logo
psicho T2

Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе

Набойченко М. А. (г. Ростов-на-Дону)

Актуальность исследования «качества жизни» (КЖ) сотрудни­ков правоохранительных органов обусловлена постоянным влия­нием ряда деструктивных факторов: командировки связанные с нарушением физиологического функционирования организма в системе цикла «сон-бодрствование»; бытовой дискомфорт, сен­сорная и информационная депривация. К этим факторам следует добавить ответственность за принятие решений в максимально короткий период времени, имеющий серьезные последствия в отношении оценки риска совершаемых действий; оперативные действия в условиях недостаточной информации и т. д.

Наряду с этим, опасные для жизни ситуации приводят к из­менению системы ценностей, крушению «базисных убеждений» в условиях когнитивного диссонанса, перестройке морально-нравственных устоев личности. В целом отметим высокую на­пряженность труда.

Поэтому изменение «качества жизни», его уровней, на наш взгляд, будет являться индикатором изменения «ядра» личности, равно как нарушения психической адаптации к условиям жизне­деятельности.

Предметом исследования выступает самоотношение субъекта (глобальное и дифференцированное) к качеству собственной жизни, жизни сослуживцев и близкого окружения (жены, детей, родите­лей), равно как ожидаемое отношение других к себе и качеству собственной жизни.

Целью исследования является изучение самоотношения со­трудников правоохранительных органов к качеству собственной жизни, жизни сослуживцев и близкого окружения в период после столкновения с опасными для жизни ситуациями.

Была выдвинута гипотеза, «качество жизни» оказывает влия­ние на эмоционально-личностные характеристики сотрудников правоохранительных органов и их изменение, наряду с нарушением психической адаптации к условиям жизнедеятельности.

В отечественной психологии понятие «качество жизни» не достаточно операционализировано и весьма активно используется в недавних медицинских исследованиях, экономике, социологии. Приоритет в исследованиях качества жизни, несомненно, принад­лежит зарубежным психологам.

Что такое качество жизни? Каковы основные показатели каче­ства жизни с психологической точки зрения? Какова его структура? Каковы тенденции и подходы в определении качества жизни? Эти вопросы остаются открытыми.

Говоря о качестве жизни можно сделать акцент на продолжи­тельности жизни (долголетии), мы же исходим из наполненности и осмысленности таковой. Несомненно, существует некий базис: уровень физического и материального благополучия, безопасности и здоровья,который определяет удовлетворенность жизнью и со­ставляет понятие «качество жизни».

Согласно исследованиям сотрудников СПбНИПНИ им М. Б. Бех­терева (2004) существуют две основные тенденции в определении качества жизни:

Таким образом, качество жизни можно представить как сложный, многокомпонентный личностный конструкт», который подвержен изменению и корректировке вследствие профессио­нальных и средовых влияний.

По нашему мнению, «качество жизни» следует рассматривать как совокупность переживаний-отношений субъекта к динами­чески изменяющимся условиям жизнедеятельности, в частности степень удовлетворенности / не удовлетворенности физическим и психологическим функционированием и социальными условиями в «обществе риска».

352

з-н

На основании вышесказанного, нами планируется применить при проведении исследования опросника «ВОЗКЖ — 100», что по­зволит определить общее качество жизни и выделить, а главное охарактеризовать 6 сфер исследуемого контингента:

позволит выделить:-глобальное самоотношение;-самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, само­интересу и ожиданиям отношения к себе;- уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я». Тестсмысложизненныхориентации (СЖО) (Д.А.Леонтьева): процесс жизни, эмоциональная насыщенность; результа­тивность жизни, локус контроля - Я (Я хозяин жизни), локус контроля - жизнь. Все вышесказанное позволит определить по­казатели качества жизни и указать «мишени» для психотерапии и психопрофилактики в работе с сотрудниками правоохранительных органов.

Неотъемлемым звеном разработки любой теории является выявление механизмов причинно-следственных связей того или иного процесса. Не могутявляться исключением и изменения обще­ственного сознания и их основной составляющей части - форми­рования каждой отдельно взятой личности. Таковыми причинными составляющими, устойчиво определяющими личность, являются неоднократно выделенные разными авторами, существующие независимо от других характеристик, но находящиеся с ними в постоянном взаимодействии - интеллект, эмоциональность и способность накапливать и выделять энергию.

Не существует ни одной характеристики личности, не вклю­чающей в себя эти три постоянные составляющие, также как не удалось найти характеристику, включающую в себя что-либо иное. Недостатком использования этой триады являлось неучитывание или неудачное учитывание неизбежно присущей и строго индиви­дуальной социальной составляющей личности.

Фундаментом социальности является способность выполнения осознанной объективной необходимости. Объективность- осо­знание истинного направления изменения базисных составляющих личности, определяемого законами развития. Способность быть объективным является строго индивидуальной и зависит от по­тенциальных возможностей, психологической и информационной атмосферы формирования личности.

Патологией современной дисгармонии личности является хроническое безволие как следствие разрушения вековых традиций воспитания и отсутствия единой концепции развития. Не осознав законы развития личности, невозможно предотвратить неизбежный тупик развития общества.

Предлагается новая модель, объективно оценивающая лич­ность с учетом пространства и динамики развития, как индивида, так и общественного сознания в целом, дающая возможность определить границы гармоничного развития физиологического, социального и духовного начала личности, и как следствие, цели и пути совершенствования общественных отношений.

Вопросы теории развития личности

НавалихинаЛ. С, Хрумалов Н. А. (г. Ростов-на-Дону)

Само понятие «развитие личности» подразумевает целе­направленное и устойчивое изменение личности, подчиненное независимым законам развития.

Существующие диагностические методы имеют комплексный характер, основанный на переменных составляющих, вследствие чего определяемые личностные свойства и характеристики неустой­чивы во времени и зависят от состояния испытуемых. Все попытки объективизировать диагностику и динамику развития пока не увенчались успехом ввиду несовершенства предлагаемых методик, неучитывающих базисные составляющие,определяющиеструктуру личности. Кроме этого, до сих пор нам неизвестны объективные критерии пространства и цели развития личности, без чего теряет смысл само понятие «теория», так как невозможно определить этапы и методы и обрести хоть какие-нибудь объективные ориен­тиры развития.

Творчество как процесс разрешения противоречий

Назаров О. В. (г. Москва)

Динамика развития современного мира, проявляющаяся как в значительных достижениях человечества, так и, к сожалению, за­частую в не менее значительных проблемах настойчиво требующих своевременных эффективных творческих решений обуславливает значимость дальнейшего психологического осмысления феномена творчества, что, в свою очередь, предполагает необходимость по­пыток обобщения многообразия существующих подходов.

Исходя из анализа взглядов ряда отечественных и зарубежных ученых, рассматривавших творчество как в рамках своих общих концепций (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, 3. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Роджерс и др.), так и в рамках собственно психологических теорий творчества или творческих способностей (Т. Рибо, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, и др.), можно сделать следую­щие обобщающие выводы:

353

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

  1. В психологическом аспекте творчество рассматривается, пре­жде всего, как процесс, что предполагает выявление причинего возникновения, динамики (этапов) и условий протекания,а также специфики результата (продукта).

  2. Обнаружение и разрешение противоречий рассматривается вкачестве важного момента в инициации и протекании творче­ского процесса, либо творчество рассматривается как средстворазрешения различных видов противоречий, обеспечивающеевнутреннюю гармонию и, соответственно, психическое здоро­вье.

  3. Несмотря на то, что в ряде подходов в качестве центральныхв творчестве выделяются отдельные процессы (мышление,воображение) большинством авторов подчеркивается рольличности (индивидуальности) в творчестве.

  4. Как правило, в качестве необходимого условия, либо главногорезультата творчества отмечается выход за пределы непо­средственно данного (заданного), отражение многогранности,взаимосвязей, закономерностей, отношений, скрытых свойств,содержащихся в бытии и принадлежащих ему объектах. Такоеотражение происходит на различных уровнях, обеспечиваетсяиспользованием различных процессов и средств и воплощаетсяв новом, оригинальном, осмысленном продукте.

  5. Ряд авторов отмечает, особенно в художественномтворчестве,значение, способности выражения, которая проявляется всоответствии формы содержанию (идеи) и связана с исполь­зованием соответствующих средств или материала.

Исходя из анализа психологических подходов, мы считаем, что в психологическом аспекте творчество может рассматриваться как внутренне мотивированный процесс активного поиска личностью потенциальных возможностей гармоничного разрешения объек­тивных и субъективных противоречий, обеспечиваемый непосред­ственным и опосредствованным отражением и выражением много­гранности проявлений бытия с помощью различных средств.

Роль личностных установок в восприятии поэтического ритма

Насиновская Е. Е., Чуча О. Л. (г. Москва)

Данное исследование, посвященное роли личности в общении с произведением искусства, является междисциплинарным. Оно находится на пересечении областей психологии искусства (роль искусства в культуре), психолингвистики (особенности поэзии и поэтического ритма) и психологии личности (понятие личностных установок).

Роль искусства заключается в передаче личностных смыслов (Леонтьев А.Н., 1983). Создание произведения искусства - это решение автором «задачи на смысл» и дальнейшая трансляция смыслов в художественной форме. Часто сами произведения рассматриваются как «вещь в себе», но, чтобы учесть реальное

восприятие, необходим личностно-смысловой подход к анализу искусства, который рассматривает уникальную личность (ее установки, стереотипы, потребности и запросы) во взаимодей­ствии с конкретным произведением в конкретной ситуации (Леонтьев Д.А., 1991).

Поэзия - вид искусства, потому она выполняет ту же функцию, но использует особые приемы, среди которых важнейшее место занимает поэтический ритм как «стимул-средство», помогающее преодолеть «равнодушие значений» (Леонтьев А.Н., 1991). Ритм есть и в прозе, но качественно иной. Специфика поэзии состоит в том, что форма становится частью содержания, передавая свой собственный смысл (Вейдле, 1996).

Под ритмом понимается «канонизированная повторяемость соизмеримых речевых отрезков» (Леонтьев А.А., 1971). Выделя­ются три фактора, создающих поэтический ритм: языковая основа, метрическая форма (ритм нетождествен метру) и структурная организация стихоряда. Культурная специфика поэтического ритма в данной работе отражена в исследовании ритма русской силлабо-тонической системы.

В иерархии уровней восприятия текста ритм - неотъемлемая часть восприятия, необходимая для полноценного понимания (Каракозов, 1988).

При эмпирическом изучении восприятия поэтического ритма встает вопрос о его диагностике. Можно предположить, что в вос­приятии поэтического текста существуют три установки читателя: установка на ритм, установка на содержание (значение) и установка на смысл.

Установка на ритм - стремление прочитать стихи вырази­тельно, в поэтической манере, соблюдая паузы, меняя интонацию, крайний вариант- скандирование, но при этом выявляются труд­ности в понимании текста.

Вторая установка связана с акцентом на содержательно-информационной сторонетекста,стремлении понять его значение; в крайнем варианте это ведет к ритмическим ошибкам- форма уходит на второй план, а само стихотворение воспринимается как прозаический отрывок.

Третья установка наиболее адекватна для понимания - че­ловек, читающий стихотворение, стремится глубже проникнуть в содержание, вчувствоваться в текст, при этом ритм становится частью содержания и несет самостоятельную смысловую на­грузку.

Типы восприятия стихотворений зависят от того, на каком уровне действуют выделенные установки: операциональном, це­левом или смысловом (Асмолов, 2002). Предполагается наличие связей типов восприятия ритма с личностными установками, выражающимися в характере, эмоциональной направленности, ценностных ориентациях.

Предварительные результаты подтверждают гипотезы о связи личностных установок с особенностями восприятия поэтического ритма и влиянии адекватного восприятия ритма на процесс понимания смысла поэтического произведения. Дальнейшее исследование представляется актуальным, ведь, оставаясь стихийно сформированным, восприятие поэзии не всегда дает возможность произведению выполнить свою функ­цию трансляции смысла.

354

з-н