Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
Некрасова Е.В. (г. Барнаул)
В отечественной психологии существуют совпадающие и различающиеся точки зрения на природу кризиса подростничества. Однако остается открытым вопрос, почему именно в предподростковом возрасте (11,5-12 лет) происходит выход к самореализации?
В логике теории психологических систем (В.Е. Клочко) жизненный мир человека выступает как динамический системный конструкт, особая психологическая реальность, имеющая совмещенную (субъективно-объективную) природу, в которой конституирует себя пространственно-временная (хронотопическая) развертка бытия человека, понимаемого в качестве открытой системы. Человек как психологическая система включает в себя субъективную компоненту (образ мира),деятельностную компоненту (образ жизни) и саму действительность - жизненный мир человека, как онтологическое основание его жизни, определяющий сам образ жизни и определяемый ею;жизненный мир человека является источником психологических новообразований, обеспечивающих детерминацию, направленность и избирательность жизнедеятельности. Процесс онтогенетического развития понимается в этой теории как закономерное усложнение системной организации человека, проявляющееся в возникновении и становлении «многомерного мира»: в процессе становления сознание проходит три закономерных этапа - предметное сознание, смысловое сознание и сознание ценностное, за каждым из которых стоят разные по своей сложности миры человека (предметный мир, смысловой мир и ценностный мир), закономерно сменяющие друг друга.
Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что в предподростковом возрасте образовавшийся ценностный мир позволяет подростку осуществлять избирательное выделение устойчивых точек «действительности среди всеобщего движения», «процеживание» и «изменение» мира так, чтобы можно было в нем самостоятельно действовать. Подросток начинает смотреть на мир уже не только «глазами» потребностей, но и «глазами» возможностей. Потребности уступают свое ведущее место в качестве источника активности ценностям, нереализованным возможностям,требующим их реализации. Происходит преодоление привычного, устоявшегося, изменениетем самым образа жизни, самого себя. Мир стабилизируется, становится относительно устойчивой во времени структурой, появляется действительность, в которой можно жить самореализуясь. Будущее начинает выступать запускающим механизмом целеустремленной деятельности. Происходит проекция возможностей (творческий потенциал, способности) в настоящее (как пространство для самореализации), которое приобретает признак ценности. Человек становится ответственным за реализацию возможностей, свое развитие, выступая субъектом саморазвития. Образовавшиеся ценностные координаты мира человека делают его соизмеримым с другими людьми, с самим собой завтрашним, еще не ставшим, возможным.
Обнаруженные факты позволяют считать, что склонность подростков, юношей к употреблению алкоголя и наркотиков, асоциальным формам поведения является следствием несформированности ценностного мира человека. Основанием категоризации времени для подростков, юношей, склонных к употреблению алкоголя и наркотиков, асоциальным формам поведения, является гедонистический принцип,
а не фактор его ценности. У них превалирует общая «гомеостатиче-ская» установка, которая проявляется в ориентации, прежде всего, на собственные потребности, на то, что способствует их удовлетворению в актуальном поведении. Доминируюториентации на «здесь-и-теперь» удовлетворение потребностей при аморфности образа будущего. События приобретают смысл, если они могут доставить моментальное, сиюминутное удовольствие, удовлетворение. Феноменологически это проявляется в отсутствии не только социально-значимых целей, но и желании иметь такие цели, в слабости долгосрочного прогнозирования. Обнаружен факт связи центрации на настоящем («сейчас») с деформацией пространства («здесь») посредством алкоголя, наркотиков. Наркотики и алкоголь дают возможность какое-то время удерживать образ мира и жизненный мир в единстве, целостности. Все направляется на сохранение этого единства. Действуют механизмы защиты «Я», своего образа жизни. Включению их способствует низкая рефлексия жизни, действие механизмов критичности преимущественно в эмоционально-непосредственной форме. Происходит искажение, «вытеснение» из сознания той части опыта, которая не согласуется с «Я-концепцией», образом жизни. Таких подростков и юношей отличает пассивное отношениексобственномуобразужизни. Имеющиеся у них смыслы и ценности, точнее, антиценности, не позволяют подниматься над обстоятельствами, выходить за пределы привычного, устоявшегося. Бессмысленное, пустое времяпрепровождение вне ценностей - «обыденно-житейское циклическое бытовое время» (М.М.Бахтин),лишенное поступательного исторического хода. Посредством такой организации образа жизни,оборачивающейся социальной пустотой для человека, невозможно создавать и сохранять в целостности свой жизненный мир, без которого не существует для человека ни времени, ни ценностей.
За природой кризиса подростничества стоит образовавшийся ценностный мир человека. Понятие «жизненный мир человека» манифестирует историю становления «человеческого в человеке», историю человека как субъекта своей жизнедеятельности, разворачивающейся в конкретно-историческом времени в многомерном пространстве, представляющим собой часть объективной реальности, которая «субъективно искажена» (Л.С. Выготский) присутствием в ней таких психологических образований, каковыми выступают значения, смыслы и ценности.
Психологические проблемы процесса принятия решения в спорте
Непопалов В.Н. (г. Москва)
Характерной чертой игровых видов спорта является наличие постоянно возникающих проблемных ситуаций, где спортсмен осуществляет свою деятельность в быстро меняющихся условиях и неожиданно возникающих разнообразных факторах, оказывающих влияние на его собственные действия. В подобных ситуациях эффективность действий спортсмена напрямую зависит от процесса принятия решения (ППР). Поэтому, формирование этого механизма является актуальной проблемой спортивно-педагогической науки и спортивной психологии.
376
з-н
Анализ позволил фиксировать два основных подхода, имеющие в своей основе разные концептуальные схемы. К первому - можно отнести общебиологические (в том числе и общефизиологические) модели,направленные в целом на объяснение целенаправленного поведения живых организмов (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн). Ко второй группе можно отнести многочисленные исследования систем управления (Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., 1998). Содержанием первых моделей является выявление и описание физиологических и биомеханических механизмов поведения живых организмов, которые затем используются при конструировании различных технических автоматов. Вторые модели направлены на исследования актов совместной и организационной деятельности, где руководитель, принимая решение, может в процессе реализации что-то исправить, откорректировать или привлечь группу экспертов. И если первое ориентировано на решение двигательных задач организма, то второе- на решение сложных социокультурных задач, возникающих у человека в сфере руководства. Таким образом, в общем виде, можно отметить наличие, не стыкующихся между собой и разработанных для разных сфер активности человека, двух концептуальных моделей ППР.
Проблемность данных исследований обнаруживается при переходе от научной значимости этих моделей к практической реализации в рамках спортивной игры и т. д. С нашей точки зрения, разработанные представления естественно адекватны, но для решения своих узко профессиональных задач и сфер человеческой деятельности. Таким образом, на основе анализа и практической необходимости была разработана рабочая модель ППР,
Модель отражает многоуровневое строение ППР, имеющей вертикальной и горизонтальное измерение и где каждый из них представлен своей последовательностью действий, направленных на решение определенных задач и соподчиненных общим замыслом игры. При этом, элементы вышестоящего уровня являются определяющими для других. В целом, выделены три общих уровня: социально- психологический, психологический и психофизиологический, в том числе и биомеханический, - каждый из которых имеет свою структурную организацию. Любой процесс принятия решений разворачивается в определенной ситуации, которая объективно содержит исходные условия и цель достижения, т.е. представляет собой задачу. Так на социально- психологическом уровне, разворачиваются взаимодействия тренера с руководством и одновременно с командой. На основе этого тренер планирует и организует тренировочную и соревновательную деятельность отдельного спортсмена и команды, создавая, с одной стороны, различные по типу ситуации для развития тех или иных способностей, а с другой - установки, мотивы и цели различных циклов подготовки. Сформированные способности, как интегральные компоненты личности, составляют арсенал средств спортсмена, которые и определяют процесс принятия решения на психологическом уровне и решение двигательных задач - на психофизиологическом. На психологическом уровне процесс принятия решения развертывается на трех уровнях- сенсорном, когнитивном, операциональном. Принятое решение по своему содержанию является психомоторной установкой для двигательной системы, корректирующей и регулирующей игровое поведение спортсмена в конкретной ситуации. Развертывание игрового поведения в данной ситуации является реализацией принятого решения, оказывающего обратное влияние на отдельные структурные компоненты принятия решений.
Психологические аспекты сопровождения
учебной деятельности в системе развивающего обучения
Нестеренко-Костенко И.В. (г. Москва)
Функционирование средней школы в системе развивающего обучения по-прежнему осуществляется согласно концепции, разработанной коллективом В.В Давыдова, а также притерпевает ряд изменений. В рамках психологического сопровождения процесса учебной деятельности в СОУШ №1277 города Москвы ежегодно осуществляется диагностика учащихся по следующим параметрам: мышление; развитие речи, словарный запас; мотивация, интерес; коммуникация. Результаты формируются по следующим группам: Группа высоких результатов, Группа средних результатов, Группа низких результатов. За последние пять лет наличие детей в Группе слабых результатов единовременно не превышало трех человек. Закономерности развития учащихся 1-го класса диктуют особое построение учебных предметов: в первую очередь в процессе обучения должна быть усвоена система теоретических понятий, выражающих собой наиболее общие и существенные знания предмета. Такие понятия должны усваиваться учащимися, а не даваться им в готовом виде. Усвоение понятий предшествует знакомству с конкретными фактами. Частные знания выводятся из всеобщих и представляются как конкретное проявление всеобщего закона. При усвоении понятий и законов на основе тех или иных материалов учащиеся, в первую очередь, обнаруживают в них генетически исходную связь, определяющую объект, отраженный в соответствующем понятии. Такая связь воспроизводится в графических, предметных и знаковых моделях.
Иная ситуация складывается в среднем звене: предметное обучение в рамках развивающего обучения осуществляется лишь по курсу русского языка, и к 7 классу учителя филологии стоят перед необходимостью использовать традиционные курсы. Непростая ситуация разрешается отчасти внедрением собственных инновационных технологий, что не отменяет необходимость продолжения предметного обучения среднего звена школьников втрадициях развивающего обучения для сохранения и приращения способностей, приобретенных в начальной школе.
О формировании понятий у младших школьников в учебной деятельности
Нестерова А.Ю. (г. Москва)
В психолого-педагогической литературе широко освещаются вопросы организации обучения в форме учебной деятельности. Интенсивно разрабатываются различные аспекты проблемы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Однако остаются малоизученными вопросы, имеющие отношение к формированию научных понятий у младших школьников и поиску методических приемов, способствующих их глубокому и прочному усвоению в процессе обучения. Конкретизируем эти вопросы.
377
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Какие сложившиеся в психологии точки зрения на процесс формирования понятий сохраняют свою актуальность в обучении младших школьников на современном этапе развития начального образования?
Какие экспериментальные планы и методы исследования позволяют изучать «сложный синтез психических функций, раскрывающий процесс образования понятий» (терминология Л.С. Выготского) на разных этапах возрастного развития младших школьников?
Какие виды обобщений лежат в основе образования научных понятий у младших школьников, и как влияет на этот процесс содержание школьного обучения? По каким принципам могут строиться «технологии» развивающего обучения и каким образом должна быть организована учебная деятельность младших школьников, чтобы она формировала у них понятийное мышление? (направление исследований в научной школе В.В. Давыдова) ?
Каксвязаны понятия, подл ежащие усвоению вучебной деятельности, с предметами материального мира? Каким образом учебный материал, подлежащий усвоению учащимися, должен адаптироваться к предметно-практическому и абстрактно-формальному типам мышления учащихся и различиям в этих типах? Какие конкретные и абстрактные понятия входят в содержание начального образования? Как соотносятся развивающий и репродуктивный типы обучения? Что конкретно развивают у школьников разные системы обучения? Как учитывать индивидуальные различия в способностях учащихся в организации их учебной деятельности? (направление исследований в научной школе В.Д. Шадрикова).
В.Д. Шадриков выделяет важные аспекты в изучении психологической природы процесса образования понятий содержанием учебной деятельности: - анализ понимания, как главной цели обучения, при этом
понимание рассматривается с разных подходов: как процесс,
как результат, как способность, как средство усвоения знаний;
анализ мышления в понятиях как высшей формы интеллектуальных операций.
Представляется важным дальнейшее изучение проблемы формирования понятий в младшем школьном возрасте в обозначенных аспектах.
эффективности. Была отмечена интересная связь: уменьшение доли директивного компонента и увеличение показателя коллегиального стиля в оценке руководства сопровождается ростом показателя его эффективности по оценкам подчиненных. Проведенный корреляционный анализ показал, что данная выявленная эмпирически связь является статистически достоверной (р<0,01). С помощью факторного анализа была проанализирована связь 25-ти конструктов-качеств, описывающих проявления лидерского потенциала. Были выделены и обозначены следующие факторы, соответствующие комплексам лидерских качеств: деловые качества или качества как руководителя, коммуникативная привлекательность, социальная компетентность, доминантность, эмоциональная несдержанность. Эти факторы объясняют69% отобщей дисперсии. Выделенные комплексы лидерских качеств были подвергнуты факторному анализу вместе с переменными, обозначающими стили руководства. Результатом факторного анализа стали пять факторов, объединивших переменные, соответствующие каждому стилю, с комплексами лидерских качеств. Полученные факторы объясняют 79% от общей дисперсии. Обнаруженные связи стилей руководства с эффективностью и с лидерскими качествами руководителя, позволили предположить существование связи между комплексами лидерских качеств и эффективностью руководства. Соответствующие связи были обнаружены на высоком уровне статистической значимости с помощью корреляционного анализа.
Таким образом, нами была получена статистически достоверная положительная связь коллегиального стиля руководства с эффективностью руководства и коммуникативной привлекательностью, и отрицательная связь попустительского стиля с эффективностью руководства и деловыми качествами руководителя. Директивный стиль по оценке подчиненных соотносится с эмоциональной несдержанностью руководителя, и отрицательно связан с эффективностью руководства. Значимую связь фактора эмоциональной несдержанности с эффективностью руководства обнаружить не удалось, но можно предположить существование подобной связи. В целом, мы можем констатировать существование трехсторонней связи между лидерскими качествами руководителя, стилями руководства и его эффективностью.
Лидерские качества руководителя и стили руководства
Нефёдова В.И. (г. Севастополь)
В исследовании реализуется трехсторонний подход к изучению связи лидерских качеств руководителя, стилей руководства и его эффективности. С этой целью был использован ряд методик, направленных на определение стиля руководства в соответствие с классической схемой (директивный, коллегиальный, попустительский); методика семантической оценки проявлений лидерского потенциала (Седунова З.В., 2006, рукопись); методика «Эффективность лидерства». Основную выборочную совокупность исследования составили 7 руководителей и 81 подчиненный.
В анализе мы опирались на оценку подчиненными лидерских качеств руководителя, стиля управления коллективом и его
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.