logo
psicho T2

Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?

Знаков В. В. (г. Москва)

Основная цель доклада заключается в том, чтобы с позиций психологии человеческого бытия ответить на вопрос: может ли понимающее себя бытие рассматриваться не только как известная философская метафора, но и как психический феномен и, соответ­ственно, предмет психологического исследования? Сразу скажу, что я собираюсь положительно ответить на этот вопрос.

Понимающее себя бытие как научная проблема заключается, прежде всего, в ответе на вопрос: кто понимает себя - один субъект или в этом случае можно говорить только о такой со­вокупности людей, которую в социальной психологии называют групповым субъектом? В философской экзистенциальной тради­ции, ясно выраженной М. Хайдеггером, когда речь заходит о том, что бытие опрашивает себя, интерпретирует, понимает, все-таки подразумевается именно конкретный человек. С психологической точки зрения ответ на указанный вопрос предполагает соотнесение общего и индивидуального в психике взаимодействующих субъек­тов, а также объединяющих их ценностно-смысловых оснований понимания ими разных проблем. Следовательно, лежащие в основе понимания знания и смыслы возникают и как то, что может быть отнесено к психике конкретных людей, взаимодействующих субъектов, и к интерсубъектным ценностям, нормам и смыслам. Вместе с тем, понимающее себя бытие основано не только на общ­ности знаний и группового самоанализа, но и на самопонимании взаимодействующих субъектов, которые согласны в принятии или отвержении того, что и как, по их мнению, должно происходить в социальном мире.

С психологической точки зрения без анализа соотношения общего и частного невозможно осуществить различение феноменов самопонимания индивидуального субъекта и понимающего себя бытия, отнесенного также и к групповому субъекту. Восновании по­нимания бытием себя лежит самопонимание взаимодействующих субъектов, не только обращающих мысленный взор на свой вну­тренний мир, но и осознающих причастность к общим ценностям и смыслам. Человеческое в подлинном смысле слова бытие порож­дается встречным движением. Одно направление движения - это осознание субъектами воплощенное™ в себе интеллектуальных, духовных, этических, эстетических начал Человека с большой буквы. Другое - приобщенность к разделяемым группой нормам, ценностям, смыслам, которые способствуют общности понимания ситуаций человеческого бытия.

Итак, понимающее себя бытие представляет собой единство самопонимания взаимодействующих субъектов и группового понимания, рождающегося в межсубъектном пространстве, как бы на стыке хотя и разных ценностно-смысловых позиций, но ба­зирующихся на общей платформе принимаемых внутригрупповых норм, ценностей, смыслов.