logo
psicho T2

Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании

МкртычянА.А. (г. Москва)

Последствия современного терроризма - это не только физи-ческиежертвы. Очевидно, что основной целью терроризма являются более масштабные и имеющие долгосрочный характер социальные и психологические последствия. Именно они являются наиболее эффективным инструментом террористов, с помощью которого достигается привлечение наибольшего внимания общества к себе и своей деятельности.

Психологические последствия будут присутствовать после лю­бого чрезвычайного происшествия. Но, в силу своей специфичности, террористический акт вызывает наиболее широкий, разнообразный спектр последствий. Как положительного, так и отрицательного характера. И огромную роль в их формировании играют СМИ.

Современный терроризм имеет явную направленность на СМИ. Своей конечной целью террористы рассматривают не макси­мально возможное количество физических жертв и разрушений, а огромную аудиторию телезрителей и пользователей сети Интернет. А в качестве одного из основных этапов планирования террори­стического акта выделяется активное участие СМИ в освещении преступления или требование присутствия представителей СМИ. Этому есть несколько причин. Во-первых, освещениетеррористи-ческого акта в СМИ автоматически делает его общеизвестным и, как следствие-более заметным и значимым. Во-вторых, если рас­сматривать психолого-социальные последствия как приоритетную цель террористов, то достижение этой цели осуществляется именно через трансляцию террористического акта в СМИ, в частности -на телевидении. Таким образом, последствия террористического акта распространяются на огромную аудиторию телезрителей, минуя географические и временные барьеры,тем самым- увеличивая многократно количество жертв. Повторное и детальное освещение террористического акта - залог увеличения количества жертв в разы. Результатом этого являются эскалация страха и чувства собственной незащищенности, национальная и религиозная не­терпимость, всплески агрессивного поведения среди населения, легитимизация насилия. А также- популяризация террористов и их методов.

Влияние СМИ может быть как положительным, так и отрица­тельным. Непрофессиональное освещение событий способствует искажению информации, которая усиливает отрицательное эмо­циональное состояние людей, повышает степень страха и паники, способствует легитимизации насилия и привыкания к нему. Есте­ственно, неправильно рассуждать о запрете на трансляцию насилия, в частности - террористических актов, по ТВ. Проблема заключается в нахождении оптимальной формы подобной трансляции, которая будет способствовать редуцированию отрицательных последствий, а не их развитию в обществе. Обмен информацией между прави­тельственными структурами и населением (до террористического акта, втечениеего и после) чрезвычайно важен. Людям необходимо подготовиться и практически и психологически к долговременной ситуации угрозы, научиться эффективно реагировать на возникшую опасность. Также немаловажной функцией СМИ препятствие воз­никновению в обществе идеализированных представлений о тер-

рористах, устранение слухов и мифов разного толка. Таким образом, вопросы, связанные с освещением террористических актов в СМИ являются не праздными, а практически значимыми и актуальными. А для этого необходимо иметь представление о характеристиках и факторах, влияющих на эффективность выполнения поставленных перед СМИ задач.

Очевидно, что последствия террористических актов можно редуцировать не только через прямые запретительные меры, ограничивающие поведение журналиста или объем информации, но и с помощью моделирования характеристик самого предъ­явления, содержательной стороны и стиля комментариев, образ коммуникатора. От того, каким образом будет транслироваться, предъявляться информация о террористическом акте зависит и степень восприятия риска обывателем данного происшествия, а также субъективная оценка вероятности повторения подобных преступлений в ближайшем будущем. Выявленные характеристики и факторы помогут психологам, совместно с представителями СМИ, составлять репортажи таким образом, чтобы свети к минимуму их отрицательное влияние на население. Тем самым лишить терро­ристов одного из мощнейших средств влияния на государство и общество.

Особенности личностного пространства и выраженности манипулятивного отношения у студентов-психологов

Мозговая Н. Н. (г. Ростов-на-Дону)

Личностное пространство человека - область, которую мы пытаемся сохранить от любого «вторжения». Такое пространство полифункционально и может обладать такими функциями как: репрезентативной, защитной, контролирующей и др. Это один из способов репрезентации, адекватный представлениям человека о мере его свобод, а также интегрированное образование, по­зволяющее человеку сохранять психологический комфорт лич­ности. Личностное пространство выступает как одно из условий для реализации потребностей, статуса, зрелости, безопасности жизнедеятельности, свободы выбора, диалогического общения человека в обществе.

Мы полагаем, что любое из «вторжений» в личностное про­странство нельзя отнести только к какой-либо одной группе «на­рушений». Одним из наиболее часто исследуемых видов «надлич­ностных» влияний на личностное пространство, является проблема социально-культурного манипулирования, вырабатывающая особые модели поведения, общения и межличностного контакта.

Склонность к манипулированию по отношению к другим людям во многом основывается на самовосприятии человека и сформированное™ образа «Я». Необходимо заметить, что ста­новление самосознания и формирование образа «Я» происходит именно в период студенчества. На данном этапе также усиливается внимание к личностным, внутренним, собственно психологическим качествамлюдей. Учебная деятельность, являясь ведущей в период студенчества, вносит свои коррективы в целостность личных,

307

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

нравственных, культурных представлений. Необходимо отметить, что такой аспект как выраженность манипулятивного отношения в студенческом возрасте, в том числе и у будущих психологов, на примере, сравнения с другими специальностями в современных исследованиях освещен недостаточно.

В нашем исследовании мы предположили, что уровень вы­раженности манипулятивного отношения у студентов психологи­ческого факультета будет значимо отличаться от студентов других факультетов ЮФУ ПИ - филологического (фил. фак-т); факультета математики и информатики (МИФ) (156 человек). Сравнивая данные студентов психологического факультета и факультета мате­матики и физики, и филологии, мы выявили некоторые различия, являющиеся статистически значимыми:

Так, проанализировав данные студентов психологического и филологического факультетов и факультета математики и инфор­матики, мы полагаем, что личностные характеристики, присущие манипуляторам, у студентов-психологов развиты значительно меньше, чем у студентов-филологов и студентов-математиков. Студенты-психологи более открыты вобщении, добры, менее хитры, доверчивы, проницательны, но подозрительны. Такие личностные характеристики противоречат сущности манипулятора. Таким образом, уровень выраженности манипулятивного отношения именно у студентов-психологов ниже, чем уровень выраженности манипулятивного отношения у студентов-филологов и студентов-математиков.

Результаты данного исследования могут быть использованы как источник расширения фактологической базы в изучении, как фено­мена личностного пространства, так и манипуляции в студенческом среде, в разных специальностях.

Тендерные особенности стиля мышления в юношеском возрасте

Молохина Г. А. (г. Ростов-на-Дону)

исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проекты №05-06-06420а, №07-06-95885 м/М

Современные исследования особенностей интеллектуального развития показали, что достижения юношеского возраста выступают прелюдией к качественно новому уровню интеллектуального развития взрослого человека. Как отмечает М.А. Холодная (М.А. Холодная, 2007), на данном уровне, наряду с высокой продуктивностью в реально ориентированных видах деятельности, обнаруживается возрастание роли метакогнитивного и интенционального опыта как условия интеллектуального роста, характерно замедление темпа ин­теллектуальной деятельности на этапах анализа проблемы и принятия решений, снижение уровня «текучего интеллекта» и, в то же время, специализация в проявлении интеллектуальных свойств и наличие реальных интеллектуальных достижений (Н.И. Чуприкова, 2007).

В юношеском возрасте происходят качественные сдвиги в развитии мышления. Одним из регуляторов мышления, по мнению А. К. Белоусовой, выступает стиль мышления, формирующийся в он­тогенезе человека и представляющий собой характерноеопределен-ное сочетание функций, направленных на производство и развитие новообразований, и проявляющийся в динамике и направленности мыслительной деятельности человека. Автор выделяет следующие стили мышления, связанные с доминированием одной из функций в структуре эмоционально-установочного комплекса человека: инициативный стиль мышления (функция генерации- поиск противоречий, выдвижение гипотез); критический стиль (селек­тивная функция); управленческий стиль (функция смыслопередачи); практический стиль мышления (функция реализации). В основе функций лежит отношение к новой информации, особенности усвоения, систематизации информации определяют содержание стилевых особенностей мышления (А.К. Белоусова, 2002). Таким образом, стиль мышления не только определяет способ постановки проблем и подходы к их решению, но и проявляется в поступках, и поведении человека.

Большое значение в юношеском возрасте приобретает станов­ление тендерной идентичности юношей и девушек, возникающей в результате взаимодействия Я и других, и проявляющейся как субъективный опыт психологической интериоризации мужских и женских черт. Тендерный подход в исследовании предполагает, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин опреде­ляются в большей степени социализационными механизмами, воспитанием и распространенными в каждой культуре представле­ниями о сущности мужского и женского, а не их физиологическими особенностями (И. В. Костикова, 2005). Тендер конструируется по­средством социализации и разделения труда, системой тендерных ролей, семей, средствами массовой информации, а также самими индивидами - на уровне сознания (теория социального конструи­рования тендера). С. Бем (1983) объясняет механизмы передачи тендерной информации в социальной среде посредством тендерной схематизации, представляющей когнитивную готовность человека кодировать и организовывать информацию о себе и других со­ответственно культурным определениям «мужское- женское» (И.Г. Малкина-Пых, 2006). Формирование тендерной идентич-

308

з-н

ности сказывается на развитии образа мира, определяя специфику развития познавательных возможностей человека, в том числе индивидуально своеобразных способов отражения противоречий, переработки и реализации знаний, что составляет стилевое своео­бразие мышления.

В проведенном нами исследовании взаимосвязи стиля мыш­ления и тендерной идентичности личности приняли участие 60 девушек и 60 юношей (студенты педагогического института и курсанты военного института).

Результаты исследования показали, что в среднем по выборке мы наблюдаем полотипизированный образ «Я», т. е. поведение юношей и девушек, их представление о себе соответствует тен­дерным требованиям в обществе, что может свидетельствовать о высокой степени подверженности маскулинным и фемининным стереотипам.

При сопоставлении профилей стиля мышления в группах представителей с различным биологическим полом и в группах с различной тендерной идентичностью выявлены значимые раз­личия в выраженности доминирующих стилей мышления (р < 0,05, р < 0,01). Для группы юношей характерно доминирование практического стиля мышления, далее управленческий стиль, критический, инициативный. Полученный профиль совпадаете профилем стиля мышления представители маскулинного типа (53 человека). Определяющей выступает функция реализации идей, гипотез, придающая определенную направленность мышлению, реализация остальных функций осуществляются в практическом контексте, при непосредственном достижении выработанных идей. Профиль стиля мышления девушек практически повторяет профиль представителей фемининного типа (44), наблюдается смешанный тип мышления, доминируют управленческий и прак­тический стили мышления, далее критический, инициативный. В профиле стиля мышления представителей андрогинного типа (17 человек) направленность мышления задает управленческий стиль, далее практический, критический, инициативный. Стиль мышления представителей недифференцированного типа (6 человек) также отличается доминированием управленческого стиля, затем ини­циативный и практический стили, далее критический. Другими словами в данных группах превалирующей, подчиняющей себе мыслительную деятельность, является функция, направленная на других людей, т.е. открытие нового, обнаружение противоречий, их разрешение, выработка гипотез и их отсев производятся в рамках смыслопередачи, направленной на других.

Таким образом, можно заключить, что особенности социализа­ции, формирования психологического пола определяют специфику становления стиля мышления у людей с различной тендерной идентичностью. Другими словами, тендерные различия связаны со стилем мышления, формирующимся в процессе тендерной социализации.

Низкая самооценка: психологические проблемы

Молчанова О. Н. (г. Москва)

Анализ обширной литературы, посвященной теоретическим и эмпирическим исследованиям уровневых характеристик са­мооценки, приводит нас к констатации существования, по крайней мере, шести проблем в данной области. Первая проблема касается сути низкой самооценки. Что такое низкая самооценка, или даже, существует ли низкая самооценка? Низкая самооценка пред­ставляется либо как чувство неприятия, ненависти, отвращения в свой адрес; либо как низкий уровень оценки себя, отражающий собственную незначимость, малоценность, некомпетентность. Однако современные исследования показывают, что низкая самооценка не является полностью противоположной высокой: человек с низкой самооценкой не испытывает таких чувств как общая привязанность или любовь по отношению к самому себе, но это не значит, что он себя ненавидит; его отличают средние по позитивности или амбивалентные чувства по отношению к себе (Baumeister, 1993). Низкая самооценка, согласно ряду исследова­телей, является просто реалистичной: лица с низкой самооценкой точно оценивают свои возможности и способности, не завышая их, и не рассматривая себя через «розовые очки».

Вторая проблема -личностныекорреляты низкой самооцен­ки. Лицам с низкой самооценкой приписывают такие черты, как тревожность, депрессия, неуверенность, зависимость, замкну­тость, безынициативность, экстернальный локус контроля и т. д. Существует,однако, целый пластисследований,доказывающий,что решающую роль в детерминации личностных проявлений играет не сам по себе, взятый отдельно, уровень самооценки, а его связь с другими ее параметрами, с такими, как устойчивость, гибкость, адекватность и др. Взаимосвязь, например, двух факторов - уров­ня и стабильности самооценки - определяет выраженность гнева, враждебности, депрессии, а также многих других эмоциональных и поведенческих реакций (Kernis, Waschull, 1995).

Третья проблема - специфика Я-образа у лиц с низкой самооценкой. Люди с низкой самооценкой обладают «путанной» Я-концепцией (Baumeister, 1993): неопределенной, непоследова­тельной, неустойчивой. У лиц с низкой самооценкой отмечается большое расхождение между «Я» реальным и «Я» идеальным. Согласно другим исследованиям, особенностью Я-образа лиц с низкой самооценкой является не наличие высоких и позитивных идеальных позиций и устремлений, а, наоборот, доминирование негативных возможных «Я» (Markus, Nurius, 1986).

Четвертая проблема - стратегии поведения и саморегуляции лиц с низкой самооценкой. Социальное восприятие и поведение людей с низкой самооценкой характеризуется осторожностью и конформизмом, они попадают в зависимость от других, подстраи­ваясь под них, «забывают» собственные стремления, жизненные установки и цели (Brecht, 1996). Там, где надо принимать само­стоятельное решение, они действуют не оптимальным образом, устанавливая неадекватные цели: либо слишком трудные для достижения, либо- слишком легкие. Люди с низким уровнем самооценки не способны минимизировать важность своих не­достатков, слабостей, они «застревают» на своих неудачах и про­махах; у них меньше ресурсов, которые они могли бы привлечь

309

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

в случае неуспеха, поэтому в ситуации угрозы собственному «Я» они используют защитную стратегию, часто - стратегию «умале­ния других».

Пятая проблема - последствия низкой самооценки. Не только в психологической литературе, но и в обществе широко рас­пространена точка зрения, согласно которой низкая самооценка ведет к различным формам девиантного поведения, социальной дезадаптации, является причиной развития криминальных на­клонностей индивида, обусловливает низкие академические до­стижения, подростковую беременность и проституцию, наркоманию и алкоголизм, в то время как высокая самооценка - безусловное благо, важнейший психологический ресурс человека (Branden, 1994; Brecht, 1996). Результаты лонгитюдных исследований опровергают данную точку зрения: поскольку люди с высокой самооценкой более готовы экспериментировать, именно они обнаруживают не­сколько большую предрасположенность к раннему алкоголизму, наркомании, рискованной сексуальной активности (Baumeister et al, 2003). Однако доказывается, что низкая самооценка все-таки является фактором риска суицида и суицидальных попыток, раз­вития депрессии и пищевых нарушений (Emler, 2001).

Шестая проблема - возможность изменения низкой самооцен­ки. Многие исследователи утверждают, что самооценка представ­ляет собой стабильную личностную черту, которую независимо от ее уровня, человек стремится сохранить неизменной в течение всей жизни. Поэтому раз установившаяся низкая самооценка рискует остаться такой навечно. Но лонгитюдные исследования обнаруживаютзначимые изменения всамоуважении: выявлено как повышение, так и снижение его уровня (Harter, 1988), обусловлен­ные изменениями в компетентности и в одобрении/неодобрении значимых других.

Подводя итог, следует констатировать, что, несмотря на огром­ный объем исследований по проблеме низкой самооценки, вопро­сы, касающиеся ее природы, механизмов, причин, последствий, возможностей изменения по-прежнему остаются дискуссионными. Высокое самоуважение обеспечивает переживание позитивных чувств по отношению к себе, содействует тому, что люди ощущают себя более счастливыми и менее депрессивными. И это, безусловно, является ценным ресурсом, которымлюди с низкой самооценкой не обладают, что делает их, по-видимому, более уязвимыми. Однако сомнения исследователей в том, что высокая самооценка является панацеей от всех бед и несчастий обусловливают более взвешенный взгляд на проблему низкой самооценки и стимулируют поиски как других объяснительных моделей, так и психологических ресурсов лиц с низкой самооценкой.

Многомерные модели групповой сплоченности

МондрусА.Л., СидоренковА. В. (г. Ростов-на-Дону)

С 1980-х гг. в социальной и организационной психологии прои­зошел переход к многоплановому взгляду на сплоченность группы, которая стала рассматриваться как многомерный конструкт.

1. Четырехфакторная модель (В. ВидмеерД Брэули и А. Кэррон)была разработана относительно спортивных команд. В этоймодели выделено два измерения сплоченности, в каждом изкоторых представлено два конструкта:

  1. GI - групповая интеграция (индивидуальные представ­ления о сходстве членов, целостности группы) и ATG -индивидуальная привлекательность группы (мотивацияоставаться в группе);

  2. Т - инструментальное основание (стремление достигатьорганизационных целей) и S - социальное основание (мо­тивация к развитию и поддержанию социо-эмоциональныхотношений в группе). Сочетаниеэтих измерений задает че-тырехфакторную модель сплоченности: а) инструменталь­ная групповая интеграция (Gl-Т); б) социальная групповаяинтеграция (GI-S); в) индивидуальная привлекательностьгрупповой инструментальное™ (ATG-T); г) индивидуальнаяпривлекательность групповой социальности (ATG-S). Соот­ветственно этой модели разработан Опросник ГрупповойСреды (Group Environment Questionnaire, GEQ).

  1. Трехфакторная модель (С. А. Карлесс и К. Д. Паола) выделенана основе проверки четырехфакторной модели (GEQ) приме­нительно к рабочим группам. Она включает в себя следующиефакторы: инструментальная сплоченность, социальная спло­ченность, индивидуальная аттракция группы.

  2. Двухфакторная модель сплоченности (К. Боллен и Р. Хоул)включает две переменные величины: индивидуальное чувствопринадлежности к группе и ощущение моральной связанностис членами в группе. На основе такой модели разработана ШкалаВосприятия Сплоченности (Perceived Cohesion Scale, PCS).Двухмерная модель (А. В. Сидоренков) включает в себя:

деятельностную и социально-психологическую сплоченность. Для измерения этих конструктов разработана Методика изучения деятельностной и социально-психологической сплоченности, которая встроена в компьютеризированную систему «Комплексная социально-психологическая диагностика группы» (КСПДГ-1.2). Ме­тодика позволяет измерять сплоченность группы в целом и каждой неформальной подгруппы.

4. Микрогрупповая модель сплоченности выделена в рамкахмикрогрупповой концепции (А. В. Сидоренков). Согласно этоймодели сплоченность группы основывается на отношенияхмежду неформальными подгруппами по тем или иным осно­ваниям (аттрактивному или когнитивно-оценочному, инстру­ментальному и/или социальному). Микрогрупповая модельинтегрирована с двухфакторной моделью. В соответствии стаким подходом для Методики изучения деятельностной исоциально-психологической сплоченности разработан алго­ритм определения групповой сплоченности, учитывающийотношения между подгруппами по двум разновидностямсплоченности.

310

з-н