Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
Набойченко М. А. (г. Ростов-на-Дону)
Актуальность исследования «качества жизни» (КЖ) сотрудников правоохранительных органов обусловлена постоянным влиянием ряда деструктивных факторов: командировки связанные с нарушением физиологического функционирования организма в системе цикла «сон-бодрствование»; бытовой дискомфорт, сенсорная и информационная депривация. К этим факторам следует добавить ответственность за принятие решений в максимально короткий период времени, имеющий серьезные последствия в отношении оценки риска совершаемых действий; оперативные действия в условиях недостаточной информации и т. д.
Наряду с этим, опасные для жизни ситуации приводят к изменению системы ценностей, крушению «базисных убеждений» в условиях когнитивного диссонанса, перестройке морально-нравственных устоев личности. В целом отметим высокую напряженность труда.
Поэтому изменение «качества жизни», его уровней, на наш взгляд, будет являться индикатором изменения «ядра» личности, равно как нарушения психической адаптации к условиям жизнедеятельности.
Предметом исследования выступает самоотношение субъекта (глобальное и дифференцированное) к качеству собственной жизни, жизни сослуживцев и близкого окружения (жены, детей, родителей), равно как ожидаемое отношение других к себе и качеству собственной жизни.
Целью исследования является изучение самоотношения сотрудников правоохранительных органов к качеству собственной жизни, жизни сослуживцев и близкого окружения в период после столкновения с опасными для жизни ситуациями.
Была выдвинута гипотеза, «качество жизни» оказывает влияние на эмоционально-личностные характеристики сотрудников правоохранительных органов и их изменение, наряду с нарушением психической адаптации к условиям жизнедеятельности.
В отечественной психологии понятие «качество жизни» не достаточно операционализировано и весьма активно используется в недавних медицинских исследованиях, экономике, социологии. Приоритет в исследованиях качества жизни, несомненно, принадлежит зарубежным психологам.
Что такое качество жизни? Каковы основные показатели качества жизни с психологической точки зрения? Какова его структура? Каковы тенденции и подходы в определении качества жизни? Эти вопросы остаются открытыми.
Говоря о качестве жизни можно сделать акцент на продолжительности жизни (долголетии), мы же исходим из наполненности и осмысленности таковой. Несомненно, существует некий базис: уровень физического и материального благополучия, безопасности и здоровья,который определяет удовлетворенность жизнью и составляет понятие «качество жизни».
Согласно исследованиям сотрудников СПбНИПНИ им М. Б. Бехтерева (2004) существуют две основные тенденции в определении качества жизни:
относительно объективная (физическое и эмоциональноесостояние, поведенческая активность, материальное и социальное положение, трудовой и семейный статус и др);
субъективная, в которой основное значение в качестве жизниотводится удовлетворенности различными сторонами бытия ижизнедеятельности.
Таким образом, качество жизни можно представить как сложный, многокомпонентный личностный конструкт», который подвержен изменению и корректировке вследствие профессиональных и средовых влияний.
По нашему мнению, «качество жизни» следует рассматривать как совокупность переживаний-отношений субъекта к динамически изменяющимся условиям жизнедеятельности, в частности степень удовлетворенности / не удовлетворенности физическим и психологическим функционированием и социальными условиями в «обществе риска».
352
з-н
На основании вышесказанного, нами планируется применить при проведении исследования опросника «ВОЗКЖ — 100», что позволит определить общее качество жизни и выделить, а главное охарактеризовать 6 сфер исследуемого контингента:
физическую -жизненная активность,энергия и усталость,сони отдых;
психологическую - положительные/отрицательные эмоции;познавательные функции, самооценка, образ тела и внешность;
духовную сферы - духовность, религия, личностные убеждения;
уровень независимости - подвижность, способность выполнять повседневные дела, способность к работе;
социальные отношения - личные отношения, практическаясоциальная поддержка;
окружающую среду- физическая безопасность и защищенность, окружающая среда дома, финансовые ресурсы,медицинская и социальная помощь (доступность и качество),возможности для приобретения новой информации и навыков,возможности для отдыха и развлечений, окружающая средавокруг (загрязнение, шум, климат, привлекательность).Тест- опросник самоотношения (В.В. Сталин, СР. Пантелеев)
позволит выделить:-глобальное самоотношение;-самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;- уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я». Тестсмысложизненныхориентации (СЖО) (Д.А.Леонтьева): процесс жизни, эмоциональная насыщенность; результативность жизни, локус контроля - Я (Я хозяин жизни), локус контроля - жизнь. Все вышесказанное позволит определить показатели качества жизни и указать «мишени» для психотерапии и психопрофилактики в работе с сотрудниками правоохранительных органов.
Неотъемлемым звеном разработки любой теории является выявление механизмов причинно-следственных связей того или иного процесса. Не могутявляться исключением и изменения общественного сознания и их основной составляющей части - формирования каждой отдельно взятой личности. Таковыми причинными составляющими, устойчиво определяющими личность, являются неоднократно выделенные разными авторами, существующие независимо от других характеристик, но находящиеся с ними в постоянном взаимодействии - интеллект, эмоциональность и способность накапливать и выделять энергию.
Не существует ни одной характеристики личности, не включающей в себя эти три постоянные составляющие, также как не удалось найти характеристику, включающую в себя что-либо иное. Недостатком использования этой триады являлось неучитывание или неудачное учитывание неизбежно присущей и строго индивидуальной социальной составляющей личности.
Фундаментом социальности является способность выполнения осознанной объективной необходимости. Объективность- осознание истинного направления изменения базисных составляющих личности, определяемого законами развития. Способность быть объективным является строго индивидуальной и зависит от потенциальных возможностей, психологической и информационной атмосферы формирования личности.
Патологией современной дисгармонии личности является хроническое безволие как следствие разрушения вековых традиций воспитания и отсутствия единой концепции развития. Не осознав законы развития личности, невозможно предотвратить неизбежный тупик развития общества.
Предлагается новая модель, объективно оценивающая личность с учетом пространства и динамики развития, как индивида, так и общественного сознания в целом, дающая возможность определить границы гармоничного развития физиологического, социального и духовного начала личности, и как следствие, цели и пути совершенствования общественных отношений.
Вопросы теории развития личности
НавалихинаЛ. С, Хрумалов Н. А. (г. Ростов-на-Дону)
Само понятие «развитие личности» подразумевает целенаправленное и устойчивое изменение личности, подчиненное независимым законам развития.
Существующие диагностические методы имеют комплексный характер, основанный на переменных составляющих, вследствие чего определяемые личностные свойства и характеристики неустойчивы во времени и зависят от состояния испытуемых. Все попытки объективизировать диагностику и динамику развития пока не увенчались успехом ввиду несовершенства предлагаемых методик, неучитывающих базисные составляющие,определяющиеструктуру личности. Кроме этого, до сих пор нам неизвестны объективные критерии пространства и цели развития личности, без чего теряет смысл само понятие «теория», так как невозможно определить этапы и методы и обрести хоть какие-нибудь объективные ориентиры развития.
Творчество как процесс разрешения противоречий
Назаров О. В. (г. Москва)
Динамика развития современного мира, проявляющаяся как в значительных достижениях человечества, так и, к сожалению, зачастую в не менее значительных проблемах настойчиво требующих своевременных эффективных творческих решений обуславливает значимость дальнейшего психологического осмысления феномена творчества, что, в свою очередь, предполагает необходимость попыток обобщения многообразия существующих подходов.
Исходя из анализа взглядов ряда отечественных и зарубежных ученых, рассматривавших творчество как в рамках своих общих концепций (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, 3. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Роджерс и др.), так и в рамках собственно психологических теорий творчества или творческих способностей (Т. Рибо, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, и др.), можно сделать следующие обобщающие выводы:
353
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
В психологическом аспекте творчество рассматривается, прежде всего, как процесс, что предполагает выявление причинего возникновения, динамики (этапов) и условий протекания,а также специфики результата (продукта).
Обнаружение и разрешение противоречий рассматривается вкачестве важного момента в инициации и протекании творческого процесса, либо творчество рассматривается как средстворазрешения различных видов противоречий, обеспечивающеевнутреннюю гармонию и, соответственно, психическое здоровье.
Несмотря на то, что в ряде подходов в качестве центральныхв творчестве выделяются отдельные процессы (мышление,воображение) большинством авторов подчеркивается рольличности (индивидуальности) в творчестве.
Как правило, в качестве необходимого условия, либо главногорезультата творчества отмечается выход за пределы непосредственно данного (заданного), отражение многогранности,взаимосвязей, закономерностей, отношений, скрытых свойств,содержащихся в бытии и принадлежащих ему объектах. Такоеотражение происходит на различных уровнях, обеспечиваетсяиспользованием различных процессов и средств и воплощаетсяв новом, оригинальном, осмысленном продукте.
Ряд авторов отмечает, особенно в художественномтворчестве,значение, способности выражения, которая проявляется всоответствии формы содержанию (идеи) и связана с использованием соответствующих средств или материала.
Исходя из анализа психологических подходов, мы считаем, что в психологическом аспекте творчество может рассматриваться как внутренне мотивированный процесс активного поиска личностью потенциальных возможностей гармоничного разрешения объективных и субъективных противоречий, обеспечиваемый непосредственным и опосредствованным отражением и выражением многогранности проявлений бытия с помощью различных средств.
Роль личностных установок в восприятии поэтического ритма
Насиновская Е. Е., Чуча О. Л. (г. Москва)
Данное исследование, посвященное роли личности в общении с произведением искусства, является междисциплинарным. Оно находится на пересечении областей психологии искусства (роль искусства в культуре), психолингвистики (особенности поэзии и поэтического ритма) и психологии личности (понятие личностных установок).
Роль искусства заключается в передаче личностных смыслов (Леонтьев А.Н., 1983). Создание произведения искусства - это решение автором «задачи на смысл» и дальнейшая трансляция смыслов в художественной форме. Часто сами произведения рассматриваются как «вещь в себе», но, чтобы учесть реальное
восприятие, необходим личностно-смысловой подход к анализу искусства, который рассматривает уникальную личность (ее установки, стереотипы, потребности и запросы) во взаимодействии с конкретным произведением в конкретной ситуации (Леонтьев Д.А., 1991).
Поэзия - вид искусства, потому она выполняет ту же функцию, но использует особые приемы, среди которых важнейшее место занимает поэтический ритм как «стимул-средство», помогающее преодолеть «равнодушие значений» (Леонтьев А.Н., 1991). Ритм есть и в прозе, но качественно иной. Специфика поэзии состоит в том, что форма становится частью содержания, передавая свой собственный смысл (Вейдле, 1996).
Под ритмом понимается «канонизированная повторяемость соизмеримых речевых отрезков» (Леонтьев А.А., 1971). Выделяются три фактора, создающих поэтический ритм: языковая основа, метрическая форма (ритм нетождествен метру) и структурная организация стихоряда. Культурная специфика поэтического ритма в данной работе отражена в исследовании ритма русской силлабо-тонической системы.
В иерархии уровней восприятия текста ритм - неотъемлемая часть восприятия, необходимая для полноценного понимания (Каракозов, 1988).
При эмпирическом изучении восприятия поэтического ритма встает вопрос о его диагностике. Можно предположить, что в восприятии поэтического текста существуют три установки читателя: установка на ритм, установка на содержание (значение) и установка на смысл.
Установка на ритм - стремление прочитать стихи выразительно, в поэтической манере, соблюдая паузы, меняя интонацию, крайний вариант- скандирование, но при этом выявляются трудности в понимании текста.
Вторая установка связана с акцентом на содержательно-информационной сторонетекста,стремлении понять его значение; в крайнем варианте это ведет к ритмическим ошибкам- форма уходит на второй план, а само стихотворение воспринимается как прозаический отрывок.
Третья установка наиболее адекватна для понимания - человек, читающий стихотворение, стремится глубже проникнуть в содержание, вчувствоваться в текст, при этом ритм становится частью содержания и несет самостоятельную смысловую нагрузку.
Типы восприятия стихотворений зависят от того, на каком уровне действуют выделенные установки: операциональном, целевом или смысловом (Асмолов, 2002). Предполагается наличие связей типов восприятия ритма с личностными установками, выражающимися в характере, эмоциональной направленности, ценностных ориентациях.
Предварительные результаты подтверждают гипотезы о связи личностных установок с особенностями восприятия поэтического ритма и влиянии адекватного восприятия ритма на процесс понимания смысла поэтического произведения. Дальнейшее исследование представляется актуальным, ведь, оставаясь стихийно сформированным, восприятие поэзии не всегда дает возможность произведению выполнить свою функцию трансляции смысла.
354
з-н
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.