Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
МкртычянА.А. (г. Москва)
Последствия современного терроризма - это не только физи-ческиежертвы. Очевидно, что основной целью терроризма являются более масштабные и имеющие долгосрочный характер социальные и психологические последствия. Именно они являются наиболее эффективным инструментом террористов, с помощью которого достигается привлечение наибольшего внимания общества к себе и своей деятельности.
Психологические последствия будут присутствовать после любого чрезвычайного происшествия. Но, в силу своей специфичности, террористический акт вызывает наиболее широкий, разнообразный спектр последствий. Как положительного, так и отрицательного характера. И огромную роль в их формировании играют СМИ.
Современный терроризм имеет явную направленность на СМИ. Своей конечной целью террористы рассматривают не максимально возможное количество физических жертв и разрушений, а огромную аудиторию телезрителей и пользователей сети Интернет. А в качестве одного из основных этапов планирования террористического акта выделяется активное участие СМИ в освещении преступления или требование присутствия представителей СМИ. Этому есть несколько причин. Во-первых, освещениетеррористи-ческого акта в СМИ автоматически делает его общеизвестным и, как следствие-более заметным и значимым. Во-вторых, если рассматривать психолого-социальные последствия как приоритетную цель террористов, то достижение этой цели осуществляется именно через трансляцию террористического акта в СМИ, в частности -на телевидении. Таким образом, последствия террористического акта распространяются на огромную аудиторию телезрителей, минуя географические и временные барьеры,тем самым- увеличивая многократно количество жертв. Повторное и детальное освещение террористического акта - залог увеличения количества жертв в разы. Результатом этого являются эскалация страха и чувства собственной незащищенности, национальная и религиозная нетерпимость, всплески агрессивного поведения среди населения, легитимизация насилия. А также- популяризация террористов и их методов.
Влияние СМИ может быть как положительным, так и отрицательным. Непрофессиональное освещение событий способствует искажению информации, которая усиливает отрицательное эмоциональное состояние людей, повышает степень страха и паники, способствует легитимизации насилия и привыкания к нему. Естественно, неправильно рассуждать о запрете на трансляцию насилия, в частности - террористических актов, по ТВ. Проблема заключается в нахождении оптимальной формы подобной трансляции, которая будет способствовать редуцированию отрицательных последствий, а не их развитию в обществе. Обмен информацией между правительственными структурами и населением (до террористического акта, втечениеего и после) чрезвычайно важен. Людям необходимо подготовиться и практически и психологически к долговременной ситуации угрозы, научиться эффективно реагировать на возникшую опасность. Также немаловажной функцией СМИ препятствие возникновению в обществе идеализированных представлений о тер-
рористах, устранение слухов и мифов разного толка. Таким образом, вопросы, связанные с освещением террористических актов в СМИ являются не праздными, а практически значимыми и актуальными. А для этого необходимо иметь представление о характеристиках и факторах, влияющих на эффективность выполнения поставленных перед СМИ задач.
Очевидно, что последствия террористических актов можно редуцировать не только через прямые запретительные меры, ограничивающие поведение журналиста или объем информации, но и с помощью моделирования характеристик самого предъявления, содержательной стороны и стиля комментариев, образ коммуникатора. От того, каким образом будет транслироваться, предъявляться информация о террористическом акте зависит и степень восприятия риска обывателем данного происшествия, а также субъективная оценка вероятности повторения подобных преступлений в ближайшем будущем. Выявленные характеристики и факторы помогут психологам, совместно с представителями СМИ, составлять репортажи таким образом, чтобы свети к минимуму их отрицательное влияние на население. Тем самым лишить террористов одного из мощнейших средств влияния на государство и общество.
Особенности личностного пространства и выраженности манипулятивного отношения у студентов-психологов
Мозговая Н. Н. (г. Ростов-на-Дону)
Личностное пространство человека - область, которую мы пытаемся сохранить от любого «вторжения». Такое пространство полифункционально и может обладать такими функциями как: репрезентативной, защитной, контролирующей и др. Это один из способов репрезентации, адекватный представлениям человека о мере его свобод, а также интегрированное образование, позволяющее человеку сохранять психологический комфорт личности. Личностное пространство выступает как одно из условий для реализации потребностей, статуса, зрелости, безопасности жизнедеятельности, свободы выбора, диалогического общения человека в обществе.
Мы полагаем, что любое из «вторжений» в личностное пространство нельзя отнести только к какой-либо одной группе «нарушений». Одним из наиболее часто исследуемых видов «надличностных» влияний на личностное пространство, является проблема социально-культурного манипулирования, вырабатывающая особые модели поведения, общения и межличностного контакта.
Склонность к манипулированию по отношению к другим людям во многом основывается на самовосприятии человека и сформированное™ образа «Я». Необходимо заметить, что становление самосознания и формирование образа «Я» происходит именно в период студенчества. На данном этапе также усиливается внимание к личностным, внутренним, собственно психологическим качествамлюдей. Учебная деятельность, являясь ведущей в период студенчества, вносит свои коррективы в целостность личных,
307
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
нравственных, культурных представлений. Необходимо отметить, что такой аспект как выраженность манипулятивного отношения в студенческом возрасте, в том числе и у будущих психологов, на примере, сравнения с другими специальностями в современных исследованиях освещен недостаточно.
В нашем исследовании мы предположили, что уровень выраженности манипулятивного отношения у студентов психологического факультета будет значимо отличаться от студентов других факультетов ЮФУ ПИ - филологического (фил. фак-т); факультета математики и информатики (МИФ) (156 человек). Сравнивая данные студентов психологического факультета и факультета математики и физики, и филологии, мы выявили некоторые различия, являющиеся статистически значимыми:
по шкале Банта (t= 2,12, при гкр = 2,02) студенты факультетаматематики и информатики склонны проявлять манипулятив-ное отношение более ярко, чем студенты психологическогофакультета;
по шкале Ае (t = 2,56, при гкр = 2,02) опросника межличностных отношений Шутца студенты-психологи стремятсяк установлению более близких отношений, чем студентыматематики и информатики;
по фактору F 16-ти опросника Кетелла (t = 3,15, при гкр =2,02) студенты-психологи более беспечны и оптимистичны,легко относятся к жизни, недостаточно заботятся о будущем,отличаются тенденцией к экстра верти рова н ности. Студенты факультета математики и информатики при этом являются болеесерьезными в подходе к жизни, но, вместе с тем, склонны, всеусложнять, для защиты от возможных неудач, они склонны старательно, планировать все свои поступки. Студенты-филологиже более стойки и практичны, больше доверяют рассудку, чемчувствам, в качестве основного способа защиты используютрационализацию;
по фактору G 16-ти опросника Кетелла (t = 2,64, при гкр =2,02) студенты-психологи являются менее совестливыми,чем студенты МИФ. Но при этом значения по данной шкалеу студентов-психологов не низкие, и находятся на среднемуровне, следовательно, они способны принимать различныепроявления человеческого поведения, и не судить о людяходнозначно. Студенты МИФ, имея наивысшие показатели поданной шкале, напротив, являются в некоторой степени моралистами, их поведение строго соответствует общественнымнормам и требованиям.
Так, проанализировав данные студентов психологического и филологического факультетов и факультета математики и информатики, мы полагаем, что личностные характеристики, присущие манипуляторам, у студентов-психологов развиты значительно меньше, чем у студентов-филологов и студентов-математиков. Студенты-психологи более открыты вобщении, добры, менее хитры, доверчивы, проницательны, но подозрительны. Такие личностные характеристики противоречат сущности манипулятора. Таким образом, уровень выраженности манипулятивного отношения именно у студентов-психологов ниже, чем уровень выраженности манипулятивного отношения у студентов-филологов и студентов-математиков.
Результаты данного исследования могут быть использованы как источник расширения фактологической базы в изучении, как феномена личностного пространства, так и манипуляции в студенческом среде, в разных специальностях.
Тендерные особенности стиля мышления в юношеском возрасте
Молохина Г. А. (г. Ростов-на-Дону)
исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проекты №05-06-06420а, №07-06-95885 м/М
Современные исследования особенностей интеллектуального развития показали, что достижения юношеского возраста выступают прелюдией к качественно новому уровню интеллектуального развития взрослого человека. Как отмечает М.А. Холодная (М.А. Холодная, 2007), на данном уровне, наряду с высокой продуктивностью в реально ориентированных видах деятельности, обнаруживается возрастание роли метакогнитивного и интенционального опыта как условия интеллектуального роста, характерно замедление темпа интеллектуальной деятельности на этапах анализа проблемы и принятия решений, снижение уровня «текучего интеллекта» и, в то же время, специализация в проявлении интеллектуальных свойств и наличие реальных интеллектуальных достижений (Н.И. Чуприкова, 2007).
В юношеском возрасте происходят качественные сдвиги в развитии мышления. Одним из регуляторов мышления, по мнению А. К. Белоусовой, выступает стиль мышления, формирующийся в онтогенезе человека и представляющий собой характерноеопределен-ное сочетание функций, направленных на производство и развитие новообразований, и проявляющийся в динамике и направленности мыслительной деятельности человека. Автор выделяет следующие стили мышления, связанные с доминированием одной из функций в структуре эмоционально-установочного комплекса человека: инициативный стиль мышления (функция генерации- поиск противоречий, выдвижение гипотез); критический стиль (селективная функция); управленческий стиль (функция смыслопередачи); практический стиль мышления (функция реализации). В основе функций лежит отношение к новой информации, особенности усвоения, систематизации информации определяют содержание стилевых особенностей мышления (А.К. Белоусова, 2002). Таким образом, стиль мышления не только определяет способ постановки проблем и подходы к их решению, но и проявляется в поступках, и поведении человека.
Большое значение в юношеском возрасте приобретает становление тендерной идентичности юношей и девушек, возникающей в результате взаимодействия Я и других, и проявляющейся как субъективный опыт психологической интериоризации мужских и женских черт. Тендерный подход в исследовании предполагает, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются в большей степени социализационными механизмами, воспитанием и распространенными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского, а не их физиологическими особенностями (И. В. Костикова, 2005). Тендер конструируется посредством социализации и разделения труда, системой тендерных ролей, семей, средствами массовой информации, а также самими индивидами - на уровне сознания (теория социального конструирования тендера). С. Бем (1983) объясняет механизмы передачи тендерной информации в социальной среде посредством тендерной схематизации, представляющей когнитивную готовность человека кодировать и организовывать информацию о себе и других соответственно культурным определениям «мужское- женское» (И.Г. Малкина-Пых, 2006). Формирование тендерной идентич-
308
з-н
ности сказывается на развитии образа мира, определяя специфику развития познавательных возможностей человека, в том числе индивидуально своеобразных способов отражения противоречий, переработки и реализации знаний, что составляет стилевое своеобразие мышления.
В проведенном нами исследовании взаимосвязи стиля мышления и тендерной идентичности личности приняли участие 60 девушек и 60 юношей (студенты педагогического института и курсанты военного института).
Результаты исследования показали, что в среднем по выборке мы наблюдаем полотипизированный образ «Я», т. е. поведение юношей и девушек, их представление о себе соответствует тендерным требованиям в обществе, что может свидетельствовать о высокой степени подверженности маскулинным и фемининным стереотипам.
При сопоставлении профилей стиля мышления в группах представителей с различным биологическим полом и в группах с различной тендерной идентичностью выявлены значимые различия в выраженности доминирующих стилей мышления (р < 0,05, р < 0,01). Для группы юношей характерно доминирование практического стиля мышления, далее управленческий стиль, критический, инициативный. Полученный профиль совпадаете профилем стиля мышления представители маскулинного типа (53 человека). Определяющей выступает функция реализации идей, гипотез, придающая определенную направленность мышлению, реализация остальных функций осуществляются в практическом контексте, при непосредственном достижении выработанных идей. Профиль стиля мышления девушек практически повторяет профиль представителей фемининного типа (44), наблюдается смешанный тип мышления, доминируют управленческий и практический стили мышления, далее критический, инициативный. В профиле стиля мышления представителей андрогинного типа (17 человек) направленность мышления задает управленческий стиль, далее практический, критический, инициативный. Стиль мышления представителей недифференцированного типа (6 человек) также отличается доминированием управленческого стиля, затем инициативный и практический стили, далее критический. Другими словами в данных группах превалирующей, подчиняющей себе мыслительную деятельность, является функция, направленная на других людей, т.е. открытие нового, обнаружение противоречий, их разрешение, выработка гипотез и их отсев производятся в рамках смыслопередачи, направленной на других.
Таким образом, можно заключить, что особенности социализации, формирования психологического пола определяют специфику становления стиля мышления у людей с различной тендерной идентичностью. Другими словами, тендерные различия связаны со стилем мышления, формирующимся в процессе тендерной социализации.
Низкая самооценка: психологические проблемы
Молчанова О. Н. (г. Москва)
Анализ обширной литературы, посвященной теоретическим и эмпирическим исследованиям уровневых характеристик самооценки, приводит нас к констатации существования, по крайней мере, шести проблем в данной области. Первая проблема касается сути низкой самооценки. Что такое низкая самооценка, или даже, существует ли низкая самооценка? Низкая самооценка представляется либо как чувство неприятия, ненависти, отвращения в свой адрес; либо как низкий уровень оценки себя, отражающий собственную незначимость, малоценность, некомпетентность. Однако современные исследования показывают, что низкая самооценка не является полностью противоположной высокой: человек с низкой самооценкой не испытывает таких чувств как общая привязанность или любовь по отношению к самому себе, но это не значит, что он себя ненавидит; его отличают средние по позитивности или амбивалентные чувства по отношению к себе (Baumeister, 1993). Низкая самооценка, согласно ряду исследователей, является просто реалистичной: лица с низкой самооценкой точно оценивают свои возможности и способности, не завышая их, и не рассматривая себя через «розовые очки».
Вторая проблема -личностныекорреляты низкой самооценки. Лицам с низкой самооценкой приписывают такие черты, как тревожность, депрессия, неуверенность, зависимость, замкнутость, безынициативность, экстернальный локус контроля и т. д. Существует,однако, целый пластисследований,доказывающий,что решающую роль в детерминации личностных проявлений играет не сам по себе, взятый отдельно, уровень самооценки, а его связь с другими ее параметрами, с такими, как устойчивость, гибкость, адекватность и др. Взаимосвязь, например, двух факторов - уровня и стабильности самооценки - определяет выраженность гнева, враждебности, депрессии, а также многих других эмоциональных и поведенческих реакций (Kernis, Waschull, 1995).
Третья проблема - специфика Я-образа у лиц с низкой самооценкой. Люди с низкой самооценкой обладают «путанной» Я-концепцией (Baumeister, 1993): неопределенной, непоследовательной, неустойчивой. У лиц с низкой самооценкой отмечается большое расхождение между «Я» реальным и «Я» идеальным. Согласно другим исследованиям, особенностью Я-образа лиц с низкой самооценкой является не наличие высоких и позитивных идеальных позиций и устремлений, а, наоборот, доминирование негативных возможных «Я» (Markus, Nurius, 1986).
Четвертая проблема - стратегии поведения и саморегуляции лиц с низкой самооценкой. Социальное восприятие и поведение людей с низкой самооценкой характеризуется осторожностью и конформизмом, они попадают в зависимость от других, подстраиваясь под них, «забывают» собственные стремления, жизненные установки и цели (Brecht, 1996). Там, где надо принимать самостоятельное решение, они действуют не оптимальным образом, устанавливая неадекватные цели: либо слишком трудные для достижения, либо- слишком легкие. Люди с низким уровнем самооценки не способны минимизировать важность своих недостатков, слабостей, они «застревают» на своих неудачах и промахах; у них меньше ресурсов, которые они могли бы привлечь
309
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
в случае неуспеха, поэтому в ситуации угрозы собственному «Я» они используют защитную стратегию, часто - стратегию «умаления других».
Пятая проблема - последствия низкой самооценки. Не только в психологической литературе, но и в обществе широко распространена точка зрения, согласно которой низкая самооценка ведет к различным формам девиантного поведения, социальной дезадаптации, является причиной развития криминальных наклонностей индивида, обусловливает низкие академические достижения, подростковую беременность и проституцию, наркоманию и алкоголизм, в то время как высокая самооценка - безусловное благо, важнейший психологический ресурс человека (Branden, 1994; Brecht, 1996). Результаты лонгитюдных исследований опровергают данную точку зрения: поскольку люди с высокой самооценкой более готовы экспериментировать, именно они обнаруживают несколько большую предрасположенность к раннему алкоголизму, наркомании, рискованной сексуальной активности (Baumeister et al, 2003). Однако доказывается, что низкая самооценка все-таки является фактором риска суицида и суицидальных попыток, развития депрессии и пищевых нарушений (Emler, 2001).
Шестая проблема - возможность изменения низкой самооценки. Многие исследователи утверждают, что самооценка представляет собой стабильную личностную черту, которую независимо от ее уровня, человек стремится сохранить неизменной в течение всей жизни. Поэтому раз установившаяся низкая самооценка рискует остаться такой навечно. Но лонгитюдные исследования обнаруживаютзначимые изменения всамоуважении: выявлено как повышение, так и снижение его уровня (Harter, 1988), обусловленные изменениями в компетентности и в одобрении/неодобрении значимых других.
Подводя итог, следует констатировать, что, несмотря на огромный объем исследований по проблеме низкой самооценки, вопросы, касающиеся ее природы, механизмов, причин, последствий, возможностей изменения по-прежнему остаются дискуссионными. Высокое самоуважение обеспечивает переживание позитивных чувств по отношению к себе, содействует тому, что люди ощущают себя более счастливыми и менее депрессивными. И это, безусловно, является ценным ресурсом, которымлюди с низкой самооценкой не обладают, что делает их, по-видимому, более уязвимыми. Однако сомнения исследователей в том, что высокая самооценка является панацеей от всех бед и несчастий обусловливают более взвешенный взгляд на проблему низкой самооценки и стимулируют поиски как других объяснительных моделей, так и психологических ресурсов лиц с низкой самооценкой.
Многомерные модели групповой сплоченности
МондрусА.Л., СидоренковА. В. (г. Ростов-на-Дону)
С 1980-х гг. в социальной и организационной психологии произошел переход к многоплановому взгляду на сплоченность группы, которая стала рассматриваться как многомерный конструкт.
1. Четырехфакторная модель (В. ВидмеерД Брэули и А. Кэррон)была разработана относительно спортивных команд. В этоймодели выделено два измерения сплоченности, в каждом изкоторых представлено два конструкта:
GI - групповая интеграция (индивидуальные представления о сходстве членов, целостности группы) и ATG -индивидуальная привлекательность группы (мотивацияоставаться в группе);
Т - инструментальное основание (стремление достигатьорганизационных целей) и S - социальное основание (мотивация к развитию и поддержанию социо-эмоциональныхотношений в группе). Сочетаниеэтих измерений задает че-тырехфакторную модель сплоченности: а) инструментальная групповая интеграция (Gl-Т); б) социальная групповаяинтеграция (GI-S); в) индивидуальная привлекательностьгрупповой инструментальное™ (ATG-T); г) индивидуальнаяпривлекательность групповой социальности (ATG-S). Соответственно этой модели разработан Опросник ГрупповойСреды (Group Environment Questionnaire, GEQ).
Трехфакторная модель (С. А. Карлесс и К. Д. Паола) выделенана основе проверки четырехфакторной модели (GEQ) применительно к рабочим группам. Она включает в себя следующиефакторы: инструментальная сплоченность, социальная сплоченность, индивидуальная аттракция группы.
Двухфакторная модель сплоченности (К. Боллен и Р. Хоул)включает две переменные величины: индивидуальное чувствопринадлежности к группе и ощущение моральной связанностис членами в группе. На основе такой модели разработана ШкалаВосприятия Сплоченности (Perceived Cohesion Scale, PCS).Двухмерная модель (А. В. Сидоренков) включает в себя:
деятельностную и социально-психологическую сплоченность. Для измерения этих конструктов разработана Методика изучения деятельностной и социально-психологической сплоченности, которая встроена в компьютеризированную систему «Комплексная социально-психологическая диагностика группы» (КСПДГ-1.2). Методика позволяет измерять сплоченность группы в целом и каждой неформальной подгруппы.
4. Микрогрупповая модель сплоченности выделена в рамкахмикрогрупповой концепции (А. В. Сидоренков). Согласно этоймодели сплоченность группы основывается на отношенияхмежду неформальными подгруппами по тем или иным основаниям (аттрактивному или когнитивно-оценочному, инструментальному и/или социальному). Микрогрупповая модельинтегрирована с двухфакторной моделью. В соответствии стаким подходом для Методики изучения деятельностной исоциально-психологической сплоченности разработан алгоритм определения групповой сплоченности, учитывающийотношения между подгруппами по двум разновидностямсплоченности.
310
з-н
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.