logo
psicho T2

Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии

Лобаскова М. /И., Плотникова Ю. О. (г. Ижевск)

Одним из вопросов образовательных учреждений является, в связи с увеличением численности леворуких детей, каким образом осуществлять индивидуальный подход к таким детям; имеются ли какие-то особенности познавательных процессов, поведения по сравнению с праворукими детьми.

Цель работы: исследовать особенности памяти и мышления у младших школьников с различными типами мануальной асимметрии. Объектом исследования являются: мануальная асимметрия, мыслительные и мнестические процессы. Предмет

Роль формирующего эксперимента в подготовке молодежных лидеров

Лобков Ю. Л. (г. Курск)

Работа поддержана грантом РГНФ, проект 05-06-06210а

Проблема. С каждым годом растет контингент молодых людей с проблемами вличностном развитии. Им нужна своевременная и действенная социальная и социально-психологическая помощь. Однако, достойны внимания и успешно развивающиеся, адапти­рованные к жизни юноши и девушки, которым нужна помощь в дальнейшем совершенствовании их способностей, приобретении лидерских качеств. В итоге молодежные лидеры могут оказывать позитивное влияние на личностное развитие своих сверстников. В условиях социального расслоения общества, неоднородности

245

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

социальных сред, наиболее актуальным является создание раз­вивающих социальных сред (РСС), адекватных субъектной природе развивающегося человека.

Теоретические основания создания подобных сред находятся в концепциях С.Л. Рубинштейна (1976), Л.С. Выготского (1983), Б.Ф.Ломова (1984),Л.И.Уманского (1980), А.Л.Журавлева (1988), А.В. Брушлинского (1995), Е.В. Шороховой (1976) и др. Плодотворным представляется использование принципа, сформулированного Б.Ф. Ломовым (1984). Суть его в том, что использование психологических знаний напрямую, по принципу «короткого замы­кания» на большом контингенте детей неэффективно. Необходимо опосредованное их использование через создание таких условий жизнедеятельности, такого образа жизни, в рамках которого сформируются заданные психологические качества.

В нашем понимании развивающая социальная среда (РСС) -это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. Отличие РСС от обычной среды заключается в следующих показателях: содержательной совместной деятельностью, ориентированной на высокие социально-значимые ценности; значительной автономией личности и группы и стимулированием разнообразных форм социальной активности (субъектное™); взаимозависимым характером совместной деятельности в первичных и основном коллективах, осуществляемой в едином физическом и психологическом пространстве; актуализацией не только межиндивидного взаимодействия, но и взаимодействия индивидов как представителей конкретных групп, требующей развития социально-перцептивных качеств личности, ее способностей к групповой идентификации и включенности в совместную межгрупповую деятельность; стимулированием кооперативных форм межгруппового взаимодействия; осуществлением воздействия на личность как на микроуровне (внутригрупповые отношения), так и на макроуровне (отношения между группами, отношения «личность-общество», отношения «группа-общество»); паритетностью взаимоотношений педагогического и детского коллективов; высоким уровнем общественного признания социальной общности в регионе.

Механизм создания РСС включал социотехники моделирования такой среды и методики помощи в самоопределении. Социотехники сточки зрения оптимальности и масштабности воздействия, были включены в организацию воспитательной работы и реализованы в три этапа. 1 этап заключается во введении организационного порядка, норм и ценностей Центра. 2 этап - в реализации социального творчества личности и группы (последующие 15-18 дней смены). 3 этап - в создании высокого (фестивального) психологического настроя как фактора личностной причастности к идеалам Центра (последние 3-5 дней).

В качестве средств оптимизации условий эффективности помощи в нашем исследовании выступили созданные нами методики помощи в самоопределении. Базовыми теоретическими основаниями методик явились принципы формирования личности и коллектива посредством организации совместной деятельности, сформулированные А.Л. Журавлевым (1988), Л.И. Уманским (1980), А.С. Чернышевым (1994). Данные методики должны быть универсальными с точки зрения воспроизводства в новых социальных условиях (прежде всего в различных учебно-воспитательных организациях).

Основным средством психолого-педагогического воз-действия должна стать социальная ситуация как совокупность внешних (социальных) и внутренних (психологических) факторов развития личности, как«... естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся действий или деятельности...».

В связи с этим, мы применяли следующие методики помощи в самоопределении: методика создания ситуации успеха; методика регуляции эмоционального настроя; методика формирования межгруппового сотрудничества; методика «Групповое решение»; методика формирования надежности; методика развития способности личности к социальной интеграции; методика формирования способности к гибкой групповой идентификации.

Выводы. Включение подростков и юношей в развивающую социальную среду ведет к позитивным личностным изменениям в плане социального обновления: открытие в себе рациональных личностных возможностей; стремление к искоренению прежних несовершенных форм поведения; формирование мотивации созидания нового, прежде всего в сфере нормативно-ценностного поведения.

Наиболее сензитивными к изменению оказались такие личностные характеристики, как повышение личностной и познавательной активности, снижение ситуативной тревожности и ситуативных негативных эмоциональных переживаний, улучшение отношений к группе членства и основному коллективу, возрастание понимания и снижение конфликтности в группе членства, адекватность самооценки, повышение потребности в достижении, инициативности в делах, готовности и желания участвовать в совместной деятельности и увеличение доли личного вклада в результат совместных усилий группы членства и основного коллектива.

Особенности коммуникативных установок

военнослужащих срочной службы, совершивших суицидальные попытки

Логвиненко В. В. (г. Ростов-на-Дону)

В последние годы неуставные взаимоотношения обнаружи­ваются в частях, сформированных из военнослужащих одного призыва. Причем далеко не всегда жертвами этих взаимоотноше­ний становятся физически более слабые люди. Можно полагать, что существует некоторый комплекс личностных характеристик, существенно повышающих «виктимность» военнослужащих в отно­шении как неуставных взаимоотношений, так и риск суицидального поведения. В силу этого предметом нашего исследования стали социально-психологические особенности личности военнослужащих срочной службы, совершивших суицидальные попытки.

Среди этих особенностей, прежде всего, следует выделить те личностные характеристики, которые определяют характер взаимоотношений субъекта со своим непосредственным окружением.

246

з-н

В рамках решения этой задачи мы исследовали особенности установок наших испытуемых на невербальное поведение партнера по общению, их способность интерпретировать, а, следовательно, прогнозировать общение с некоторым абстрактным партнером, «врагом» и «другом».

Изучение установок на партнера по общению типичных для военнослужащих, совершивших суицидальные попытки, осуществлялось нами с помощью проективной методики «Тест Руки».

Проведенное исследование коммуникативных установок анализируемых групп военнослужащих позволило сделать следующие выводы.

Группа военнослужащих-суицидентов обнаруживает негативный характер установок на общение, связанных с высоким уровнем подозрительности к партнеру и склонности исходно интерпретировать его как врага.

Следует отметить, что интерпретации партнеров по общению независимо отхарактера их взаимоотношений с субъектом (некий абстрактный партнер, враг или друг) достаточно схематичны, что выявляется как малое число вариантов ответов и их группирование по узкому кругу категорий.

Качественный анализ коммуникативных установок суй цидентов свидетельствует о том, что они в отличие от представителей всех остальных групп нуждаются в активном выражении приязни и позитивного эмоционального отношения со стороны другихлюдей. Отсутствие активного выражения благожелательности трактуется ими как выражение неприязни.

И, наконец, для них мало приемлемы отношения субординации: с одной стороны, целый ряд распоряжений и приказов эти военнослужащие склонны интерпретировать как агрессивные действия в отношении себя, а с другой, выражение зависимости и подчинения практически для них нехарактерны.

проводимом нами исследовании предполагало использование методов беседы, наблюдения в различных видах деятельности; метода нейропсихологического обследования для определения уровня сформированное™ отдельных психических процессов.

Выявлено, у воспитанников органические поражения центральной нервной системы обусловили нарушение речедвигательного анализатора на всех уровнях, вследствие нарушенной речевой моторики страдает фонетическая сторона речи, которая приводит к недостаточности фонематических процессов (при этом страдает и слухоречевая память) и, как следствие, к задержке в развитии словаря и затруднениям в грамматическом оформлении речевого высказывания. Анализ и сопоставление данных диагностики позволяют утверждать, что у детей с дизонтогенезом речевого развития нарушены операционные компоненты мышления, как следствие общего недоразвития речи, несформированности зрительно-пространственных представлений, недостаточности вербальной памяти, а также неумения полноценно регулировать свою деятельность, что привело к недостаточной сформированное™ отдельных компонентов деятельности.

Наблюдения показали, что воспитанники имеют потенциальные возможности развития в условиях специально организованного психолого-педагогического воздействия. В то же время выявленные выраженные нарушения зрительно-пространственного восприятия, речевой памяти, двигательной сферы, говорят о необходимости дополнительных комплексных мер, направленных на исправление или ослабление имеющихся нарушений в рамках специальной коррекционной работы с учетом дифференцированного подхода. Предполагается, что результаты дальнейшего исследования в данном направлении позволят расширить и углубить научные представления об особенностях развития речи у детей с особыми образовательными потребностями.

Психологическое изучение взаимодействия речи и деятельности при дизонтогенезе речевого развития

Логинова Н. Э. (г. Омск)

Речь занимает одно из базисных положений в структуре основных познавательных процессов, уровень ее развития явля­ется одним из условий успешности становления личности в целом. Взаимодействие речи и деятельности является одной из важных предпосылок успешного психического развития и адаптации ре­бенка в обществе. Однако у всех категорий детей с особенностями в развитии в той или иной степени оно нарушено и без специальной коррекционной работы формирование значимых для успешного развития и обучения функций и форм речи затруднено.

Для более успешной организации коррекционной помощи детям с отклонениями речевого развития необходимо изучение психологических предпосылок и особенностей проявления речевой регуляции в условиях различных видов деятельности уже на этапе подготовки к обучению в школе. Решение этой задачи в

Интерпретация теста Сонди в исследовании девиантного поведения

Ложкин А. И. (г. Екатеринбург)

В многочисленных исследованиях, проведенных проективным методом Сонди, была доказана высокая его эффективность при изучении различных видов криминального и дезадаптивного по­ведения. Считается, что портретный тестСонди в связи со специфич­ным стимульным материалом в наибольшей степени предназначен для изучения различных форм отклоняющего поведения личности. В большинстве случаев существующие методы интерпретации использовались для анализа линейной структуры побуждений, предложенной автором теста. Наши исследования показали, что при анализе результатов тестирования, кроме линейной структуры, можно вычленить дополнительную межфакторную связь. Она проявляется втом, что некоторые факторы теста Сонди (например, потребность в мужественности, выявляемая портретами садистов), при объединении, с другими соответствующими факторами (на­пример, потребность в разрядке грубых эмоций, определяемая портретами эпилептиков) образуют новые взаимосвязи, которые

247

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

можно использовать как дополнительные шкалы, пригодные для интерпретации.

С этой целью нами было выделено шесть дополнительных шкал, касающихся особенностей проявления опасностей побуждений для личности и шесть шкал, образующих эффективную или, напротив, патологическую форму защиты. Входе исследования была выдвинута гипотеза, что данные шкалы будут различаться на значимом статистическом уровне при изучении тех или иных категорий лиц. Для проверки гипотезы было сформировано три гомогенные по возрасту и полу выборки из несовершеннолетних преступников, наркоманов, старшеклассников и студентов численностью по 100 человек.

Результаты исследования показали значимость различия по непараметрическому KpHTepnioVVald-VVolfowitz в выделенных нами дополнительных шкалах во всех трех группах на уровне р=0,0005.

Основным отличием в опасностях побудительной сферы несовершеннолетних преступников от наркоманов и студентов явилось их неразвитость в сфере контактов и отклонения в сексуальной сфере. Наркоманов отличает более высокий уровень «интроверсии» побуждений и высокая сексуальная активность. У студентов опасностей побуждений не выявлено.

Патология форм защит у наркоманов и преступников совпадает в стремлении использовать для разрядки напряжения грубые аффекты (злоба, ревность, мстительность). Отличие этих групп проявляется в том, что у преступников в их «арсенале» оказывается гораздо меньше вариантов защитного поведения. Студенты, в отличие от наркоманов и преступников используют более активные и развитые формы психологических защит.

В целом, наше исследование показало, что возможности этой популярной методики еще далеко не исчерпаны. Выделенные нами дополнительные шкалы, после соответствующей процедуры стандартизации, можно будет использовать при профилактике и коррекции отклоняющегося поведения.