logo
psicho T2

Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных

и игровых форм в средней и старшей школе

Ковалева Н. Б. (г. Москва)

С приходом нового века гуманитарное знание претерпевает ряд серьезных изменений, связанных, прежде всего, с формированием нового облика гуманитарного знания как интегрального знания о природе языка, мышления, творчества и социальных инноваций.

Эпистемологические новации последних десятилетий XX века обычно связывают с так называемым «лингвистическим пово­ротом», герменевтическим, семиотическим бумом, что приводит к изменению картины мира: меняется соотношение знака и обо­значаемого, возникаюттак называемые пустые знаки (симулякры), программная открытость значения, детерминированная неис­черпаемостью множества его культурных интерпретаций (Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез). Не только литература и информация, но и сама жизнь приобретает свойства гиперреальности, виртуаль­ности. Стремительная экспансия этих новаций из философской лингвистики во все области знания приводит к изменению норм и форм языка и интеллектуального творчества, в частности повы­шается роль рефлексии, коммуникации и понимания. Гуманитарные технологии оказываются в центре внимания, так как закончился век индустриальный, и приходит время, по меткому выражению В.И. Вернадского, «коллективного разума».

Соответственно меняются требования, предъявляемые к со­держанию образования.

Современная ситуация предполагает не простое усвоение гуманитарного знания, а овладение особым способом мышления, позволяющим осмысливать возникающие ситуации, быть готовым к диалогу культур, самообразованию и самореализации в системе новых отношений «человек-мир». Важной частью современной гуманитарной культуры является не только овладение нормами языка, культурой чтения текстов и способностями выражать свои мысли, но и, прежде всего, умения работать в команде, в коллективе, вести продуктивный диалог, и, самое главное, уметь создавать новые проекты и обеспечивать их реализацию в со­вместной деятельности.

Для решения этих задач важно, чтобы современное содер­жание школьного образования обеспечило формирование осно­вополагающих компетентностей, которые позволят школьнику не только успешно функционировать в современном обществе, но и действовать самостоятельно, творчески. Компетентностный подход к формированию содержания образования предполагает усиление деятельностной направленности образования, что озна­чает определение результатов обучения не столько в объектно-знаниевой, сколько в деятельностной форме (решать те или иные задачи, излагать то-то, анализировать те или иные соотношения и закономерности, самостоятельно находить информацию для того-то, сравнивать те или иные объекты).

Продуктивной возможностью решения проблемы форми­рования современной гуманитарной культуры в школе является разворачивание модульных, метапредметных, проектных и ис­следовательских программ внутри традиции мыследеятельностной

104

з-н

педагогики (Ю. В. Громыко, 1993,2002). В рамках данной традиции отделом содержания образования НИИ ИСРОО (Л. Н. Алексеева, 2002-2006) построена система турнирных и игровых форм, позво­ляющих проектировать развивающую среду для подростков с целью развития их гуманитарных способностей в опоре на формирование культуры понимания текстов.

Рассмотрим, как эти компетенции задаются и формируются в ОДИ. Прежде всего, формируется общее проблемное поле, и выде­ляются основные позиции, которые определяют задачи каждой из команд - участников ОДИ. Например, в ОДИ«Развитие языковой среды молодежи 21 века», проведенной департаментом образова­ния и НИИСРОО по руководством Л. Н. Алексеевой 21-23 мая 2006 года для учеников 8-9 классов, были заданы следующие групповые позиции, к которым дети самоопределялись: роль литературы в формировании языковой среды; язык как средство массовой инфор­мации и сознание молодежи; Интернет как средство информации языковой среды; визуальная культура(кино); музыкальная культура; субкультуры в подростковом обществе.

Далее ребята с помощью модераторов решали следующие задачи.

Анализ складывающейся языковой среды молодежи и построе­ние отношения к ней. Определение целей и задач преобразования языковой среды с точки зрения формирования идентичности в современной России. Проект преобразования языковой среды с точки зрения формирования идентичности в современной России. Построение сценария преобразования языковой среды учащимися в конкретных областях практики.

Решение первой и второй задачи проходило в опоре на статьи известных ученых и собственные представления учащихся. Сред­ством работы была схематизация выдвинутых идей и их обсуждение на общем заседании, создание проекта и сценария требовало уже личной включенности подростков в проблему, мыслительной проработки замысла и понимания возможностей соорганизации деятельности и, конечно, творчества.

В результате была создана ситуация формирования в совмест­ной деятельности основных «гуманитарных» компетенций культуры понимания и использования текстов для решения творческих задач, навыков совместного решения задач по анализу ситуации, поиска творческого решения и мыслительной, и организационной проработки проекта преобразования исходной ситуации; способ­ности продуктивного обсуждения в дискуссии предлагаемых идей. Подростки сформулировали ряд интересных предложений и проектов по преобразованию языковой среды молодежи, такие как создание правил осмысленного чтения, введение в школьный курс программы медиаобразования и обучения контент-анализу для формирования навыков противостояния манипуляциям СМИ и другие.

Особенности проявления уровней