logo
psicho T2

Поведения

Ковальская Е. В. (г. Пятигорск)

В современной России появилась необходимость подготовки специалистов, способных творчески подходить к своей работе, способных ставить и успешно решать свои профессиональные за­дачи. В связи с этим существенно изменились требования к уровню профессиональной подготовки студентов, целям, содержанию об­разования в высшей школе.

В Пятигорской психологической школе накоплен большой опыт исследования развития интегральной индивидуальности в

различных сферах человеческой деятельности с учетом внешней и внутренней детерминации. Мы изучили развитие структур инте­гральной индивидуальности студентов с различным уровнем креа­тивного поведения. Наше исследование проводилось в 2005-2007 годах на базе Пятигорского государственного лингвистического университета.

Студенты с низким уровнем креативного поведения вошли в экспериментальную и контрольную группы. Студенты с высоким уровнем креативного поведения вошли в эталонную группу. В экс­периментальной группе втечение года был проведен формирующий эксперимент.

Программа формирующего эксперимента помогает участникам развивать креативные качества: гибкость мышления, избиратель­ность, наблюдательность и воображение. Входе работы происходит развитие способности видеть многообразие вариантов решения задачи, формируется готовность к восприятию новых понятий, образов, идей.

Под влиянием формирующего эксперимента происходит качественная трансформация структур интегральной индивиду­альности студентов с низким уровнем креативного поведения. Сравнительный анализ структур интегральной индивидуальности студентов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента показывает, что после формирующего эксперимента значительно расширяется круг разноуровневых связей интеграль­ной индивидуальности. При сравнении структур интегральной инди­видуальности студентов контрольной и экспериментальной группы выявляется значительное различие, в то время как появляется тенденция к сближению структур интегральной индивидуальности студентов экспериментальной группы со структурой интегральной индивидуальности студентов эталонной группы.

Социально-сетевые ресурсы

преодоления личностью социально-экономической депривации

Кожевникова Е. Ю. (г. Краснодар)

Предпринятанализ психологических составляющихи следствий социально-экономических трансформаций в российском обществе, связанных с включенностью личности в сложные отношения за­нятости. На основании концепции кризисов занятости личности (А.Н.Дёмин) анализируется социально-экономическая деприва-ция (СЭД), которая понимается как разновидность данного типа кризиса и характеризуется внешними социально-обусловленными предпосылками: невыплатой заработной платы или хроническим недостатком финансовых средств; деформацией связей личности с институтом трудовой занятости, ведущей к материальным и социальным (статусным) лишениям, долгосрочным негативным переживаниям (чувство зависимости от внешних обстоятельств, неуверенность взавтрашнемдне, неуверенность в себе); наличием специфических механизмов преодоления кризиса, содержательная сторона которых включает в осознание, выбор и использованиелич-ных и социальных ресурсов; высокой вероятностью переутомления,

108

з-н

ухудшения здоровья, снижения психологического и социального благополучия при длительном пребывании в данном кризисе.

Сравнительный анализ разных видов кризиса занятости (без­работицы и СЭД) показывает, что психологическое содержание и преодоление разновидностей данного кризиса отличается. Преодо­ление в рамках данного исследования понимается как сложная многоплановая активность, включающая в себя психологические защиты, совладание и саморегуляцию, самоорганизацию лич­ности в трудной жизненной ситуации. Специфика преодоления данной разновидности кризиса характеризуется преобладанием рефлексивных факторов (объяснения, оценки, выводы), которые в основном соотносятся с «субъективными» критериями преодо­ления; большим количеством факторов достижения комплекс­ного позитивного результата; и, на удивление, менее значимым целенаправленным и разнообразным использованием ресурсов межличностной сети.

Остановимся на такой из особенностей преодоления СЭД как незначительное использование социально-сетевых ресурсов, которое, на наш взгляд, отражает несформированость личностных ресурсов, разрыв связей между индивидуальными и социально-средовыми ресурсами и, в некоторой степени, определяет затруд­ненный, затяжной и противоречивый характер преодоления данной разновидности кризиса.

Личностные ресурсы понимаются нами как внутренние и внешние возможности, воспринимаемые и используемые в качестве средств достижения позитивных результатов. Анали­тическая схема личностных ресурсов отражает взаимодействие индивидуально-психологических и социально-средовых ресур­сов, опосредованное задачами преодоления, и использование их в качестве средств достижения позитивных результатов. Эмпирические данные показывают, что социально-средовые ресурсы при преодолении СЭД зачастую остаются оторванными от индивидуально-психологических ресурсов. При достижении внеш­ней составляющей успешности (субъективное чувство близости к решению материальных проблем) проявляются лишь высокая ценность наличия хороших и верных друзей, наличие друзей и увеличение моральной поддержки близких. При достижении внутренних позитивных эффектов социально-сетевой фактор практически не проявляется. Зато очень отчетливо проявляется осознанность дефицитов социальных ресурсов или невозможность их использования при низких показателях достижения комплекс­ного позитивного результата.

Предполагается, что для достижения позитивных результатов преодоления СЭД особое значение имеет не просто наличие со­циальных ресурсов, а оценка их как средств решения проблем, предполагающая и определенную работу по формированию со­циальной сети. Нами были выделены некоторые разновидности отношения к ресурсам межличностной сети, которые отражают взаимодействие индивидуальных и социальных ресурсов: «вли­вание в социальную сеть», «капсулирование сети», «ориентация на один сегмент сети», «ориентация на целостный образ сети». Так, например, «вливание в социальную сеть» отражает такой способ взаимодействия с родственниками, знакомыми, при котором не­обходимость и возможность принятия помощи недооценивается респондентами. Многие скорее предпочитают оказывать помощь своим близким и родственникам, хотя сами на данный момент находятся в трудном положении: «они же родственники», «им хуже, чем нам, мы старые, нам уже ничего не нужно», «им при-

ятно, а мне все равно не нужно». Эти респонденты оказываются в целом менее эффективными, чем те, которые предпочитают занимать активное положение по отношению к своему социаль­ному окружению. Пример активного отношения с социальной сетью представлен следующим отношением к людям: «никого нельзя обижать; нельзя отказывать, если ты можешь выполнить просьбу- лучше все бросить, помочь, выслушать, поговорить». Результаты такого отношения - возможность обращаться к людям с любой своей просьбой. Это не просто оценка окружающихлюдей в качестве возможности решать свои проблемы, но и выстраива­ние отношений с ними таким образом, чтобы, вкладывая, иметь возможность получать обратно.

Мы отмечаем, что материальные и статусные лишения в условиях данной разновидности кризиса занятости личности бло­кируют взаимодействие индивидуальных и социальных ресурсов. На сегодняшний день проявления данного кризиса встречаются в латентных формах, например, в новом феномене ненадежной работы, одним из аспектов которого также может быть социально-экономическая депривация. Возможно, новые формы кризиса увеличивают негативные аспекты его переживания. Например, в конце девяностых годов этот кризис личности был достаточно распространенным явлением и респонденты не чувствовали свою «негативно окрашенную уникальность», а на сегодняшний день они отмечают что подобные лишения встречаются реже, и поэтому переживаются еще болезненнее.