицательного героя, как модель для подражания из-за его внешней привлекательности.

О прогрессе психологии

Мироненко И. А. (г. Санкт-Петербург)

Накал современных дискуссий о прогрессе психологии за­ставляет задаться вопросом: почему наша наука переживает такие болезненные сомнения по поводу наличия - отсутствия прогресса в ее развитии? Каковы источники и причины ее «методологических комплексов»? Ответ, мне кажется, лежит не в плоскости сравнения психологии с другими науками, но в контексте проблем более обще­го порядка, порожденных современностью.

В результате радикальных изменений, которым подверглась и подвергается на протяжении последних десятилетий жизнь людей, культуре обнаруживается ряд острых противоречий, актуальных и болезненных проблем, которые самым непосредственным образом затрагивают психологию, как в части ее предметной области, так и в части практических применений и «методологического самосо­знания». Это и порождает те самые «методологические комплексы», то самое «перманентное ощущение кризиса», атрибутом которого являются сомнения в прогрессе нашей науки, которые проявляются а) как ощущение сомнительности происходящего в ней «прогресса» и б) в форме сомнений в реальности и перспективах подлинного прогресса психологии.

Среди проблем, порождающих ощущение сомнительности про­исходящего в психологии прогресса, можно назвать следующие:

  1. дивергенция ценностей в современном мире, утрата веры вобщечеловеческие, единые для всех, идеалы;

  2. противоречия во взаимосвязи культуры и цивилизации, про­гресса научно-технического и духовного.;

  3. утрата веры в благотворность науки и культуры. Противоречияв оценке места и роли культуры в обеспечении будущего чело­вечества;

  4. противоречия во взаимосвязи блага человеческого индиви­дуума и прогресса человеческого общества;

  5. разрушение традиционных форм человеческого общения,человеческой общности и сознания человека в процессевиртуализации общества.

Список перечисленных проблем не претендует на полноту. Но уже названные позволяютясно видеть, что комплекс важнейших и болезненных противоречий современной культуры, порожденных объективным ускорением хода человеческой истории, прямо относится к предметному полю психологической науки. Именно психология призвана дать ответ на наиболее острые поставленные временем вопросы, в силу своего статуса науки одновременно и естественной, и гуманитарной, науки о человеке во всей полноте и противоречивом единстве сторон и форм его бытия. Ни одна другая наука не может сделать этого в силу недостаточности своего пред­метного поля. Прогресс психологии поэтому объективно необходим

301

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

и неизбежен в контексте современного развития человеческой культуры. Именно психология сейчас востребована как никакая другая наука и ее «методологические комплексы» - ни что иное, как болезни роста, сопутствующие неизбежному и ускоряющемуся -уже идущему - прогрессу.

Однако этот прогресс не может быть, не был и не будет ни все­общим, ни равномерным. И здесь лежит еще один, внутренний, порожденный особенностями развития самой психологической науки, источник сомнений в том, что психология прогрессирует. Психологическая наука сегодня переживает период бурных и раз­ноплановых изменений. После достаточно длительного периода, когда мировая психологическая наука фактически распалась на независимые «империи», сегодня в мировой науке доминирует тенденция к интеграции. На наших глазах сегодня рождается целостная структура единой мировой науки, укрепляется взаи­мопонимание между школами и обмен информацией. Наряду с этим имеет место и обострение противоречий между направле­ниями, область психологии становится ареной борьбы различных течений. Так, в отечественной науке развернулись острые мето­дологические дискуссии, в том числе о парадигмальном статусе психологической науки.

В контексте последней дискуссии я разделяю точку зрения, что психология является наукой мультипарадигмальной. Сложная сетевая организация психологической науки как мультипара­дигмальной адекватна многоплановости ее предметного поля. Соответственно, прогресс психологии мне видится как весьма дифференцированный. Оценка достигнутого в XX веке прогресса, как и место в науке XXI века, для разных школ представляются очень разными.

Особенно спорным и в то же время актуальным для отече­ственного профессионального сообщества является вопрос об оценке прогресса, достигнутого отечественной наукой, и о пер­спективах ее прогресса в ближайшем будущем. На фоне имеющего место несимметричного срастания отечественной и зарубежной науки и радикальных изменений, произошедших в российской психологии в постсоветский период, среди российских коллег также достаточно широко распространено как весьма критическое отно­шение к достижениям российской психологии советского периода, так и мнение о недостаточной перспективности продолжения теоретико-методологических традиций данного подхода.

В то же время, представляется, что потенциал этого на­правления далеко не исчерпан, что в психологии ХХ1 века весьма достойное место может принадлежать отечественной школе, в теории и методологии которой, в отличие от большинства вели­ких школ западной науки XX века, делается упор на культурной формируемое™ «лица» человеческой психики, на отсутствии природной заданное™ свойств и самой структуры личности, что создает благоприятные предпосылки для конструктивного подхода к пониманию радикально новых явлений в развитии культуры, в том числе и названных в настоящей статье акту­альных проблем и болезненных противоречий, порожденных объективным ускорением хода человеческой истории.