Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
Кабардов М. К. (г. Москва)
работа выполнена при поддержке РГНФ. проект №06-06-00335а
Между идиографическим представлением личности, характерным преимущественно для искусства, художественного творчества, и номотетическим подходом, признаваемым как объективный естественнонаучный метод анализа индивидуальных различий (Штерн, 1998; Кабардов, 2006;Либин, 2006; Lamiell, 2006), существуют определенные противоречия. Рассматривая дилеммы «номотетическое-идиографическое» и «наука-уникальность» Г. Олпорт подчеркивал: «Психологию личности нельзя назвать ни исключительно номотетической, ни исключительно идиографиче-ской. Она балансирует между этими двумя крайностями» (Олпорт, 2002, с. 231). Тем не менее, он и предостерегает: «Большинство исследований личности являются сравнительными, они используют инструменты дифференциальной психологии. Это ценные орудия. Опасность втом, что с их помощью личность можно так расчленить, что каждый фрагмент окажется связанным с соответствующими фрагментами других людей, а не с личностной системой, внутри которой он находится» (Тамже, с. 460).
Разработка типологической концепции И.П. Павлова в школе Теплова-Небылицына применительно к человеку и исследования последних десятилетий позволили Э.А. Голубевой описать структуру индивидуальности и личности (см. тезисы данного симп. и монографию Голубевой, 2005).
Гармоничному соединению идиографического и номоте-тического подходов способствует предпринятый в лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии комплексный подход. Он предусматриваетанализ и по горизонтали (исследование индивидуальных различий, межиндивидуальной вариативности в коммуникативных и когнитивных способностях), и по вертикали -
изучение проявлений индивидуальных характеристик на трех уровнях:
психофизиологическом - относится к диагностике типологических свойств нервной системы как общих, имеющихзначительную генетическую обусловленность, так и специальночеловеческих, соотносимых с функциональной симметрией/асимметрией полушарий мозга (особое место в ряду этихобъективных методов занимают электрофизиологические,позволяющие включать получаемые данные в контекст современной интегративной нейрофизиологии);
психологическом - включает определение индивидуальныхособенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи, каналов, способов их переработкиинформации- перво- и второсигнальный тип), личностныхособенностей: темперамента (в частности, эмоциональности,тревожности) и характера;
поведенческом (социально-психологическом) - включаетопределение успешности деятельности за длительный период,т. е. становление коммуникативной и когнитивной компетентности, или общих и специальных способностей.
Два класса способностей - коммуникативных и когнитивных, -имеют разную психофизиологическую конфигурацию, индивидуальный профиль (М. К. Кабардов, 2006).
Теоретико-экспериментальное изучение дихотомии «язык-речь» как «единства обобщения и общения» (Л.С. Выготский) позволил нам выделить и психофизиологические критерии их различения. Обоснованность этой дихотомии доказывается не только разными подходами в психологии и лингвистике (В. фон Гумбольдт, Ф. де Соссюр и др.), функциональной неравнозначностью мозговых структур - функциональной асимметричностью больших полушарий мозга, но и соотношением природных свойств (лабильность, сила, активированность нервной системы).
Изучение индивидуальноустойчивыххарактеристиковладения иностранным языком в разных условиях обучения позволило нам выделить три типа: коммуникативно-речевой (I), когнитивно-лингвистический (II) и смешанный (III) (Кабардов, 1983-2001; Кабардов, Арцишевская, 1997). У лиц с I типом навыки говорения
з-н
и понимания иноязычной речи сформировались на более высоком уровне в условиях интенсивного обучения; у лиц со II типом овладения иностранным языком - в условиях традиционной обучения. Эти закономерности проявляются на разных возрастных выборках.
Выраженность природных предпосылок меняет соотношение компонентов языковых способностей или соответствующий тип овладения: коммуникативный тип обеспечивается преимущественным доминированием правого полушария головного мозга, преобладанием первосигнального способа переработки информации, а также сочетаниемлабильности и слабости (реактивности) нервной системы; когнитивный тип обеспечивается доминированием лево-полушарных функций, преобладанием второсигнального способа переработки информации, а также сочетанием свойств нервной системы - инертности и силы.
Исследование способностей и их природных предпосылок и других личностных образований позволило включить проблему индивидуальных различий и индивидуальности в более широкий контекст- «учитель-метод-ученик» (М.К. Кабардов) как в системе школьного, так и профессионального образования. Триада отражает взаимосвязь и взаимообусловленность внешних (среда, условия, методы обучения) и внутренних (природные предпосылки, эмоционально-мотивационная сфера и др.) факторов становления индивидуальности. Это позволило уточнить и конкретизировать проблему соотношения типа способностей к овладению родным и иностранными языками, способов работы учителей, обладающих разными индивидуально-типологическими особенностями и предпочитаемыми способами обучения (преподавания) (Н.А. Аминов, Е.В. Арцишевская, М.К. Кабардов, Л.Ц. Кагермазова). Таким образом, мы получили подтверждение, что эффективность обучения или результативность деятельности - это благоприятное соответствие природных (внутренних) и средовых (внешних) факторов в триаде «Учитель-Метод-Ученик».
Профессиональная психология для профессионалов
КабринВ.И. (г. Томск)
Если избавиться от проекций и переносов, вряд ли современная психология в глазах самих психологов будет выглядеть счастливой. А что станет с самим психологом, если он решится снять с себя концептуальные сублимации и манипулятивный задор?
1. До сих пор в профессиональной психологии (академической и практической) слабо рефлексируется иллюзорная дихотомия естественнонаучного и гуманитарного знания, в частности, «объяснительной» и «описательной» психологии, количественного и качественного анализа душевных явлений. Отсутствие целостного холистического подхода к психологической проблематике усугубляется сохранением медицинского и обывательского предрассудка: несчастную Психею до сих пор считают состоящей из механизмов, да еще таинственно замурованной в первом позвонке скелета человека. Научная общественность удивительно благосклонно принимает эту фантастическую гипотезу как постулат, не требуя
вещественных доказательств, даже на уровне ВАК. Конечно, самообладание иллюзией приятнее, а изощренное опосредованное наукообразным, но нерелевантным инструментарием сведений о ней выглядит внушительнее, чем реальный диалог с реальной непредсказуемой и капризной Психеей.
Я уверен, что рефлексия и анализ такого общения приведет к качественно новому проекту эффективной профессиональной психологии. Для этого сначала надо избавиться от основных методологических иллюзий.
Преодоление общенаучной иллюзии. Нет в реальности ни границ, ни разрыва естественного и гуманитарного научного знания. Оно едино по своей природе: научная ясность (выяснение и объяснение и т. п.) в любой сфере знания открывается в элементарном и универсальном процессе идентификации, или точнее измерении подобного подобным. В психологии релевантным данному общенаучному принципуявляется человеческая коммуникация (душевное проявление человека может быть соразмерно или подобно только душевному проявлению другого человека через эмпатию, децен-трацию, смысловую репрезентацию в процессе их межличностной коммуникации). По сути, это ведет к созданию общей коммуникативной парадигмы профессиональной психологии.
Преодоление традиционной психологической иллюзии. До сих пор источнику душевной жизни безосновательно приписывается телесное начало (нейронное, мозговое, энцефалопатическое и т. п.), несмотря на многократные предостережения признанных западных классиков (не говоря уже о восточных) о существенном и потенциальном несовпадении размерностей и масштабов физического и собственно психического - времени, пространства, информации, энергии. Лишь практическая рефлексивная коммуникация позволит постигнуть реальную безграничность душевных трансформаций (временных, пространственных, информационных, энергетических) в целостном психологическом мире и потенциале человека. Профессиональная психологическая коммуникация становится центральным методом работы с психологическим потенциалом человека.
Когда говорят о взаимодействии экспериментатора и испытуемого, интервьюера и респондента, на самом деле во всех случаях общаются психологе психологом. Там, где физики говорято взаимодействии, а инженеры о механизмах, психологи уже обязаны не «механически» заимствовать эти конструкты, а углубиться в практику смыслотворческого общения, превращая его в практический инструмент раскрытия и актуализации психологического потенциала человека в различных профессиональных и жизненных контекстах.
Тогда сама собой отпадает необходимость в еще одной искусственной дихотомии - разделении методологии, теории и практики. Методология вне практического контекста - фикция, так же как практика без методологии (излюбленный миф «интуитивных» практических психологов). То, что это - феномены расщепленного сознания - не уменьшает истиной печали, т. к. шизофренический бред бывает действенней естественной душевной гармонии, которая содержится в первородном коммуникативном акте рождения самого человека. Поэтому транскоммуникабельная душа-Психея ищети иногда находит гармонию соответствия духовного, душевного и телесного миров трансцендирующего человека. Универсальная задача профессионального психолога - эффективная поддержка в осуществлении этой гармонии, т. е. в развитии транскоммуникабельности психологического потенциала.
75
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
2. Именно в рамках такого подхода обнаруживается достаточно полноценное пространство деятельности профессионального психолога по раскрытию психологического потенциала человека влюбых его жизненных и профессиональных контекстах. В такой ситуации становится безосновательной ориентация психолога на работу на «чужих профессиональных территориях» и предложение «гуру-пророчеств» и «фигаро-услуг»: как делать деньги, строить карьеру, захватывать власть и ловить любовь-Фортуну В таком на первый взгляд ярком популизме псевдопсихологии нетрудно увидеть опасность дискредитации, и профессиональной психологии как науки, дипломированных психологов как профессионалов.
В этой связи возникает настоятельная необходимость формирования достаточно развернутого стратегического проекта «Профессиональная психология для профессионалов» на межрегиональном и федеральном уровнях. Основное назначение проекта видится в развитии профессионального самоопределения психологов в широком пространстве межпрофессиональных контрактов. Типичными примерами таких контрактов являются органическая включенность в межпрофессиональное пространство самых различных организаций экономистов, юристов, экологов и др. В ситуации обострения проблемы качества жизни особенно в интенсивно развивающихся организациях осознается потребность в психологическом сопровождении. Психологам стоило бы достойно принять этот вызов времени. Здесь требуется еще одна профессиональная психологическая компетентность в сфере межпрофессионального общения, выраженная в способности эффективного формирования самих контрактов.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.