Поведения
Ковальская Е. В. (г. Пятигорск)
В современной России появилась необходимость подготовки специалистов, способных творчески подходить к своей работе, способных ставить и успешно решать свои профессиональные задачи. В связи с этим существенно изменились требования к уровню профессиональной подготовки студентов, целям, содержанию образования в высшей школе.
В Пятигорской психологической школе накоплен большой опыт исследования развития интегральной индивидуальности в
различных сферах человеческой деятельности с учетом внешней и внутренней детерминации. Мы изучили развитие структур интегральной индивидуальности студентов с различным уровнем креативного поведения. Наше исследование проводилось в 2005-2007 годах на базе Пятигорского государственного лингвистического университета.
Студенты с низким уровнем креативного поведения вошли в экспериментальную и контрольную группы. Студенты с высоким уровнем креативного поведения вошли в эталонную группу. В экспериментальной группе втечение года был проведен формирующий эксперимент.
Программа формирующего эксперимента помогает участникам развивать креативные качества: гибкость мышления, избирательность, наблюдательность и воображение. Входе работы происходит развитие способности видеть многообразие вариантов решения задачи, формируется готовность к восприятию новых понятий, образов, идей.
Под влиянием формирующего эксперимента происходит качественная трансформация структур интегральной индивидуальности студентов с низким уровнем креативного поведения. Сравнительный анализ структур интегральной индивидуальности студентов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента показывает, что после формирующего эксперимента значительно расширяется круг разноуровневых связей интегральной индивидуальности. При сравнении структур интегральной индивидуальности студентов контрольной и экспериментальной группы выявляется значительное различие, в то время как появляется тенденция к сближению структур интегральной индивидуальности студентов экспериментальной группы со структурой интегральной индивидуальности студентов эталонной группы.
Социально-сетевые ресурсы
преодоления личностью социально-экономической депривации
Кожевникова Е. Ю. (г. Краснодар)
Предпринятанализ психологических составляющихи следствий социально-экономических трансформаций в российском обществе, связанных с включенностью личности в сложные отношения занятости. На основании концепции кризисов занятости личности (А.Н.Дёмин) анализируется социально-экономическая деприва-ция (СЭД), которая понимается как разновидность данного типа кризиса и характеризуется внешними социально-обусловленными предпосылками: невыплатой заработной платы или хроническим недостатком финансовых средств; деформацией связей личности с институтом трудовой занятости, ведущей к материальным и социальным (статусным) лишениям, долгосрочным негативным переживаниям (чувство зависимости от внешних обстоятельств, неуверенность взавтрашнемдне, неуверенность в себе); наличием специфических механизмов преодоления кризиса, содержательная сторона которых включает в осознание, выбор и использованиелич-ных и социальных ресурсов; высокой вероятностью переутомления,
108
з-н
ухудшения здоровья, снижения психологического и социального благополучия при длительном пребывании в данном кризисе.
Сравнительный анализ разных видов кризиса занятости (безработицы и СЭД) показывает, что психологическое содержание и преодоление разновидностей данного кризиса отличается. Преодоление в рамках данного исследования понимается как сложная многоплановая активность, включающая в себя психологические защиты, совладание и саморегуляцию, самоорганизацию личности в трудной жизненной ситуации. Специфика преодоления данной разновидности кризиса характеризуется преобладанием рефлексивных факторов (объяснения, оценки, выводы), которые в основном соотносятся с «субъективными» критериями преодоления; большим количеством факторов достижения комплексного позитивного результата; и, на удивление, менее значимым целенаправленным и разнообразным использованием ресурсов межличностной сети.
Остановимся на такой из особенностей преодоления СЭД как незначительное использование социально-сетевых ресурсов, которое, на наш взгляд, отражает несформированость личностных ресурсов, разрыв связей между индивидуальными и социально-средовыми ресурсами и, в некоторой степени, определяет затрудненный, затяжной и противоречивый характер преодоления данной разновидности кризиса.
Личностные ресурсы понимаются нами как внутренние и внешние возможности, воспринимаемые и используемые в качестве средств достижения позитивных результатов. Аналитическая схема личностных ресурсов отражает взаимодействие индивидуально-психологических и социально-средовых ресурсов, опосредованное задачами преодоления, и использование их в качестве средств достижения позитивных результатов. Эмпирические данные показывают, что социально-средовые ресурсы при преодолении СЭД зачастую остаются оторванными от индивидуально-психологических ресурсов. При достижении внешней составляющей успешности (субъективное чувство близости к решению материальных проблем) проявляются лишь высокая ценность наличия хороших и верных друзей, наличие друзей и увеличение моральной поддержки близких. При достижении внутренних позитивных эффектов социально-сетевой фактор практически не проявляется. Зато очень отчетливо проявляется осознанность дефицитов социальных ресурсов или невозможность их использования при низких показателях достижения комплексного позитивного результата.
Предполагается, что для достижения позитивных результатов преодоления СЭД особое значение имеет не просто наличие социальных ресурсов, а оценка их как средств решения проблем, предполагающая и определенную работу по формированию социальной сети. Нами были выделены некоторые разновидности отношения к ресурсам межличностной сети, которые отражают взаимодействие индивидуальных и социальных ресурсов: «вливание в социальную сеть», «капсулирование сети», «ориентация на один сегмент сети», «ориентация на целостный образ сети». Так, например, «вливание в социальную сеть» отражает такой способ взаимодействия с родственниками, знакомыми, при котором необходимость и возможность принятия помощи недооценивается респондентами. Многие скорее предпочитают оказывать помощь своим близким и родственникам, хотя сами на данный момент находятся в трудном положении: «они же родственники», «им хуже, чем нам, мы старые, нам уже ничего не нужно», «им при-
ятно, а мне все равно не нужно». Эти респонденты оказываются в целом менее эффективными, чем те, которые предпочитают занимать активное положение по отношению к своему социальному окружению. Пример активного отношения с социальной сетью представлен следующим отношением к людям: «никого нельзя обижать; нельзя отказывать, если ты можешь выполнить просьбу- лучше все бросить, помочь, выслушать, поговорить». Результаты такого отношения - возможность обращаться к людям с любой своей просьбой. Это не просто оценка окружающихлюдей в качестве возможности решать свои проблемы, но и выстраивание отношений с ними таким образом, чтобы, вкладывая, иметь возможность получать обратно.
Мы отмечаем, что материальные и статусные лишения в условиях данной разновидности кризиса занятости личности блокируют взаимодействие индивидуальных и социальных ресурсов. На сегодняшний день проявления данного кризиса встречаются в латентных формах, например, в новом феномене ненадежной работы, одним из аспектов которого также может быть социально-экономическая депривация. Возможно, новые формы кризиса увеличивают негативные аспекты его переживания. Например, в конце девяностых годов этот кризис личности был достаточно распространенным явлением и респонденты не чувствовали свою «негативно окрашенную уникальность», а на сегодняшний день они отмечают что подобные лишения встречаются реже, и поэтому переживаются еще болезненнее.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.