Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
Монсонова А. Р. (г. Улан-Удэ)
Интерес к ценностным основам отдельного человека и общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в переломные, критические моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно потребовала обращения к проблеме этнических ценностей. Социальные перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентации.
В первую очередь, это касается молодых людей, которые уже не связаны с прежними ценностями, но и не в полной мере восприняли ценности демократического общества. Острая потребность молодежи в обращении к этническим ценностям, представляющимися более устойчивыми в изменчивом настоящем, является реакцией на неопределенность. В связи с этим актуализируется проблема эго-и этноидентификации, в процессе которой кроме критерия приписывания (то, кем другие их воспринимают) большую роль играет и критерий внутреннего выбора (то, кем они сами себя осознают). Выдающийся отечественный психолог ГГ. Шпет подчеркивал, что принадлежность человека к народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным приобщением к его культурным ценностям и святыням.
Байкальский регион уникален тем, что это место сосуществования трех религий: буддизма, православия и шаманизма, каждая из которых в ходе исторического развития выработала свою систему ценностей и прошла сложный путь к современному состоянию межконфессионального согласия. Здесь живут буряты - наиболее крупный по численности этнос Южной Сибири, духовное развитие которого исторически обусловлено многовековым воздействием шаманизма, буддизма (с нач. XVII в.) и русской православной церкви (с сер. XVII в.), русские - христиане и староверцы (семейские), эвенки - шаманисты. Особенность заключается и том, что буряты проживают в 3-х автономных образованиях: в Республике Бурятия, в Агинском Бурятском автономном округе Читинской области и в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе Иркутской области, который недавно вошел в состав области.
Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп отличается выраженной дифференциацией по этническим признакам, обусловленной комплексом этнообразующего, этнокультурного, социально-психологического факторов.
К общим характеристикам системы ценностных орентаций народов с поликонфессиональной принадлежностью относятся: - устойчивость структуры представлений и оценок о различных
элементах собственной культуры (духовной, материальной,
социально-нормативной) и знание родного языка, обеспечивающие формирование ощущения значимости своей этнической принадлежности, выраженного желания быть представителем своего народа;
специфичность системы этнических установок бурят-буддистов,русских-православных христиан и русских-старообрядцев,эвенков- приверженцев шаманизма, которая проявляется впоказателях этнической осведомлённости (взглядов, убеждений, знаний, представлений, интересов);
«Я - образ» бурят представлен системой множественных характеристик, отличающихся этническим стилем с выраженнымпреобладанием ценности семейной идентичности.
К содержательным особенностям системы ценностных ориентации этноконфессиональных групп можно отнести следующие аспекты:
ядро когнитивного компонента определяет представления обисторическом прошлом своего народа, образе жизни, при этомдля бурят и русских-старообрядцев характерна личностнаяприверженность к сохранению языка, культуры, традиций,обычаев своего народа, механизмом такого осознания выступает культурная трансмиссия;
для системы ценностных ориентации этноконфессиональныхгрупп характерен позитивный эмоциональный компонент,выраженный в факторе «самореализация», определяющийстепень устойчивости «образа Я»;
в поведенческом компоненте системы ценностных ориентации этноконфессиональных групп обнаружены выраженныеразличия в ценностях личности на уровне индивидуальныхприоритетов: имеющие большую значимость традиционныеценности позволяют бурятам, русским-старообрядцам,эвенкам сохранять неповторимое своеобразие, осознаватьсвою самобытность, руководствоваться ими в своём поведении.
Таким образом, принятие ценностных ориентации своего этноса зависит от особенностей когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности.
Специфика системы ценностных ориентации народов с поликонфессиональной принадлежностью заключается в полном обладании народом всем комплексом его содержания, при этом основными инструментами осознания становятся язык, внешнее сходство, обычаи, нравы, традиции, ценности. Так, например, важнейшими детерминантами особенностей системы ценностных ориентации бурят выступают историческое прошлое, память, представления о родной земле, его предках, народное искусство, национальный характер.
Система ценностных ориентации является не только этно-интегрирующим фактором в поликонфессиональной среде, но и этнодифференцирующим условием в системе отношений этноконфессиональных групп, т. к. каждая из них стремится сохранить свою самобытность, этническую идентичность, язык и культуру, традиции и обычаи.
311
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Опыт модернизации учебного процесса детей надомной формы обучения во
взаимодействии школы и реабилитационного центра
Моргунова М. А. (г. Воронеж)
На современном этапе образовательная государственная политика характеризуется переосмыслением ведущих принципов, идей, технологий. В условиях социально-экономической и политической нестабильности, ухудшения экологической обстановки, медицинского обеспечения и ряда других факторов, в школу все чаще стали поступать дети со слабым здоровьем, которые имеютобъективные медицинские показатели на индивидуальное надомное обучение. Существующая на протяжении многих лет практика работы сданной категории учащихся, выявила ряд отрицательных последствий, негативно отражающихся на социально-психологическом развитии школьника.
Содержание данной проблемы состоит в следующем: вынужденное ограничение сферы общения ребенка как в ходе учебного процесса (отсутствие классного коллектива), так и в процессе жизнедеятельности в целом (дети с проблемами в здоровье оказываются часто изгоями в среде сверстников) приводит к дисгармонии различных сторон его личности. Анализ диагностических исследований детей надомной формы обучения (55 учащихся) показал наличие у них неадекватной (35 %) или заниженной (44%) самооценки, личностной инфантильности (39 %),недостаточный уровень самоорганизации и самоконтроля (51 %). Эмоционально-волевая сторона личности характеризуется пониженным и нестабильным фоном эмоциональных проявлений, преобладанием тревожных состояний (63 %), различного рода фрустраций. Ребенок, обучающийся на дому, проявляет затруднения в рефлексии своих чувств, недостаточное владение коммуникативными навыками и качествами (58 %), сложности социализации и адаптации к коллективу (55 %). В интеллектуальной сфере отмечено снижение познавательной активности, осведомленности, хотя в целом в большинстве своем интеллект сохранен. Фактически же ребенок лишен возможности оценить себя, свои достижения в условиях непосредственного сопоставления их с успехами других сверстников в учебной ситуации. По мнению М.В. Ряховской, Н.А. Жаворонкиной, Е.А. Зайцевой, Ю.Е. Куртановой, Ю.И. Самотлягиной («Современные технологии реабилитации в педиатрии» под ред. Е.Т. Лильина, М.: Московия, 2003. Т. 2)«.. .дети схроническими соматическими заболеваниями чувствительны, восприимчивы, легко ранимы,.. .избирательно общительны с высокой значимостью коммуникативной сферы...», что подчеркивает обозначенную выше проблему о необходимости целостного подхода в образовательном процессе детей надомной формы обучения.
На базе интеграции одной из общеобразовательных школ г. Воронежа и реабилитационного центра (РЦ) была разработана концептуальная практико-ориентированная модель создания комплексного социально-медико-психолого-педагогического
сопровождения детей в условиях надомного обучения с включением потенциала образовательного процесса. Использовалась в том числе территориальная близость РЦ, которая позволила более продуктивно воплотить идею объединения учебной деятельности с досуговой занятостью учащихся в его стенах. Рационально организованный режим дня на базе РЦ, в котором органично сочетаются учебные предметы (проводят учителя школы) с работой творческих, музыкальных, спортивных студий, сохраняет психическое здоровье, стимулирует работоспособность, познавательный интерес, развитие коммуникативных навыков детей, ранее обучавшихся на дому. В перерывах и после уроков ученики имеют возможность посещать полюбившиеся кружки и секции здесь же в РЦ, работа в которых помимо специальных способностей (танцевальных, художественных и др.) развивает эмоциональный мир, навыки самопрезентации, адекватного самовыражения, восполняет прежний дефицит общения детей. Наряду с этим специалисты РЦ (логопед, психолог, дефектолог, социальный работник) проводят комплексную реабилитацию с учениками-надомниками, учитывая индивидуальные особенности каждого из них. На сеансах релаксации, психогимнастики, занятиях с элементами тренинга, арт-терапии (песочной, тесто-пластики и др.) опытные психологи используют современные психокоррекционные и развивающие технологии. Опыт нашей практической работы свидетельствует, что реализация программы в целом обеспечивает комфортные условия формирования каждым ребенком позитивного отношения к себе, адекватного оценивания собственного потенциала, социальных норм и правил поведения, максимальной самореализации в жизнедеятельности. Дети систематически получают комплекс услуг в виде фито-и витаминотерапии, массажа, занимаются ЛФК, теннисом.
Успешное осуществление разработанной программы подтверждает, что «закрытая» в социально-психологических возможностях надомная форма обучения для данной категории учащихся начинает приобретать качественно новое выражение именно в рамках образовательного процесса, где есть место живому общению, широким социальным контактам, развитию личностных и креативных качеств. Наши исследования по реализации настоящей программы в течении 3-х лет позволяют констатировать положительную динамику развития всех сторон личности ребенка: потребностно-мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой. Так, результаты психологической диагностики учащихся надомной формы обучения, чей учебный процесс выведен на базу РЦ, демонстрируют снижение уровня тревожности у 32 % детей, повышение самооценки - у 29 %, овладение коммуникативными навыками - у 34 %, навыками самоорганизации и самоконтроля -у 25 %, и в целом повышение уровня социальной адаптации - у 28% учащихся.
Предварительные итоги реализации разработанной модели демонстрируют фиксируемые преимущества комплексного подхода на основе идей социального партнерства различных служб и ведомств, а также создание оптимальной учебной, развивающей среды для модернизации образовательного процесса детей надомной формы обучения.
312
з-н
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.