Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
Кулешов Д.В. (г. Москва)
Общение традиционно рассматривается в контексте диады, составляющие этого межличностного процесса: коммуникация, интеракция, межличностная перцепция (Г.М. Андреева, 1980), однако субъектом общения может стать и группа.
Говорят о деятельности, субъектом которой является группа (Г.М. Андреева, 1981). Обмениваясь информацией в группе, люди не только обмениваются значениями, но и вырабатывают общий смысл, на основе которого появляются новые психологические черты совместных действий. Рождаются общегрупповые мнения, оценки, стереотипы восприятия. Совместные действия направляются планами, групповым решением, которые становятся регуляторами совместной деятельности. Осознание справедливости, равномерности сделанных каждым вкладов в совместную деятельность обусловливает удовлетворенность человеком совместной с другими деятельностью.
Общение группы с личностью - также одна из моделей теоретического анализа общения (Г.М. Андреева, 1980), примеров которой в практике можно найти достаточно много (например, общение абитуриента и учебного заведения, в процессе которого абитуриент воспринимает организацию как некоторую целостность). Тема общения организации с личностью, имеющая истоки в фундаментальных социально- психологических исследованиях, все чаще попадает в поле внимания социальных психологов, занимающихся прикладными исследованиями. Их интересует, как можно совместить благополучие индивида и благополучие тех или иных социальных групп.
В настоящее время нами изучаются особенности общения образовательных учреждений с отдельными потребителями их услуг. Отечественная система образования входит в рынок, формируется конкурентная среда, в связи с чем учебному заведению приходится учиться бороться за абитуриента, строить эффективное общение
с ним, заботиться о продвижении своих образовательных услуг (Панкрухин А.П., 2004). Отдельные представители населения, однако, все чаще говорят о своем растущем недовольстве предоставляемым им образованием (Преображенская И.В., 2004), поэтому учебному заведению важно даже в конкурентной среде ориентироваться на модели просоциального поведения. Ожидание именно такого поведения от образовательного учреждения, его представителей -традиция для отечественных потребителей образовательных услуг. Социальное партнерство в формирующейся конкурентной образовательной среде - цель, которую приходится достигать руководителям учебных заведений, специалистам по связям с общественностью, работающим в них.
Общение личности и организации -этот вид общения активно используют PR-специалисты. Из трех составляющих общения, выделенных в школе Г.М. Андреевой, начало общения, на наш взгляд, преимущественно зависит от особенностей восприятия личностью группы (выделение ее среди других групп, доверие к ней, пр.). Поскольку нередко прямые, непосредственные контакты между личностью и организацией отсутствуют, то сформировавшийся ее устойчивый образ начинает самостоятельно функционировать в системе отношений личности с этой группой, выполняя своеобразную регулятивную функцию.
Благоприятный имиджобразовательного учреждения является важным фактором его процветания (Петрова Е.А., Романова А.В., Родионова А.А., 2005). Перед PR-специалистом открывается несколько путей работы над имиджем организации: а) путь реальности: максимально точное воспроизведение реальности, бережное отношение к информации, превращение реального в идеальное (имидж «Дельфин»), б) имиджмейкерский путь: с опорой на фрагмент реальности конструируется ее миф; в сконструированном имидже происходит отклонение от идеально реалистичной картинки (имидж «Акула»).
Востребованным конкретное учебное заведение обычно становится потому, что какие-то содержательно-образные представления о нем совпадают с актуальными на данный момент социальными, нравственными, экономическими ожиданиями конкретных абитуриентов (Пантюшина О.Н., 2005). Однако этим процессом можно управлять не только за счет повышения качества образования отдельными преподавателями, улучшения менеджмента учебного заведения, его материальной оснащенности, но и за счет профессиональных усилий PR-специалистов (Морозова О.А., 2005).
Наши предварительные исследования свидетельствуют, что значимыми параметрами имиджа являются ценности, которые просматриваются через его внешнюю «оболочку».
Ценности организации мы рассматривали в контексте корпоративной культуры. В корпоративной культуре Э.Х.Шейн выделяет несколько уровней:
а) поверхностный уровень - этикет и артефакты;
б) более глубокий уровень - поведение, действия;
в) ядро - мораль, убеждения, ценности.
Изучение реального имиджа организации, на наш взгляд, предполагает изучение того, как видят и оценивают контрагенты внешний облик организации, поведение ее представителей, ценности, на которые организация ориентируется. Формирование искомого имиджа, его концептуальная разработка предполагают формулировку Миссии организации, Видения ею своего будущего, Ценностей которыми она руководствуется в своих действиях. На
219
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
продвижение именно этих составляющих имиджа должны быть направлены PR-акции.
Следует помнить, что нередко существует разительное расхождение между внешним (т.е. мнением в обществе) и внутренним имиджем организации (мнением, существующим внутри нее) (Петрулевич С.А., 2003). Необходимость устранения разрыва предполагает долгий, трудный и дорогостоящий путь (Козьяков Р.В., 2005). Руководитель, включив процесс преодоления разрыва между внешним и внутренним реальным имиджем своей организации, разрыва между ее реальным и искомым (желательным) имиджем вынужден и сам начать изменяться . Организация вынуждена осознать свою социальную миссию, принять традиционные культурные ценности, осуществить реальный переход от единственной цели «получить максимально возможную прибыль» к многоцелевому планированию своей деятельности, в том числе к принятию на себя социальной ответственности. В деятельности эффективного руководителя организации и его команды предполагаются этап диагностики реально функционирующих в организации ценностей, убеждений и затем очень трудоемкий и требующий специального профессионализма этап по их модификации в нужном направлении, разработка моделей желательного для организации поведения сотрудников, принятие и регулирование корпоративного этикета, пр.
Модификация корпоративной культуры естественно взаимосвязана с работой над имиджем организации (внешним и внутренним).
Организация, имеющая дело со своими клиентами, обычно привлекает для этой работы своего представителя(ей), который(ые) является(ются) своеобразным «лицом» этой организации. Свою корпоративную философию, ценности, историю-легенду организация транслирует через этого представителя, чтобы добиться восприятия учебного заведения абитуриентами, студентами их родителями как узнаваемого, надежного, стабильного.
В настоящий период отечественный менеджмент учебных заведений, оказавшихся в новых экономических и социальных условиях, выбирает свой путь, свои приоритеты, свою региональную модель. Несомненно, это влияет и на специфику работы PR-специалистов, сотрудничающих с ними, на выбор ими тех или иных технологий привлечения внимания отдельных граждан к конкретному учебному заведению, на восприятие и запоминание ими информации о нем, на желание в нем учиться, стимулирование конкретных действий, связанных с поступлением, подачей документов.
Эмоциональные состояния беременной женщины
Кулешова К.В. (г. Москва)
Беременность-одно из естественных состояний женщины, затрагивающее ее физическую,социальную, психическую и духовную сферы жизни. Женщина испытывают комплексное влияниеэтих сфер на свою эмоциональную жизнь, которая интенсивна и разнообразна. На протяжении последи их пяти летвконтексте теории дифференциальных эмоций мы изучаем особенности эмоциональных состояний беременных женщин.
Актуальность исследования связана как с данными психосоматической медицины, обращающей внимание на влияние хронических эмоциональных состояний на физическое здоровье, так и с задачей обеспечения высокого качества жизни беременным женщинам. Со второй половины прошлого века качество жизни россиянок в период беременности значительно ниже, чем в любой европейской стране.
Изменения, происходящие в организме беременной женщины, неизбежно сказываются на ее психической жизни, на ее эмоциональном состоянии, самочувствии. Исследования Безруковой О.Н. (1998) показали, что на самочувствие беременной женщины влияют и социально-психологические факторы. Эмоциональная жизнь беременной женщины испытывает на себе влияние не только со стороны своего ближайшего социального окружения, но и со стороны общества в целом (КБ. Кулешова, 2003).
Беременность это одна из старейших и важнейших форм самореализации женщины, повышающая ценность такой женщины в глазах общества, ее самоценность, способная доставить женщине несравнимую радость (КБ. Кулешова, 2003). Однако в условиях современной России материнство занимает незначительное место в иерархии ценностей большого количества женщин; Скрицкая ТБ. (2002) отмечает тенденцию изменения ценностных ориентации в обществе в сторону гедонизма и индивидуализма.
На успешность адаптации женщины к своей беременности влияет уровень ее готовности к материнству. Данные нашего эмпирического исследования (КБ. Кулешова, 2005) свидетельствуют о напряженном эмоциональном состоянии, в котором находится современная молодая женщина (в возрасте 20-25 лет). На это состояние накладывается ее беременность, которая может порождать ролевой конфликт, особенно в случае, если рассматривается женщиной как нежелательная или несвоевременная. Не каждая молодая женщина может сосредоточиться на предстоящем материнстве. Хотя для некоторых молодых женщин беременность выступает как кратковременная «передышка», как период, когда она может позволить себе заниматься только одним делом - вынашиванием ребенка. Нами выявлены и такиеженщи-ны, которые в период беременности приобретают многие черты, свойственные самоактуализирующимся личностям, временно становясь самоактуализирующейся, переживая плато-состояние (КБ. Кулешова, 2007).
Беременность как один из важнейших периодов в жизни женщины нередко протекает на фоне испытываемого ею страха (КБ. Кулешова, 2003). В отличие от боли или других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. Наблюдается
220
з-н
взаимосвязь страха с переживанием страдания, стыда, отвращения (КЗ. Изард, 1999). Переживание страха может иметь и соматические проявления, длительное его переживание вызывает изменение деятельности всего организма в целом.
Современная женщина затрудняется в свободном выражении своих эмоций, особенно эмоции гнева, проявление которого социально блокируется. Возникновение гнева у беременной не редкость, особенно если ее беременность не запланирована или несвоевременна, блокирует профессиональную мотивацию. A.J. Сорреп (1959,2001) показал, что у женщин с выраженным нежеланием иметь детей наблюдается тяжелая форма токсикоза в отличии от женщин с желанной и запланированной беременностью. Таким женщинам нужно время на адаптацию к новой ситуации. При изучении эмоционального состояния 28 беременных женщин с помощью вопросника дифференциальных эмоций нами получены следующие результаты (К.В. Кулешова, 2005): эмоция гнева у беременных женщин наиболее представлена в первом триместре, затем они начинают испытывать гнев реже; незначительное повышение его уровня и частоты переживания наблюдается перед родами. В случае, если женщина добивается контроля над переживанием и выражением гнева, он может иметь и позитивные последствия. Адекватное выражение гнева может использоваться в терапевтических целях для подавления страха, что актуально при работе с беременной женщиной, испытывающей страх (К.В. Кулешова, 2003).
Изучение стыда, вины и обиды у беременной женщины также входило в цели нашего исследования (К.В. Кулешова, 2007). Иногда стыд, смущение и вину рассматривают как различные эмоции, иногда как проявления одной и той же эмоции («группа стыда»), имеющей один нейрофизиологический механизм, но на сознательном уровне проявляющуюся в форме различных переживаний. Универсальной предпосылкой стыда является невозможность соответствовать своему идеальному «Я», ощущение неудачи, поражения. Презрение со стороны других также служит естественной причиной для переживания стыда (Томкинс, 1963). Главной причиной вины является проступок (вина и невиновность нетождественны злу и добру- Б. Хеллингер, 2006). Вина возникает в ситуациях, связанных с чувством ответственности. По отношению к эмоциям группы стыда эмоция обиды рассматривается как полярная (Ю.М.Орлов, 2002). Обида возникает, когда значимый другой ведет себя относительно обидевшейся не так, как она ожидает от него, а иначе, хуже.
В первой группе у 23 из 50 обследованных нами женщин с высоким уровнем самоактуализации (вне зависимости от их метрического возраста) на протяжении всего периода беременности практически не наблюдалось переживания стыда (полярная эмоция гордость особенно была представлена в первые месяцы, вскоре после того, как женщина узнала о своей беременности). Вина присутствовала в первые месяцы преимущественно в отношении сослуживцев, в последние месяцы беременности преимущественно в отношении еще неродившегося ребенка, членов семьи. Переживание вины нередко сопровождалось
гневом (но в отношении кого-то другого, а не того перед которым провинилась). Обида ярко проявляется в первые месяцы беременности особенно по отношению к мужу, к своей матери. У остальных обследованных женщин (вторая группа), у которых не выявлены признаки самоактуализации и самореализации, на протяжении практически всего периода беременности стыд был выражен. Переживание стыда у них нередко сопровождалось переживанием страха. В отношении вины и обиды данные обследования получены практически такие же, как и в первой группе.
Мы также обратили внимание, что беременность как кризис может вызывать вначале как депрессивные реакции, так и реакции, сопровождающиеся гневом. При первом типе реагирования на информацию о своей беременности у женщины часто наблюдается и эмоция стыда, что подтверждает данные Бека (1976), Изарда (1999), а также переживание страха. При втором типе реагирования на беременность гнев часто сопровождается виной, обидой, презрением.
Таким образом, в период беременности женщину ожидает непростой в отношении ее эмоциональной жизни путь, которым стоит успеть насладиться, испытать счастье оттого, что он есть, что он, хотя и завершится, но приведет к началу нового этапа материнства -трудного, но не менее увлекательного и счастливого.
Нами опубликована (КБ.Кулешова, 2004) программа спецкурса «Гендерный подход в работе клинического психолога. Психотерапия женщин», предназначенная для подготовки клинических психологов к работесженщинами по поддержанию их репродуктивного здоровья, психологической готовности к беременности, материнству.
Профессиональное выгорание и контрперенос (тезисы)
Куликов А.И. (г. Санкт-Петербург)
В своем сообщении я бы хотел рассмотреть соотношение феноменологической (описательной) и психодинамической концептуальных моделей, которые мы можем использовать при изучении негативных феноменов профессиональной деятельности.
Главный тезис моего сообщения заключается в том, что в основе острого профессионального стресса и хронической профессиональной деформации лежат проблемы неразрешенного контрпреноса.
Я полагаю, что в традиционной психологии произошло повторное открытие или переоткрытие феномена контрпереноса, который является основным мотивирующим фактором профессиональной деформации, в то время как «синдром профессионального выгорания» его манифестным содержанием, рационализацией бессознательного конфликта.
221
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.