Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
КупрейченкоА. Б., Табхарова С. П. (г. Москва)
В современном обществе деловое поведение подчиняется социальным нормам, в частности, нравственным. Отношение к соблюдению нравственных норм в деловых отношениях особо значимо в ситуации высокого риска, где зачастую человек стоит перед моральным выбором. На одной чаше весов в ситуации такого выбора стоит выгода, на другой справедливость или ответственность.
Доверие и недоверие в деловом контексте, на наш взгляд, может определять отношение к соблюдению нравственных норм. Так же и обратно, отношение к соблюдению нравственных норм может определять доверие или недоверие партнерам. «Гибкость» и «устойчивость» отношения к соблюдению нравственных норм в деловом взаимодействии может зависеть от уровня собственного или воспринимаемого доверия (недоверия) доверия (недоверия)личности.
Нами было проведено исследование по изучению межполовых различий в отношении к соблюдению нравственных нормделового поведения с использованием модифицикации методики отношения к соблюдению нравственных норм (ОСНН) А. Б. Купрейченко. Респондентам предлагались вопросы, содержащие ситуации морального выбора в деловой сфере при взаимодействии с четырьмя категориями людей: человек, которому я доверяю, которому не доверяю, который мне доверяет и не доверяет. Респонденты выражали отношение к соблюдению таких нравственных норм как терпеливость, принципиальность, правдивость, ответственность и справедливость.
В качестве респондентов выступили менеджеры различного уровня и наемные работники. Выборка составила 145 человек, где мужчин-менеджеров - 35, женщин - 27; мужчин-наемных работников - 30, женщин - 53.
Были получены следующие результаты.
Обнаружены различия в готовности к терпимому отношению при деловом взаимодействии у мужчин и женщин. В частности, мелкие человеческие недостатки (если это не мешает окружающим) мужчины готовы терпеть чаще, чем женщины, даже если не доверяют этому человеку. Но если человек, которому не доверяют, является представителем другой национальности или исповедует другую религию, мужчины выражают меньшую готовность к терпимости, чем женщины. Таким образом, на терпимость личности больше влияют отношения недоверия, чем доверия.
В отношении к соблюдению норм принципиальности обнаружены значимые различия. В частности, на прощение серьезной ошибки в отношениях доверия чаще готовы женщины, чем мужчины. Болеетого,женщины чаще, чем мужчины, готовы простить ошибку человеку независимо оттого доверяютони ему или нет.
В отношении к соблюдению норм правдивости обнаружены достоверные межполовые различия. Так, в отношении человека, которому они доверяют, мужчины достоверно чаще дают ответы, о том, что нередко нарушают официальные законы, дают взятки, «поступая, как все».
Обнаружены значимые межполовые различия в готовности к ответственному поведению. Например, если компаньон - человек, которому не доверяют, стал помехой делу, женщины достоверно
чаще готовы «найти ему новое занятие, где он будет полезен». Также женщины чаще готовы предложить помощь человеку, который им не доверяет. То есть, в отношениях недоверия женщины готовы проявлять ответственность чаще, чем мужчины. Мужчины же чаще, чемженщины готовы проявлять ответственность в отношениях доверия. Так, в отношении человека, которому доверяют и который доверяет им, мужчины чаще готовы «брать ответственность на себя, если больше не кому».
Таким образом, в результате эмпирического исследования установлено, что существуют межполовые различия в отношении к соблюдению нравственных норм в зависимости от собственного и воспринимаемого доверия/недоверия личности.
Этническая идентичность работающих женщин России
Курицына Е. В. (г. Ярославль)
Проблема психологических особенностей освоения человеком этнокультуры социального пространства приобретает большое значение в современной психологии. Сегодня уже очевидно, что социализация личности имеет этническую специфику, игнорирование которой чревато существенным упрощением представлений об этом процессе. В психологических, социологических, педагогических исследованиях отмечается возрастание роли этнических факторов в формировании личности, подчеркивается сложность и противоречивость их влияния, объясняющаяся характером межэтнических процессов в современном мире. Так, важнейшей чертой современного общества является усиливающееся взаимодействие этнических культур. С одной стороны, широкая диффузия культур способствует обогащению личности за счет расширения ее социокультурного пространства. С другой стороны, интенсивное взаимодействие неравных по величине этносов нередко приводит к кризису традиционной культуры недоминирующей этнической общности, формированию межэтнической напряженности, что, несомненно, влияет на процесс и результаты развития личности представителей данных этносов (А.А. Бучек).
Этническая идентичность- результат эмоционально-когнитивного процесса осознания этнической принадлежности, отождествления индивидом себя с представителями своего этноса и обособления от других этносов, а также глубоко личностно значимое переживание своей этнической принадлежности (Л.И. Науменко).
В исследовании этнической идентичности выделяются психологический, социально-психологический и социологический подходы (Е. М. Галкина). В центре внимания психологического подхода - личность как носитель этнокультурных особенностей и качеств. Здесь этническая идентичность рассматривается как одна из составляющих структуры личности и ее самосознания. Главным объектом исследований, выполненных в ключе социологического подхода, является этническая общность, или группа (В.П. Павленко). В рамках социально-психологического подхода человек рассматривается как представитель этнической группы, а этническая идентичность - как компонент социальной идентичности. Этническая идентичность нами исследуется как один из компонентов социальной идентич-
168
з-н
ности в своей взаимосвязи с другими видами идентичности.
В настоящее время Россия выходит на новый уровень экономического развития. Увеличивается количество предприятий, которые предоставляют коммерческие услуги - это туризм, рестораны, производство, магазины, в том числе и вузы. Занятость женщин профессиональным трудом росла на протяжении всего 20 века и растёт сейчас. Во многих бизнес-организациях на сегодняшний день больше половины штата рабочих - это именно женщины. Женщины играют важную роль в экономике и в обществе, занимаясь оплачиваемым и неоплачиваемым трудом. Они вносят существенный вклад в политическую жизнь и индивидуальные начинания, а также ввоспитаниедетейвсемье.
В последние десятилетия заметно увеличилось количество исследований по проблемам этнического самосознания и этнической идентичности. Вместе с тем исследований, посвященных связи этнической и тендерной идентичности крайне мало. Хотя в научной литературе все больше говорятоб учете специфики мужчин и женщин. В настоящее время интерес к данной проблеме стремительно возрос, она начинает рассматриваться в экономическом, правовом, политическом контекстах.
Тендер является одной из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура тендера определяется четырьмя группами характеристик: биологический пол, тендерные стереотипы, тендерные нормы и тендерная идентичность.
Тендерная идентичность многими исследователями понимается какаспектсамосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола. Тендерная идентичность является одной из базовых характеристик личности и формируется в результате психологической интериоризации мужских или женских черт, в процессе взаимодействия «Я» и других, в ходе социализации. Тендер в субъективном сознании личности предстает как усваиваемая в процессе социализации система представлений о себе как о «мужчине» или «женщине». В постоянном «соотнесении себя» с тендерным стереотипом часто понимаемом в качестве эталона (идеального, желаемого образца) человек утверждается во взаимодействии (в обществе) как мужчина или как женщина.
Являясь одним из важнейших составляющих компонентов социальной идентичности, этническая идентичность тесно взаимосвязана с другими, из них такими, как гражданская и тендерная идентичности.
В нашей работе изучается взаимосвязь тендерной идентичности и направленности на профессиональное развитие женщин, работающих в различных организациях. Но вместе с тем в нашем исследовании прослеживается связь между андрогинностью-фемининностью работающих женщин и выраженностью у них гражданской или этнической идентичности. Было обнаружено, что женщинам с андрогинной направленностью в большей мере свойственна гражданская идентичность, а женщинам с фемининной направленностью - этническая идентичность. Дальнейшее исследование будет направлено на более глубокий анализ соотношения тендерной идентичности и направленности на развитие у женщин, работающих в организациях.
Готовность педагога к осуществлению инновационной деятельности в условиях модернизации российского образования
Курочки на В. Е. (г. Краснодар)
Общественно-экономические преобразования, осуществляемые в последние годы в России, побуждают к организации инновационных процессов в системе образования. В настоящих условиях для субъектов образования одним из важнейших условий продуктивности и успешности становится способность к осуществлению инновационной деятельности.
В документах международной организации по делам образования ЮНЕСКО OECDXCERI инновация определяется как «попытка изменить систему образования, осуществляемая сознательно и намеренно, с целью совершенствования этой системы». А.А. Мешков дал следующее определение инновации: это «комплексный социокультурный процесс, развивающийся по неким объективным законам, тесно взаимосвязанным с историей и традициями рассматриваемых социальных систем и кардинально преобразующий их структуру».
Анализ опыта работы образовательных учреждений, осуществляющих инновационную деятельность, позволил выделить следующие препятствия для внедрения нововведений:
отсутствие у педагогических коллективовопыта инновационнойдеятельности;
некритическое заимствование образцов инноваций из другихучреждений;
стереотипичность педагогического мышления и жесткаянормированность жизнедеятельности коллектива образовательного учреждения;
некоторые педагоги рассматривают инновационные процессы как покушение на свой профессиональный авторитет,а необходимость развития воспринимается ими, как попыткадискредитации профессионального опыта;
часто инновация понимается, как поиск и внедрение в образовательный процесс «идеальных» технологий, методик ипрограмм, однако, если внедрение этих программ не сопровождается их творческим переосмыслением, они мало чтоменяют в сути педагогического процесса.
Преодолеть указанные барьеры инновационной деятельности возможно на основе формирования готовности педагога к ведению инновационной деятельности.
В акмеологическом словаре готовность рассматривается как высокий уровень развития мотивационных, познавательных и волевых процессов, который обеспечивает успех предстоящей деятельности; это адекватная установка, мотивация и мобилизация психологических ресурсов для предстоящей деятельности.
К содержанию готовности педагога к осуществлению инновационной деятельности исследователи (Л.М. Митина, А.К. Маркова, Н.В.Кузьмина и др.) относят:
высокий уровень мотивации преобразования профессиональной педагогической деятельности;
адаптивность к изменениям в профессиональной педагогической среде (перестройка своей деятельности в связис появлением новых программ, учебников, с появлениемновых способов контроля знаний, например, ЕГЭ, с переходомк деятельности в новом ученическом коллективе и т. п.);
169
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
способность выйти на надситуативный уровень в решениипедагогических ситуаций; к постановке вариативных и комплексных целей профессионально-педагогической деятельности и поиску способов их решения посредством планированияпедагогических задач;
способность осваивать новые педагогические технологии,обновлять формы и методы педагогической деятельности;
умение извлекать новые педагогические знания из исследования собственной профессионально-педагогической деятельности и перестраивать ее на основе освоения новой учебной инаучной информации.
Анализ работС. Ю. Степанова, А. В. Растянникова, Д. В. Ушакова позволил выделить две основные сферы проявления готовности педагога к инновационной деятельности: профессионально-интеллектуальную, личностно-коммуникативную.
К критериям профессионально-интеллектуальной готовности педагога к ведению инновационной деятельности можно отнести: способность к рефлексии профессиональной педагогической деятельности как переосмысление стереотипов личного педагогического опыта, поведения, общения, механизм осознания средств деятельности, порождения инноваций в различных сферах профессиональной деятельности; надситуативный уровень решения профессиональных педагогических ситуаций; способность к проектировочно-прогностической деятельности.
К критериямличностно-коммуникативной готовности педагога к ведению инновационной деятельности можно отнести высокую мотивацию к саморазвитию и ведению инновационной деятельности; заинтересованность педагогов друг в друге в профессиональном плане;личностно-ориентированный подход к учащимся и коллегам по работе.
Таким образом, в работе рассмотрена модель готовности педагога к ведению инновационной деятельности. Теоретические положения, изложенные в данной работе, экспериментально апробированы в рамках инновационного проекта Центра развития образования г. Геленджика «Проектирование и реализация тьюториальной модели психолого-педагогической и методической поддержки инновационной деятельности учителя (в условиях муниципальной системы образования)».
Химическая зависимость и учение о страстях
Кустов Ю. В. (г. Москва)
Связь химической зависимости со страстью или со страстями столь очевидна, что даже не нуждается в обосновании. О страстях человеческих известно столько лет, сколько живет человек, но отношение к ним меняется в зависимости от нравственной установки человека и той этической системы, которая довлеет в обществе. Мы знаем древнегреческую систему ценностей до новой эры, мы знаем христианскую систему ценностей нашей эры, которой две тысячи лет. Мы знаем классовую мораль последнего столетия (XX в.), так же знаем философские и научные взгляды эпох Воз-
рождения и Просвещения, особо повлиявших на возникновение и создание науки, в том числе психологии. В XVII в. Декарт написал трактат «Учение о страстях» и, тем самым, на первое место из всех психических функций выдвигал волю. Цитируем: «главное действие аффектов, или страстей, состоит, в том, что они располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело» (с. 448, т. 1, ФЭ). Если по Декарту возможность истины обусловлена существованием «врожденных идей», то «заблуждения возникают в силу способности моего свободного решения или воли». Это решение воли выражается в акте суждения, которое несет основную нагрузку в выборе и ответственность за поступок. Далее Декарт, ссылаясь, на нехватку научных данных о физиологии и биологии человека пишет: «Достоверно известно очень немного о телесных вещах; гораздо больше мы знаем о человеческом духе и еще больше о Боге», сетуя и надеясь, что, именно, научные факты о телесности раскроют тайны страсти.
Удивительно то, что сегодня ситуация поменялась на противоположную, а именно: мы больше знаем о телесных вещах и менее всего о духовных, таковы превратности времени, где мы, вновь, думаем, что если познаем духовность, то узнаем тайну страсти. А на самом деле, время требует синтеза, объединения телесного и духовного, материального и мыслящего, еще более созерцательного и философского, познающего истину. Идея философа и католика Декарта о страсти лежит глубоко в «учении о страстях» святых отцов церкви. Приводим слово святого отца IV века Василия Великого: «.. .знания могут приобретать и люди страстные- путем занятий и упражнений, Божественные же добродетели приобретают только бесстрастные от дарованной в Крещении Благодати, просвещающей ум во время молитвы. Образ Божий заложен в бессмертной свободной душе, подобие же - в добродетели, которые по естеству нам свойственны», а страсти навязаны «комплексом» (К. Юнг) и призваны самим человеком. Субъект желающий стяжать спасительную добродетель обязан не только воздерживаться от зла, но делать добро, как сказано в писании: «Уклонись от зла и сотвори благо» (Пс. 33,15).
Если говорить о современном положении вещей и о проблеме химической зависимости, то она обусловлена, прежде всего, био-психо-социо-духовными компонентами зависимости человека от алкоголя, наркотиков, токсических веществ, лекарственных препаратов. Можно выделить следующие типы химической зависимости: алкоголизм, наркомания,токсикомания. Как следствие, химически зависимого человека можно и нужно считать больным человеком, и такого человека нужно лечить. Био-психо-социо-духовная модель алкоголизма и наркомании предполагает, что химически зависимый человек становится зависимым на всех уровнях: биохимическом, психологическом, социальном и духовном. И без внимания к какому-то из этих компонентов лечение будет неполным и, как следствие, безуспешным.
На данный момент в России, да и во всем мире, наиболее эффективным методом считается духовно-ориентированный метод «12 шагов» Анонимных Алкоголиков, созданный в 1935 году в США самими алкоголиками, переставшими пить. Этот метод включает в себя: программу «12 шагов», т. е. духовные шаги по изменению и осмыслению себя, с посещением групп, выздоравливающих алкоголиков и наркоманов. Метод не считается религиозным, хотя сама программа вышла из «Оксфордских групп» религиозных христиан.
Следует заметить, что рассмотрение проблемы, с точки зрения, христианской аскетики Святыми Отцами - химическая
170
з-н
зависимость является страстью- грехом, пленяющим душу и разум человека. Возникает греховная зависимость от чувства наслаждения, покоя, радости, наступающей вследствие потребления химических веществ, обусловленным изменением сознания и психики. В дальнейшем, вместе с прогрессированием болезни эти чувства исчезают, но человек продолжает употреблять химические вещества, хотя они и не приносят желаемого результата. Здесь уже нужно говорить о зависимости, как о болезни. На начальной стадии зависимости прельщает, именно, легкость получения желаемого состояния (отрешенности, уход от разных проблем, снятие усталости и т. д.). Нет желания получить эти чувства при-родно, не говоря уже сверхъестественным методом: молитвой, медитацией, участием в церковных таинствах и т. д. Также можно говорить об искушениях злыми духами и присутствии их во время употребления химических веществ. Без противопоставления им благодатных сил человек остается один на один с химическим веществом, злым духом и, вследствие этого, развивающейся болезнью души и тела. Хотелось бы закончить наши реминисценции тем, что созерцание и познание самих себя и собственной страсти является одним из путей к выздоровлению, наряду со знанием закономерностей психической и телесной жизни. Это говорят нам святые отцы как Православной, так и Католической Церкви, как ученые, так и философы, начиная от Сократа, Аристотеля, Декарта и кончая религиозными философами XIX и XX века. В заключении приводим мысль философа и католического богослова св. Фомы Аквината о том, что деятельная жизнь имеет аскетическую значимость, как приготовление к созерцанию, которое является «простое вглядывание в истину». Оно представляет собой, «по сути, работу ума, которая начинается с движения воли и заканчивается восхищенным состоянием, которое приводит к возрастанию любви...», как главной добродетели спасения и лечения страсти.
одного члена семьи в ответ на переживаемое внутреннее напряжение одного или нескольких членов семьи, а также на семейную дисфункциональность (стрессовые нарушения гомеостаза семьи) (В. А. Абабков, М. Перре, 2004; Е. В. Куфтяк, 2007).
Нами проведен цикл исследований (2002-2007 гг.), направленных на изучение психологического совладания в семье как регулятора действующего в системах семейных отношений для обеспечения устойчивости и сохранения их целостности.
Необходимо подчеркнуть, что семья в наших исследованиях выступает целостной группой, способной к внутренней самоорганизации и активности. Защитная активность группы, которая включает, не только групповую психологическую защиту (В. А. Штроо, 2007), но, наш взгляд, и совладающее поведение, направлена на сохранение целостности группы, способствует ее «выживанию». Другими словами, групповая целостность требует своей групповой защиты. Именно в ситуации чрезмерной угрозы, а мы понимаем под этим именно ненормативный кризис, для семьи характерно использование копинг-стратегией в пределах превышающих их средние показатели. Так, копинг-поведение выступает показателем изменяющейся адаптивности индивида и группы в целом.
В большинстве исследований выбор копинг-стратегий рассматривается как устойчивое свойство субъекта (Т. Л. Крюкова, 2005; Е. А. Сергиенко, 2007). Однако анализ собственных данных позволяет утверждать, что выбор той или иной копинговой активности соответствует определенной проблеме. Поэтому исследование семьи, супружества, родительства требует особого инструмента, который бы был направлен на изучение совладания не с жизнью в целом, а в определенной сфере жизни. Наше исследование направлено на решение и данной проблемы.
Совладающее поведение семьи как групповой феномен
Куфтяк Е. В. (г. Кострома)
Системный подход позволяет рассматривать семью как приспосабливающийся, взаимочувствительный «организм», способный поддерживать свою целостность (М. Боуэн, 2005). Целостность семейной системы выражаетинтегрированность,самодостаточность семьи и указывает на ее внутреннюю активность. Под целостностью или интегрированностью группового субъекта, в том числе, семейной системы, понимается внутреннее единство ее структурных элементов (А. Л. Журавлев, 2005).
Семейное поведение в ситуации стресса восстанавливает стабильность и защищает целостность, не допуская изменения структуры семьи, модели взаимоотношений. Семейное поведение рассматривается нами как совокупность реакций членов семьи на жизнедеятельность семейной системы (Е. В. Куфтяк, 2007). В этом контексте важно рассмотреть понятие «семейное совладание». Семейное совладание- это выбор стратегий действий более чем
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.