Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
Костяк Т. В.
Вариативность процесса социализации во многом зависит от особенностей взаимодействия и взаимовлияния социокультурных и внутриличностных факторов в развитии личности, что находит отражение в понятии «индивидуальной формы социализации», которая предполагает развитие личностной активности, направленной на самореализацию и раскрытие реальных и потенциальных возможностей человека в социально заданном контексте, определяющем ценности, нормы и правила поведения, значимые для общества. Феноменологически она проявляется в эмоциональном отношении к ценностям и нормам, которые транслируются окружающими.
Введение в анализ процесса социализации принципов активности и рассмотрение его в парадигме конструкционизма дает
207
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
возможность сделать вывод не только о важности выработки активной позиции, но и необходимости сочетания индивидуальных особенностей стиля жизни человека с нормативностью и ценностями, принятыми в обществе.
Экспериментальное изучение содержания индивидуальной формы социализации и условий ее формирования дали возможность раскрыть ее связь с различными психодинамическими качествами человека и с механизмами становления личностной и социальной идентичности. При этом сами по себе индивидуальные психодинамические качества оказывают амбивалентное влияние и на степень эмоционального принятия детьми норм взрослых, и на способность выработать индивидуальную форму социализации.
Высокая эмотивность, также как и импульсивность, имеют амбивалентное значение для успешной социализации, с одной стороны помогая сориентироваться в новой ситуации и завязать дружеские отношения с окружающими, а с другой - приводя к многочисленным ошибкам и неудачам и мешая правильно оценить и отреагировать на замечания окружающих. Более благоприятным является сочетание ригидности, также как и рефлексивности не с высокой, а с низкой эмотивностью, которая смягчает последствия неприятия себя или изоляции данного ребенка сверстниками.
Невозможность соответствовать значимым критериям оценки взрослых ставит ребенка перед выбором - изменить или не принять критерии взрослых или снизить оценку себя. Это приводит к различным отклонениям в развитии социализации, вызывая агрессию, уход или тревогу в поведении и общении детей. В результате возникает эмоционально амбивалентное отношение не только к конкретным правилам, но и к общим культурным и нравственным ценностям, которые задаются взрослым.
Возможности самостоятельного формирования индивидуальных форм социализации весьма невысоки и существенно снижаются у детей вследствие невысокого уровня рефлексии и жесткого типа трансляции норм в большинстве институтов социализации (семья, дошкольное учреждение, школа). Таким образом, необходимы специальные программы, помогающие становлению этой формы.
и механизмов формирования последних. В основе становления данных тенденций лежало признание процесса социального взаимодействия в качестве основной движущей силы индивидуального развития, в результате чего центральной характеристикой личности стала выступать способность к смысловой интерпретации социальной действительности и себя в ней. Множественность образов Я обусловливает необходимость конструирования образа каждой группы, с которой взаимодействует человек, и тех индивидуальных и личностных особенностей, которые способствуют установлению контактов с членами этой группы.
Эти методологические основания стали ведущими для разработки понятия индивидуальный стиль социализации, который предполагает развитие личностной активности, направленной на самореализацию и раскрытие реальных и потенциальных возможностей человека в социально заданном контексте, определяющем ценности, нормы и правила поведения, значимые для общества. Феноменологически индивидуальный стиль социализации выражается в степени совпадения критериев категоризации и самокатегоризации, степени согласованности групповых и индивидуальных ценностей и норм, индивидуального стиля общения со стилем коммуникации в группе. Эта согласованность связывается с взаимным принятием, формированием групповой идентичности человека и отражается в его социометрическом статусе. Еще одним из показателей успешности социализации является степень интернализации социальных норм (мерилом принятия норм и ценностей является переживание). В качестве основных факторов, способствующих или препятствующих становлению индивидуального стиля социализации и во многом определяющих границы его формирования, можно рассматривать:
содержание норм и ценностей и их вариативность в разныхинститутах социализации;
стильдетско-родительскихотношений и соотношение стратегийсоциализации родителей и детей;
характер и степень жесткости при трансляции норм и ценностей;
организационная культура образовательного учреждения;
содержание и иерархия ценностей человека и степень совпадения с ценностями группы идентичности;
разноуровневые черты индивидуальности.
Методологические основания изучения индивидуального стиля социализации
Костяк Т.В. (г. Москва)
На методологию современной неклассической психологии значительное влияние оказали понятия, разработанные в постмодернизме, что привело к изменению подхода к проблеме активности и взаимодействия человека с окружающим миром. Методологические трансформации коснулись, прежде всего, категории отражения, на смену которой пришло понятие конструирования, что привело к формированию представлений о принципиальной множественности и вариативности образов Я. Работы, выполненные в рамках неклассической психологии, показали возможность изучения социального влияния через анализ структур индивидуального самосознания (Я-концепции, социальной и персональной идентичностей)
Зона ближайшего развития как объяснительный конструкт
Косырев В.Н. (г. Тамбов)
В настоящее время психологи используют понятие зоны ближайшего развития (ЗБР) в основном при рассмотрении проблем обучения (Н.Л. Белопольская, ГА. Варданян, Н.Е. Веракса, М.Р Гинзбург, A3. Зак, А.Я. Иванова, И.А. Корепанова, Л.Ф. Обухова, ГА. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.) и крайне редко обращаются к нему в контексте проблем воспитания. При таком подходе целостное развитие, предполагающее органическое единство двух его линий: интеллектуальных познавательных процессов (обучение) и мотивационно-потребностной сферы (воспитание), сводится только к познавательному развитию, возникновению соответствующих когнитивных структур, механизмов и т.д.
208
з-н
Мы предлагаем распространить учение о ЗБР на психологию воспитания, в частности, использовать его для определения уровней воспитанности и понимания феномена интереса.
Для этого обратимся к пространственно-временному анализу данного понятия. Правомерность такого подхода вытекает из сущности культурно-исторической теории, само название которой постулирует тот факт, что развитие всегда разворачивалось в некоем пространстве (культура) и во времени (история). Сказанное в полной мере относится и к онтогенетическому развитию каждого отдельного индивида, которое происходит не иначе как благодаря современной ему культуре и на временной протяженности одной жизни.
Представим себе временную последовательность одной жизни в виде непрерывной временной оси. В каждый данный момент своей жизни человек находится на одном из участков такой оси, - это его «настоящее». Тогда слева от настоящего надо расположить его «прошлое», справа - «будущее». В терминах развития Л.С. Выготского эти временные интервалы можно соответственно обозначить: 1) «зона предыдущего развития», 2) «зона ближайшего развития» и 3) «зона потенциального развития», с каждой из которых связан тот или иной уровень развития.
Поясним это. Уровень актуального (достигнутого на данный момент) развития формируется в зоне предыдущего развития (1) и является ее итогом. В нашем случае (воспитание) он закреплен в соответствующих личностных свойствах и проявляется в желании и способности воспитанника самостоятельно, без внешнего побуждения и подсказки выполнять соответствующие действия или вести себя определенным образом. В зоне ближайшего развития (2), благодаря общению и развивающему сотрудничеству с другими, происходит прирастание уровня актуального развития - у одного меньше, у другого больше, но ни у кого до бесконечности, поскольку развитие в каждый данный момент чем-то ограничено: культурой, возрастом, талантом воспитателей, прилежанием самого воспитанника. Ширина диапазона, в котором прирастает уровень актуального развития, представляет то, что в педагогической психологии называютобучаемостью, кода речь идетоб образовании ума, или воспитуемостью, если имеется в виду развитие мотивационно-потребностной сферы. В зоне потенциального развития (3) локализован тот уровень личностного развития, который в силу ряда обстоятельств на сегодня недоступен, но который в принципе может быть достигнут, если эти обстоятельства изменятся к лучшему.
Исходя из такого понимания динамики развития, ответ на вопрос об уровнях воспитанности в общем случае будет таким. Если ребенок (школьник, студент) всегда самостоятельно проявляет те или иные нравственные, волевые и др. качества (достигнутый, актуальный уровень), то уровень его воспитанности в отношении этих качеств можно считать высоким. Если требуемые качества он проявляет от случая к случаю, если при этом ему необходим пример сверстников и соответствующее стимулирование со стороны взрослого (он находится в зоне ближайшего развития), то уровень его воспитанности можно квалифицировать как средний. Если же желаемые качества, вопреки примеру сверстников и усилиям воспитателей, он не проявляет ни при каких обстоятельствах (находится «вне зоны развития»), то уровень его воспитанности придется считать низким.
Учение о ЗБР, на наш взгляд, приложимо также к пониманию и прогнозированию интереса, который проявляется или будет проявлен воспитанниками к предъявляемой им информации, будь то этические, эстетические или иные сведения. Интерес родом из зоны
ближайшего развития. Все аудитории ждут от говорящего (пишущего) примерно одного и того же - что он понятно и интересно расскажет об интересном. Понятность и интересность между собой некоторым образом связаны. С точки зрения рассмотренной выше пространственно-временной модели, интерес всегда остается в границах зоны ближайшего развития. Человеку не интересно все то, что лежит ниже уровня его актуального развития, и не понятно, что выходит за пределы ближайшего. Короче, интересно - это когда и ново, и в то же время доступно.
Психологическое обеспечение развития
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.