Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
Лобаскова М. /И., Плотникова Ю. О. (г. Ижевск)
Одним из вопросов образовательных учреждений является, в связи с увеличением численности леворуких детей, каким образом осуществлять индивидуальный подход к таким детям; имеются ли какие-то особенности познавательных процессов, поведения по сравнению с праворукими детьми.
Цель работы: исследовать особенности памяти и мышления у младших школьников с различными типами мануальной асимметрии. Объектом исследования являются: мануальная асимметрия, мыслительные и мнестические процессы. Предмет
Роль формирующего эксперимента в подготовке молодежных лидеров
Лобков Ю. Л. (г. Курск)
Работа поддержана грантом РГНФ, проект 05-06-06210а
Проблема. С каждым годом растет контингент молодых людей с проблемами вличностном развитии. Им нужна своевременная и действенная социальная и социально-психологическая помощь. Однако, достойны внимания и успешно развивающиеся, адаптированные к жизни юноши и девушки, которым нужна помощь в дальнейшем совершенствовании их способностей, приобретении лидерских качеств. В итоге молодежные лидеры могут оказывать позитивное влияние на личностное развитие своих сверстников. В условиях социального расслоения общества, неоднородности
245
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
социальных сред, наиболее актуальным является создание развивающих социальных сред (РСС), адекватных субъектной природе развивающегося человека.
Теоретические основания создания подобных сред находятся в концепциях С.Л. Рубинштейна (1976), Л.С. Выготского (1983), Б.Ф.Ломова (1984),Л.И.Уманского (1980), А.Л.Журавлева (1988), А.В. Брушлинского (1995), Е.В. Шороховой (1976) и др. Плодотворным представляется использование принципа, сформулированного Б.Ф. Ломовым (1984). Суть его в том, что использование психологических знаний напрямую, по принципу «короткого замыкания» на большом контингенте детей неэффективно. Необходимо опосредованное их использование через создание таких условий жизнедеятельности, такого образа жизни, в рамках которого сформируются заданные психологические качества.
В нашем понимании развивающая социальная среда (РСС) -это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. Отличие РСС от обычной среды заключается в следующих показателях: содержательной совместной деятельностью, ориентированной на высокие социально-значимые ценности; значительной автономией личности и группы и стимулированием разнообразных форм социальной активности (субъектное™); взаимозависимым характером совместной деятельности в первичных и основном коллективах, осуществляемой в едином физическом и психологическом пространстве; актуализацией не только межиндивидного взаимодействия, но и взаимодействия индивидов как представителей конкретных групп, требующей развития социально-перцептивных качеств личности, ее способностей к групповой идентификации и включенности в совместную межгрупповую деятельность; стимулированием кооперативных форм межгруппового взаимодействия; осуществлением воздействия на личность как на микроуровне (внутригрупповые отношения), так и на макроуровне (отношения между группами, отношения «личность-общество», отношения «группа-общество»); паритетностью взаимоотношений педагогического и детского коллективов; высоким уровнем общественного признания социальной общности в регионе.
Механизм создания РСС включал социотехники моделирования такой среды и методики помощи в самоопределении. Социотехники сточки зрения оптимальности и масштабности воздействия, были включены в организацию воспитательной работы и реализованы в три этапа. 1 этап заключается во введении организационного порядка, норм и ценностей Центра. 2 этап - в реализации социального творчества личности и группы (последующие 15-18 дней смены). 3 этап - в создании высокого (фестивального) психологического настроя как фактора личностной причастности к идеалам Центра (последние 3-5 дней).
В качестве средств оптимизации условий эффективности помощи в нашем исследовании выступили созданные нами методики помощи в самоопределении. Базовыми теоретическими основаниями методик явились принципы формирования личности и коллектива посредством организации совместной деятельности, сформулированные А.Л. Журавлевым (1988), Л.И. Уманским (1980), А.С. Чернышевым (1994). Данные методики должны быть универсальными с точки зрения воспроизводства в новых социальных условиях (прежде всего в различных учебно-воспитательных организациях).
Основным средством психолого-педагогического воз-действия должна стать социальная ситуация как совокупность внешних (социальных) и внутренних (психологических) факторов развития личности, как«... естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся действий или деятельности...».
В связи с этим, мы применяли следующие методики помощи в самоопределении: методика создания ситуации успеха; методика регуляции эмоционального настроя; методика формирования межгруппового сотрудничества; методика «Групповое решение»; методика формирования надежности; методика развития способности личности к социальной интеграции; методика формирования способности к гибкой групповой идентификации.
Выводы. Включение подростков и юношей в развивающую социальную среду ведет к позитивным личностным изменениям в плане социального обновления: открытие в себе рациональных личностных возможностей; стремление к искоренению прежних несовершенных форм поведения; формирование мотивации созидания нового, прежде всего в сфере нормативно-ценностного поведения.
Наиболее сензитивными к изменению оказались такие личностные характеристики, как повышение личностной и познавательной активности, снижение ситуативной тревожности и ситуативных негативных эмоциональных переживаний, улучшение отношений к группе членства и основному коллективу, возрастание понимания и снижение конфликтности в группе членства, адекватность самооценки, повышение потребности в достижении, инициативности в делах, готовности и желания участвовать в совместной деятельности и увеличение доли личного вклада в результат совместных усилий группы членства и основного коллектива.
Особенности коммуникативных установок
военнослужащих срочной службы, совершивших суицидальные попытки
Логвиненко В. В. (г. Ростов-на-Дону)
В последние годы неуставные взаимоотношения обнаруживаются в частях, сформированных из военнослужащих одного призыва. Причем далеко не всегда жертвами этих взаимоотношений становятся физически более слабые люди. Можно полагать, что существует некоторый комплекс личностных характеристик, существенно повышающих «виктимность» военнослужащих в отношении как неуставных взаимоотношений, так и риск суицидального поведения. В силу этого предметом нашего исследования стали социально-психологические особенности личности военнослужащих срочной службы, совершивших суицидальные попытки.
Среди этих особенностей, прежде всего, следует выделить те личностные характеристики, которые определяют характер взаимоотношений субъекта со своим непосредственным окружением.
246
з-н
В рамках решения этой задачи мы исследовали особенности установок наших испытуемых на невербальное поведение партнера по общению, их способность интерпретировать, а, следовательно, прогнозировать общение с некоторым абстрактным партнером, «врагом» и «другом».
Изучение установок на партнера по общению типичных для военнослужащих, совершивших суицидальные попытки, осуществлялось нами с помощью проективной методики «Тест Руки».
Проведенное исследование коммуникативных установок анализируемых групп военнослужащих позволило сделать следующие выводы.
Группа военнослужащих-суицидентов обнаруживает негативный характер установок на общение, связанных с высоким уровнем подозрительности к партнеру и склонности исходно интерпретировать его как врага.
Следует отметить, что интерпретации партнеров по общению независимо отхарактера их взаимоотношений с субъектом (некий абстрактный партнер, враг или друг) достаточно схематичны, что выявляется как малое число вариантов ответов и их группирование по узкому кругу категорий.
Качественный анализ коммуникативных установок суй цидентов свидетельствует о том, что они в отличие от представителей всех остальных групп нуждаются в активном выражении приязни и позитивного эмоционального отношения со стороны другихлюдей. Отсутствие активного выражения благожелательности трактуется ими как выражение неприязни.
И, наконец, для них мало приемлемы отношения субординации: с одной стороны, целый ряд распоряжений и приказов эти военнослужащие склонны интерпретировать как агрессивные действия в отношении себя, а с другой, выражение зависимости и подчинения практически для них нехарактерны.
проводимом нами исследовании предполагало использование методов беседы, наблюдения в различных видах деятельности; метода нейропсихологического обследования для определения уровня сформированное™ отдельных психических процессов.
Выявлено, у воспитанников органические поражения центральной нервной системы обусловили нарушение речедвигательного анализатора на всех уровнях, вследствие нарушенной речевой моторики страдает фонетическая сторона речи, которая приводит к недостаточности фонематических процессов (при этом страдает и слухоречевая память) и, как следствие, к задержке в развитии словаря и затруднениям в грамматическом оформлении речевого высказывания. Анализ и сопоставление данных диагностики позволяют утверждать, что у детей с дизонтогенезом речевого развития нарушены операционные компоненты мышления, как следствие общего недоразвития речи, несформированности зрительно-пространственных представлений, недостаточности вербальной памяти, а также неумения полноценно регулировать свою деятельность, что привело к недостаточной сформированное™ отдельных компонентов деятельности.
Наблюдения показали, что воспитанники имеют потенциальные возможности развития в условиях специально организованного психолого-педагогического воздействия. В то же время выявленные выраженные нарушения зрительно-пространственного восприятия, речевой памяти, двигательной сферы, говорят о необходимости дополнительных комплексных мер, направленных на исправление или ослабление имеющихся нарушений в рамках специальной коррекционной работы с учетом дифференцированного подхода. Предполагается, что результаты дальнейшего исследования в данном направлении позволят расширить и углубить научные представления об особенностях развития речи у детей с особыми образовательными потребностями.
Психологическое изучение взаимодействия речи и деятельности при дизонтогенезе речевого развития
Логинова Н. Э. (г. Омск)
Речь занимает одно из базисных положений в структуре основных познавательных процессов, уровень ее развития является одним из условий успешности становления личности в целом. Взаимодействие речи и деятельности является одной из важных предпосылок успешного психического развития и адаптации ребенка в обществе. Однако у всех категорий детей с особенностями в развитии в той или иной степени оно нарушено и без специальной коррекционной работы формирование значимых для успешного развития и обучения функций и форм речи затруднено.
Для более успешной организации коррекционной помощи детям с отклонениями речевого развития необходимо изучение психологических предпосылок и особенностей проявления речевой регуляции в условиях различных видов деятельности уже на этапе подготовки к обучению в школе. Решение этой задачи в
Интерпретация теста Сонди в исследовании девиантного поведения
Ложкин А. И. (г. Екатеринбург)
В многочисленных исследованиях, проведенных проективным методом Сонди, была доказана высокая его эффективность при изучении различных видов криминального и дезадаптивного поведения. Считается, что портретный тестСонди в связи со специфичным стимульным материалом в наибольшей степени предназначен для изучения различных форм отклоняющего поведения личности. В большинстве случаев существующие методы интерпретации использовались для анализа линейной структуры побуждений, предложенной автором теста. Наши исследования показали, что при анализе результатов тестирования, кроме линейной структуры, можно вычленить дополнительную межфакторную связь. Она проявляется втом, что некоторые факторы теста Сонди (например, потребность в мужественности, выявляемая портретами садистов), при объединении, с другими соответствующими факторами (например, потребность в разрядке грубых эмоций, определяемая портретами эпилептиков) образуют новые взаимосвязи, которые
247
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
можно использовать как дополнительные шкалы, пригодные для интерпретации.
С этой целью нами было выделено шесть дополнительных шкал, касающихся особенностей проявления опасностей побуждений для личности и шесть шкал, образующих эффективную или, напротив, патологическую форму защиты. Входе исследования была выдвинута гипотеза, что данные шкалы будут различаться на значимом статистическом уровне при изучении тех или иных категорий лиц. Для проверки гипотезы было сформировано три гомогенные по возрасту и полу выборки из несовершеннолетних преступников, наркоманов, старшеклассников и студентов численностью по 100 человек.
Результаты исследования показали значимость различия по непараметрическому KpHTepnioVVald-VVolfowitz в выделенных нами дополнительных шкалах во всех трех группах на уровне р=0,0005.
Основным отличием в опасностях побудительной сферы несовершеннолетних преступников от наркоманов и студентов явилось их неразвитость в сфере контактов и отклонения в сексуальной сфере. Наркоманов отличает более высокий уровень «интроверсии» побуждений и высокая сексуальная активность. У студентов опасностей побуждений не выявлено.
Патология форм защит у наркоманов и преступников совпадает в стремлении использовать для разрядки напряжения грубые аффекты (злоба, ревность, мстительность). Отличие этих групп проявляется в том, что у преступников в их «арсенале» оказывается гораздо меньше вариантов защитного поведения. Студенты, в отличие от наркоманов и преступников используют более активные и развитые формы психологических защит.
В целом, наше исследование показало, что возможности этой популярной методики еще далеко не исчерпаны. Выделенные нами дополнительные шкалы, после соответствующей процедуры стандартизации, можно будет использовать при профилактике и коррекции отклоняющегося поведения.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.