logo
psicho T2

Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ

Захаров О.Ю. (г. Ростов-на-Дону)

Современный уровень развития каратэ в мире и в нашей странетребуеторганизации системной многолетней подготовки мо­лодых спортсменов в наиболее оптимальных возрастных периодах: детском, подростковом и юношеском. Причем такая многолетняя подготовка каратистов должна опираться на выявленные общие закономерности, объективно исходящие из процесса становления спортивного мастерства и возрастных особенностей развития ор­ганизма. Многочисленные исследования, проведенные в области детского и юношеского спорта, убедительно доказали преимущество системного подхода в процессе многолетней работы с юными спор­тсменами, начиная с их первых шагов в спорте (Степанов, 2004).

Используемые в каратэ методы психофизического воспитания употребляются с целью развития определенных морально-волевых качеств, навыков саморегуляции, позволяющих противостоять стрессам и перегрузкам современного мира, давая человеку воз­можность сконцентрировать силы на достижение своей жизненной цели, на решение конкретной задачи, определенной проблемы. Если молодые спортсмены получатопытпреодоления препятствий, они на собственном примере поймут, что безвыходных ситуаций не существует. Эти перемены самым непосредственным образом связаны с повышением самооценки детей и с ростом их уверен­ности в себе. Обладая положительной самооценкой, ребенок не нуждается в таких искусственных стимуляторах собственного об­раза, как наркотики, алкоголь, уличные компании, криминальная деятельность и множество прочих порочных видов активности (Санг Х.Ким, 2003).

Затрагивая воспитательные аспекты в каратэ, имеются в виду не столько узкоспециализированные направления деятель­ности, сколько вся педагогическая система, включающая в себя и физкультурный, и спортивный, и прикладной, и гуманитарный аспекты каратэ как составные части профессиональной подготовки. Для реализации этой цели требуется совершенно иной подход к во­просам воспитания, нежели в спорте, иной взгляд на воспитанника, в котором нужно видеть не будущего чемпиона, а, прежде всего, личность. В основе же педагогических принципов воспитания в каратэ должна лежать философская концепция о триединстве, или трех «ипостасях» человека, определяющих его содержание. Суть этой концепции заключается в том, что изначально (от природы) человеку даны три первоосновы (субстанции) -телесная, духовная, умственная. В процессе жизнедеятельности под влиянием раз­личных воздействий эти субстанции в идеале должны гармонично развиваться и, как грани пирамиды, устремленные к вершине, соединившись, образуют нечто целое, характеризующее человека как носителя добра, разума и физического здоровья. Именно в этом видит свои успехи любая педагогическая система, и именно к этому необходимо стремиться в процессе формирования мастера каратэ (Маряшин,2002).