logo
psicho T2

Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум

Костяк Т. В.

Вариативность процесса социализации во многом зависит от особенностей взаимодействия и взаимовлияния социокультурных и внутриличностных факторов в развитии личности, что находит отра­жение в понятии «индивидуальной формы социализации», которая предполагает развитие личностной активности, направленной на самореализацию и раскрытие реальных и потенциальных возмож­ностей человека в социально заданном контексте, определяющем ценности, нормы и правила поведения, значимые для общества. Феноменологически она проявляется в эмоциональном отношении к ценностям и нормам, которые транслируются окружающими.

Введение в анализ процесса социализации принципов актив­ности и рассмотрение его в парадигме конструкционизма дает

207

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

возможность сделать вывод не только о важности выработки активной позиции, но и необходимости сочетания индивидуальных особенностей стиля жизни человека с нормативностью и ценностя­ми, принятыми в обществе.

Экспериментальное изучение содержания индивидуальной формы социализации и условий ее формирования дали возмож­ность раскрыть ее связь с различными психодинамическими качествами человека и с механизмами становления личностной и социальной идентичности. При этом сами по себе индивидуальные психодинамические качества оказывают амбивалентное влияние и на степень эмоционального принятия детьми норм взрослых, и на способность выработать индивидуальную форму социализации.

Высокая эмотивность, также как и импульсивность, имеют амбивалентное значение для успешной социализации, с одной стороны помогая сориентироваться в новой ситуации и завязать дружеские отношения с окружающими, а с другой - приводя к многочисленным ошибкам и неудачам и мешая правильно оценить и отреагировать на замечания окружающих. Более благоприятным является сочетание ригидности, также как и рефлексивности не с высокой, а с низкой эмотивностью, которая смягчает последствия неприятия себя или изоляции данного ребенка сверстниками.

Невозможность соответствовать значимым критериям оценки взрослых ставит ребенка перед выбором - изменить или не при­нять критерии взрослых или снизить оценку себя. Это приводит к различным отклонениям в развитии социализации, вызывая агрес­сию, уход или тревогу в поведении и общении детей. В результате возникает эмоционально амбивалентное отношение не только к конкретным правилам, но и к общим культурным и нравственным ценностям, которые задаются взрослым.

Возможности самостоятельного формирования индивидуаль­ных форм социализации весьма невысоки и существенно снижаются у детей вследствие невысокого уровня рефлексии и жесткого типа трансляции норм в большинстве институтов социализации (семья, дошкольное учреждение, школа). Таким образом, необходимы специальные программы, помогающие становлению этой формы.

и механизмов формирования последних. В основе становления данных тенденций лежало признание процесса социального взаи­модействия в качестве основной движущей силы индивидуального развития, в результате чего центральной характеристикой личности стала выступать способность к смысловой интерпретации социаль­ной действительности и себя в ней. Множественность образов Я обусловливает необходимость конструирования образа каждой группы, с которой взаимодействует человек, и тех индивидуальных и личностных особенностей, которые способствуют установлению контактов с членами этой группы.

Эти методологические основания стали ведущими для раз­работки понятия индивидуальный стиль социализации, который предполагает развитие личностной активности, направленной на самореализацию и раскрытие реальных и потенциальных возмож­ностей человека в социально заданном контексте, определяющем ценности, нормы и правила поведения, значимые для обще­ства. Феноменологически индивидуальный стиль социализации выражается в степени совпадения критериев категоризации и самокатегоризации, степени согласованности групповых и инди­видуальных ценностей и норм, индивидуального стиля общения со стилем коммуникации в группе. Эта согласованность связывается с взаимным принятием, формированием групповой идентичности человека и отражается в его социометрическом статусе. Еще одним из показателей успешности социализации является степень интернализации социальных норм (мерилом принятия норм и ценностей является переживание). В качестве основных факторов, способствующих или препятствующих становлению индивидуаль­ного стиля социализации и во многом определяющих границы его формирования, можно рассматривать:

  1. содержание норм и ценностей и их вариативность в разныхинститутах социализации;

  2. стильдетско-родительскихотношений и соотношение стратегийсоциализации родителей и детей;

  3. характер и степень жесткости при трансляции норм и цен­ностей;

  4. организационная культура образовательного учреждения;

  5. содержание и иерархия ценностей человека и степень совпа­дения с ценностями группы идентичности;

  6. разноуровневые черты индивидуальности.

Методологические основания изучения индивидуального стиля социализации

Костяк Т.В. (г. Москва)

На методологию современной неклассической психологии зна­чительное влияние оказали понятия, разработанные в постмодер­низме, что привело к изменению подхода к проблеме активности и взаимодействия человека с окружающим миром. Методологиче­ские трансформации коснулись, прежде всего, категории отражения, на смену которой пришло понятие конструирования, что привело к формированию представлений о принципиальной множествен­ности и вариативности образов Я. Работы, выполненные в рамках неклассической психологии, показали возможность изучения социального влияния через анализ структур индивидуального само­сознания (Я-концепции, социальной и персональной идентичностей)

Зона ближайшего развития как объяснительный конструкт

Косырев В.Н. (г. Тамбов)

В настоящее время психологи используют понятие зоны ближайшего развития (ЗБР) в основном при рассмотрении про­блем обучения (Н.Л. Белопольская, ГА. Варданян, Н.Е. Веракса, М.Р Гинзбург, A3. Зак, А.Я. Иванова, И.А. Корепанова, Л.Ф. Обухова, ГА. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.) и крайне редко обращаются к нему в контексте проблем воспитания. При таком подходе целост­ное развитие, предполагающее органическое единство двух его линий: интеллектуальных познавательных процессов (обучение) и мотивационно-потребностной сферы (воспитание), сводится только к познавательному развитию, возникновению соответствующих когнитивных структур, механизмов и т.д.

208

з-н

Мы предлагаем распространить учение о ЗБР на психологию воспитания, в частности, использовать его для определения уровней воспитанности и понимания феномена интереса.

Для этого обратимся к пространственно-временному анализу данного понятия. Правомерность такого подхода вытекает из сущности культурно-исторической теории, само название которой постулирует тот факт, что развитие всегда разворачивалось в некоем пространстве (культура) и во времени (история). Сказанное в полной мере относится и к онтогенетическому развитию каждого отдельного индивида, которое происходит не иначе как благодаря современной ему культуре и на временной протяженности одной жизни.

Представим себе временную последовательность одной жизни в виде непрерывной временной оси. В каждый данный момент сво­ей жизни человек находится на одном из участков такой оси, - это его «настоящее». Тогда слева от настоящего надо расположить его «прошлое», справа - «будущее». В терминах развития Л.С. Выгот­ского эти временные интервалы можно соответственно обозначить: 1) «зона предыдущего развития», 2) «зона ближайшего развития» и 3) «зона потенциального развития», с каждой из которых связан тот или иной уровень развития.

Поясним это. Уровень актуального (достигнутого на данный момент) развития формируется в зоне предыдущего развития (1) и является ее итогом. В нашем случае (воспитание) он закреплен в соответствующих личностных свойствах и проявляется в желании и способности воспитанника самостоятельно, без внешнего по­буждения и подсказки выполнять соответствующие действия или вести себя определенным образом. В зоне ближайшего развития (2), благодаря общению и развивающему сотрудничеству с дру­гими, происходит прирастание уровня актуального развития - у одного меньше, у другого больше, но ни у кого до бесконечности, поскольку развитие в каждый данный момент чем-то ограничено: культурой, возрастом, талантом воспитателей, прилежанием самого воспитанника. Ширина диапазона, в котором прирастает уровень актуального развития, представляет то, что в педагогической психо­логии называютобучаемостью, кода речь идетоб образовании ума, или воспитуемостью, если имеется в виду развитие мотивационно-потребностной сферы. В зоне потенциального развития (3) лока­лизован тот уровень личностного развития, который в силу ряда обстоятельств на сегодня недоступен, но который в принципе может быть достигнут, если эти обстоятельства изменятся к лучшему.

Исходя из такого понимания динамики развития, ответ на во­прос об уровнях воспитанности в общем случае будет таким. Если ребенок (школьник, студент) всегда самостоятельно проявляет те или иные нравственные, волевые и др. качества (достигнутый, актуальный уровень), то уровень его воспитанности в отношении этих качеств можно считать высоким. Если требуемые качества он проявляет от случая к случаю, если при этом ему необходим при­мер сверстников и соответствующее стимулирование со стороны взрослого (он находится в зоне ближайшего развития), то уровень его воспитанности можно квалифицировать как средний. Если же желаемые качества, вопреки примеру сверстников и усилиям воспитателей, он не проявляет ни при каких обстоятельствах (находится «вне зоны развития»), то уровень его воспитанности придется считать низким.

Учение о ЗБР, на наш взгляд, приложимо также к пониманию и прогнозированию интереса, который проявляется или будет про­явлен воспитанниками к предъявляемой им информации, будь то этические, эстетические или иные сведения. Интерес родом из зоны

ближайшего развития. Все аудитории ждут от говорящего (пишу­щего) примерно одного и того же - что он понятно и интересно расскажет об интересном. Понятность и интересность между собой некоторым образом связаны. С точки зрения рассмотренной выше пространственно-временной модели, интерес всегда остается в границах зоны ближайшего развития. Человеку не интересно все то, что лежит ниже уровня его актуального развития, и не понятно, что выходит за пределы ближайшего. Короче, интересно - это когда и ново, и в то же время доступно.

Психологическое обеспечение развития