logo
psicho T2

Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона

Монсонова А. Р. (г. Улан-Удэ)

Интерес к ценностным основам отдельного человека и общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в переломные, критические моменты истории человечества, необходимость осмысления кото­рых закономерно потребовала обращения к проблеме этнических ценностей. Социальные перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентации.

В первую очередь, это касается молодых людей, которые уже не связаны с прежними ценностями, но и не в полной мере восприняли ценности демократического общества. Острая потребность моло­дежи в обращении к этническим ценностям, представляющимися более устойчивыми в изменчивом настоящем, является реакцией на неопределенность. В связи с этим актуализируется проблема эго-и этноидентификации, в процессе которой кроме критерия при­писывания (то, кем другие их воспринимают) большую роль играет и критерий внутреннего выбора (то, кем они сами себя осознают). Выдающийся отечественный психолог ГГ. Шпет подчеркивал, что принадлежность человека к народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным приобщением к его культурным ценностям и святыням.

Байкальский регион уникален тем, что это место сосуще­ствования трех религий: буддизма, православия и шаманизма, каждая из которых в ходе исторического развития выработала свою систему ценностей и прошла сложный путь к современному состоянию межконфессионального согласия. Здесь живут буря­ты - наиболее крупный по численности этнос Южной Сибири, духовное развитие которого исторически обусловлено много­вековым воздействием шаманизма, буддизма (с нач. XVII в.) и русской православной церкви (с сер. XVII в.), русские - христиане и староверцы (семейские), эвенки - шаманисты. Особенность заключается и том, что буряты проживают в 3-х автономных образованиях: в Республике Бурятия, в Агинском Бурятском автономном округе Читинской области и в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе Иркутской области, который не­давно вошел в состав области.

Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп отличается выраженной дифференциацией по этническим признакам, обусловленной комплексом этнообразующего, этно­культурного, социально-психологического факторов.

К общим характеристикам системы ценностных орентаций народов с поликонфессиональной принадлежностью относятся: - устойчивость структуры представлений и оценок о различных

элементах собственной культуры (духовной, материальной,

социально-нормативной) и знание родного языка, обеспечива­ющие формирование ощущения значимости своей этнической принадлежности, выраженного желания быть представителем своего народа;

К содержательным особенностям системы ценностных ори­ентации этноконфессиональных групп можно отнести следующие аспекты:

Таким образом, принятие ценностных ориентации своего этноса зависит от особенностей когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности.

Специфика системы ценностных ориентации народов с по­ликонфессиональной принадлежностью заключается в полном обладании народом всем комплексом его содержания, при этом основными инструментами осознания становятся язык, внешнее сходство, обычаи, нравы, традиции, ценности. Так, например, важнейшими детерминантами особенностей системы ценностных ориентации бурят выступают историческое прошлое, память, представления о родной земле, его предках, народное искусство, национальный характер.

Система ценностных ориентации является не только этно-интегрирующим фактором в поликонфессиональной среде, но и этнодифференцирующим условием в системе отношений этно­конфессиональных групп, т. к. каждая из них стремится сохранить свою самобытность, этническую идентичность, язык и культуру, традиции и обычаи.

311

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

Опыт модернизации учебного процесса детей надомной формы обучения во

взаимодействии школы и реабилитационного центра

Моргунова М. А. (г. Воронеж)

На современном этапе образовательная государственная поли­тика характеризуется переосмыслением ведущих принципов, идей, технологий. В условиях социально-экономической и политической нестабильности, ухудшения экологической обстановки, медицин­ского обеспечения и ряда других факторов, в школу все чаще стали поступать дети со слабым здоровьем, которые имеютобъективные медицинские показатели на индивидуальное надомное обучение. Существующая на протяжении многих лет практика работы сданной категории учащихся, выявила ряд отрицательных последствий, не­гативно отражающихся на социально-психологическом развитии школьника.

Содержание данной проблемы состоит в следующем: вынуж­денное ограничение сферы общения ребенка как в ходе учебного процесса (отсутствие классного коллектива), так и в процессе жизне­деятельности в целом (дети с проблемами в здоровье оказываются часто изгоями в среде сверстников) приводит к дисгармонии раз­личных сторон его личности. Анализ диагностических исследований детей надомной формы обучения (55 учащихся) показал наличие у них неадекватной (35 %) или заниженной (44%) самооценки, личностной инфантильности (39 %),недостаточный уровень са­моорганизации и самоконтроля (51 %). Эмоционально-волевая сторона личности характеризуется пониженным и нестабильным фоном эмоциональных проявлений, преобладанием тревожных со­стояний (63 %), различного рода фрустраций. Ребенок, обучающий­ся на дому, проявляет затруднения в рефлексии своих чувств, не­достаточное владение коммуникативными навыками и качествами (58 %), сложности социализации и адаптации к коллективу (55 %). В интеллектуальной сфере отмечено снижение познавательной активности, осведомленности, хотя в целом в большинстве своем интеллект сохранен. Фактически же ребенок лишен возможности оценить себя, свои достижения в условиях непосредственного со­поставления их с успехами других сверстников в учебной ситуации. По мнению М.В. Ряховской, Н.А. Жаворонкиной, Е.А. Зайцевой, Ю.Е. Куртановой, Ю.И. Самотлягиной («Современные технологии реабилитации в педиатрии» под ред. Е.Т. Лильина, М.: Московия, 2003. Т. 2)«.. .дети схроническими соматическими заболеваниями чувствительны, восприимчивы, легко ранимы,.. .избирательно общительны с высокой значимостью коммуникативной сферы...», что подчеркивает обозначенную выше проблему о необходимости целостного подхода в образовательном процессе детей надомной формы обучения.

На базе интеграции одной из общеобразовательных школ г. Воронежа и реабилитационного центра (РЦ) была разработана концептуальная практико-ориентированная модель создания комплексного социально-медико-психолого-педагогического

сопровождения детей в условиях надомного обучения с вклю­чением потенциала образовательного процесса. Использовалась в том числе территориальная близость РЦ, которая позволи­ла более продуктивно воплотить идею объединения учебной деятельности с досуговой занятостью учащихся в его стенах. Рационально организованный режим дня на базе РЦ, в котором органично сочетаются учебные предметы (проводят учителя школы) с работой творческих, музыкальных, спортивных студий, сохраняет психическое здоровье, стимулирует работоспособность, познавательный интерес, развитие коммуникативных навыков детей, ранее обучавшихся на дому. В перерывах и после уроков ученики имеют возможность посещать полюбившиеся кружки и секции здесь же в РЦ, работа в которых помимо специальных способностей (танцевальных, художественных и др.) развивает эмоциональный мир, навыки самопрезентации, адекватного самовыражения, восполняет прежний дефицит общения детей. Наряду с этим специалисты РЦ (логопед, психолог, дефектолог, социальный работник) проводят комплексную реабилитацию с учениками-надомниками, учитывая индивидуальные особен­ности каждого из них. На сеансах релаксации, психогимнастики, занятиях с элементами тренинга, арт-терапии (песочной, тесто-пластики и др.) опытные психологи используют современные психокоррекционные и развивающие технологии. Опыт нашей практической работы свидетельствует, что реализация програм­мы в целом обеспечивает комфортные условия формирования каждым ребенком позитивного отношения к себе, адекватного оценивания собственного потенциала, социальных норм и правил поведения, максимальной самореализации в жизнедеятельности. Дети систематически получают комплекс услуг в виде фито-и витаминотерапии, массажа, занимаются ЛФК, теннисом.

Успешное осуществление разработанной программы под­тверждает, что «закрытая» в социально-психологических возмож­ностях надомная форма обучения для данной категории учащихся начинает приобретать качественно новое выражение именно в рамках образовательного процесса, где есть место живому обще­нию, широким социальным контактам, развитию личностных и креативных качеств. Наши исследования по реализации настоящей программы в течении 3-х лет позволяют констатировать по­ложительную динамику развития всех сторон личности ребенка: потребностно-мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой. Так, результаты психологической диагностики учащихся надомной формы обучения, чей учебный процесс выведен на базу РЦ, демонстрируют снижение уровня тревожности у 32 % детей, повышение самооценки - у 29 %, овладение коммуникативными навыками - у 34 %, навыками самоорганизации и самоконтроля -у 25 %, и в целом повышение уровня социальной адаптации - у 28% учащихся.

Предварительные итоги реализации разработанной модели демонстрируют фиксируемые преимущества комплексного под­хода на основе идей социального партнерства различных служб и ведомств, а также создание оптимальной учебной, развивающей среды для модернизации образовательного процесса детей надо­мной формы обучения.

312

з-н