«Развивающего» обучения
Нечаев Н.Н. (г. Москва)
... Возможно, что этому примера нет,
как нет цветка в семени. Ивсеже
в семени есть неизбежность цветка.
Рабиндранат Тагор
С этого эпиграфа начинается замечательная работа филолога-классика 0. М. Фрейденберг «Введение в теорию античного фольклора», в которой автор на огромном фактическом материале показывает, что несмотря на коренные изменения характера жизни общественного человека, происходящие при смене исторических эпох, мифологемы первобытного сознания, казалось бы полностью утрачивая свое содержание, остаются, тем не менее, внутренними формами культуры современного человека. И естественно возникает вопрос: насколько оправданно использовать понятие развития, сформировавшееся под влиянием исследований в сфере естествознания, и прежде всего в биологии, в самой психологии? Естьли в психической деятельности человека те «семена», в которых содержится «неизбежность цветка» - развитые формы его сознания: произвольная память и внимание, продуктивное мышление и творческое воображение, личностные качества, и т. д., и т. п. ? Или речь должна идти лишь об индивидуальном воспроизводстве в его деятельности тех форм общественного сознания, которые как «идеальные» формы уже имеются в наличии и лишь «предлагаются» для усвоения каждому «входящему» в этот мир индивиду в процессе его обучения?
ПослефундаментальныхработЛ.С. Выготского проблема взаимосвязи обучения и психического развития стала традиционной для отечественной педагогической психологии. До настоящего времени то или иное ее решение во многом определяет «и стратегию, и тактику» экспериментальной разработки и образовательных программ в целом, и их отдельных фрагментов: учебных дисциплин, курсов, модулей, учебных тем и т. п.
Особенно рельефно данная проблема представлена в различных концепциях развивающего обучения. В зависимости от того, что понимается под развитием, строятся разные подходы к
360
з-н
организации обучения. Однако, как неоднократно подчеркивал в свое время В. В. Давыдов, один из ведущих отечественных теоретиков и практиков развивающего обучения, в принципе любое разумно построенное обучение в той или иной степени способствует развитию различных форм познавательной деятельности и личности в целом и поэтому термин «развивающее обучение» остается пустым до тех пор, пока он не наполняется описанием конкретных условий его реализации по ряду существенных показателей.
В целом ряде публикаций В. В. Давыдов отмечал, что нельзя говорить о развивающем обучении «вообще»,— всегда необходимо четко выделять и сопоставлять разные его типы, соотносить их с определенными историческими условиями их возникновения. Если обществу требуется формирование у людей нового круга способностей, то для этого, - писал В. В. Давыдов, - создается такая система воспитания и обучения, которая более или менее эффективно организует функционирование новых видов деятельности обучаемых, обеспечивающих тем самым «статистически достоверное» появление у них требуемых психологических новообразований.
Такой, во многом правомерный, взгляд на объективную историчность любых систем развивающего обучения, и вызываемых ими «кжизни» психологических новообразований, необходимость которых определяется потребностями общественного развития, заставляет «сгладить» остроту полемического противопоставления традиционному обучению различных вариантов «развивающего» обучения - будь то система Ш. А. Амонашвили, ставящая во главу угла «педагогику сотрудничества», или «школа диалога культур» В. С. Библера, призванная в конкретной практике усвоения учащимися того или иного учебного предмета моделировать процесс исторического развития социально-культурных способностей человека. Столь же естественны в этом ряду и дидактическая система Л. В. Занкова, и система развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
Должно стать очевидным, что так называемое традиционное обучение, казалось бы, лишь рафинирующее в школьном обучении так называемое «рассудочное» или эмпирическое мышление, характерное для дошкольника, тоже когда-то было развивающим- прежде всего по отношению к тем общественным запросам, которые были актуальными в эпоху первой промышленной революции, когда формирование такого типа мышления стало общественно востребованным. По сути, системное педагогическое осмысление условий формирования именно этого типа мышления мы находим в трудах Яна Амоса Коменского, которые, как любая классика, именно в силу этого до сих пор сохраняют и свою свежесть, и .. .актуальность, как не покажется это кому-то странным. Прежде всего потому, что и в наше время на Земле есть регионы массовой неграмотности, условия жизни в которых, приближаются к характерным для Западной Европы эпохи Великих географических открытий. В этих условиях обучение по Коменскому является и эффективным, и действительно развивающим.
Но, встав на эту позицию, мы должны сделать следующий теоретически трудный шаг в понимании оснований «развивающего» обучения: определить правомерность сохранения в педагогической психологии самого понятия развития, если история культурно-исторического развития человечества систематически показывает нам, что психика человека, различные формы его сознания, являясь общественным продуктом, не развиваются, а лишь меняются, т. е. формируются в зависимости от содержания той конкретной деятельности, которая выпадает на долю каждого конкретного субъекта и конкретной исторической эпохи, и конкретной исторической общности.
Напомним, что в концепции развивающего обучения, разработанной В. В. Давыдовым, учебной деятельностью называется не любая деятельность, происходящая в классе во время урока, а лишь та, которая нацелена на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных по форме теоретического знания. И, следовательно, формально говоря о развитии мышления учащихся начальных классов, сторонники данной концепции, по сути дела, реально имеют дело с процессом формирования новых способов их умственной деятельности, адекватных целям и задачам обучения и лишь меняющих (а не развивающих) ранее сформированные или стихийно сформировавшиеся психологические возможности дошкольника.
Из этого следует, что парадигмой любого обучения, определяющей его эффективность и «развивающий» потенциал, должно стать осознанное понимание целевых задач формирования тех психологических новообразований, которые необходимы для успешного осуществления деятельности, значимой для данного периода жизни, формирования, в процессе которого происходит трансформация всей системы сформированных ранее психологических возможностей и способностей, в которых, как бы нам не хотелось верить, не содержатся «семена» будущей развитой деятельности.
Но как неоднократно было показано в исследованиях, проведенных нами в рамках теории П. Я. Гальперина о планомерно-поэтапном формировании умственных действий и понятий, успешность этого процесса, прежде всего, определяется адекватностью мотивационной основы деятельности учащегося, целевым установкам организаторов процесса усвоения, содержательностью и полнотой ориентировки учащегося в условиях нового действия и планомерностью поэтапной отработки формируемого психологического новообразования. В свою очередь такое новообразование делается условием для формирования следующих умственных действий и понятий, в ходе которого оно закономерно трансформируется, входя в систему сложившейся и постоянно изменяющейся умственной деятельности.
С этой точки зрения говорить о процессе развития психики становится весьма проблематично. Психика - меняется, психика - трансформируется, но не является субъектом развития. Субъектом развития является общественный индивид, который на определенной стадии делает и «свою» психику объектом развития, т. е. более или менее сознательно изменяет свою деятельность, и свое сознание.
361
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
О роли знаний и способностей в развитии индивидуальности
Нижегородцева Н. В. (г. Ярославль)
Вопрос о том, что является приоритетным в развитии индивидуальности - формирование прочных знаний и умений или развитие способностей и творческого потенциала личности - непосредственно связан с фундаментальной в психолого-педагогических исследованиях проблемой соотношения обучения и развития, различные подходы к решению которой имеют глубокие исторические и методологические корни и в наше время находят своих сторонников, реализуются в разного рода педагогических системах и учебных программах.
В прошлом сторонники так называемого «материального» («реального») образования полагали, что основной целью в воспитании подрастающего поколения является формирование прочных знаний и навыков практической деятельности. Сторонники «формального» образования считали более важным развитие умственных способностей и нравственное воспитание. Вместе с тем уже в XIX в. высказывалась и иная точка зрения: и знания, и способности в одинаковой степени значимы для полноценного развития индивидуальности (Н.И. Пирогов, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и др.). Н.Е. Румянцев считал, что и развитие способностей («формальное образование»), и приобретение знаний и навыков («материальное образование») одинаково важны в обучении, «идут рука об руку», предупреждал о вредности преувеличения значения той или другой составляющей и необходимости их сочетания в едином образовательном процессе (Румянцев Н.Е., 1913). В современном образовании отчетливо проявляется тенденция перехода от«зна-ниецентристской» к «детоцентристской», т. е. «центрированной на мире детства»- гуманистической педагогике. И.А. Зимняя, анализируя принципы гуманистически ориентированной парадигмы образования, высказывает сомнение в их реалистичности, полагает, что они«.. .представляютсобой некую идеализированную, пока не вполне реалистическую модель...»(Зимняя И.А., 1997).
Значение прочных и систематизированных знаний для развития умственных способностей и индивидуальности в целом доказано исследованиями многих отечественных психологов (Л.С. Выготский, П. П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожц, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). В. Д. Шадриков на основе анализа внутренних механизмов и сущности двух типов обучения: репродуктивного, направленного на освоение содержания образования (знаний, умений, способов деятельности), и так называемого развивающего, направленного на развитие личности и способностей учащегося, пришел к заключению, что любой тип обучения связан с воспитанием личности, любой из них является развивающим (Шадриков В. Д., 1977). Вместе с тем, исходя из общих целей образования (воспроизводство культуры в обобщенной форме, составляющей содержание любого образования), автор делает заключение о том, что «любое образование в своей сущности - репродуктивный процесс». Более того, репродуктивное обучение в своей сущности не может не быть развивающим, т. к.
усвоение в процессе обучения социо-культурного опыта требует от учащегося мобилизации всех умственных и духовных сил. Осваивая способы деятельности, ученик распредмечивает заключенные в них способности, тем самым развивает собственные способности, необходимые для выполнения конкретной деятельности (учебной, математической, деятельности чтения, письма и т. д.). В такой трактовке понятие «развивающее обучение» шире традиционно используемого: развивающее обучение всегда осуществляется в контексте репродуктивного, при этом усвоение знаний выступает в качестве средства развития личности и способностей учащихся. О развивающем обучении, считает В. Д. Шадриков, целесообразно говорить тогда, когда ученик в процессе обучения учится овладевать своими способностями за счет осознания операционных механизмов способностей, т. е. когда ученик учится целенаправленно и осознанно.
Таким образом, с точки зрения современных исследований, противопоставление обучения знаниям- развитию способностей и личности учащегося представляется непродуктивным и методологически неверным. Обучение и развитие являются неразрывным целым. С одной стороны - обучение новым знаниям без развития способностей и личности - это простое «натаскивание», дрессура. С другой - только в процессе целенаправленного и систематического обучения происходит активное интеллектуальное развитие учащегося, становление его самосознания, развитие индивидуальности в целом.
В системогенетической концепции способностей выделена и эмпирически доказана диалектическая связь знаний и способностей в структуре индивидуальности. Установлено, что знания и умения входят в качестве обязательного компонента в структуру способностей, выполняя в ней роль операционных механизмов. Вместе с тем, способности являются одним из главных компонентов системы знаний и навыков, выполняют в этой системе те же функции, которые в системе способностей реализуют функциональные механизмы, поэтому приобретение тех или иных знаний предполагает наличие определенных способностей.«.. .Функциональная система навыков как бы «произрастает» из системы способностей. Это система вторичного уровня интеграции (если принять систему способностей за первичную)» (Шадриков В.Д.,1994). На теоретическом уровне эта идея была высказана С.Л. Рубинштейном, отмечавшим, что предпосылкой, внутренним условием освоения человеком определенных знаний и способов действия является известный уровень развития способностей, в свою очередь в процессе освоения знаний и способов действий развиваются способности (Рубинштейн С.Л., 1946).
В контексте концепции системогенеза деятельности взаимосвязь знаний и способностей может быть обозначена следующим образом. Любое усвоение знаний в той или иной мере вызовет изменения в функциональной системе способностей (их развитие). Вопрос состоит в том, как эти изменения скажутся на показателях эффективности конкретной деятельности: в одном случае- отрицательно, в другом - будет отмечаться рост показателей скорости и качества, в третьем случае - заметных изменений эффективности деятельности не будет. Очевидно, в последнем случае «эффект развития» окажется не включенным в данную функциональную систему деятельности (Нижегородцева Н.В., 2004).
362
з-н
Синдромный анализ в психосоматике: задачи и алгоритмы
Николаева В. В., Арина Г. А.
(г. Москва)
работа поддержана грантом РГНФ 07-06-00576а
Психосоматический синдромный анализ как эмпирико-диагностический инструмент в психологической практике, прежде всего, призван обеспечивать реализацию биопсихосоциальной модели в анализе любых хронических соматических заболеваний, а в более узком варианте, подобно нейро-и патопсихологическому синдрому, может быть использован при решении дифференциально-диагностических задач в структуре психиатрической и неврологической помощи больным (в частности, при анализе соматоформных симптомов и расстройств, психосоматических болезней). В этом - сугубо прикладном аспекте - построение психосоматического синдрома является, по нашему мнению, необходимым шагом и одним из инструментов 2-х этапного процесса установления клинического диагноза (в соответствии с методологией, принятой в современной психиатрии и невропатологии). Сам диагностический процесс, организуемый для любых видов так называемых «психосоматических симптомов» с их гетерогенной этиологией востребует весь ресурс клинико-психологического анализа. Так, нейро- и патопсихологический синдромный анализ психики уже является неотъемлемой частью описания целостной структуры дефекта (в соответствии с тем значением этого понятия, которое мы находим в трудах Выготского). Прикладной результат может выражаться, во-первых, втачной квалификации изменений ВПФ и психической деятельности в целом в условиях хронической болезни и в разные возрастные периоды; во-вторых, нейро- и патопсихологическая квалификация состояния психики может быть частью «негативного» диагноза, помогая отграничить собственно «психосоматическое» от расстройств иных регистров - поражений мозга и психотических состояний.
Этапы и задачи синдромного прикладного анализа в тезисном виде можно обозначить следующим образом. Определение «удельного веса» психологических факторов во всех видах симптомов и состояний, актуально присутствующих в клинической картине, либо обнаруживаемых в анамнезе пациента. Условный вес «психологического» определяется путем квалификации «органического» и «психотического» (здесь успех возможен только на основе осмысленной кооперативной работы со специалистами различного медицинского профиля, а также неоценимую роль могут сыграть упоминавшиеся нейро- и патопсихологический диагнозы). По результатам этого этапа принимается решение о необходимости перехода к углубленному структурно-генетическому анализу, который и можно назвать построением психосоматического синдрома.
Структурно-генетический анализ психологических факторов включает в себя:
Определение функциональной роли психологических структуропыта и механизмов в симптомогенезе всех актуальных и,по-возможности, обнаруженных в анамнезе, отдельных иливзаимоувязанных симптомов. В соответствии с современнымикаузально-генетическими моделями возникновения различныхрасстройств могут быть выделены 4 возможные роли «психологического»: роль «почвы» и предиспозиции; провокации иактуалгенеза; фактора динамики симптома (хронификации,утяжеления, качественной трансформации, облегчения); про-тективная роль. Большинство из известных ксегодняшнему днюмеханизмов симптомообразования могут быть квалифицированы в рамках одной или 2-х функциональных ролей, и созданиетакой -условной- матрицы психологических механизмовсимптомогенеза с их вероятной ролью всимптомообразованииявляется и возможным, и полезным действием. Например,механизм «вторичной выгоды» симптома можно рассматриватькак определяющий, прежде всего, динамику расстройства какзатяжного и склонного к утяжелению.
Определение «топики» психологического фактора как интрап-сихического, либо как интерпсихологического. Известно, что вразных психосоматических расстройствах соотношение этих«пространств» симптомообразования может быть различным,так, при конверсионном расстройстве коммуникативный плансимптома является ведущим как в исходной генетическойточке, так и на всех этапах динамики симптомов.
Определение содержания психологических факторов симптомогенеза, безусловно, производно от теоретических моделейдискурса. Не вдаваясь в эти теоретико-методологическиеразличия, однако, рассматривая психологические механизмыкак производные от процессов развития, можно обозначить этузадачу как анализ структур опыта, приобретенных в психологическом онтогенезе. С позиций обсуждаемого здесь подходасодержательное наполнение «психологического» надо искатьв структурах и процессах опосредствования и психологическойсаморегуляции.
Квалификация механизмов симптомогенеза в контекстецелостного индивидуального развития, что возможно толькопри анализе жизненного пути в контексте иных - внеиндивид-ных - систем: семейных, этнокультурных, цивилизационных нафоне заданных параметров эпохи.
Таким образом, основное содержание психологической диагностики, осуществляемой в рамках психосоматического синдромного анализа, должны составлять, во-первых, механизмы знаково-символического опосредования, которые выступают в двоякой роли: как фактор развития психологической регуляции телесности и как психологический механизм психосоматического расстройства, и во-вторых, история их мультикаузальной детерминации (интра-и интерпсихологической). А модель психотерапии, адекватная указанным методологическим основаниям психологии телесности, должна быть возрастно-специфической и деятельностнойд е. быть психотерапией знаково-символического опосредования.
363
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Психологические принципы формирования приемной семьи
Николаева Е. И., Япарова О. Г. (г. Санкт-Петербург, г. Новосибирск)
До сих пор формирование приемной семьи происходит на основе случайных параметров, среди которых ведущим является первое впечатление, которое ребенок производит на будущих приемных родителей, и та особая социальная ситуация, в которой оказываются участники событий. Психологу фактически не на что опереться при рекомендации будущим родителям обоснованного выбора, который с большей вероятностью приведет к формированию эффективной семьи.
Действительно, поведение родителей и детей в реальных кровных семьях не позволяет сделать вывод о том, как в приемных семьях должны соотноситься темпераменты взрослых и ребенка, их интеллектуальные и эмоциональные показатели. Доказанным является лишь то, что чем меньше ребенок был вне семьи до попадания в приемную семью, чем меньше его возраст, тем больше вероятность создать позитивные отношения внутри будущей семьи.
Однако и здесь мы можем говорить лишь о вероятности, поскольку наряду в физиологическими и психологическими факторами, учитываемыми в этих экспериментах, семья сталкивается с социальными, в частности с достаточно распространенным враждебным отношением общества к семьям с приемными детьми, что накладывает свой отпечаток, особенно в тех случаях, когда в семью принимается ребенок другой расы, национальности, конфессии.
Нами было проведено обширное исследование 166 родителей и 76 детей. Все родители были разбиты на 4 группы. Первую группу составили кровные родители (30 человек), вторую - приемные родители (66 человек), третью - неэффективные приемные родители (10 человек), четвертую- кандидаты в приемные родители (60 человек). Неэффективными приемными родителями были названы те, кто отказался от приемных детей или в течение 2 лет не смог найти с ними общего языка и вопрос об отказе решался в момент исследования. Среди детей было 34 кровных и 42 приемных (40 мальчиков, 34 девочки, из кровных детей 20 мальчиков, 14 девочек, из приемных детей - 20 мальчиков, 22 девочки). Средний возраст кровных детей составил 12,4 лет, средний возраст приемных -12,3 года. Следует отметить, что исследование проводилось не в центральных городах, а в провинции, более того, большая часть приемных родителей проживала в селе.
В работе проведено сопоставление личностных особенностей детей и родителей в эффективных и неэффективных приемных семьях. Особенностью обследованных приемных семей было то, что они воспитывали подростков в возрасте около 11 лет. Все дети были проблемными и обнаруживали высокие оценки по уровню тревожности, низкие- по возможности адаптироваться. Показано, что приемные родители из эффективных семей отличались высокими лидерскими качествами, гибкостью, высокими оценками по фактору «доброта, открытость», эмоциональной устойчивостью. Приемные родители отказавшиеся в конечном итоге от подростков, обладали меньшими лидерскими качествами и меньшей чувствительностью по отношению к детям. Было очевидно, что эффективные родители, беря ребенка в семью, пытались решить проблемы ребенка, тогда как неэффективные - собственные проблемы. Наиболее эффективными приемными родителями оказались те, кто уже смог проявить
эффективность в воспитании собственных детей и принимал чужих детей тогда, когда собственные кровные дети были уже достаточно взрослыми.
Весьма показательным и имеющим предсказывающую силу оказался опрос родителей относительно методов наказания и поощрения, которые применялись к ним, когда они были детьми. Как показали наши более ранние исследования, прямые вопросы относительно того, какие меры родители используют по отношению к своим детям, не дают адекватной картины, так как в ответах родители существенно скрашивают реальность, о чем свидетельствуют сообщения их детей (Николаева, 2006).
Полученные нами данные позволяют предположить, что ответ на вопрос о том, какие методы наказания и поощрения были использованы в детстве, позволяют выявить будущих неэффективных приемных родителей. Можно предположить, что основной особенностью их системы воспитания является ригидность, заключающаяся в требовании обязательного послушания детей, неспособность пересмотреть систему наказания, применяемую их родителями по отношению к ним, отсутствию объяснений причин при наказании, что приводит к обиде ребенка и его разочарованию. Они не готовы щедро поощрять ребенка, полагая, что каждое поощрение он должен заслужить. Очевидно, что такие методы не могут быть применены к проблемным детям, многие из которых не имеют навыков самообслуживания, обладают слабыми знаниями правил поведения в семье, а потому заслужить поощрение при высоких требованиях к ним практически неспособны. Наказания же, при требовании безоговорочно послушания, они будут иметь в большом количестве, опять-таки из-за слабого представления о том, как выполнять инструкции незнакомых им людей. Перевес воспитательных действий в сторону наказания не приведет к налаживанию взаимодействия между родителями и детьми. Единственным следствием может быть взаимное разочарование и, в конечном итоге, отказ от детей.
Таким образом, наши данные свидетельствуют об отсутствии связи уровня академического интеллекта у приемных родителей с эффективностью их дальнейшего взаимодействия с приемными детьми, но указывают на необходимость высокого уровня социального интеллекта, социальной зрелости и умения самореализовать себя.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.