logo
psicho T2

Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях

Камышанов А. А. (г. Москва)

Внутренние войска МВД Российской Федерации призваны защищать интересы личности, общества и государства, кон­ституционные права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств, решать задачи по охране обще­ственного порядка, обеспечивать общественную безопасность и режим чрезвычайного положения. В процессе решения этих задач командир подразделения частей оперативного назначения ВВ МВД России сталкивается со специфическим воздействием психо­генных факторов служебно-боевой деятельности в экстремальных ситуациях. Психогенными факторами, влияющими на эффектив­ность деятельности офицера, являются высокая неопределённость оперативной обстановки, вынуждающая его быть готовым к быстрой смене имеющегося алгоритма деятельности; негативные установки на восприятие граждан проживающих в районе выполнения задачи; аффективные реакции военнослужащих на любые негативные проявления со стороны граждан; дефицит времени; внезапность; высокий темп действий; опасность. При этом деятельность офицера опосредована его знаниями, навыками и умениями, структурой мотивов, направляющих его активность.

Критериями оценки эффективности деятельности являются:

а) результативность, показателями которой выступают задер­жание правонарушителя, предотвращение преступления илиущерба, время, затраченное на выполнение задачи, отсутствиегрубых ошибок;

б) удовлетворённость руководства и непосредственных ис­полнителей деятельности (командира и его подчиненных)её процессом и результатами (интерес к данному воинскомутруду, заинтересованность в результатах СБД, социальныйстатус в государстве и войсках), как совокупность объективныхи субъективных показателей.

83

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

Психологическими условиями эффективности СБД командиров подразделений являются знание командирами содержания и структуры служебно-боевой деятельности; формирование со­циально ориентированной иерархии мотивов профессиональной деятельности; обеспечение надёжной и своевременной оценкой ситуации, воспитание у командиров подразделений нацеленности на достижение успеха в деятельности и уверенности в своих знаниях и умении разобраться в обстоятельствах конкретной экстремальной ситуации; развитие компонентов психологической готовности командиров к выполнению поставленных елужебно-боевых задач; владение военнослужащими приёмами и методами саморегуляции своих психических состояний для поддержания психологической устойчивости в условиях воздействия психогенных факторов СБД; целенаправленное использование психологических механизмов убеждения, заражения, внушения для нейтрализации негативных психогенных факторов экстремальных ситуаций СБД на психику командира и его подчиненных.

В качестве формы работы мы избрали метод проективной автобиографии (письмо), являющийся способом организации индивидом его жизненной истории и описания идентичности. Диагностические возможности нарративного письма описаны в современных психоаналитических направлениях и проективной психологии. Развивающие же возможности письма как смыслоо-бразующей деятельности заключаются в его диалогическом харак­тере, востребованности рефлексивных способностей, хронотопной организации жизни, интертекстуальности как возможности вызвать различные отклики и интерпретации со стороны окружающих. По­следнее свойство планируется использовать в групповой работе над письмами,организации разнонаправленной переписки внутри груп­пы. В настоящее время ведется работа по созданию развивающей программы, которая будет адресована для проведения в системе классных часов со старшеклассниками, занятий в молодежных клу­бах и клубах «Молодой семьи» как самостоятельная или включенная в более широкий психолого-педагогический контекст.