logo
psicho T2

Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение

Кожурова О. А. (г. Самара)

На развития личности в вузе оказывает влияние большое ко­личество факторов, например, таких как свойства образовательной среды, свойства самого субъекта учебной деятельности, восприятие образовательной среды студентом, его самоотношение.

В исследованиях последних лет прослеживается идея веду­щей роли гармонично организованной образовательной среды как «пространства жизнедеятельности», питающего развитие личности. Образовательная среда - это система условий и воз­можностей формирования и развития личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Выделяют несколько типов образовательной среды, определяю­щихся особенностями данной среды, способствующими развитию активности (пассивности) личности и его личностной свободы (зависимости).

Концепция психологии среды развития позволяет описать место и роль психологических факторов (активности, самоот­ношения личности, психологической компетентности субъектов образовательного пространства и др.), развивающих индивидуаль­ность студента.

Полное раскрытие потенциальных возможностей личности, проявление ее творческой активности возможно только в случаях,

109

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

когда студент, выполняя деятельность, чувствует себя компетентным и результативным. Это достигается с помощью таких элементов самосознания, которые обеспечивают уверенность в способностях, умение адекватно реагировать на успехи и оценивать результаты собственной деятельности, конструктивно относиться к неудачам. При описании этих и других условий, обеспечивающих успешность деятельности, часто употребляются такое понятие, как самоот­ношение.

На основании вышесказанного мы предполагаем, что вос­приятие студентами образовательной среды влияет на развитие самоотношения личности.

В исследовании приняли участие студенты 2 курса Самарской гуманитарной академии в количестве 58 человек. Нами были использованы следующие методики: опросник самоотношения (В.В. Сталин, СР. Пантелеев); методика векторного моделирования образовательной среды (В.А. Ясвин).

Анализ результатов показал, что 90% студентов, считают педагогический процесс, участниками которого они являются, с высокими степенями зависимости и активности (карьерная обра­зовательная среда). 10 % студентов представляют среду обучения кактворческую со свободной активностью. Результаты исследования самоотношения характеризуют данную группу студентов как людей самоуверенных, отчетливо представляющих свои силы; считающих, что их личность, характер и деятельность способны вызвать у других уважение, симпатию, понимание, ощущающих ценность собственной личности.

Дисперсионный анализ позволил выявить причинно-следственные связи между восприятием образовательной среды студентами и следующими шкалами самоотношения: студенты, воспринимающие образовательную среду как твор­ческую, имеют высокий уровень самоотношения; студенты, воспринимающие образовательную среду как карьерную, имеют высокий уровень самоуверенности; личность, воспринимающая образовательную среду как догматическую, имеют высокий уровень самообвинения.

Таким образом, было доказано, что восприятие образова­тельной среды влияет на самоотношения личности. Не вызывает сомнений, что образовательная среда на факультете или в целом по вузу, является определяющей для учебно-воспитательного процесса, а следовательно, и для качества подготовки молодых специалистов. Особую актуальность приобретает задача проектирования про­странства для реализации смысложизненных установок, осознания значимости духовных ценностей, обеспечения соответствующих условий для саморазвития.