logo
psicho T2

Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка

Каменева Г.Н. (г. Москва)

Проблема роли семьи в становлении личности ребенка, осо­бенно старшего школьника, приобретает в настоящее время особую актуальность. Поэтому важной задачей является установление связи между детско-родительским стилем воспитания и становлением личности ребенка.

Одна из задач проведенного исследования - рассмотреть особенности типов детско-родительских отношений и их роль в ста­новлении трудолюбия старших школьников,т.к. основы трудолюбия закладываются именно в семье.

В исследовании были использованы две методики. Для изме­рения индивидуальных особенностей трудолюбия старшеклассников был использован «Бланковый тест - трудолюбие», разработанный А.И. Крупновым. Тест позволяет диагностировать различные аспекты трудолюбия в целостной системе мотивационно-смысловых и инструментально-динамических составляющих. Вторая мето­дика - «Взаимодействие Родитель - Ребенок», разработанная И.М. Марковской.

В исследовании принимали участие 110 пар - матери и их дети - школьники в возрасте 14-17 лет.

Был проведен количественный и качественный анализ ин­дивидуальных различий в проявлениях трудолюбия школьников по шкалам: нетребовательность - требовательность, мягкость

- строгость, отвержение - принятие, непоследовательность - по­следовательность матери.

Наиболееявновстановлениитрудолюбия старших школьников отразилась требовательность - нетребовательность матерей. Были выделены две группы испытуемых. Первая - это дети, матери которых отличаются высокой требовательностью (если мать чего-то требует от ребенка,то обязательно добивается этого; дома у ребенка больше обязанностей, чем у большинства его друзей; матери при­ходится заставлять подростка делать то, что он не хочет). Вторая -это дети, чьи матери нетребовательные (мать не ожидает от своего ребенка высокого уровня ответственности; ребенок редко делает с первого раза то, о чем просит его мать).

Прежде всего, следует отметить, что как требовательность, так и нетребовательность матерей не отразились: на мотивации детей (социоцентричность и эгоцентричность); на результатах в решении личных проблем ребенка (субъектно-личностная сфера); на одно­типности приемов и способов осуществления трудолюбия (аэнер-гичность); на астенической окраске эмоциональных переживаний; на доминировании внутреннего локуса регуляции трудолюбия (интернальность); на операциональных и личностных трудностях в достижении трудолюбия.

У старших школьников, матери которых требовательны, наи­более выраженными оказались личностно значимые цели, а так же осмысленность и осведомленность предметно-деятельностной сферы в реализации изучаемого свойства. Таким образом, глубина и точность когнитивных значений играет важную роль в становлении трудолюбия старших школьников при условии высокой требова­тельности матери.

Дети требовательных матерей характеризуются также посто­янством в проявлении трудолюбия (повышенной энергичностью), доминированием положительных эмоций (стеничностью), активно­стью внешнего локуса регуляции трудолюбия (экстернальностью).

С качественной стороны дети требовательных матерей харак­теризуются направленностью целей на достижение общественного признания; получение знаний, умений. А также они нацелены на поддержание активной деятельности; обретение самостоятель­ности; совершенствование своих способностей. Под трудолюбием они понимают старательность и аккуратность в делах; необходимое условие утверждения себя в жизни; свойство личности, которое задается с рождения. Их трудолюбие способствует успешному изучению учебных предметов, улучшению психологического климата в коллективе. Они характеризуются тем, что без лишних проволочек приступают к намеченной работе, работают с полной отдачей своих сил. Учащиеся чаще переживают чувство гордости, радостные ожидания от возможности получить положительную оценку за работу, состояние приятного волнения при выполнении ответственного дела. Они склонны считать, что успех в деле больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от трудолюбия; неудачи в делах обычно бывают, когда подводят другие люди.

Что касается второй группы детей нетребовательных матерей, то она характеризуется слабой выраженностью указанных выше переменных. Эти дети рациональны в выборе общественных целей и сводят их до минимума. Они больше, чем дети требовательных матерей ориентируются на личностно значимые цели, связанные с удовлетворением своих планов и желаний. Они недостаточно используют свое трудолюбие в деятельности, в изучении учебных предметов; не всегда быстро и умело выполняют задание; реже испытывают радость и удовлетворение от самого процесса работы,

179

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

положительные эмоции при возможности выполнения нужного, но трудного дела. Им не нужен толчок для выполнения различных видов деятельности. Они считают, что успех в деле больше зависит от их трудолюбия, чем от удачного стечения обстоятельств.

Описанные результаты, подтверждают основную идею о связи степени требовательности матери и становлении трудолюбия старших школьников. Выделяется достаточное количество гармо­нических переменных, способствующих реализации трудолюбия старших школьников, причем у учащихся - детей требовательных матерей - таких переменных больше.