logo
psicho T2

В музейной среде

Лагун А. В. (г. Санкт-Петербург)

В последнее время невероятно расширился предметный мир, окружающий человека, появилось большое число новых и достаточно разнообразных средств визуальной коммуникации -кино, телевидение, Интернет, существенное место в визуальном окружении занимает видеореклама. Все это в совокупности привело к возникновению своеобразного «визуального хаоса». Дефицит визуальное™ также плох, как и ее избыток, перепроизводство. Сейчас со всей остротой возникла проблема визуальной культуры как необходимого условия понимания созданных человечеством способов и средств (языков) визуального общения. Через визу­альный канал к человеку из окружающего мира поступает 90% информации, следовательно, качество информации с одной стороны

и характеристики перцептивной деятельности человека с другой стороны, являются важными факторами становления отношения к миру. Мы постоянно совершаем деятельность по восприятию и пониманию определенных знаков, (представляющих собой визуальные формы и образы), а их обрамление и фон организуют сопутствующие эмоции.

Таким образом, возникает проблема психологического обоснования средств ведущих к увеличению осмысленности восприятия окружающей среды и регуляции поведения. А изучение произведений изобразительного искусства, которые задают определенные способы восприятия окружающей среды, становится актуальным. Воздействуя непосредственно на зрительный анализатор человека, искусство способствует развитию визуального мышления. Следовательно, музейное образование становится ведущим фактором, влияющим на визуальную перцепцию.

Все сказанное выше свидетельствует о необходимости проведения конкретных психологических исследований, которые позволят накопить достаточную базу эмпирических данных, проясняющих и дополняющих имеющиеся теоретические положения о визуальном отражении окружающего мира.

Нами для изучения и анализа была выбрана включенная в процесс образования школьников программа «Здравствуй, музей!», разработанная специалистами из центра музейной педагогики ГРМ. Данная программа состоит из 15 занятий и предполагает ознакомление с художественными произведениями различных эпох, их анализ и разбор, походы в музей, выработку у участников установки на самостоятельную осмысленную оценку произведений искусства.

В основе гипотезы программы лежит установка на восприятие как на процесс непрерывного контакта с окружающим миром, позволяющим сформировать у ребёнка представление о музее как о части окружающей его среды, а также об изобразительном искусстве как необходимой составляющей его полноценного отношения к миру.

Ориентированная на творческое взаимодействие педагога, детей и музейного специалиста, музейно-педагогическая программа даёт знания, умения и навыки работы с произведениями искусства и как мы предполагаем способ взаимодействия с жизненной визуальной средой.

Музейно-педагогическая программа является новым типом научно-методической разработки и служит обоснованием инновационной образовательной практики музея. Она также создает предпосылки для формирования новой образовательной области в содержании школьного образования.

В нашем исследовании принимали участие старшеклассники следующих регионов Российской Федерации: Санкт-Петербург, Москва, Пермь, Саратов, Тула и Рязань. Чтобы в полной мере оценить ее влияние на развитие визуального мышления, мы провели диагностику учащихся до и после их включения в образовательный процесс в рамках данной программы, используя разнообразный инструментарий.

Старшеклассники, принявшие участие в эксперименте были разделены на экспериментальную (обучающиеся по программе «Здравствуй, музей») и контрольную (не включенные в обучение по программе) группы.

Таким образом, в процессе анализа установлено, что ведущими направлениями изменений в характеристиках визуального

225

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

мышления учащихся экспериментальных классов по сравнению с показателями первого среза и контрольными группами десятиклассников являются:

Полученные в результате исследования данные показали, что специально организованная образовательная среда является одним из важнейших факторов развития визуального мышления.